Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы тренинга наслаждения




Фокусировка внимания на позитивном

Методы контроля и фокусировки внимания на заданных вещах или обстоятельствах уже давно используются поведенческой психотерапией (Lutz, 1995; А.-К. Wietasch, 2001). В программе тренинга наслаждения речь идет о том, чтобы при помощи группы и психолога научить клиентов обращать внимание в первую очередь на позитивное в себе самих и в окружающем мире.

Следствием умения фокусировать внимание на приятных вещах является то, что вероятность приятных переживаний повышается, позитивное генерализуется, а негативное проходит незамеченным мимо.

В нашем тренинге в целях позитивной фокусировки внимания используется также теория оптимизма Мартина Селигмана (Зелигман, 1997) и контроль атрибутивных процессов.

Когнитивное переструктурирование

Почему люди так упорно стремятся быть несчастными? И могут ли люди жить иначе? В своей книге "Тренинг чувств" один из основателей когнитивной терапии, Альберт Эллис, делает ряд предположений в отношении этих вопросов на основании созданной им теории рационально-эмоциональной поведенческой терапии (Ellis, 1989). С его точки зрения, ответственным за негативные чувства следует признать особый стиль мышления, названный автором нерациональным. В соответствии со знаменитой моделью А-В-С Эллиса, мы можем изменить чувства на положительные (удовольствие), изменив наши мысли по поводу событий (стимулов), вызывающих негативные эмоции или страдания.

В тренинге наслаждения очень широкое применение получили методы когнитивной [ 35 ] и рационально-эмоциональной поведенческой терапии [ 36 ]. Методы когнитивной поведенческой терапии направлены в первую очередь на коррекцию иррациональных запретов на наслаждение, характерных для современной социальной среды. Извращенные представления о наслаждении часто оказываются тем "ключом", который, по меткому выражению Альберта Эллиса, заставляет людей упорно искать несчастья в повседневной жизни.

Результат вербально-когнитивной работы заключатся в том, что участники группы должны позволять себе испытывать приятные чувства, такие как радость, гордость, наслаждение, удовольствие, не испытывая за них стыда. Далее, участники группы должны научиться позитивной самокоммуникации и самоподкреплению. Современная когнитивно-поведенческая терапия располагает достаточными средствами для этого (Ромек, 2002; Федоров, 2002).

Моделирование

Соображения Альберта Бандуры [ 37 ] о роли подражания (следования модели несчастной жизни) также находят свое применение в тренинге наслаждения. Современная жизнь и средства массовой информации предлагают множество моделей наслаждения, имеющего преимущественно потребительский характер. Счастливым и довольным жизнью представляется человек, живущий в громадном доме на берегу океана, разъезжающий в сопровождении красавиц в дорогом автомобиле и зарабатывающий без особых усилий (и не всегда законным путем) кучу денег. Довольно редко в качестве главного героя можно увидеть человека, счастливо довольствующегося тем малым, что у него есть, и делящего эту радость с близкими людьми.

Наша задача состоит в том, чтобы в тренинговой группе создать такого рода модели, показать участникам группы возможность получать удовольствие от повседневных событий и стимулов, которыми наполнена их реальная жизнь.

Сукцессивное формирование навыков наслаждения

Наслаждение, безусловно, представляет собой очень сложный, комплексный навык. К формированию сложных навыков в поведенческой терапии применяется принцип последовательного приближения к цели. Навык разбивается на простые, элементарные операции, эти простые навыки тренируются отдельно, а затем путем специальных упражнений "склеиваются", "сцепляются" в более сложные комплексные действия.

Сукцессивное [ 38 ] формирование навыка наслаждения следует этому Же принципу. Тренировка любого вида наслаждения начинается с формирования элементарных операций, составляющих наслаждение с последующим их объединением в сложные действия.

Поведенческая тренировка

На уровне поведенческих стереотипов в тренинге наслаждения используется поведенческая (также преимущественно вербально ориентированная) тренировка тех навыков, которые доставляют удовольствие или позволяют избежать неприятных вещей.

Как и в других типах поведенческого тренинга, в тренинге наслаждения мы используем принцип подкрепления и поэтапного приближения к целевому поведению с той только разницей, что подкреплению и самоподкреплению в тренинге наслаждения уделяется особое и преимущественное внимание.

Это исключительно важно с учетом того обстоятельства, что ближайшее социальное окружение наших клиентов далеко не всегда позитивно реагирует на изменения, которые с ними происходят.

Бихевиоральная психодрама

В силу особенностей нашего психотерапевтического образования в ходе тренинга наслаждения мы очень часто используем приемы бихевиоральной психодрамы, совмещающей в себе психодраматические приемы (смена ролей, alter ego, мысли вслух и прочее) с учебными целями поведенческой терапии. Как мы уже отмечали ранее (Ромек, 20026), такого рода интеграцию едва ли можно назвать психодрамой в классическом смысле этого термина. Речь, скорее, идет об обогащении когнитивно-поведенческой терапии техниками психодрамы.

Мы не будем здесь подробно характеризовать методические особенности психодрама-терапии [ 39 ], остановимся лишь на специфических особенностях использования бихевиоральной психодрамы в тренинге наслаждения. Наиболее существенными в этом смысле нам представляется смена ролей и психодраматическая проба будущего.

Смену ролей (обмен ролями) мы используем во всех ролевых играх, в которых предполагается социальное взаимодействие, то есть в ситуациях, когда личность партнера по ролевой игре имеет принципиальное значение. Если участник группы, например, собирается говорить близкому человеку о том, какие его действия доставляют ему удовольствие, то особенности психики партнера и его отношение к данному члену группы имеет принципиальное значение.

Смена ролей, при которой вместо того, чтобы рассказывать о партнере, протагонист [ 40 ] меняется с ним местами (и, соответственно, ролями) и говорит от имени партнера, позволяет протагонисту глубже понять своего партнера и прочувствовать "на себе", как действуют на партнера его собственные слова.

Особое место в тренинге наслаждения занимает психодраматическая техника "идеальный другой", которая служит своеобразным мостиком между приемами смены ролей и психодраматической пробы будущего.

Суть этой техники состоит в том, что протагонист играет знакомого ему человека в таком виде, в котором бы этот другой его вполне устраивал, жить с которым было бы одно удовольствие. Тренер в ходе такой игры может занимать критическую позицию и проверять с помощью протагониста, возможно ли в принципе такое идеальное сочетание личностных качеств и привычек. Идеального другого могут играть и два персонажа. Один из них будет представлять все "светлое и доброе", ожидаемое от партнера, другой – олицетворять не искорененные пока недостатки. Серией обменов ролями протагониста с этими антиподами удается "очистить" идеального другого от мешающих и затрудняющих счастливое взаимодействие привычек.

Психодраматическая проба (или репетиция) будущего [ 41 ] в психодраме является одной из форм дополнительной реальности. В ролевой игре с использованием других техник психодрамы протагонист играет вариант желательного будущего. Такого рода проигрывание выполняет ряд очень важных функций, труднодостижимых при использовании иных техник психотерапии.

Во-первых, создав идеальную счастливую жизнь в идеальных условиях и с идеальными партнерами, протагонист может проверить, на самом ли деле это именно то, что ему нужно для наслаждения.

Во-вторых, сам процесс создания идеальной реальности часто позволяет уточнить собственные представления о ней, а также общие и подчиненные "критерии счастья".

Ну и в-третьих, игровое пространство позволяет внести любые изменения в картину идеального будущего и взглянуть на него "со стороны" с использованием психодраматического приема "зеркало".

Предметом психодраматической пробы будущего могут быть как отдельные элементы реальности (муж, жена, учитель или начальник), так и целая вселенная. Пространство, открывающееся здесь для творчества, безгранично, как безграничны и возможности устранения из этой дополнительной реальности любых нежелательных элементов, физических (протекающая крыша) или психических (зависть и подлость). Кстати, психодраматический анализ этих "мерзостей" также многому может помочь в процессе когнитивно-поведенческого тренинга наслаждения.

ЗНАКОМСТВО В ГРУППЕ

Знакомство участников

Как и в любой другой тренинговой группе, на начальном этапе работы главная задача состоит в том, что преодолеть стеснение и тревожность, возникающие вследствие того, что участники группы не знают друг друга, не знакомы с программой тренинга и часто не знакомы и с самими тренерами.

Поэтому в самом начале работы тренеры представляются сами (или представляют друг друга), рассказывают о себе, о своей психотерапевтической подготовке, опыте работы, отвечают на вопросы участников.

Нужно хорошо понимать, что стиль этого представления служит моделью для всех участников. Иными словами, если тренеры хотят, чтобы участники группы что-либо рассказали о себе, то им самим следует начать именно с этого.

Существует множество упражнений, подходящих для использования на начальном этапе работы группы [ 42 ]. Все они могут быть применены на этом этапе, при условии выполнения двух простых правил.

1. Не подходят разминки и упражнения, сконцентрированные на анализе проблем, трудностей или негативных переживаний, поскольку фиксация внимания на проблемных темах противоречит целям программы.

2. Преимущественное внимание следует уделять упражнениям и играм, направленным на проявление симпатии и положительных чувств.

Упражнение 1. РАЙСКИЙ САД

Знакомство с программой

Уже в самом начале работы имеет смысл рассказать о целях и задачах программы, установить временные рамки занятий и согласовать расписание работы.

Личные цели участников

Не всегда групповые цели совпадают с личными целями участников, пришедших в группу. Крайне важным нам представляется этап согласования личных целей участников, целей группы и целей тренинговой команды. Этот этап тем более важен, что далее умение согласовывать личные цели станет одной из тем программы.

Упражнение 2. ОЖИДАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Правила группы

На следующем этапе мы предлагаем группе создать свод правил, в соответствии с которыми будет строиться ее работа. Эти правила можно будет дополнить или изменить в ходе работы, и суть их не в том, чтобы жестко регламентировать жизнь группы. Совместная разработка правил группой имеет несколько иную цель: "настроить" всех членов группы на сотрудничество, на взаимопомощь и совместное спонтанное творчество.

Для начала мы обычно выполняем небольшое упражнение, в котором группа сама должна разработать для себя нормы, затем тренер сопоставляет результат группового творчества со "стандартными правилами" [ 43 ] и вносит в них необходимые изменения для того, чтобы приблизить стандарт к продукту группового творчества.

Упражнение 3. ПРАВИЛА ГРУППЫ

Упражнение 4. ТРУДНЫЕ ПРАВИЛА

ПРАВИЛА НАСЛАЖДЕНИЯ

Наслаждаясь не по правилам, можно совершить массу ошибок. Люди знающие в наслаждении толк, давно открыли простые принципы, следуя которым можно достичь значительно большего прогресса в наслаждении, чем действуя наугад. Райнер Лутц в "маленькой школе наслаждения" (их мы уже упоминали) обобщил эти принципы и разработал "правила наслаждения", которые мы и взяли за основу в нашем тренинге.

В самом начале работы эти правила предлагаются для обсуждения группе, а в дальнейшем они служат своего рода "стержнем" программы, относительно которого группируются все упражнения.

Эти девять правил наслаждения, конечно, не представляют собой абсолютной истины. Мы сами несколько подкорректировали список Луща и изменили последовательность этих правил. Вы и сами можете внести любые изменения и дополнения. Однако в том виде, в котором они существуют сейчас, как показывает наш опыт, правила хорошо принимаются любыми группами. Обычно мы раздаем участникам информационный листок с этими правилами и подробно комментируем каждое из них.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...