Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Научное познание и здравый смысл




ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Проблема исследования и понимания сущности личности является одной из наиболее актуальных проблем психологии.

Личность изучается в рамках многих дисциплин и направлений научных исследований, в социальной психологии (поведение среди людей, в социальных группах и обществе); в общей психологии (мыслительные процессы, основные устойчивые компоненты: темперамент, характер, способности, мотивация и т. д.); в возрастной психологии (основные этапы становления человека как личности); дифференциальной психологии (типологические различия) и др. В психологической науке выделено целое направление, исследующее личность, это «Психология личности». Однако до сих пор существует множество подходов к пониманию сущности личности и сегодня мы можем говорить о сотнях теорий и концепций личности.

В большинстве источников, характеризующих понятие личности, можно найти ссылки на первоначальное значение слова «личность», которое обозначало маску, роль («личина»), исполняющуюся актёром в древнегреческом театре. Лицо как целостность человека в латинском языке обозначалось словом «persona», а личность как его социальный и психологический облик – словом «регsonalitas». Эти понятия в современных зарубежных трактовках употребляются сегодня как синонимы и переводятся в значении слова «личность».

Изначально понятие личности обозначало нечто привнесенное, сформированное, воспитанное и развитие в человеке в процессе его становления другими людьми. Личность, в широком смысле слова, это то, что отличает человека от животного. Его сознание, мышление, речь, социальное поведение, уникальные развитые способности к усвоению различных знаковых систем – все это присуще только личности. Практически каждый человек – личность, если он прошел социализацию и воспитание. В отличие от феральных детей (дети «маугли»), которые в принципе не могут стать личностью, поскольку сензитивные периоды социального развития человека необратимы.

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова личность определяется следующим образом: Человек, как носитель каких-нибудь свойств, лицо.

В «Философском энциклопедическом словаре» предлагается два подхода к пониманию сущности личности: 1) человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности; 2) устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. В большинстве общественных наук (философия, социология, этнология, политология и др.) личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в ансамбле общественных отношений в процессе совместной деятельности и общения.

В психологических словарях личность трактуется как системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении, определяемое включенностью в общественные отношения. Личность также рассматривается в качестве присущей индивиду совокупности моделей социального поведения.

В «Российской педагогической энциклопедии» статью, посвященную личности подготовили А.Г. Асмолов и А.В. Петровский. Их трактовка личности заключается в следующем. Личность – человек как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого им осуществляются преобразования природы, общества и самого себя.

В гуманистических философских и психологических концепциях личность рассматривается как ценность, ради которой осуществляется развитие общества.

Знаменитый российский психолог и философ С.Л. Рубинштейн исследовал личность как общественное существо, включенное в систему общественных связей, выполняющее определенную роль. Он также считал, что личность представляет собой некое основание, интегрирующее психологические свойства, процессы и состояния человека. Одно из его самых простых определений личности – субъект практической и теоретической деятельности.

В Википедии личность рассматривается в качестве понятия, выработанного для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности.

Под «личностью» понимают:

1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» – в широком смысле слова);

2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности.

Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности. Личность – это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

В комплекс наиболее устойчивых компонентов личности включают: темперамент, характер, способности, мотивацию.

 

Литература

 

1. Кун, Д. Все тайны поведения человека / Д. Кун. – СПб., 2010.

2. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М., 1988.

3. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. – СПб., 2008.

4. Психология: словарь. – М., 2007.

5. Российская педагогическая энциклопедия. – М.,1993. – Т.1.

6. Философский энциклопедический словарь. – М., 2009.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

 

1. Почему в психологии нет единого определения личности?

2. Что общего в понятиях личности?

 

Проблемы научного исследования личности связаны, прежде всего, с её поведением, отношениями, чертами и ценностями. Психологи не раз обсуждали вопросы об особенностях и возможностях научного познания подобных явлений. Вам предлагается материал для обсуждения. Ознакомьтесь с тремя точками зрения на проблемы научного познания личности в психологии: Т. Шибутани, Ю.Б. Гиппенрейтер, Г. Олпорта. Сравните подходы ученых. Подготовьте ответы на вопросы.

 

 

НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ И ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ

Т. Шибутани. Социальная психология.

Ростов-на-Дону, 1999. С.12–17

Большинство представлений, лежащих в основе повседневной жизни, состоит из того, что называется «здравым смыслом». В результате длительного опыта ряда поколений сложились популярные представления, которые выжили, поскольку оказались полезными в повседневной жизни. Хотя такие знания не точны и иногда совершенно не обоснованы, мы обычно считаемся со здравым смыслом. Медикам, например, давно известно, что проказа менее заразна, чем туберкулез, но люди обычно больше боятся прокаженных и даже изгоняют их из общества.

Различие между здравым смыслом и научным знанием только в степени. Наука сегодня пользуется большим престижем, поскольку она обеспечила высокоэффективные средства приспособления. Наука включает в себя все лучшее, что люди смогли ясно сформулировать и подтвердить эмпирически. Но это знание далеко не совершенно и является объектом постоянных уточнений.

Решение самых земных вопросов повседневной жизни требует некоторого понимания человеческих существ. Каждому приходится выбирать друзей, находить супруга, принимать решения, связанные с продвижением по службе, или выносить суждение о человеке, который нарушил какое-нибудь правило. Неловкость в присутствии посторонних возникает от неопределенности. Люди не в состоянии уверенно действовать до тех пор, пока они не могут предвидеть того, что, вероятно, будут делать другие. Нельзя даже перейти улицу без уверенности в том, что шофер приближающегося автомобиля не сочтет за лучшее переехать пешехода.

Человек должен также располагать минимальными сведениями о самом себе. Один может вдруг обнаружить, что потерял способность быстро выполнять свою работу. У другого возникнут угрызения совести, потому что он, оказывается, ненавидит собственных родителей, или не может владеть собой, или чрезмерно озабочен половым вопросом.

Сталкиваясь с такими трудностями, люди обычно полагаются на обыденные представления. Но здравый смысл не всегда мудр, ибо в нем нет различия между мудростью веков, ходячими предрассудками и местными суевериями. Многие американцы убеждены, например, что красота, обаяние, здоровье и богатство поклонника сделают счастливой любую молодую женщину. Однако известно немало случаев, когда блистательные актрисы и наследницы, обладающие всеми этими сокровищами, совершали самоубийство, утверждая, что жизнь для них потеряла смысл.

Многие обыденные представления противоречивы. Фрэнсис Бэкон однажды выбрал из басен, пословиц и поговорок несколько суждений относительно человеческого поведения и для каждого из них смог там же подобрать антитезу. Утверждение «разлука любовь бережет» правдоподобно не менее чем «с глаз долой – из сердца вон». Эти наблюдения наводят на мысль, что требуется нечто большее, чем просто здравый смысл.

В наши дни люди с надеждой смотрят на социальных ученых. Оказываемое на них давление тем сильнее, чем важнее возникающие проблемы. При возрастающей концентрации политической власти поступок одного безумца может повлечь за собой гибель миллионов. Успехи физических наук сделали войну столь разрушительной, что впервые в истории истребление человеческого рода стало вполне возможным. Необходимость в достоверном знании человеческого поведения ощущается сейчас более настоятельно, чем когда бы то ни было раньше.

В век, когда успехи естественных наук вызывают всеобщее восхищение, не приходится удивляться, что все больше людей считает необходимым перенести оправдавшие себя методы исследований на изучение человека.

Проблемы стали отбираться с большей тщательностью, достигнута большая строгость в формулировании и проверке гипотез, обращается серьезное внимание на планирование экспериментов, на точность в собирании и анализе фактов. К сожалению, однако, возникло и слепое подражание преуспевающим наукам.

Под влиянием тщательно разработанных методов точных наук возникли превосходные методики опосредованного наблюдения и измерения. Однако слишком часто они используются лишь для того, чтобы доказывать весьма тривиальные истины с неправдоподобной затратой сил. Некоторые исследователи даже отказывались изучать важные проблемы на том основании, что не существует методик для точного измерения соответствующих данных.

Как заметил один из критиков, люди, всецело поглощенные совершенствованием технического аппарата исследования, подобны человеку, который старательно полирует свои очки вместо того, чтобы использовать их для улучшения зрения…

Тот факт, что научное изучение человеческого поведения еще не вышло из детского возраста, становится болезненно ясным, как только пытаются применить одно из современных учений к какой-либо практической проблеме. Родители, поверившие в теорию, которая подчеркивает роль поощрений и наказаний, пытаются предотвратить формирование нежелательных привычек путем жесткой дисциплины. Те же, кто принимает концепции психоанализа, считают главным длительное кормление грудью, терпеливое приучение к туалету и атмосферу нестрогого обращения, в которой опасность фрустраций сводится к минимуму. Показательно, однако, что родители-невротики имеют, как правило, детей-невротиков независимо от того, какого метода воспитания они придерживаются.

Сказанное не означает, будто сегодня социальные науки бесполезны. Люди должны действовать на основе лучших из имеющихся в наличии знаний. Поскольку социальные ученые – это специалисты, сосредоточившие свое внимание на наблюдениях за человеческим поведением и размышлении о нем, многие их суждения могут оказаться более полезными, чем суждения неспециалистов. Раз ограниченность молодой дисциплины осознана и учтена, эта дисциплина может иметь положительное значение.

Все области знания брали старт с, казалось бы, не подающего никаких надежд начала. Рост научного знания есть накапливаемое движение, начинающееся со здравого смысла и становящееся все более достоверным по мере прогрессирующего освобождения от ошибок. Первые усилия в любой отрасли связаны с появлением дилетантов, первые открытия бывают настолько очевидны, что некоторые сомневаются, достойно ли исследование этого названия. Но работники, продолжающие усилия пионеров, приходят к познанию уже менее очевидных истин, а со временем выдвигают проблемы, которые никогда не могли быть поставлены с позиций простого здравого смысла. В одной области за другой фольклор уступает место научному познанию, и сейчас эта тенденция проявляется в изучении человеческого поведения.

 

Вопросы по теме

 

1. В чем заключаются проблемы современного состояния научных исследований в области социальной психологии?

2. Что означает психология «здравого смысла»?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...