Тема 10. Тропы русского языка
1. Новые и необычные слова, создаваемые авторами для определённых художественных целей, являющиеся принадлежностью индивидуального стиля – это: 1) неологизмы; 2) разговорная лексика; 3) индивидуально-авторские слова; 4) термины. 2. Оборот речи, заменяющий слова или словосочетания; указывает на существенные признаки неназванного предмета – это: 1) метонимия; 2) перифраза; 3) синекдоха; 4) метафора. 3. Укажите, какому языковому средству соответствует данное определение: «нарочитое преувеличение, использующееся для усиления или для выражения иронии»: 1) гипербола; 2) аллегория; 3) литота; 4) восходящая градация. 4. Художественное, образное определение – это: 1) эпитет; 2) метафора; 3) анафора; 4) олицетворение. 5. Укажите, в каком варианте ответа названы только фигуры речи: 1) метафора, риторический вопрос; 2) эпитет, сравнение; 3) инверсия, литота; 4) риторическое обращение, градация. 6. Стилистический прием, состоящий в расчленении предложения на ряд самостоятельных частей – это: 1) парцелляция; 2) градация; 3) инверсия; 4) параллелизм. 7. Слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями – это: 1) сравнение; 2) эпитет; 3) метонимия; 4) метафора. 8. Троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия – это: 1) метафора; 2) литота; 3) олицетворение; 4) эвфемизм. 9. Изменение обычного порядка слов в предложении с целью усилить выразительность речи – это: 1) аллегория; 2) градация; 3) инверсия; 4) эпифора. 10. Обращение, призванное выражать отношение автора к тому или иному объекту – это:
1) риторический вопрос; 2) риторическое обращение; 3) олицетворение; 4) эпитет. 11. Укажите, какой термин обозначает «повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений, из которых состоит высказывание»: 1) антитеза; 2) анафора; 3) эпифора; 4) лексический повтор. 12. Укажите, какой термин обозначает стилистический контраст, противопоставление разных явлений и понятий: 1) оксюморон; 2) антитеза; 3) антонимы; 4) анафора. 13. Укажите, какое средство выразительности не относится к лексическим средствам: 1) фразеологизмы; 2) эллипсис; 3) индивидуально-авторские слова; 4) антонимы. 14. Определите, по какому принципу объединены в пары слова и найдите «четвёртое лишнее»: 1) гипербола, литота; 2) анафора, эпифора; 3) антонимы, синонимы; 4) метонимия, синекдоха. 15. Обращение, призванное выражать отношение автора к тому или иному объекту – это: 1) риторический вопрос; 2) риторическое обращение; 3) олицетворение; 4) эпитет. 16. Дословная выдержка из какого-либо текста, сочинения, приводимая для подтверждения своей мысли – это 1) пословица; 2) цитата; 3) поговорка; 4) афоризм. 17. Необычное соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга – это: 1) антитеза; 2) антонимы; 3) оксюморон; 4) зевгма. 18. Новые и необычные слова, создаваемые авторами для определённых художественных целей, являющиеся принадлежностью индивидуального стиля – это: 1) неологизмы; 2) разговорная лексика; 3) индивидуально-авторские слова; 4) термины. 19. Укажите неверное утверждение: 1) перифраза – троп, состоящий в употреблении вместо слова или имени описательного сочетания; 2) оксюморон – замена множественного числа единственным, употребление названия целого вместо части или части вместо целого; 3) градация – стилистическая фигура, состоящая в расположении ряда слов в порядке нарастания или ослабления их смыслового и эмоционального значения;
4) омонимы – разные по значению, но одинаковые по написанию и звучанию единицы языка. 20. Художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим – это: 1) сравнение; 2) синекдоха; 3) метонимия; 4) метафора. 21. Определите изобразительно-выразительные средства языка: «Дома новы, да предрассудки стары» (А.Грибоедов). 1)оксюморон; 2) антитеза; 3) перифраза; 4) ирония. 22. Определите изобразительно-выразительные средства языка: «Сто лет с вами не виделись». 1) перифраза; 2) аллегория; 3) литота; 4)гипербола. 23. Определите изобразительно-выразительные средства языка: «Стальной оратор, дремлющий в кобуре» (В.Маяковский). 1) метонимия; 2) перифраза; 3) сравнение; 4) синекдоха. 24. Определите изобразительно-выразительные средства языка: «В синем море волны плещут. В синем небе звезды блещут»(А.Пушкин) 1) эпифора; 2) эпитет; 3) синтаксический параллелизм; 4) риторическое восклицание. 25. Определите изобразительно-выразительные средства языка: «Близко буря. В берег бьется Чуждый чарам черный челн» (К. Бальмонт). 1) аллитерация; 2) аллегория; 3) ассонанс; 4) антитеза 26. Определите изобразительно-выразительные средства языка: «Брожу ли я вдоль улиц шумных» (А.Пушкин). 1) полисиндетон; 2) градация; 3) эллипсис; 4) ассонанс. 27. Определите изобразительно-выразительные средства языка: «За окнами шел игольчатый льдистый мягкий снег» (С. Сергеев-Ценский). 1) сравнение; 2) гипербола; 3) эпитет; 4) метонимия. 28. Определите изобразительно-выразительные средства языка: «В двух шагах отсюда». 1) инверсия; 2) гипербола; 3) асиндетон; 4) литота. 29. Определите изобразительно-выразительные средства языка «Только слышно на улице где-то Одинокая бродит гармонь» (В. Исаковский). 1) антитеза; 2) метонимия; 3) риторическое обращение; 4) умолчание. 30. Определите изобразительно-выразительные средства языка: «Бегут по морю голубому Барашки белые, резвясь» (И.Северянин). 1) метафора; 2) сравнение; 3) аллегория; 4) метонимия. 31. Определите изобразительно-выразительные средства языка: «Люблю я пышное природы увяданье» (А.Пушкин). 1) антитеза; 2) градация; 3) оксюморон; 4) литота. 32. Иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ; персонификация человеческих свойств или качеств. Используется в баснях, притчах – это:
1) сравнение; 2) аллегория; 3) метафора; 4) метонимия. 33. Слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений – это: 1) сравнение; 2) синекдоха; 3) метонимия; 4) метафора. 34. Разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними – это: 1) сравнение; 2) метафора; 3) синекдоха; 4) оксюморон. 35. Образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение – это: 1) литота; 2) нисходящая градация; 3) метафора; 4) гипербола. 36. Дан ряд названий тропов и фигур речи: а) синекдоха; б) эпифора; в) бессоюзие; г) олицетворение; д) ирония. Определите, в каком варианте ответа указаны только тропы: 1) а, г 2) а, в, г 3) б, г, д 4) а, г, д 37. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности: «Вдали он подобен цветным парусам корабля». 1) сравнение; 2) эпитет; 3) метафора; 4) олицетворение. 38. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности: «Синий колокольчик спит в тени берёз» 1) эпитет; 2) олицетворение; 3) гипербола; 4) метафора. 39. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности: «Дождь старательно подвешивает на каждую сосновую иголку прозрачную каплю-сережку». 1) олицетворение; 2) метафора; 3) эпитет; 4) сравнение. 40. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности: «Весь пароход сбежался». 1) метафора; 2) олицетворение; 3) метонимия; 4) эпитет. 41. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности: «Сыплет черёмуха снегом». 1) метафора; 2) метонимия; 3) сравнение; 4) эпитет. 42. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности: «В сто сорок солнц закат пылал» 1) метафора; 2) эпитет; 3) гипербола; 4) сравнение. 43. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности:
«Стоишь и любуешься их вершинами, унизанными ожерельями лиловых шишек». 1) гипербола; 2) сравнение; 3) метафора; 4) эпитет. 44. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности: «Серп луны за тучкой тает». 1) сравнение; 2) метафора; 3) олицетворение; 4) метонимия. 45. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности: «Кремль принял решение». 1) олицетворение; 2) сравнение; 3) метонимия; 4) эпитет. 46. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности: «Серый день ползёт уныло». 1) олицетворение; 2)сравнение; 3) гипербола; 4) метафора. 47. Укажите, какой троп использует автор для усиления выразительности: «Цветы мне говорят прощай, головками склоняясь ниже». 1) метафора; 2)сравнение; 3) олицетворение; 4) эпитет. 48. Определите, какие средства выразительности используются в тексте, укажите их номер: «Каждый человек хотя бы несколько раз за свою жизнь, но пережил состояние вдохновения – душевного подъема, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознание своей творческой силы. Вдохновение входит в нас, как сияющее летнее утро, только что сбросившие туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной листвы» (К. Паустовский). 1) сравнение; 2) звукоподражание; 3) эллипсис; 4) однородные члены; 5) риторическое восклицание. 49. Определите, какие средства выразительности используются в тексте, укажите их номер: «Полуправда в искусстве… Говорят про иного писателя, что он, мол, пишет неправду. Но так ли это? Читаешь и видишь, что там люди с нормальными, встречающимися в жизни фамилиями. Занимаются делом, которым обычно занимаются люди; копают картошку, варят сталь, водят поезда, охотятся, ловят рыбу, руководят предприятиями, едят, ссорятся, любят, различаются, рассуждают… чего же все-таки не хватает?» (В.Солоухин). 1) гипербола; 2) вопросно-ответная форма изложения; 3) асиндетон; 4) эпитет; 5) противопоставление. 50. Определите, какие средства выразительности используются в тексте, укажите их номер: «Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, фосфорическая полоска и потухла. Послышалось, как где-то далеко кто-то прошелся по железной крыше. Вероятно, по крыше шли босиком, потому что железо проворчало глухо» (А.Чехов). 1) параллелизм; 2) олицетворение; 3) аллитерация; 4) оксюморон; 5) сравнение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|