Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные черты первобытной культуры




Проблема взаимодействия культур

Изоляция культуры - это один из вариантов противостояния национальной культуры давлению других культур и интернациональной культуры. Изоляция культуры сводится к запрету любых изменений в ней, насильственному пресечению всех чуждых влияний. консервируется, перестает развиваться и в итоге умирает, превращаясь в музейные экспонаты.

Для существования и развития культуре, как и любому человеку, необходимы общение, диалог, взаимодействие. Идея диалога культур подразумевает открытость культур друг другу. Но это возможно при выполнении ряда условий: равенства всех культур, признания права каждой культуры на отличия от других, уважения к чужой культуре.

Русский философ Михаил Михайлович Бахтин (1895- 1975) считал, что только в диалоге культура приближается к пониманию себя самой, глядя на себя глазами иной культуры и преодолевая тем самым свою односторонность и ограниченность. Не существует изолированных культур — все они живут и развиваются только в диалоге с другими культурами:

Чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полнее и глубже. не сливаются и не смешиваются, каждая сохраняет свое единство, но они взаимно обогащаются.

Уровни взаимодействия культур

этнический; национальный; цивилизационный.

Этнический уровень

Взаимное усвоение элементов культуры, с одной стороны, способствует интеграционным процессам — усилению контактов, распространению двуязычия, увеличению числа смешанных браков, а с другой — сопровождается усилением этнического самосознания. При этом более малочисленные и однородные этнические группы более настойчиво защищают свою особость.

взаимодействие может приводить к вариантам этнокультурных контактов:

-прибавление — простое количественное изменение в культуре этноса, который, сталкиваясь с другой культурой, осваивает некоторые ее достижения. Таким было воздействие индейской Америки на Европу, обогатившее ее новыми видами культурных растений;

-усложнение — качественное изменение культуры этноса под влиянием более зрелой культуры, что инициирует дальнейшее развитие первой культуры. Примером может служить воздействие китайской культуры на японскую и корейскую, последние принято считать дочерними по отношению к китайской культуре;

-убавление — потеря собственных навыков в результате контакта с более развитой культурой. Это количественное изменение характерно для многих бесписьменных народов и часто оказывается началом деградации культуры;

-обеднение (эрозия) — деструкция культуры под воздействием извне, происходящая в силу отсутствия достаточно устойчивой и развитой собственной культуры. Например, культура американских индейцев сохранилась лишь в резервациях.

В целом протекающие при взаимодействии на этническом уровне этнические процессы могут привести к разным формам как объединения этносов и их культур (ассимиляция, интеграция), так и их разделения (транскультурация, геноцид, сегрегация).

Ассимиляция, когда члены этнокультурного образования утрачивают свою первоначальную культуру и усваивают новую, активно протекают в экономически развитых странах. Ассимиляция осуществляется путем завоевания, смешанных браков, целенаправленной политики растворения малого народа и культуры в среде другого более крупного этноса. Растет число смешанных браков, представители меньшинства включаются во все социальные структуры общества.

Интеграция - взаимодействие внутри страны или какого-нибудь крупного региона нескольких существенно различных по языку и культуре этносов, при котором у них появляется ряд общих черт, в частности формируются элементы общего самосознания, основанного на длительном хозяйственном, культурном взаимодействии, политических связях, но народы и культуры сохраняют свою самобытность.

несколько форм интеграции:

- конфигурационная, или тематическая, — интеграция по сходству, на основе единой обшей «темы», задающей ориентир человеческой активности. Так, интеграция западноевропейских стран происходила на основе христианства, а ислам стал основой интеграции арабо-мусульманского мира;

- стилистическая — интеграция на основе единых стилей — эпохи, времени, места и т.д. Единые стили (художественные, политические, экономические, научные, философские и тл.) способствуют формированию общих культурных принципов;

- коннективная — интеграция на уровне непосредственной взаимосвязи составных частей культуры (культу р), осуществляемая при непосредственном контакте людей;

- адаптивная, — интеграция с целью повышения функциональной эффективности человека и всего культурного сообщества; характерна для современности: мировой рынок, мировое разделение труда и т.д.;

- регулятивная — интеграция с целью урегулирования или нейтрализации культурно-политических конфликтов.

Транскультурация - процесс, при котором сравнительно небольшая часть этнокультурной общности в силу добровольной миграции или насильственного переселения перемещается в другой район обитания, где инокультурная среда или полностью отсутствует, или представлена незначительно; со временем происходит превращение отделившейся части этноса в самостоятельный этнос с собственной культурой.

2. Национальный уровень взаимодействия культур возникает на базе уже существующих этнических отношений. Но в международной практике, в документах ООН «нация» понимается как политическая, гражданская и государственная общность.

Национальное единство возникает на моноэтнической или полиэтнической основе через общую хозяйственную деятельность, полит.регуляции, госуд. Языка.

Ведущим элементом национального единства выступает государство. регулирующее межэтнические отношения внутри своих границ и межнациональные в отношениях с другими государствами. В идеале государство должно стремиться к интеграции народов и наций, входящих в государство, и к добрососедским отношениям с другими государствами. Но в реальной политике часто принимаются решения об ассимиляции, сегрегации и даже геноциде, вызывающие ответные вспышки национализма и сепаратизма и приводящие к войнам как внутри страны, так и за ее пределами.

Национально-культурные связи менее устойчивы, чем этнокультурные, но они так же необходимы, как и этнокультурные контакты. Сегодня без них невозможно общение культур.

3.Цивилизационный уровень взаимодействия. Цивилизация в данном случае понимается как объединение нескольких соседних народов, связанных общей историей, религией, культурными особенностями и региональными хозяйственными связями. Культурные связи и контакты внутри цивилизаций сильнее, чем любые внешние контакты. Общение на цивилизационном уровне ведет либо к наиболее существенным результатам в обмене духовными, художественными, научными и техническими достижениями, либо к конфликтам, которые на этом уровне отличаются особой жестокостью, ведутся иногда вплоть до полного уничтожения участников. Примером могут служить крестовые походы, которые Западная Европа сначала направляла против мусульманского мира, а затем и против православного. Образцами позитивных контактов между цивилизациями служат заимствования средневековой европейской культурой из исламского мира, из культуры Индии и Китая.

В наши дни на первый план выходят именно отношения между цивилизациями, так как государственные границы становятся все более «прозрачными», возрастает роль надгосударственных объединений. Европейский Союз, в котором высшим органом является Европарламент, имеющий право принимать решения, затрагивающие суверенитет государств-членов.

Конфликты между цивилизациями обусловлены цивилизационными различиями (по истории, языку, религии, традициям), более фундаментальными, чем различия между государствами (нациями). При этом взаимодействие цивилизаций привело к росту цивилизационного самосознания, стремлению сохранить собственные ценности, а это в свою очередь увеличивает конфликтность в отношениях между ними. Хантингтон отмечает, Так, в исламской, конфуцианской, японской, индуистской и православной культурах почти не находят отклика такие западные идеи, как индивидуализм, либерализм, конституционализм, права человека, равенство, свобода, верховенство закона, демократия, свободный рынок. Попытки насильно навязать эти ценности вызывают резкую негативную реакцию и приводят к укреплению ценностей своей культуры.

 

6. Понятие межкультурной коммуникации и ее виды.

Отношения являются межкультурными, если их участники не прибегают к собственным традициям, обычаям, представлениям и способам поведения, а знакомятся с чужими правилами и нормами повседневного общения. Такое понимание появилось на свет в результате компромисса. Синонимами его являются кросс-культурная, межэтническая коммуникация, а также понятие межкультурной интеракции.

Понятие «м.к. впервые было сформулировано в 1954 г. в работе Г. Трейгера и Э. Холла «Культура и коммуникация. Модель анализа». МК как идеальная цель, к которой должен стремиться человек в своем желании, как можно лучше и эффективнее адаптироваться к окружающему миру. Для МК необходима принадлежность отправителя и получателя сообщения к разным культурам, осознание отличий друг друга. М К основывается на процессе символического взаимодействия между индивидуумами и группами, культурные различия которых можно распознать. Каждый участник культурного контакта располагает своей собственной системой правил, функционирующих таким образом, чтобы отосланные и полученные послания могли быть закодированы и раскодированы. Признаки межкультурных различий могут быть интерпретированы как различия вербальных и невербальных кодов в специфическом контексте коммуникации. На процесс интерпретации, помимо культурных различий влияют возраст, пол, профессия, социальный статус коммуниканта. Поэтому степень межкультурности каждого конкретного акта коммуникации зависит от толерантности, предприимчивости, личного опыта его участников.

Сферы МК: макрокультуры и микрокультуры. На нашей планете существуют огромные территории, структурно и органически объединенные в одну социальную систему со своими культурными традициями. Например, можно говорить об американской культуре, латиноамериканской культуре, африканской культуре, европейской культуре, азиатской культуре и т.д. Чаще всего эти типы культуры выделяются по континентальному признаку и из-за своей масштабности получили название макрокультур. внутри этих макрокультур обнаруживается значительное число субкультурных различий. Между макрокультурами существуют глобальные различия, которые отражаются на их коммуникации друг с другом. В этом случае межкультурная коммуникация проходит вне зависимости от статуса ее участников, в горизонтальной плоскости.

В то же время многие люди входят в состав тех или иных общественных групп, обладающих своими культурными особенностями. Со структурной точки зрения - это микрокультуры (субкультуры) в составе макрокультуры. Каждая микрокультура имеет одновременно сходство и различие со своей материнской культурой, что обеспечивает их представителям одинаковость восприятия мира. Иными словами, субкультурами называются культуры разных социальных групп и слоев внутри одного общества. Поэтому связь между субкультурами протекает внутри этого общества и является вертикальной.

Типы М К на микроуровне. Межэтническая коммуникация -это общение между лицами, представляющими разные народы (этнические группы). Чаще всего общество состоит из различных по численности этнических групп, которые создают и разделяют свои субкультуры. Свое культурное наследство передают от поколения к поколению и благодаря этому они сохраняют свою идентичность среди доминирующей культуры. Контркультурная коммуникация - происходит между представителями материнской культуры и дочерней субкультуры и выражается в несогласии дочерней субкультуры с ценностями и идеалами материнской. Характерной особенностью этого уровня коммуникации является отказ субкультурных групп от ценностей доминирующей культуры и выдвижение своих собственных норм и правил, противопоставляющих их ценностям большинства.

Коммуникация среди социальных классов и групп - основывается на различиях между социальными группами и классами того или иного общества. В мире нет ни одного социально однородного общества. Все различия между людьми возникают в результате их происхождения, образования, профессии, социального статуса и т.д. Во всех странах мира расстояние между элитой и большинством населения, между богатыми и бедными довольно велико. Оно выражается в противоположных взглядах, обычаях, традициях и др. Несмотря на то, что все эти люди принадлежат к одной культуре, подобные различия делят их на субкультуры и отражается на коммуникации между ними.

Коммуникация между демографическими группами - религиозных (например, между католиками и протестантами в Северной Ирландии), половозрастных (между мужчинами и женщинами, между представителями разных поколений).

между городскими и сельскими жителями -основывается на различиях между городом и деревней в стиле и темпе жизни, общем уровне образования, ином типе межличностных отношений, разной «жизненной философии».

Региональная коммуникация - возникает между жителями различных областей (местностей), поведение которых в одинаковой ситуации может значительно отличаться. Так, например, жители Москвы испытывают значительные затруднения при общении с представителями Санкт-Петербурга. Москвичей отталкивает нарочито-интеллигентный стиль общения жителей Петербурга, который они считают неискренним. А жители Питера воспринимают прямой и свободный стиль общения своего соседа как грубость и необразованность.

Коммуникация в деловой культуре - возникает из-за того, что каждая организация (фирма) располагает рядом специфических обычаев и правил, связанных с корпоративной культурой, и при контакте представителей разных предприятий может возникнуть непонимание.

Итак, общей характерной чертой всех уровней и видов межкультурной коммуникации является неосознанность культурных различий ее участниками. Дело в том, что большинство людей в своем восприятии мира придерживаются наивного реализма. Им кажется, что их стиль и образ жизни является единственно возможным и правильным, что ценности, на которые они ориентируются, одинаково понятны и доступны всем людям. И только сталкиваясь с представителями других культур, обнаруживая, что привычные модели поведения перестают работать, обычный человек начинает задумываться о причинах своей неудачи.

 

7. Мировая культура ХХ в.: основные тенденции и формы.

Речь идет о становлении единой общечеловеческой

культуры, существующей и развивающейся через взаимодействие и

взаимообогащение ее национальных форм.

Основные тенденции развития культуры XX в.

гуманистические принципы и идеалы. Суть современного гуманизма заключается в его универсальности: он адресуется каждому человеку, провозглашает право каждого на жизнь,благосостояние, свободу. Иными словами, это не элитарный, а демократический

гуманизм. Эта тенденция определила, например, становление

политической культуры в передовых странах. Так, ценности современной

политической культуры впервые зафиксированы в «Декларации прав человека и гражданина» (1789 г.)

идею всеобщего равенства выдвигало еще христианство. Христос учил: перед Богом все равны.

установка на научно-рациональное познание мира и связанная с ней

социокультурная система - наука. Еще в XIX в. появляются первые признаки

того, что наука ст ала, мировой, объединив усилия ученых разных стран.

Мировая научная целостность, сложившаяся в XX в., положила начало

экономическому объединению мира, передаче во все уголки земного шара

передовых способов производственной культуры. Мы являемся свидетелями

растущей интернационализации народнохозяйственных связей. Одним из

выражений этого процесса стали транснациональные корпорации с их едиными

формами организационной культуры, действующими в десятках стран и на

различных континентах. На долю транснациональных компаний приходится более

трети промышленного производства, более половины внешней торговли, почти

80% новой техники и технологий. О нарастании интернационализации жизни

современного мира свидетельствует всеохватывающий характер научно-

технической революции, принципиально новая роль средств массовой информации

и коммуникации.

Техногенное отношение к природе как к средству удовлетворения не

духовных, а сугубо технических потребностей становится в первой половине XX

в. одной из ведущих тенденций в развитии культуры.

Оптимистическое миросозерцание, обусловленное успехами научной мысли,

воплощенной в мировой промышленности и технике, преобразующих лик планеты,

послужило основой для возникновения характерного для человека XX в.

ощущения космичности своего бытия.

Космизм - уникальное, интереснейшее явление современной культуры,

значение которого начинает осознаваться только сейчас, на пороге третьего

тысячелетия. В работах известных космистов В.И.Вернадского, А.Л.Чижевского,

Тейяра де Шардена были поставлены принципиально новые проблемы космической

роли человечества, единства человека и космоса, морально-этической

ответственности в ходе космической экспансии человечества. Эти идеи

возникли прежде всего на отечественной почве, ибо для русской культуры

характерно представление о человеке как о личности активной, ищущей и

одновременно укорененной во всеобщем, в целом.

Каковы основные идеи новой космической культуры?

 

Во-первых, это идея активной эволюции, в которой выражается новое качество

взаимоотношений человека и природы. Опираясь на естественнонаучные

эволюционные воззрения, традиционно ценимые в России, космисты

выдвинули мысль о неизбежности развития человека, природы и космоса;

когда сознание, разум становятся ведущей силой мирового развития,

человек берет на себя ответственность за

космическую эволюцию. Он должен проникнуться духом космической этики.

Во-вторых, рассматривая Землю и ее историю как часть эволюционных процессов

во Вселенной, космисты соединили заботу о космическом целом с нуждами,

запросами и потребностями конкретных людей. С их точки зрения,

гуманистический оптимизм, радостное и светлое миросозерцание основаны не

на прекраснодушных мечтаниях отдельных мыслителей, а на законах развития

культуры и самой природы.

 

С наибольшей научной доказательностью и философской обоснованностью эти

идеи были развиты выдающимся русским мыслителем, ученым-

естествоиспытателем, стоявшим у истоков современной геохимии и биогеохимии,

-В.Л. Вернадским.

Основной труд В.И.Вернадского - «Научная мысль как планетное явление» -

отличается энциклопедичностью в обобщении, синтетическим подходом к

эволюции Земли как к единому геологическому биогенному социальному и

культурному процессу. Осознавая пути эволюции и мировой культуры, мыслитель

приходит к выводу о том, что деятельность человека не есть некое отклонение

в эволюционном развитии. Под влиянием объединенного человечества биосфера

закономерно перейдет в качественно новое состояние - ноосферу (от слова

«ноос» - разум). Человек и его разум не просто конечный результат эволюции,

но одновременно и начало нового движения, создающего сферу разума, которая

и будет являться определяющей силой эволюционного развития в будущем.

В чем же причины возникновения и сущность ноосферной культуры?

Первое. Появление ноосферы связано прежде всего с реальным процессом

экспансии разума, сознания в эволюционный процесс. Человек осуществил

полный захват биосферы для жизни. Лик Земли, этого первого космического

тела, которым владеет человечество, полностью преобразился. Все природные

стихии: вода, земля, воздух захвачены человеком.

Важнейшее основание для возникновения ноосферы - объединение человечества.

Для B.И. Вернадского равноправие, братство, единение всех людей является

прежде всего не нравственно-культурным требованием, прекраснодушным

пожеланием, а природным фактом. Возникает общечеловеческая культура;

современные средства передвижения и передачи информации сближают людей;

научная и техническая мысль все более интернационализируются. Несмотря на

войны, межнациональные конфликты, человечество с необходимостью придет к

единению.

Главной же причиной создания ноосферы является наука, становящаяся

мощнейшей геологической и космической силой. С этим процессом связан триумф

жизни и прекрасное гармоническое будущее людей. Эволюция живого вещества,

его усложнение и усиление сил разума во Вселенной есть процессы неизбежные.

«Можно смотреть поэтому на наше будущее уверенно. Оно в наших руках. Мы его

не выпустим».

Однако культура XX в. отразила тот кризис, в который медленно входила

техногенная цивилизация. Современное производство, породившее новый тип

цивилизации, индустриальное общество, привело к действительному господству

безличных экономических технологических, политических структур над живой

человеческой деятельностью, индивидуальным «Я» подлинной культуры. Способ

организации социальной жизни, который Л. Мэмфорд отразил в образе

гигантской мегамашины, получил свое логическое завершение во второй

половине XX в. Симптоматично, что именно через армию стандартная модель

мегамашины передавалась от культуры к культуре, начиная с эпохи древних

царств. Человек с присущей ему индивидуальностью и творческим потенциалом

оказывается стандартной деталью социальной машины, функциональным придатком

технологического процесса. Индивид пассивно воспринимает формы жизни,

навязанные ему социумом, и перестает жить самобытной свободной жизнью.

«Бегство от свободы» приводит к трагедийности личностного бытия, порождает

бессубъектные социокультурные формы.

«Следствия этой машинизации проистекают из абсолютного превосходства

механической предначертанности, исчисляемости и надежности. Все, связанное

с душевными переживаниями и верой, допускается лишь

при условии, что оно полезно для целей, поставленных перед машиной. Человек

сам становится одним из видов сырья, подлежащего целенаправленной

обработке. Поэтому тот, кто раньше был субстанцией целого и его смыслом -

человек, - теперь становится средством»3.

Вполне естественной выглядит в данной ситуации направленность социального

познания эпохи индустриализма, исключающая уникальность человеческого «Я»,

культурного контекста в развитии социума, инженерное мышление с ее

стандартами, технологиями, измерениями становится образцовым в социальном

познании.

В XX в. полностью обнаружились кризисные явления техногенной цивилизации,

возникшей на развалинах средневековья. Культура этой цивилизации сложилась

на основе особых отношений человека и природы, человек стремился вырваться

из зависимости от природы и высшими ее ценностями признавалось господство

человека над природой, прогресс, обновление, наращивание технологических и

научных знаний. Развитие техники и технологии как орудия господства

человека над природой стали главными целями общественного развития. В

результате возникла ситуация, когда постоянное наращивание материального

богатства на основе обновления техники превратило человека в простое орудие

эффективной экономической деятельности.

Выдающиеся гуманисты и мыслители XX в, с тревогой говорили о процессе

деградации культуры.

«Отрицательно воздействует на культуру также сверхорганизованность наших

общественных условий. Насколько верно, что организованное общество является

предпосылкой и одновременно следствием культуры, настолько очевидно также,

что на определенном этапе внешняя организация общества начинает

осуществляться за счет духовной жизни. Личность и идеи подпадают под власть

институтов общества, вместо того, чтобы оказывать влияние на них и

поддерживать в них живое начало.

Создание в какой-либо сфере всеобъемлющей организации на первых порах дает

блестящие результаты, но через некоторое время первоначальный эффект

уменьшается. Сначала демонстрируется уже существующее богатство, в

дальнейшем дают о себе знать процессы недооценки и игнорирования живого и

первоначального. Чем последовательнее внедряется организация, тем сильнее

проявляется ее сдерживающее воздействие на производительное начало.

Существуют культурные государства, которые не могут преодолеть ни в

экономической, ни в духовной жизни последствий далеко идущей централизации

управления»4.

В результате в культуре XX в. развилось противоречие, проявившееся в

противостоянии двух установок: сциентистской и антисциентистской.

В основе сциентизма лежит представление о научном знании как о наивысшей

культурной ценности. Наука как абсолютный эталон способна решить все

проблемы, считают сциентисты, стоящие перед человечеством, - экономические,

политические, моральные и т.д.

Понятие «сциентизм» происходит от латинского слова «scientia» - знание,

наука. Сциентисты утверждают: науке все подвластно. Действительно,

современная наука проникла во все поры современного общества, пронизывая

собой не только промышленность, сельское хозяйство, но и политику,

административную и военную сферы. Однако не все в мире - наука. Например,

существует сфера искусства, вера, человеческие чувства и отношения.

Антисциентизм появился как реакция на преувеличение роли науки. Для него

характерно принижение значения научного знания, обвинения науки в том, что

она вызвала возможные кризисы: экономический, экологический, национальный.

Он утверждает: «Наука - чума XX века». Возникла ситуация, которую обрисовал

Ч.П.Сноу: «...На одном полюсе -художественная интеллигенция, на другом -

ученые, и как наиболее яркие представители этой группы - физики. Их

разделяет стена непонимания и иногда (особенно среди молодежи) антипатии и

вражды, но главное, конечно, непонимание. У них странное, извращенное

представление друг о друге. Они настолько по-разному относятся к одним и

тем же вещам, что не могут найти общий язык даже в области чувств»5.

Сложившийся первоначально в Европе, а потом распространившийся по всему

миру тип научно-технической культуры очень много дал человеку для развития

его свободы. Но вместе с тем он имеет изъяны. Техногенная цивилизация

основана на таком взаимоотношении между человеком и природой, при котором

природа является объектом человеческой деятельности, объектом эксплуатации,

причем эксплуатации неограниченной. Ей присущ тип развития, который можно

выразить одним словом: больше.

Цель состоит в том, чтобы накапливать все больше материальных благ,

богатств и на этой основе решать все человеческие проблемы, в том числе

социальные, культурные и другие. Техногенной цивилизации присуще

представление, что природа неисчерпаема именно как объект ее эксплуатации

человеком. Понимание глубины экономического кризиса кладет конец такому

представлению. Отсюда идейное и научно-теоретическое движение последних

десятилетий, поставившее проблему создания новой экологической культуры.

Экологический кризис намечает границы существующему типу экономического

развития. Речь идет о необходимости новых отношений с природой и между

людьми. Известный философ Ю.Бохеньский, рассматривая современную духовную

ситуацию, выделил четыре наиболее важных вопроса стоящих перед

человечеством.

 

• Какое место занимает человек в космосе?

• Существует ли прогресс?

• В чем ценность науки?

• Как велики силы или бессилие человека?

Современные ответы на эти вопросы выглядят весьма пессимистическими. К

примеру, астрономия показала, что Земля не является центром Солнечной

системы, что она лишь незначительный фрагмент космоса в целом, ибо за

пределами Млечного Пути существуют миллиарды и миллиарды подобных галактик,

расстояние между которыми измеряется миллионами парсеков (один парсек

превышает 30 800 миллиардов километров). Для антропоцентризма прошлых

веков, культур, когда человек ставился в центр Вселенной, эта точка зрения

катастрофична. Мало того, повергается в прах миф и об уникальных качествах

человека, уникальности существования жизни во Вселенной. Отсюда следует,

что человека нельзя рассматривать как сосредоточие вселенских сил. Мы,

человечество, лишь пылинка на окраине бытия. Новая духовная ситуация,

считает Ю. Бохеньский, запрещает нам мыслить антропоцентрически.

Современная культура строится уже на иных основаниях.

С другой стороны, радикальным образом разрывается представление о

необратимости и нарастании общественного прогресса. Со времен бомбардировки

Хиросимы и Нагасаки ценность науки и научно-технического прогресса

поставлена под вопрос. Новый дух времени вызывает скептическое отношение к

возможностям научного знания, точные науки уже не считаются главными.

Отсюда и посетившее человечество чувство бессилия перед вызванными ими

неуправляемыми силами научно-технического прогресса, которое все более в

яркой форме отражается в пессимистической философии экзистенциализма, где

существование человека носит трагедийный и безысходный характер.

В XX в. человек столкнулся с проблемами, от решения которых зависит

судьба цивилизации. Эти проблемы названы глобальными. Слово «глобальный»

произошло от латинского «globus», что значит «земной шар».

К первоочередным из них относятся:

• преодоление экологического кризиса, связанного с катастрофическими

последствиями человеческой деятельности (загрязнение окружающей среды,

уменьшение озонового слоя атмосферы, парниковый эффект, возникший в

результате повышенного содержания углекислого газа в воздухе и т.д.);

• предотвращение войны с применением оружия массового поражения

(термоядерного, химического, биологического), создание безъядерного

ненасильственного мира;

• преодоление голода, нищеты, неграмотности, разрыва между богатым Севером

и бедным Югом (развивающиеся страны);

• нахождение новых источников сырья, обеспечение дальнейшего развития

экономики, предотвращение отрицательных последствий научно-технической

революции.

 

В чем причина возникновения глобальных проблем?

Во-первых, это целостность современного мира, которая обеспечивается

глубинными политическими и экономическими связями. Зримым, грубым их

проявлением были мировые войны. Война, начавшаяся на границах Польши и

Германии, пришла в Африку. на Ближний и Дальний Восток, в Тихоокеанский

бассейн, в Крым и на Кавказ... Все оказались участниками единой

исторической драмы, В кровавой мясорубке войн перемалывалось все, что

индивидуализировало и определенным образом разделяло людей: границы,

политические пристрастия, национальные особенности. Выдающийся русский

мыслитель Н.Бердяев писал, что в поднявшемся г мировом вихре в

ускоренном темпе движения» все смещается со своих мест. Но в этом вихре

могут погибнуть и величайшие ценности, может «не устоять человек, может

быть разодран в клочья».

Bо-вторых, кризис мировой цивилизации связан с возросшей экономической

мощью человека, который никогда не взимал с природы столько дани, как

теперь. За последние сто лет промышленное производство планеты

приумножилось более чем в пятьдесят раз. при этом 4/5 этого прироста

получено с 1950 г. Сегодня мировая экономика создает валовой продукции

на сумму около 13 триллионов долларов, в ближайшие полстолетия может

увеличиться еще в 5-10 раз. Воздействия человека по своим последствиям

сейчас сопоставимы с самыми грозными силами природы. Еще Э.Циолковский

считал, что будущее человечество полностью перестроит нашу планету и

станет в дальнейшем силой, преображающей космос. Сейчас же человек,

обладая мощью планетарного масштаба, похож на ученика чародея, который

вызвал к жизни волшебные силы, но не может их укротить.

Поэтому, в-третьих, одной из причин возникновения глобальных проблем

является неравномерность развития стран и культуры. Экономическая и

политическая взаимозависимость стран дополняется информационной. Благодаря

телевидению, спутниковой связи, компьютерным системам события и открытия в

мире воспринимаются и распространяются мгновенно. Между тем люди,

потребляющие и использующие информацию, не просто живут в разных странах с

различным политическим строем, с точки зрения достигнутого ими уровня

развития, они обитают в разных исторических культурных эпохах.

Родоплеменная община из бассейна Амазонки или тропической Африки, едва

вышедшая из каменного века, находится на расстоянии всего нескольких часов

полета от мыса Канаверал или Байконура, откуда человек стартует в космос.

Поэтому понятно, почему мировое сообщество столь сильно озабочено проблемой

ядерного терроризма и выступает против распространения ядерного оружия.

Мало того, в сознании отдельных людей причудливым образом сочетаются пласты

различных культур.

Приведу пример. Существует понятие функциональной неграмотности: люди,

завершив школьное обучение, приходят на производство, но не могут понять

содержание примитивной письменной инструкции, сделать простые расчеты,

заполнить необходимые бланки. Функциональная неграмотность - бич

цивилизации и культуры второй половины XX в. По официальным данным, в

США насчитывалось 22 миллиона функциональных неграмотных, во Франции - 3

миллиона, а в целом в странах ЕЭС - 15 миллионов человек. Мировая

система образования не успевает за изменениями, происходящими в мире.

Научно-техническая революция с ее интеллектуализацией труда, заметными

переменами в структуре производства, с информационным взрывом и т.д.

изменила представление о тех личностных чертах, которые должны

воспитываться в системе образования. Необходимо отметить, что все

глобальные проблемы современности взаимосвязаны, и их изолированное, по

отдельности, решение невозможно. Нельзя, например, обеспечить

экономического возрождения слаборазвитых стран без предотвращения

нарастающего загрязнения окружающей среды. Иначе экономическая

катастрофа на планете неизбежна.

 

Может ли человек решить стоящие перед ним глобальные проблемы? Некоторые

специалисты предрекают гибель человечеству уже в ближайшие 30-50 лет.

Однако ход мирового развития вселяет в нас оптимизм. Напри

мер, самая страшная угроза человечеству последних десятилетий - угроза

термоядерной войны, между сверхдержавами - в значительной мере ослабла и не

является главенствующей в списке глобальных проблем. Это связано во многом

с теми изменениями,

которые происх

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...