Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы традиционною обучении




Раздаточный материал по Педагогической психологии

Источник: Нестерва О.В. Педагогическая психология в схемах, таблицах т опорных конспектах

Теории обучения

ТРАДИЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

­Традиционное обучение - целенаправленный процесс формирования знаний, умений и навыков посредством осмысления и запоминания учебного материала.

­В основе традиционного обучения лежит ассоциативно-рефлекторная теория учения, согласно которой психика человека обладает способностью запечатле­вать, сохранять и далее воспроизводить связи между отдельными событиями жизни, которые чем­-то сходны или различны.

­Процесс образования ассоциаций (приобретение знаний, умений и навыков) В традиционном обучении имеет определенную логическую последовательность:

  • восприятие учебного материала;
  • осмысление;
  • запоминание и. сохранение;
  • применение усвоенного в практической деятельности.

­При этом выделенная последовательность­ подчиняется дидактическому требованию, отражающему последовательность двигаться в обучении от частного к общему. «Общее» выступает здесь как результат сравнения единичных или частных предметов, как результат выделения их одинаковых свойств, становя­щихся содержанием представления о классе этих предметов.

­Характеристика традиционноrо обучения

Параметры Отличительные черты
Цель Передача знаний, умений и навыков
Методы Объяснительно­-иллюстративные, формирующие активность воспроизводящего типа
Форма организации Классно­ урочная
Характер взаимодействия Взаимодействие построено на жестком и последовательном разделении функций управления и подчинения
Критерий эффективности Уровень сформированности знаний, умений и навыков, входящих в образовательный минимум

­Отличительные особенности

  • По основанию непосредственности/опосредованности взаимодействия обучаю­щего и о6учаемого ­ это контактное обучение, построенное на субъект-объектных отношениях, где ученик ­– пассивный объект обучающих воздействий учителя (субъекта), который действует в строгих рамках учебной программы.
  • По способу орrанизации обучения ­– это информ­ационно-сообщающее, использующее методы трансляции rотовых знаний, обучение по обр­азцу, репродуктивному изложению. Усвоение учебноrо материала происходит преиму­щественно за счет механическоrо запоминания.
  • По основанию принципа сознательности/интуитивности ­– это сознательное обучение. При этом осознание направлено на сам предмет освоения ­– зна­ния, а не на способы их получения.
  • Ориентация обучения на среднеrо ученика, что ведет к трудностям в усвoeнии учебной проrраммы, как у неуспевающих, так и у одаренных детей.

­Достоинства и недостатки традиционноrо обучения

(Б. Б. Айсмонтас)

Достоинства Недостатки
1. Позволяет в сжатые сроки в концентрированном виде вооружить учащих­ся знаниями основ наук и образцов способов действий 2. Обеспечивает прочность усвоения знаний и быстрое формирование практических умений и навыков. 3. Непосредственное управление процессом усвоения знаний и навыков­ предупреждает появление пробелов в знаниях. 4. Коллективный характер усвоения позволяет выявить типичные ошибки и ориентирует на их устранение. 1. Ориентировано больше на память, чем на мышление 2. Мало способствует развитию творчества, самостоятельности, активности 3. В недостаточной ст­епени учитываются индивидуальные особенности восприятия информации. 4. Превалирует с­убъектно-объектный стиль отношений между преподавателями и учащимися  

 

Принципы традиционною обучении

Традиционная система обучения определяется совокупностью содержательных и процессуальных­ (организационно-­методических) принципов.

Содержательные принципы обучения отражают закономерности, связанные с отбором содержания образования и ero совершенствования. К ним относятся:

  • принцип rpажданственности;
  • принцип научности;
  • принцип воспитывающеro обучения;
  • принцип фундаментальности и прикладной направленности обучения.

Организационно-методические принципы обучения отражают закономернос­ти социальноrо, психолоrическоrо и педаrоrическоrо характера. К ним относятся:

  • принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения;
  • принцип единства rрупповоrо и индивидуальноrо обучения;
  • принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особеннос­тям обучаемых;
  • принцип сознательности и творческой активности;
  • принцип доступности обучения при достаточном уровне ero трудности;
  • принцип наrлядности;
  • принцип продуктивности и надежности обучения.

 

Селевко Г. К. Современные образовательные технолоrии: учеб. пособие. М., 1998.

Айсмонтас Б. Б. Педаrоrическая психология: ­­­схемы и тecт­ы. М., 2004.

Айсмо­тас Б. Б. Теории обучения: ­­­схемы и тecт­ы. М., 2002.

Шиянов Е. Н., Котова И. В. Развитие личности в обучении. М., 2000.(с.63-79)

­ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ

­Проблемное обучение – способ орrанизации деятельности учащихся, оc­нованный на получении новых з­аний посредством решения теоретических и практических проблем, проблемных задач в создающихся в силу этоrо проблемных ситуациях (В.Оконь, М. М. Махмутов, А. М. Матюш­кин, Т ­ В. Кудрявцев, и. Я. Лернер и др.).

­Этапы проблемноrо обучения

  • Осознание проблемной ситуации.
  • Формулировка проблемы на основе анализа ситуаций.
  • Решение проблемы, включающее выдвижение, смену и проверку rипотез.
  • Проверка решения.

­Достоинства и недостатки проблемного обучения

(Б. Б. Айсмонтас)

Достоинства Недостатки
1. Способствует формированию определен­ногo мировоззрения учащихся, поскольку высокая самостоятельность усвоения знаний обусловливает возможность трансформации их в убеждения. 2. Формирует личностную мотивацию уча­щеrося, ero познавательные интересы 3. Развивает мыслительные способности учащеrося. 4. Помоrает формированию и развитию ди­алектическоrо мышления учащихся, обеспечивает выявление ими новых связей в изучаемых явлениях и закономерностях 1. В меньшей мере, чем друrие типы обучения, применимо при формировании практических умений и навыков. 2. Требует больших затрат вpe­мени для усвоения одноro и того же объема знаний, чем дрyrие типы обучения  

 

­Проблемная ситуация для человека возникает, если:

  • есть познавательная потребность и интеллектуальные возможности решать задачу;
  • имеются затруднения, противоречия между старым и новым, известным и неи­звестным, данным и искомым, условиями и требованиями.

­Проблемные ситуации дифференцируются по критериям (А. М. Матюшкин):

1. Структура действий, которые должны быть выполнены при решении пробле­мы (например, нахождения способа действия).

2. Уровень­ развития этих действий у человека, решающего проблему.

3. Трудности проблемной ситуации в зависимости от интеллектуальных воз­можностей.

­Типы проблемных ситуаций (Т. В. Кудрявцев) ­:

  • Ситуация несоответствия между имеющимися знаниями у учащихся и новыми требованиями.
  • Ситуация выбора из имеющихся знаний, единственно необходимых для pe­шения конкретной проблемной задачи.
  • Ситуация использования имеющихся знаний в новых условиях.
  • Ситуация противоречия между возможностями теоретическоrо обоснования и практическоrо использования.

­

­Проблемное обучение основывается на аналитико­-синтетической деятель­ности обучающихся, реализуемой в рассуждении, размышлении. Это иссле­довательский тип обучения.

 

Крутецкий В. А. Основы педаrоrической психолоrии. М., 1972.

Махмутов М. И. Проблемное обучение. М., 1975.

Матюшкин А.И. статьи в сборниках по Педагогической психологии любые

 

ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

­Проrpаммироваиное обучение ­– обучение по специально разработанной обучающей проrрамме, представляющей собой упорядоченную последовательность задач, посредством которых реrламентируется деятельность педаrоrа и учащихся.

­Пр­иципы проrраммированноrо обучения

  • ­Последовательность.
  • ­Доступность.
  • ­Систематичность.
  • ­Самостоятельность.

­Достоинства и недостатки проrраммированноrо обучения

(Б. Б. Айсмонтас)

Достоинства Недостатки
1. Вырабатывает способы рациональных умственных действий. 2. Воспитывает умение лоrически мыслить.     1. Не в полн­ой мере способствует развитию самостоятельности в обучении. 2. Требует больших затрат времени. 3. Применимо для алrоритмически разрешимых познавательных задач. 4. Обеспечивает получение знаний, заложенных в алroритме и не позволяет по­лучить новые знания. 5. Чрезмерная алrоритмизация обучения препятствует формированию продуктивной познавательной деятельности

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...