Объем дисциплины и виды учебной работы
Тематический план
ПРОГРАММА КУРСА
Тема 1. Культура речи; понятие о нормах русского литературного языка; виды норм. Студент должен иметь представление: - о задачах и содержании курса; - о роли русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения; знать: - определения понятий «культура речи», «язык», «речь»; - основные аспекты культуры речи (нормативный, коммуникативный, этический); уметь: - различать элементы нормативной и ненормативной речи.
Основные составляющие русского языка; язык и речь; специфика письменной и устной речи; понятие культуры речи; понятие о нормах русского литературного языка; виды норм. Культура речи как одна из основных языковедческих дисциплин. Уровни владения русским литературным языком. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический. Учение о коммуникативных качествах “хорошей речи” - основа культуры речи. Правильность речи, точность, логичность, чистота, богатство, выразительность, уместность, действенность. Структурные и экстралингвистические свойства порождения оптимальной речи. Коммуникативные качества речи и степень успешности общения. Нормативность как основное коммуникативное качество “хорошей речи”. Понятие языковой нормы. Основные типы норм в русском языке: акцентологические, орфоэпические, словообразовательные, лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические, стилистические. Место и задачи учения о культуре речи в процессе профессиональной подготовки специалистов в области юриспруденции. Статус русского литературного языка в современном обществе. Русский язык как государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и один из мировых языков.
Задачи и содержание курса. Рекомендации по индивидуальной работе и самообразованию.
Тема 2. Функциональные стили речи; специфика и жанры каждого стиля. Студент должен иметь представление: - о социально-стилистическом расслоении современного русского языка; знать: - функциональные стили литературного языка; - основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы; - особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; - языковые формулы официальных документов; уметь: - различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; - выявлять ошибки, нарушающие стилевое единство текста; - создавать тексты учебно-научного и официально-делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки студентов; - соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.
Стили русского литературного языка. Понятие стиля речи. Классификация функциональных стилей русского литературного языка. Принципы выделения стилей. Основные стилеобразующие факторы: сфера использования, функция стиля, характер адресата и адресанта, условия коммуникации, форма речи. Подстили. Жанры речи. Понятие стилистического приема и стилистической ошибки. Разговорный стиль. Разговорная речь и ее особенности. Стилевые и языковые характеристики разговорной речи. Культура разговорной речи. Разговорные структуры в речи юриста. Официально-деловой стиль. Сфера использования и функции официально-делового стиля. Текстовые нормы делового стиля. Языковые нормы. Понятие делового документа. Составление текста документа. Композиция процессуальных актов. Научный стиль речи. Функции и стилевые черты научного стиля. Языковые особенности научных текстов. Основные подстили и жанры научного стиля. Оформление курсовых и дипломных работ. Публицистический стиль. Общая характеристика публицистического стиля. Основные жанры публицистики.
Культура общения. Общение как потребность человека. Современная речевая ситуация: проблемы и пути их решения. Роль СМИ в культуре речи. Коммуникативная компетенция личности. Роль культуры общения в профессиональной деятельности юриста.
Тема 3. Нормированность как механизм культуры речи. Студент должен иметь представление: - о типах речевой культуры; - о методах прогностики; знать: - смысл понятий «литературный язык», «кодификация», «языковая норма», «диспозитивная норма», «императивная норма», «речевая норма», «этическая норма», «коммуникативная норма»; - основные типы языковых норм русского литературного языка (орфоэпические, акцентологические, лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические, орфографические, пунктуационные); уметь: - различать элементы нормированной и ненормированной речи; - определять тип нормы.
Основные признаки нормы: системность, стабильность, историческая и социальная обусловленность, обязательность. Критерии литературной нормы. Нормализация и кодификация нормы. Императивные (строго обязательные) и диспозитивные (вариантные) нормы. Норма и вариант нормы. Причины возникновения вариантов. Типология вариантов. Стилистический прием и речевая ошибка. Динамическая теория нормы. Собственно языковые (закон речевой экономии и закон аналогии) и экстралингвистические причины изменения норм. Нарушение языковой нормы. Норма и речевой вкус.
Тема 4. Лексика. Использование в речи изобразительно-выразительных средств. Лексические нормы. Студент должен иметь представление: - о стилистической функции лексики ограниченного употребления; - об общеупотребительной лексике и лексике ограниченного употребления; знать: - смысл понятий «лексикология», «лексика», «этимология», «лексическая сочетаемость», «тавтология», «плеоназм»; - лексические нормы, их типы; - полисемию как языковое явление; уметь: - пользоваться профессиональной лексикой и терминами в юридической практике;
- находить и исправлять лексические ошибки; - соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.
Слово и его лексическое значение. Сочетаемость слов в русском языке. Точность словоупотребления в речи юриста. Речевые ошибки, связанные с неточным выбором слова в речи. Многозначные слова и омонимы. Полисемия как средство обеспечения богатства лексического состава языка. Типы полисемии. Омонимы: типология и выразительные возможности. Основные ошибки, возникающие при употреблении многозначных слов и омонимов, способы их устранения. Многозначные слова и омонимы в речи юриста. Синонимы, антонимы, паронимы: типология и стилистический потенциал. Функции синонимов, антонимов, паронимов в языке и речи. Контекстуальная синонимия и антонимия. Ненормативное использование синонимов, антонимов, паронимов. Синонимы, антонимы, паронимы в речи юриста. Исконная и заимствованная лексика русского языка. Сфера употребления и стилистическая классификация иноязычной лексики. Особенности освоения заимствованных слов. Экзотизм и варваризм. Выразительные возможности иноязычной лексики. Иноязычная лексика в языке права. Ошибки при использовании заимствованных слов и способы их устранения. Активная и пассивная лексика русского языка. Устаревшая лексика русского языка. Причины архаизации лексики и активизации в современном русском языке историзмов. Стилистическая характеристика архаизмов и область их употребления. Выразительные возможности архаизмов и историзмов. Причины и источники пополнения лексики новыми словами. Типы неологизмов и их стилистическое использование. Профессиональная юридическая лексика. Понятие термина и его характеристика. Особенности юридической терминологии. Профессиональная лексика в языке права. Тема 5. Фразеология. Типы фразеологических единиц; их использование в речи. Студент должен иметь представление: - о путях образования фразеологических единиц; знать: - функции и свойства фразеологических единиц в речи; - виды фразеологизмов (фразеологические сращения, фразеологические сочетания, фразеологические единства, фразеологические выражения); - фразеологическую синонимию и антонимию; уметь: - находить и исправлять ошибки в употреблении фразеологизмов; - определять функционально-стилевую принадлежность фразеологизмов; - использовать фразеологизмы в профессиональной речи юристов. Понятие фразеологического оборота. Основные особенности фразеологизмов (воспроизводимость, сложность и постоянство состава, непроницаемость, устойчивость, закрепленность порядка компонентов). Стилистическое использование фразеологических оборотов. Ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов и приемы их устранения.
Юридические клише и штампы. Понятие речевого клише и штампа. Клише в письменной речи юриста. Клише в судебной монологической речи.
Тема 6. Лексикография. Основные типы словарей. Студент должен иметь представление: - о многообразии лингвистических словарей; знать: - смысл понятий «лексикография», «грамматические пометы», «стилистические пометы»; - строение и особенности словарных статей; - способы толкования слова в словарной статье толкового словаря; уметь: - определять лексическое значение слова с помощью словарей разных типов; - объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным и профессиональным компонентами; - извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.
Понятие о лексикографии. Словарная статья: строение, особенности. Типы словарей: лингвистические, энциклопедические. Типы важнейших лингвистических словарей современного русского языка.
Тема 7. Фонетика и орфоэпия. Орфоэпические нормы. Студент должен иметь представление: - о причинах появления акцентологических вариантов; - о старомосковской орфоэпической норме; знать: - смысл понятий «орфоэпическая норма», «акцентология»; - особенности русского ударения и произношения; - особенности произношения заимствованных слов; уметь: - использовать в речи фонетические средства выразительности; - пользоваться орфоэпическими словарями.
Понятие о фонетике; основные фонетические единицы; фонетические средства языковой выразительности. Орфоэпия; орфоэпические нормы русского литературного языка; понятие о фонеме. Трудности русского произношения в области гласных и согласных звуков. Произношение заимствованных слов. Особенности русского ударения (разноместность, подвижность). Орфоэпия грамматических форм и отдельных слов. Причины появления акцентологических вариантов. Старомосковское произношение. Фонетические средства речевой выразительности: ассонанс, аллитерация.
Тема 8. Графика и орфография. Орфографические нормы. Студент должен з н а т ь: - содержание понятий «орфографическая норма», «проверяемые гласные», «непроверяемые гласные», «чередующиеся гласные», «непроизносимые согласные», «двойные согласные»; - соотношение букв и звуков; - ведущие принципы русского письма: морфологический, фонетический, традиционный; - орфографические нормы, связанные с написанием гласных и согласных в корне слова. - правила написания приставок всех видов; - правила переноса слов; у м е т ь: - правильно осуществлять выбор гласных и согласных в корне слова; - правильно осуществлять выбор приставок, не изменяющихся на письме; приставок на -з- и -с-; приставок пре- и при-; - работать с орфографическим словарем.
Графика; позиционный принцип русской графики. Орфография. Общие принципы русской орфографии. Трудные случаи орфографии. Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. Правописание производных предлогов, союзов. Правописание не и ни с разными частями речи. Правописание некоторых иноязычных слов с удвоенными согласными. Имена собственные и нарицательные. Прописная и строчная буква в наименованиях органов власти, управления, организаций, образовательных учреждений, фирм, их структурных подразделений, комитетов, комиссий, законодательных, нормативных актов, средств массовой информации, партий, памятных дат, в географических названиях, в названиях единиц административно-территориального деления.
Тема 9. Морфемика. Словообразовательные нормы. Студент должен з н а т ь: - содержание понятия «морфема», - типы морфем по характеру выражаемого ими значения; - способы словообразования в современном русском языке; у м е т ь: - правильно использовать способы словообразования для создания форм слова.
Способы словообразования. Порядок соединения частей слова. Создание оценочных значений средствами словообразования. Экспрессивное словообразование в художественном и публицистическом стиле. Функционально-стилевая закреплённость словообразовательных средств русского языка. Тема 10. Грамматические нормы русской речи. Морфология. Морфологические нормы. Студент должен иметь представление: - об истории формирования грамматических норм русского литературного языка; знать: - части речи, категориальное значение и грамматические категории частей речи; - смысл понятий «грамматика», «морфология», «синтаксис», «грамматическая форма слова»;
Слово как единица языка и речи. Лексическое и грамматическое значения слова. История формирования грамматических норм русского литературного языка. Грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке. Употребление отдельных морфологических средств языка в письменной и устной речи юриста.
Тема 11-12. Нормы употребления имен существительных. Студент должен иметь представление: - об истории формирования грамматических норм русского литературного языка; - о принципах русской орфографии; знать: - трудности употребления имен существительных (слова общего рода, существительные, имеющие только единственное или только множественное число и т.д.); - типы несклоняемых существительных и особенности их употребления; - имена собственные и нормы их употребления; уметь: - предупреждать ошибки, вызванные неправильным определением рода, числа, типа склонения; - соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.
Употребление форм имен существительных. Категория рода имен существительных. Род несклоняемых имен существительных и аббревиатур. Существительные общего рода. Обозначение лиц женского пола по профессии и роду занятий. Категория одушевленности / неодушевленности существительных. Особенности склонения имен существительных. Особенности склонения собственных существительных. Склонение фамилий. Варианты падежных окончаний имен существительных.
Тема 13. Нормы употребления имен прилагательных. Студент должен знать: - разряды имен прилагательных; - способы образования сравнительной и превосходной степени имен прилагательных; - способы образования краткой формы имен прилагательных; уметь: - правильно употреблять краткие формы прилагательных; - правильно употреблять формы сравнительной степени прилагательных; - находить и исправлять ошибки, связанные с употреблением имен прилагательных.
Употребление форм имен прилагательных. Особенности образования и значения кратких форм прилагательных, их возможные варианты. Синонимия полных и кратких форм прилагательных, их стилистические отличия. Нормы образования степеней сравнения прилагательных. Синонимия форм степеней сравнения прилагательных. Стилистическая и функциональная характеристика степеней качества. Особенности притяжательных прилагательных. Синонимия прилагательных и косвенных падежей имен существительных. Типичные ошибки, связанные с употреблением имен прилагательных.
Тема 14. Нормы употребления числительных и местоимений. Студент должен иметь представление: - о трудных случаях употребления числительных и местоимений; знать: - особенности склонения количественных, собирательных, составных числительных; - нормы употребления имен числительных и местоимений; уметь: - склонять числительные; - употреблять числительные в сочетании с существительными; - употреблять местоимения в научном и официально–деловом стилях речи; - находить и исправлять ошибки, связанные с неточным употреблением числительного или местоимения. Употребление имен числительных. Особенности склонения количественных числительных. Разговорные варианты в обозначении количества. Трудности в употреблении собирательных числительных. Ошибки, возникающие при использовании имен числительных. Употребление местоимений. Употребление личных местоимений. Нарушение нормы в употреблении возвратного, притяжательного местоимений. Семантико-стилистические особенности определительных и неопределенных местоимений.
Тема 15. Нормы употребления глагола и глагольных форм. Студент должен иметь представление: - о категории вежливости в глагольных формах; знать: - нормы употребления форм русского глагола; - о стилистическом использовании глагола; уметь: - правильно образовывать и употреблять формы времени и наклонения глаголов; - образовывать причастия и деепричастия; - соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.
Употребление форм глагола. Трудности употребления некоторых личных форм глагола: недостаточных, избыточных, разноспрягаемых; образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов; ошибки в образовании видовых форм глаголов, форм причастий и деепричастий. Синонимия форм наклонений глагола. Синонимия форм времени. Стилистическая роль глагола. Трудности в образовании и употреблении форм времени. Категория вежливости в глагольных формах.
Тема 16. Синтаксис. Основные единицы синтаксиса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|