Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эпиграфическая коллекция Херсонеса

Информация для подготовки к походу-викторине

«Древний Херсонес»

 

Греция — каменистая бесхлебная страна, край пастухов и рыбаков. Плодородных долин было мало. Перенаселение грозило ей голодом. Спасаясь от голода, Греция искала новых земель для заселения. Сначала были заселены ближние заморские земли — малоазиатский берег Эгейского моря. Затем пришел черед и для дальних заморских земель.

Есть старинное русское слово «выселки» — когда часть жителей селения снимается с места, перебирается на новое и там ставит отдельное селение. Именно таковы были новые заморские города греков. Мы их называем латинским словом «колонии». Но не надо понимать его в современном смысле слова: «зависимые и эксплуатируемые земли». Новые города были независимы от старых, откуда выселились их жители, и нимало не эксплуатировались ими. Это было отношение взрослых детей к родителям: независимое, но с почтением. Государство, основавшее колонию, так и называлось по‑гречески: «метрополия», то есть «город‑мать».

По́лис (др.-греч. πόλις, πολιτεία; лат. civitas) — античная городская гражданская община с массой неполноправных — c преобладанием рабов[2]; особая форма организации общества — политической организации (довольно часто государства).

Территория полиса обычно включала собственно городской центр и хору — прилегающую сельскохозяйственную округу. Полис составляли полноправные граждане — члены общины, — каждый из которых имел право на земельную собственность и политические права. Часть населения в полисе не состояла и не имела прав граждан: метэки, периеки, вольноотпущенники, рабы. Государственный строй в полисах был различен: олигархия, демократия, монархия (последняя была типична для полисов в период архаики) и др. И большие, и малые греческие полисы чеканили собственную монету[3].

Иногда полис рассматривают в качестве одного из видов «города-государства». В своей основе полис представляет собой земледельческую общину, поэтому к важнейшим чертам полиса относится верховная собственность общины над земельными участками граждан. Полис — не только политическая и хозяйственная, но и религиозная организация, в которой духовная и светская власти совпадали, и полисное жречество входило в систему полисных магистратур.

 

Слово "хора" имело в древнегреческом языке несколько значений - земля, область, округа. В знаменитой присяге граждан Херсонеса хорой называется территория, которой владеют херсонеситы. Сейчас под "хорой" ученые понимают, прежде всего, земельные наделы граждан города, расположенные на Гераклейском полуострове. Не сразу они привлекли внимание исследователей, занятых открытиями в городских кварталах Херсонеса, но сейчас хора - уникальная по сохранности система древней агротехники - самый перспективный объект изучения.

Хора античного полиса представляла собой местность вблизи античного поселения, равномерно распределенную на наделы — «клеры» размером, как правило, в пределах 4-5 гектаров[1]. Площадь хоры зависела от размера полиса, но у многих полисов её радиус не превышал 5-6 километров.

Археологически хора прослеживается благодаря межеванию, видимому по сегодняшний день на поверхности благодаря остаткам каменных стен, ограждавших участки. Иногда хора была частью оборонительной системы полиса, как в Херсонесе Таврическом.

Владельцами земельных наделов на хоре античных полисов, как правило, были небольшие семьи среднего достатка, о чём свидетельствуют многочисленные археологические остатки. На многих клерах сохранились руины усадеб, владельцы которых активно занимались виноделием, выращивали оливковые деревья и зерновые культуры. Усадьба гражданина на хоре полиса представляла собой комплекс жилых и хозяйственных построек, нередко включавшем специально оборудованную винодельню

Теменос (др.-греч. τέμενος) — священный участок, посвященный определенному божеству. Считалось, что находясь в Теменосе, человек может почувствовать присутствие этого божества.

Демокра́тия (др.-греч. δημοκρατία — «власть народа», от δῆμος — «народ» и κράτος — «власть») — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса[2] или на его существенные стадии[3]. Хотя такой метод применим к любым общественным структурам, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью. В этом случае определение демократии обычно сужают до одного из следующих признаков:

1. Назначение лидеров управляемыми ими людьми происходит путём честных и состязательных выборов

2. Народ является единственно легитимным источником власти

3. Общество осуществляет самоуправление ради общего блага и удовлетворения общих интересов[7][8]

Эпиграфическая коллекция Херсонеса

Коллекция насчитывает около 600 памятников. Находки первых херсонесских надписей относятся к XVIII веку, когда на развалинах древнего города, а также в кладках стен домов деревушки Ахтиар были обнаружены архитектурные детали и обломки надгробий. В 1793 г. было найдено надгробие Теагена и жены его Ульпии, в следующем году - постамент статуи Агасикла.

Присяга граждан Херсонеса — эпиграфический памятник Херсонеса Таврического. По мнению большинства специалистов она датируется началом III века до н. э Присяга граждан Херсонеса отчеканена на плите из белого мрамора, украшена вверху карнизом и фронтоном. Эту плиту нашли на центральной площади Херсонеса, у Владимирского собора, верхняя и нижняя части — в 1890 году в 1891 году. Надпись на плите сохранилась почти полностью (не хватает только части заключительной фразы). В научный оборот памятник ввел В. Латышев.

Присяга содержит сведения о государственном строе Херсонеса (основными органами управления были Совет и Народное собрание) и о границах государства, в которое тогда входили, кроме Херсонеса, Керкинитида (на месте современной Евпатории), Прекрасная гавань (современный пгт. Черноморское), ряд укреплений и земель на западном берегу Крыма и ближайшая сельскохозяйственная территория (хора) на Гераклейском полуострове. В присяге, имевшей характер клятвы, кроме обычной триады богов (Зевса, Геи и Гелиоса), названа богиня Дева - главная покровительница города и государства. Важным для экономики и торговли Херсонеса было указание: свозить хлеб с равнины только в Херсонес. Присяга, видимо, была принята после острой политической борьбы и восстановления временно утраченной демократии. Поэтому граждане клянутся охранять демократический строй от любых посягательств, бороться с заговорами, верно служить народу, оберегать границы как от эллинов, так и от варваров. Значение слова ΣАΣТНРА («састер») остается неясным.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...