Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В семье неполноценные дети.

РЕФЕРАТ

ПО ПРЕДМЕТУ: СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

 

НА ТЕМУ: РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ

 

 

Работа выполнена

Студенткой первого курса

Специальность: социальная работа

(заочная форма обучения)

Гончарик Е. Ф.

Преподаватель: Немкович О. В.

Минск 2008

Оглавление:

1. Ребенок в семье.

2. Работа с семьей.

3. Методы работы.

4. Помощь семье.

5. В семье неполноценные дети.

6. Работа с семьей, где дети-инвалиды.

7. Подготовка подростка к семейной жизни.

8. Организация семейного досуга.

 

1. Ребенок в семье.

 

Традиции семейного воспитания складывались веками. От времен Платона до наших дней ученые и педагоги утверждали, что на развитие, формирование человека, на его моральные принципы влияют только родители.

Если родители заботятся о здоровье, вкладывая душу и сердце, то дети будут защищены от вредного влияния среды. Но в каком бы богатстве и комфорте ни воспитывался физически крепким, освоившим науки и ремесла ребенок, если в нем не будет развиты духовные, гуманные черты личности, ничего хорошего он в мир не принесет.

Нравственное поведение, психологическое развитие, поведение, общение, жизненные установки ­- все это формируется в семье. Какие бы проблемы ни решали родители, что ни говорили, с кем бы ни общались - все это откладывается на воспитании ребенка.

Бенджамен Спок считал, что результат родительского воспитания зависит не от степени строгости и мягкости, а от ваших чувств к ребенку. Ласка имеет такое же значение для эмоционального развития ребенка, как молоко матери для физического.

Ф. М. Достоевский писал: «Знайте же, что нет ничего сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное из детства, из родительского дома…прекрасное, свежее воспоминание, сохраненное из детства, может быть, самое лучшее воспоминание и есть. Если много набрали таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь».

Несомненно, какое бы большое место в развитии ребенка ни занимали школа и среда, главную ответственность за его воспитание несут родители.

До подросткового возраста ребенок впитывает все устои семьи. Родителям необходимо постоянно оценивать свои поступки, так как главным рычагом родительского воспитания является их авторитет. В младшем школьном возрасте - это авторитет любви, ласки, с взрослением – это авторитет уважения. Это мораль, знания и ум, умения, храбрость и сила. Но авторитетом нельзя подавлять ребенка, его нужно давать в небольших дозах.

Постоянное общение с ребенком дает возможность родителям узнать его. С подростком сложнее, так как родительские представления не успевают за его бурным развитием, продолжая обращаться с ним, как с ребенком. Именно в этот период формируются дальнейшие отношения родителей и подростка. Подросток требует к себе особого отношения, большей самостоятельности, уважения его мнения. Его самолюбие оказывается уязвленным, если в семье он не получает должного уважения и внимания.

Именно в этом возрасте возникает конфликт, когда эмоции, преобладая над разумом, приводят подростка к взрывным отношениям. Родителям в этом случае следует переждать, когда утихнут страсти и в спокойной обстановке все обсудить, дать подростку все самому обдумать.

Следует учитывать, что требования подростка к родителям намного выше, чем к посторонним.

В работе с родителями социальный педагог обращает внимание на первостепенные вопросы в воспитании ребенка.

Одна из черт, которая прививается ребенку в семье, - это послушание. Причем прививать его следует с раннего детства.

Так же важно воспитывать в семье у ребенка дисциплину, которая влияет на правильное развитие умственных способностей ребенка. Ребенок, привыкший к порядку и дисциплине с раннего детства, будет этому следовать всю жизнь. В этом важную роль играет режим дня, выполнение обязанностей по дому и т.д.

Трудовые навыки, заложенные в семье, определяют жизнедеятельность маленького человека в будущем.

Чуткое отношение к окружающим тебя людям, доброжелательность закладываются также только в семье.

Широко известны методы воспитания здорового ребенка в семье. Об этом достаточно публикаций. Здесь и закаливание, и гигиена, и предупреждение появления вредных привычек, и предупреждение с 6 – 7 лет употребления алкоголя и наркомании, и правильное питание, и наблюдение за психическим развитием.

 

 

Работа с семьей.

Работу с семьей социальный педагог начинает с ее изучения. Попробуем рассмотреть несколько разновидностей семей, с которыми чаще всего сталкивается социальный педагог. Это неблагополучные семьи, где ребенок живет в постоянных ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды. Современные условия добавили еще и безработицу родителей.

Требуется повседневная защита ребенка социальным педагогом, когда в семье нет отца или матери и ребенок воспитывается у бабушки или родственников, когда во время запоев или загулов родителей ребенок остается одиноким, когда родители отвергают любовь ребенка или «спекулируют» любовью к нему в своих отношениях.

Именно в таких семьях у ребенка наблюдаются отклонения в поведении. Когда в семье нет контактов, когда родители относятся к ребенку формально, обеспечивая его только материально.

Существует такое понятие, как психологический климат в семье. Это устойчивый эмоциональный настрой, когда в семье общность, любовь и доброжелательность взрослых положительно влияют на ребенка.

Социальный педагог семье необходим, так как современная школа занимается только обучением, а 2/3 родителей испытывают трудности в воспитании детей.

Прежде чем рассмотреть работу социального педагога с семьей, следует напомнить типы семей, с которыми приходится сталкиваться социальному педагогу. Это городская или сельская семья, традиционная, современная, многодетная, неполная, семья беженцев, эмигрантов, военнослужащих, опекунов и усыновителей, семья несовершеннолетней, «маленькой мамы», национальная и т. д.

В современных условиях, когда на семью возлагается вся ответственность за воспитание и содержание детей, поддержку престарелых, важно суметь создать такую внутрисемейную обстановку, климат семьи, которые бы обеспечивали бы соответствующие условия для этого.

Социальному педагогу приходится сталкиваться с различными проблемами семьи. Это:

- больные дети, дети-инвалиды;

- пожилые родители, инвалиды, пенсионеры;

- половая распущенность и проституция;

- алкоголики и наркоманы;

- дети-бродяги;

- развод родителей.

Несомненно, первоочередная задача социального педагога в работе с семьей – это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию.

К предупреждению относится материальная помощь семьям со стороны государства в виде выплаты пособий, предоставление льгот, социальной помощи. Социальный педагог кроме педагогических проблем, работая с семьей, решает социальный, экономические, медицинские и психологические задачи.

Главная цель – мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. Для этого, во-первых, необходимо проанализировать проблемы. Во-вторых, следует проконсультироваться со специалистами, в-третьих, определить пути выхода из кризиса.

В чем состоит работа социального педагога по оказанию помощи семье?

1-е. Проконсультировать семью в возможности получения различных пособий и социальных льгот, о порядке их получения.

2-е. Помочь увеличить доходы семьи, помочь в заработке и взрослых, и детей, в получении кредита, если семья решит открыть какое-нибудь предприятие.

3-е. Помочь матери, которая оказалась одна с детьми и без работы. Ей нужна такая работа, чтобы она надолго не оставляла детей одних.

4-е. Многие родители нуждаются в помощи педагога. Консультации можно проводить и индивидуальные, и групповые.

5-е. Работая с семьей, следует обращать внимание на положение ребенка в семье. Предварительно необходимо собрать информацию о семье: в школе, у соседей, в поликлинике.

6-е. Работая с семьей алкоголиков или наркоманов, полезно решить в первую очередь вопрос об определении детей в детские дома или дом ребенка. При лишении родителей родительских прав - передачу детей в благополучные семьи. Затем решать вопрос о принудительном лечении родителей.

Социальный педагог обращает внимание на семьи, где есть дети-инвалиды, устройство их в спецшколы, приобретение колясок для детей, получение путевок для летнего отдыха.

Социальный педагог связывается с юристом, чтобы организовать консультацию для семьи, где постоянные конфликты.

Многодетная семья обращается к педагогу по поводу трудоустройства подростка, за которым нужен постоянный контроль.

Сейчас стала популярной благотворительность. Важно, чтобы не оказалась в стороне семья, где много детей. Вместе с семейным социальным работником организуются ярмарки по продаже игрушек, вещей, обуви.

 

 

Методы работы.

 

Первоначально, с чего начинает социальный педагог, - это изучение семьи. Изучение отношений внутри семьи и их обсуждение помогут педагогу представить положение в ней ребенка.

После изучения семьи перед социальным педагогом стоит задача – создать в семье новые отношения. Это можно решить, вовлекая семью в различные клубы, группы здоровья, бытовые объединения.

Составив представление о положении в семье ребенка, социальный педагог вместе с семьей разрабатывает для него варианты реабилитационной программы. С ребенком обсуждается режим дня, свободное время, его дела.

Методом убеждения педагог может достичь успеха, если он достаточно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребенка в последствиях его антиобщественного поведения.

Методом убеждения он может добиться, чтобы воспитанник сам начал искать пути выхода из сложившейся ситуации.

Существует практика, когда социальный педагог составляет «карту семьи», где дается характеристика каждому члену семьи, даты рождения, знаменательных дат в семье. Определяются статус семьи, жилищные условия, религиозная и национальная принадлежность семьи.

Дополнением «карты» является изучение воспитания ребенка в семье. Как и сколько родители проводят время с ребенком, есть ли у них общие дела, какая форма общения, беседует ли отец с сыном, проводят ли вместе свободное время. Важно представлять, что знают родители о своих детях, чем ребенок интересуется, что читает, с кем дружит.

Следует выяснить и то, что знают дети о своих родителях, их вкусы, интересы, проблемы, здоровье.

Социальному педагогу важно учитывать все взаимоотношения внутри семьи, отношения взрослых между собой, между взрослыми и детьми. Следует учитывать, и особую ситуацию, когда в семье появляется первоклассник или пенсионер. Возможно ли сотрудничество внутри семьи или все отношения строятся на приказах взрослых. В семье, где появился первоклассник, социальный педагог выясняет положение ребенка, с кем он делится сокровенным, как и за что его наказывают, что ему нравится или не нравится в школе.

 

 

Помощь семье.

 

В помощь семье, в которой работают родители, существуют в школах группы продленного дня и школы с продленным днем. Существует две системы организации учебно-воспитательного процесса в таких школах. Распространенной формой является та, когда после уроков ребята остаются в группах, готовят уроки и гуляют.

В ряде школ система обучения построена с почасовой разбивкой ставок групп продленного дня, преподаватели-предметники ведут дополнительные уроки по ведущим предметам, а к воспитательной работе привлекаются специалисты для руководства различными кружками, студиями, секциями.

В таком случае изменяется весь режим работы школы. В первую половину дня даются 3-4 ведущих предмета, а «легкие» - во вторую половину, когда ребята занимаются в кружках, в мастерской.

 

 

В семье неполноценные дети.

Особое внимание заслуживают методы работы социального педагога с семьей, где неполноценные дети. По исследованиям американских ученых, неполноценные дети сейчас в каждой седьмой семье. От родимого пятна на лице до функциональных недостатков, слепоты, глухоты, замедленного умственного развития.

В этой семье важно выяснить отношение ребенка и родителей к состоянию его ребенка, степень реагирования родителей на его неполноценность. Для одних пятно на лице – трагедия, для других тяжелое осознание, что ребенок будет всю жизнь беспомощным.

Здесь необходима чуткость социального педагога. Чаще в такой семье мать работать не может. Это вызывает трагедию, родители разводятся, кончают жизнь самоубийством, становятся алкоголиками.

Кроме помощи ребенку социальный педагог обращает внимание на родителей. Им помощь нужна не меньше, чем ребенку. Их нужно убедить искать выход из ситуации горя и озлобления, найти положительные черты у ребенка и направить все силы на их развитие.

Родителям следует общаться с другими родителями, у которых также больной ребенок, что поможет легче переносить тяготы, побороть чувство беспомощности и одиночества.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...