Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объем дисциплины и виды учебной работы




Вид учебной работы (по учебному плану) Количество часов в соответствии с учебным планом
Максимальная учебная нагрузка студента  
Аудиторные занятия  
Лекции  
Семинарские занятия  
Самостоятельная работа  
Форма итогового контроля зачет

 

Тематический план

№№ п/п Темы дисциплины   Виды учебных занятий (количество часов)
    лекции семинары практические занятия
1. Культура речи; понятие о нормах русского литературного языка; виды норм. Нормированность как механизм культуры речи.      
2. Функциональные стили речи; специфика и жанры каждого стиля.        
3. Лексика. Использование в речи изобразительно-выразительных средств. Лексические нормы.      
4. Фразеология. Типы фразеологических единиц; их использование в речи.      
5. Лексикография. Основные типы словарей.      
6. Фонетика и орфоэпия.Орфоэпические нормы.      
7. Графика и орфография.Орфографические нормы.        
8. Морфемика. Словообразовательные нормы.        
9. Грамматические нормы. Морфология. Грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке; морфологические нормы. Нормы употребления имен существительных.        
10. Грамматические нормы. Внутрисеместровая аттестация.      
11. Нормы употребления имен прилагательных, числительных и местоимений, глагола и глагольных форм        
12. Синтаксис; основные единицы синтаксиса. Синтаксические нормы и культура речи        
16. Русская пунктуация.Пунктуационные нормы.        
17. Лингвистика текста. Коммуникативные нормы. Культура общения. Законы общения. Речевой этикет.      
18. Итоговое занятие. Зачет      
    Итого      

ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1. Культура речи; понятие о нормах русского литературного языка; виды норм.

Студент должен

иметь представление:

- о задачах и содержании курса;

- о роли русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

знать:

- определения понятий «культура речи», «язык», «речь»;

- основные аспекты культуры речи (нормативный, коммуникативный, этический);

уметь:

- различать элементы нормативной и ненормативной речи.

 

Основные составляющие русского языка; язык и речь; специфика письменной и устной речи; понятие культуры речи; понятие о нормах русского литературного языка; виды норм. Культура речи как одна из основных языковедческих дисциплин. Уровни владения русским литературным языком. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический. Учение о коммуникативных качествах “хорошей речи” - основа культуры речи. Правильность речи, точность, логичность, чистота, богатство, выразительность, уместность, действенность. Структурные и экстралингвистические свойства порождения оптимальной речи. Коммуникативные качества речи и степень успешности общения.

Нормативность как основное коммуникативное качество “хорошей речи”. Понятие языковой нормы. Основные типы норм в русском языке: акцентологические, орфоэпические, словообразовательные, лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические, стилистические.

Место и задачи учения о культуре речи в процессе профессиональной подготовки специалистов в области юриспруденции.

Статус русского литературного языка в современном обществе. Русский язык как государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и один из мировых языков.

Задачи и содержание курса. Рекомендации по индивидуальной работе и самообразованию.

 

 

Тема 2. Функциональные стили речи; специфика и жанры каждого стиля.

Студент должен

иметь представление:

- о социально-стилистическом расслоении современного русского языка;

знать:

- функциональные стили литературного языка;

- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

- языковые формулы официальных документов;

уметь:

- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

- выявлять ошибки, нарушающие стилевое единство текста;

- создавать тексты учебно-научного и официально-делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки студентов;

- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

 

Стили русского литературного языка. Понятие стиля речи. Классификация функциональных стилей русского литературного языка. Принципы выделения стилей. Основные стилеобразующие факторы: сфера использования, функция стиля, характер адресата и адресанта, условия коммуникации, форма речи. Подстили. Жанры речи. Понятие стилистического приема и стилистической ошибки.

Разговорный стиль. Разговорная речь и ее особенности. Стилевые и языковые характеристики разговорной речи. Культура разговорной речи. Разговорные структуры в речи юриста.

Официально-деловой стиль. Сфера использования и функции официально-делового стиля. Текстовые нормы делового стиля. Языковые нормы. Понятие делового документа. Составление текста документа. Композиция процессуальных актов.

Научный стиль речи. Функции и стилевые черты научного стиля. Языковые особенности научных текстов. Основные подстили и жанры научного стиля. Оформление курсовых и дипломных работ.

Публицистический стиль. Общая характеристика публицистического стиля. Основные жанры публицистики.

Культура общения. Общение как потребность человека. Современная речевая ситуация: проблемы и пути их решения. Роль СМИ в культуре речи. Коммуникативная компетенция личности. Роль культуры общения в профессиональной деятельности юриста.

 

 

Тема 3. Нормированность как механизм культуры речи.

Студент должен

иметь представление:

- о типах речевой культуры;

- о методах прогностики;

знать:

- смысл понятий «литературный язык», «кодификация», «языковая норма», «диспозитивная норма», «императивная норма», «речевая норма», «этическая норма», «коммуникативная норма»;

- основные типы языковых норм русского литературного языка (орфоэпические, акцентологические, лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические, орфографические, пунктуационные);

уметь:

- различать элементы нормированной и ненормированной речи;

- определять тип нормы.

 

Основные признаки нормы: системность, стабильность, историческая и социальная обусловленность, обязательность. Критерии литературной нормы. Нормализация и кодификация нормы. Императивные (строго обязательные) и диспозитивные (вариантные) нормы. Норма и вариант нормы. Причины возникновения вариантов. Типология вариантов. Стилистический прием и речевая ошибка.

Динамическая теория нормы. Собственно языковые (закон речевой экономии и закон аналогии) и экстралингвистические причины изменения норм. Нарушение языковой нормы. Норма и речевой вкус.

 

 

Тема 4. Лексика. Использование в речи изобразительно-выразительных средств. Лексические нормы.

Студент должен

иметь представление:

- о стилистической функции лексики ограниченного употребления;

- об общеупотребительной лексике и лексике ограниченного употребления;

знать:

- смысл понятий «лексикология», «лексика», «этимология», «лексическая сочетаемость», «тавтология», «плеоназм»;

- лексические нормы, их типы;

- полисемию как языковое явление;

уметь:

- пользоваться профессиональной лексикой и терминами в юридической практике;

- находить и исправлять лексические ошибки;

- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

 

 

Слово и его лексическое значение. Сочетаемость слов в русском языке. Точность словоупотребления в речи юриста. Речевые ошибки, связанные с неточным выбором слова в речи.

Многозначные слова и омонимы. Полисемия как средство обеспечения богатства лексического состава языка. Типы полисемии. Омонимы: типология и выразительные возможности. Основные ошибки, возникающие при употреблении многозначных слов и омонимов, способы их устранения. Многозначные слова и омонимы в речи юриста.

Синонимы, антонимы, паронимы: типология и стилистический потенциал. Функции синонимов, антонимов, паронимов в языке и речи. Контекстуальная синонимия и антонимия. Ненормативное использование синонимов, антонимов, паронимов. Синонимы, антонимы, паронимы в речи юриста.

Исконная и заимствованная лексика русского языка. Сфера употребления и стилистическая классификация иноязычной лексики. Особенности освоения заимствованных слов. Экзотизм и варваризм. Выразительные возможности иноязычной лексики. Иноязычная лексика в языке права. Ошибки при использовании заимствованных слов и способы их устранения.

Активная и пассивная лексика русского языка. Устаревшая лексика русского языка. Причины архаизации лексики и активизации в современном русском языке историзмов. Стилистическая характеристика архаизмов и область их употребления. Выразительные возможности архаизмов и историзмов.

Причины и источники пополнения лексики новыми словами. Типы неологизмов и их стилистическое использование.

Профессиональная юридическая лексика. Понятие термина и его характеристика. Особенности юридической терминологии. Профессиональная лексика в языке права.

Тема 5. Фразеология. Типы фразеологических единиц; их использование в речи.

Студент должен

иметь представление:

- о путях образования фразеологических единиц;

знать:

- функции и свойства фразеологических единиц в речи;

- виды фразеологизмов (фразеологические сращения, фразеологические сочетания, фразеологические единства, фразеологические выражения);

- фразеологическую синонимию и антонимию;

уметь:

- находить и исправлять ошибки в употреблении фразеологизмов;

- определять функционально-стилевую принадлежность фразеологизмов;

- использовать фразеологизмы в профессиональной речи юристов.

Понятие фразеологического оборота. Основные особенности фразеологизмов (воспроизводимость, сложность и постоянство состава, непроницаемость, устойчивость, закрепленность порядка компонентов). Стилистическое использование фразеологических оборотов. Ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов и приемы их устранения.

Юридические клише и штампы. Понятие речевого клише и штампа. Клише в письменной речи юриста. Клише в судебной монологической речи.

 

 

Тема 6. Лексикография. Основные типы словарей.

Студент должен

иметь представление:

- о многообразии лингвистических словарей;

знать:

- смысл понятий «лексикография», «грамматические пометы», «стилистические пометы»;

- строение и особенности словарных статей;

- способы толкования слова в словарной статье толкового словаря;

уметь:

- определять лексическое значение слова с помощью словарей разных типов;

- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным и профессиональным компонентами;

- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.

 

Понятие о лексикографии. Словарная статья: строение, особенности. Типы словарей: лингвистические, энциклопедические. Типы важнейших лингвистических словарей современного русского языка.

 

 

Тема 7. Фонетика и орфоэпия. Орфоэпические нормы.

Студент должен

иметь представление:

- о причинах появления акцентологических вариантов;

- о старомосковской орфоэпической норме;

знать:

- смысл понятий «орфоэпическая норма», «акцентология»;

- особенности русского ударения и произношения;

- особенности произношения заимствованных слов;

уметь:

- использовать в речи фонетические средства выразительности;

- пользоваться орфоэпическими словарями.

 

Понятие о фонетике; основные фонетические единицы; фонетические средства языковой выразительности. Орфоэпия; орфоэпические нормы русского литературного языка; понятие о фонеме. Трудности русского произношения в области гласных и согласных звуков. Произношение заимствованных слов. Особенности русского ударения (разноместность, подвижность). Орфоэпия грамматических форм и отдельных слов. Причины появления акцентологических вариантов. Старомосковское произношение. Фонетические средства речевой выразительности: ассонанс, аллитерация.

 

 

Тема 8. Графика и орфография. Орфографические нормы.

Студент должен

з н а т ь:

- содержание понятий «орфографическая норма», «проверяемые гласные», «непроверяемые гласные», «чередующиеся гласные», «непроизносимые согласные», «двойные согласные»;

- соотношение букв и звуков;

- ведущие принципы русского письма: морфологический, фонетический, традиционный;

- орфографические нормы, связанные с написанием гласных и согласных в корне слова.

- правила написания приставок всех видов;

- правила переноса слов;

у м е т ь:

- правильно осуществлять выбор гласных и согласных в корне слова;

- правильно осуществлять выбор приставок, не изменяющихся на письме; приставок на -з- и -с-; приставок пре- и при-;

- работать с орфографическим словарем.

 

Графика; позиционный принцип русской графики. Орфография. Общие принципы русской орфографии. Трудные случаи орфографии. Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. Правописание производных предлогов, союзов. Правописание не и ни с разными частями речи. Правописание некоторых иноязычных слов с удвоенными согласными. Имена собственные и нарицательные. Прописная и строчная буква в наименованиях органов власти, управления, организаций, образовательных учреждений, фирм, их структурных подразделений, комитетов, комиссий, законодательных, нормативных актов, средств массовой информации, партий, памятных дат, в географических названиях, в названиях единиц административно-территориального деления.

 

Тема 9. Морфемика. Словообразовательные нормы.

Студент должен

з н а т ь:

- содержание понятия «морфема»,

- типы морфем по характеру выражаемого ими значения;

- способы словообразования в современном русском языке;

у м е т ь:

- правильно использовать способы словообразования для создания форм слова.

 

Способы словообразования. Порядок соединения частей слова. Создание оценочных значений средствами словообразования. Экспрессивное словообразование в художественном и публицистическом стиле. Функционально-стилевая закреплённость словообразовательных средств русского языка.

Тема 10. Грамматические нормы русской речи. Морфология. Морфологические нормы.

Студент должен

иметь представление:

- об истории формирования грамматических норм русского литературного языка;

знать:

- части речи, категориальное значение и грамматические категории частей речи;

- смысл понятий «грамматика», «морфология», «синтаксис», «грамматическая форма слова»;

 

Слово как единица языка и речи. Лексическое и грамматическое значения слова. История формирования грамматических норм русского литературного языка. Грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке. Употребление отдельных морфологических средств языка в письменной и устной речи юриста.

 

Тема 11-12. Нормы употребления имен существительных.

Студент должен

иметь представление:

- об истории формирования грамматических норм русского литературного языка;

- о принципах русской орфографии;

знать:

- трудности употребления имен существительных (слова общего рода, существительные, имеющие только единственное или только множественное число и т.д.);

- типы несклоняемых существительных и особенности их употребления;

- имена собственные и нормы их употребления;

уметь:

- предупреждать ошибки, вызванные неправильным определением рода, числа, типа склонения;

- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

 

Употребление форм имен существительных. Категория рода имен существительных. Род несклоняемых имен существительных и аббревиатур. Существительные общего рода. Обозначение лиц женского пола по профессии и роду занятий. Категория одушевленности / неодушевленности существительных. Особенности склонения имен существительных. Особенности склонения собственных существительных. Склонение фамилий. Варианты падежных окончаний имен существительных.

 

 

Тема 13. Нормы употребления имен прилагательных.

Студент должен

знать:

- разряды имен прилагательных;

- способы образования сравнительной и превосходной степени имен прилагательных;

- способы образования краткой формы имен прилагательных;

уметь:

- правильно употреблять краткие формы прилагательных;

- правильно употреблять формы сравнительной степени прилагательных;

- находить и исправлять ошибки, связанные с употреблением имен прилагательных.

 

Употребление форм имен прилагательных. Особенности образования и значения кратких форм прилагательных, их возможные варианты. Синонимия полных и кратких форм прилагательных, их стилистические отличия. Нормы образования степеней сравнения прилагательных. Синонимия форм степеней сравнения прилагательных. Стилистическая и функциональная характеристика степеней качества. Особенности притяжательных прилагательных. Синонимия прилагательных и косвенных падежей имен существительных.

Типичные ошибки, связанные с употреблением имен прилагательных.

 

 

Тема 14. Нормы употребления числительных и местоимений.

Студент должен

иметь представление:

- о трудных случаях употребления числительных и местоимений;

знать:

- особенности склонения количественных, собирательных, составных числительных;

- нормы употребления имен числительных и местоимений;

уметь:

- склонять числительные;

- употреблять числительные в сочетании с существительными;

- употреблять местоимения в научном и официально–деловом стилях речи;

- находить и исправлять ошибки, связанные с неточным употреблением числительного или местоимения.

Употребление имен числительных. Особенности склонения количественных числительных. Разговорные варианты в обозначении количества. Трудности в употреблении собирательных числительных. Ошибки, возникающие при использовании имен числительных.

Употребление местоимений. Употребление личных местоимений. Нарушение нормы в употреблении возвратного, притяжательного местоимений. Семантико-стилистические особенности определительных и неопределенных местоимений.

 

 

Тема 15. Нормы употребления глагола и глагольных форм.

Студент должен

иметь представление:

- о категории вежливости в глагольных формах;

знать:

- нормы употребления форм русского глагола;

- о стилистическом использовании глагола;

уметь:

- правильно образовывать и употреблять формы времени и наклонения глаголов;

- образовывать причастия и деепричастия;

- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

 

Употребление форм глагола. Трудности употребления некоторых личных форм глагола: недостаточных, избыточных, разноспрягаемых; образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов; ошибки в образовании видовых форм глаголов, форм причастий и деепричастий. Синонимия форм наклонений глагола. Синонимия форм времени.

Стилистическая роль глагола. Трудности в образовании и употреблении форм времени. Категория вежливости в глагольных формах.

 

 

Тема 16. Синтаксис. Основные единицы синтаксиса.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...