Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

рынок конкурент экономический

Анализ товарного рынка

 

Асбестоцементная промышленность - одна из важнейших подотраслей промышленности строительных материалов - занята производством разнообразных кровельных, стеновых и облицовочных листовых материалов, напорных и безнапорных труб, электроизоляционных досок, строительных деталей, конструкций и других изделий на основе асбеста и цемента.

После распада Советского Союза для асбестоцементной промышленности наступили тяжелые времена: разрушились традиционные деловые связи, многие производственные и машиностроительные предприятия стали зарубежными, отрасль лишилась централизованного управления. Абсолютные объемы производства практически всех видов асбестоцементных материалов за период 1991-2001 гг. существенно снизились. Это связано со снижением объемов промышленного, жилищного и гражданского строительства, практически полным прекращением мелиоративных работ, с развернувшейся антиасбестовой кампанией в странах Европейского Союза. Лишь с 2002 года объем производства и потребления данного материала стал медленно увеличиваться, что обусловлено ростом объемов гражданского и сельского строительства страны.

В общем расходе сырья на изготовление асбестоцементных изделий около 85% занимает цемент и лишь 15% асбест, поэтому асбестоцементные предприятия строятся, как правило, в непосредственной близости от цементных заводов.

Распределение объемов продаж асбестоцементных изделий по районам Российской Федерации в 2012 г. осуществлялось следующим образом: Уральский район - 18% от общероссийского объема, Северо-Кавказский район - 18%, Поволжский район - 17%, Центральный район - 14%, Восточно-Сибирский район - 9%, Центрально-Черноземный район - 8%, Волго-Вятский район - 5%, Западно-Сибирский район - 5%, Северо-Западный район - 2%, Дальневосточный район - 2%, Северный - 1%. Данное распределение связано, возможно, связано с плотностью населения районов, а также темпами капитального строительства и уровнем жизни районов. Заметим, что географическое положение и близость к транспортным путям обеспечивают для ОАО "Белгородасбестоцемент" значимое конкурентное преимущество в виде относительно низких издержек по доставке продукции к наиболее потребляющим шифер районам страны.

Асбестоцементные листы и трубы относятся к традиционным, «старым» товарам. В последнее время отмечался существенный рост спроса на новые кровельные материалы - в 5-8 раз ежегодно, однако традиционные кровельные материалы сохраняют на сегодняшний день свое преимущественное применение при производстве строительных работ. Так доля шифера и кровельного железа при сооружении скатных крыш превышает 90% от общего объема всех используемых кровельных материалов.

Асбестоцементная кровля традиционно широко применяется в России, так как адаптирована для всех климатических зон. Ее преимуществами являются надежность и долговечность, радиационная комфортность, простота ремонта, сравнительная дешевизна материалов (в 5-6 раз дешевле черепицы, металла, полимеров и др.) и низкие затраты на содержание. Асбестоцементные напорные и безнапорные трубы и муфты применяются при прокладке водопроводных технических и питьевых систем, напорной и безнапорной канализации, мелиоративных систем, дренажных коллекторов, дымоходов и т.п. В связи с низкой теплопроводностью возможно их использование в системах теплоснабжения.

Большинство проблем отрасли является общими для всей российской промышленности. Основной проблемой является высокая степень износа оборудования, достигающая в среднем по отрасли 70%, что не позволяет предприятиям выпускать конкурентоспособную продукцию. Коэффициент использования мощностей на некоторых предприятиях отрасли составляет всего 1-6%. Между тем многие заводы, сумевшие провести реконструкцию производства, имеют вполне устойчивые позиции на рынке, благодаря повышению качества выпускаемой продукции она вполне конкурентоспособна и пользуется высоким спросом на рынке. Так, ОАО "Волна", г. Красноярск, ОАО "Саввинский ЗАЦИ" Архангельской обл., ОАО "БелАЦИ" производят высококачественные листы европейского и отечественного профилей. По мнению специалистов, в настоящее время растет спрос на нестандартную для российских производителей продукцию, к примеру, окрашенный шифер и мелкоразмерные листы.

За последние 8 лет рынок потребления асбестоцементных изделий в России составляет в среднем 500-555 тыс. т в год. За этот же период доля экспорта в объеме добычи асбеста увеличилась с 40% до 61%. Во многом этому способствует активная позиция «Хризотиловой ассоциации», которая ведет значительную разъяснительную работу, как в России, так и за рубежом, о безопасности для здоровья асбестосодержащих изделий. Вместе с тем, ситуация в мире по вопросу дальнейшего массового использования асбеста в производстве строительных материалов не однозначна. Большое влияние на нее оказывают конкуренты, предлагающие изделия из материалов, заменяющих асбест, и лоббирующие в Еврокомиссии вопрос о запрете использования асбеста в странах Евросоюза.

Сегодня на территории нашей страны практически в каждом регионе можно встретить несколько асбестоцементных заводов производителей шифера (плоского, волнового), асбестоцементных труб и листов. Причин такого большого количества асбестоцементных заводов в России несколько:

§ Высокий доход от производства шифера, асбестоцементных труб и листов;

§ Минимальная конкуренция на мировом рынке;

§ Небольшая себестоимость изготовления продукции;

§ Высокий спрос на шифер.

Стоит отметить, что хотя родиной шифера и является ряд европейских стран, сегодня асбестоцементные заводы России являются самыми крупнейшими производителями шифера, асбестоцементных труб и листов. В настоящее время ведущие асбестоцементные заводы и шиферные России и Украины по качеству выпускаемой продукции значительно превосходят своих конкурентов из Китая и других стран Азии. При строительстве зданий, большинство людей выбирают в качестве материала для кровли именно шифер. Плоский и волновой шифер изготавливается из негорючих материалов, что позволяет обеспечить высокую безопасность, так же этот материал очень прочный и долговечный, по сравнению с другими материала для кровли. Производители шифера, асбестоцементных труб и листов при производстве своей продукции используют цемент и прочное асбестовое волокно. Ведущие крупнейшие асбестоцементные заводы и шиферные заводы России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Москвы уже давно ориентировали свое производство на удовлетворение потребностей своих клиентов. Асбестоцементные заводы России выпускают продукцию, которая имеет различную длину и ширину, что позволяет в значительной степени расширить круг потенциальных клиентов.

ОАО «БЕЛАЦИ» является крупнейшим производителем в России асбестоцементных изделий. В 2012 г. всего было произведено: 120978 тыс. условных плиток шифера и 1459 условных километров труб.

В условиях формирования рынка строительных материалов с его жесткой конкуренцией и при дефиците финансирования коллективу ОАО «БЕЛАЦИ» приходится определять оптимальные соотношения цены выпускаемой продукции и ее качества, для чего разрабатывается ряд мероприятий по улучшению качества и по экономии материально-сырьевых и энергетических ресурсов. Эти мероприятия и формируют политику низких цен, которой придерживается ОАО «БЕЛАЦИ» на протяжении длительного времени.

Основным рынком товаров ОАО «БЕЛАЦИ» является рынок товаров промышленного назначения. Потребители продукции предприятия представлены в основном строительными организациями и частными лицами, занимающиеся индивидуальным строительством, используя шифер для покрытия кровли и сооружения ограждений. В основном это люди со средним уровнем дохода, так как более состоятельные застройщики предпочитают глиняную черепицу более дорогостоящий материал, но и обладающий сроком эксплуатации на много превышающим срок эксплуатации шифера, или другие кровельные материалы. К другой группе основных потребителей можно отнести колхозы и совхозы, которые используют его для покрытия складов, ферм и других хозяйственных построек. Кроме того, существует не мало потребителей, которые используют асбестоцементные листы в качестве средства производства. Таковыми являются: ремонтомеханические заводы, леспромхозы и некоторые другие организации.

Заказчиками ОАО «БЕЛАЦИ» являются такие крупные организации:

"Мосинтстройкомплект" г. Москва;

ОАО "Ураласбест" г. Орск;

ПИК "Энерготраст" г. Москва;

ОАО "Телефонстрой" г. Нижний Новгород;

СМП-717 г. Брянск;

ОАО "Стройоптторг" г. Краснодар;

МА "Жилстрой" г. Старый Оскол;

СПМК-4 г. Орел, ВДПО г. Курск;

предприятия ближнего и дальнего зарубежья (Молдавия, Украина, Венгрия, Болгария).

А также другие предприятия различной организационно-правовой формы и физические лица.

В ОАО «БЕЛАЦИ» сбыт продукции производится в основном методом прямых продаж, так как такая система реализации позволяет сохранять полный контроль за ведением торговых операций, экономить средства на оплату услуг посредников и поддерживать непосредственный контакт с потребителем. Так как большинство клиентов крупные строительные организации, то такой метод продаж является наиболее эффективным.

В настоящее время на российском рынке строительных материалов функционирует 24 предприятия, производящее асбестоцементные изделия.

Конкурентами ОАО "Белгородасбестоцемент" являются:

1. ОАО «Себряковский комбинат асбестоцементных изделий» Волгоградская обл.

2. ЗАО АЦИ «Комбинат Красный Строитель» Московская обл.

.   ОАО «ЛАТО» Республика Мордовия

.   ОАО «Шиферник» Краснодарский край

.   ЗАО «НП Сухоложскасбоцемент» Свердловская обл.

.   ОАО «Ульяновскшифер» Ульяновская обл.

.   ОАО «Волна» Красноярский край

.   ОАО «Сода» Республика Башкортостан

.   ОАО «Искитимский шиферный завод» Новосибирская обл.

.   ОАО «Асбестоцемент» Челябинская обл.

.   ОАО «Ярославский комбинат строительных материалов» Ярославль

.   ОАО «Спасский КАЦИ» Приморский край

.   ООО «Брянский асбестоцементный завод» Брянская обл.

.   ОАО «Тимлюйский ЗАЦИ» Республика Бурятия

.   ОАО «Мостермостекло» Московская обл.

.   3АО «Пикалевский цемент» Ленинградская обл.

.   ОАО «Саввинский ЗАЦИ» Архангельская обл.

.   ОАО «Вольский ЗАЦИ» Саратовская обл.

.   ОАО «Жигулевские стройматериалы» Самарская обл.

.   ОАО «Нижнетагильский КАЦИ»

Но главными конкурентами являются наиболее крупные предприятия Российской Федерации, выпускающие асбестоцементные изделия:

1. ОАО «Себряковский комбинат асбестоцементных изделий» Волгоградская обл.

2. ЗАО «НП Сухоложскасбоцемент» Свердловская обл.

Доли предприятий в производстве асбестоцементных изделий в общем объеме в 2012 году представлены в таблице 1.

 

Таблица 1

Доли предприятий в производстве асбестоцементных изделий в РФ, %

№ п/п Наименование предприятия Доля в общем объеме, %
1 ОАО "Себряковский КАИ" 18,3
2 ОАО "Белгородасбестоцемент" 26,1
3 ЗАО «Сухолажскасбоцемент» 10,3
5 Другие предприятия 45,3
  Всего 100

 

Наиболее сильным конкурентом ОАО "Белгородасбестоцемент" является предприятие ОАО «Себряковский комбинат асбестоцементных изделий». Оно занимает большую долю рынка в производстве асбестоцементных изделий из-за достаточно низких цен и большого ассортимента продукции.

Вторым по значимости конкурентом является ЗАО «Сухолажскасбоцемент». Это предприятие уступает ОАО "Белгородасбестоцемент» в доле занимаемой, на рынке производства асбестоцементных изделий, во-первых, из-за высокой цены на продукцию, во-вторых, из-за низких темпов роста производства на предприятии.

Проанализируем конкурентов и наши собственные позиции на рынке.

 

Таблица 2

Анализ конкуренции

Кто наши конкуренты? ОАО «Себряковский КАЦИ» ЗАО «Сухолажскасбоцемент».
Каковы их сильные и слабые стороны? Сильные стороны: Гибкая ценовая политика. Высококвалифицированные маркетологи. Новое оборудование. Слабые стороны: Узкий ассортимент выпускаемой продукции и недостаточный уровень качества. Низкий процент использования производственных мощностей. Нестабильное финансовое состояние.
Какие стратегии маркетинга используют конкуренты, и в каких пределах? Конкуренты в основном используют стратегию удержания имеющейся доли рынка, и лишь незначительное их число стремятся к ее увеличению.
Какие новые конкуренты могут появиться (товары близкого назначения, многофункциональные изделия и т.д.) Существует возможность появления новых видов асбестоцементных изделий, активным поиском которых занимается как ОАО «Белгородасбестоцемент» так и его конкуренты.

Самой сильной стороной предприятия в сравнении с конкурентами является политика ОАО «Белгородасбестоцемент» в области качества. На предприятии создана действительно сильная служба управления качеством, обладающая высококвалифицированными кадрами и оснащенная современной техникой. Контроль качества готовой продукции и входного сырья в ОАО «Белгородасбестоцемент» осуществляет отдел технического контроля и лаборатория. Службы лаборатории и технического контроля укомплектованы высококвалифицированными кадрами. На протяжении 20 лет Белгородский центр стандартизации и метрологии проводит постоянное освидетельствование отдела технического контроля и лаборатории на право проведения входного контроля сырьевых, вспомогательных материалов и качества выпускаемой продукции.

Стабильность качества продукции в первую очередь обеспечивается правильным использованием производственного, испытательного оборудования, технологической оснастки, средств контроля и измерений. Учитывая, что основной задачей системы качества является предупреждение брака, особое внимание уделяется вопросам регулирования технологических процессов. Ежегодно на предприятии разрабатывается комплексный план мероприятий по управлению и совершенствованию качеством выпускаемой продукции. В план включаются мероприятия, направленные на выпуск качественной конкурентоспособной продукции с указанием сроков и ответственных исполнителей за намеченные мероприятия.

Системность в управлении качеством в ОАО «Белгородасбестоцемент» предполагает выявление всех факторов, влияющих на качество и регулирование процесса производства службами технического контроля, центральной и заводскими лабораториями, метрологической службой, анализом контроля входящего сырья и материалов, комплексом организационно-технических мероприятий при постоянной ответственности всех участников процесса производства.

Система качества ОАО «Белгородасбестоцемент» не оставалась и не остается неизменной: появляются новые должностные единицы, организационные структуры, разрабатываются более эффективные процедуры работы. Неизменными остаются принципы работы: регламентация всех рабочих процедур; документирование и контроль проводимых работ и решений руководства; регулярная оценка удовлетворенности клиентов.

SWOT- анализ

Итогом анализа среды предприятия является сопоставление сильных и слабых сторон предприятия с угрозами и возможностями (таблица 3)

 

Таблица 3

Угрозы и возможности, сильные и слабые стороны предприятия

Сильные стороны Слабые стороны
1 Качественная продукция. 2 Налаженные каналы сбыта. 3 Устойчивое финансовое состояние. 4 Высококвалифицированные специалисты 5 Сложившийся круг поставщиков. 1 Устаревшее оборудование. 2 Плохо изученная конъюнктура рынка. 3 Технологические линии, требующие больших производственных площадей. 4 Зависимость от экономической ситуации в стране 5 Отсутствие финансовых ресурсов, необходимых для реализационной стратегии
Возможности Угрозы
1 Расширение ассортимента выпускаемой продукции. 2 Выход на новые рынки сбыта 3.Обновление и модернизация оборудования 4.Масштабное внедрение линий по окраске шифера 5 Рост строительства жилого и нежилого фонда 1 Активные поиски конкурентами новых видов продукции. 2 Нестабильная экономическая ситуация в стране. 3 Повышение цен на сырье и материалы 4.Сложности в привлечении инвестиций 5 Высокие темпы инфляции.

 

Теперь попытаемся сопоставить некоторые сильные и слабые стороны с возможностями и угрозами.

) На предприятии выпускается качественная продукция, кроме того, существует возможность расширения ассортимента, однако есть угроза появления у конкурентов новых видов продукции.

) Существует возможность выхода на новые рынки, однако технологическое оборудование требует больших производственных площадей, к тому же нестабильная экономическая ситуация в стране.

) Налаженные каналы сбыта, к тому же сложившийся круг поставщиков, но плохо изученная конъюнктура рынка.

) ОАО “Белгородасбестоцемент” имеет устойчивое финансовое состояние, но зависит от экономической ситуации в стране.

) Высококвалифицированный персонал, но устаревшее оборудование.

Таким образом, ОАО «Белгородасбестоцемент» на сегодняшний день является одним из лидеров отрасли, и, имея ряд сильных сторон, занимает высокую конкурентную позицию.

Основным рынком товаров ОАО «Белгородасбестоцемент» является рынок товаров промышленного назначения. Потребители продукции предприятия представлены в основном строительными организациями и частными лицами, занимающиеся индивидуальным строительством, используя шифер для покрытия кровли и сооружения ограждений. В основном это люди со средним уровнем дохода, так как более состоятельные застройщики предпочитают глиняную черепицу более дорогостоящий материал, но и обладающий сроком эксплуатации на много превышающим срок эксплуатации шифера, или другие кровельные материалы. К другой группе основных потребителей можно отнести колхозы и совхозы, которые используют его для покрытия складов, ферм и других хозяйственных построек. Кроме того, существует немало потребителей, которые используют асбестоцементные листы в качестве средства производства. Таковыми являются: ремонтомеханические заводы, леспромхозы и некоторые другие организации.

В условиях формирования рынка строительных материалов с его жесткой конкуренцией и при дефиците финансирования коллективу ОАО «Белгородасбестоцемент» приходится определять оптимальные соотношения цены выпускаемой продукции и ее качества, для чего разрабатывается ряд мероприятий по улучшению качества и по экономии материально-сырьевых и энергетических ресурсов. Эти мероприятия и формируют политику низких цен, которой придерживается ОАО «Белгородасбестоцемент» на протяжении длительного времени.

На предприятии ОАО "Белгородасбестоцемент" используется ценовая политика "издержки плюс прибыль". Издержки определяются по методу "полных затрат", то есть в калькуляцию себестоимости включаются переменные и постоянные затраты. Данная ценовая политика заключается в начислении определенной наценки на себестоимость товара. Размер наценки - переменный.

Продукция предприятия доставляется потребителю непосредственно с самого предприятия автомобильным или железнодорожным транспортом.

Предприятие имеет канал распределения нулевого уровня «производитель-потребитель». Предприятие не имеет розничных торговых точек, в связи с этим, отсутствует торговый персонал.

Предприятие использует прямой или непосредственный сбыт, позволяющий устанавливать прямые контакты с покупателями, не прибегая к услугам независимых посредников.

Предприятие имеет свой фирменный сайт в Интернет, на котором представлена информация о самом предприятии, его истории, основных видах деятельности, каталог продукции, а также финансовые отчеты ОАО «Беласбестоцемент» за несколько предшествующих лет. Таким образом, потенциальный покупатель может лично ознакомится с продукцией и работой предприятия.

Кроме того, предприятие участвует в выставках строительных материалов, проходящих как на территории России, так и за рубежом. Продукция предприятия не раз награждалась дипломами и почетными грамотами.

3.
Технико-экономический и финансовый анализ организации

 

Представим основные технико-экономические показатели в таблице 4:

 

Таблица 4

Название показателей

Значение показателей

Изменение

Значение показателей

Изменение

  2011 2012 Абсолют. Относит.,% 2013 Абсолют. Относит., %
Годовой выпуск продукции в натуральном выражении: - трубы, укм - листы, туп 1622 143912 1459 120978 -163 -22934 -10,05 -15,94 1637 107670 178 -13308 12,2 -11
Произведенная (товарная) продукция, тыс. руб. 1402900 1378600 -24300 -1,73 1483500 104900 7,61
Выручка, тыс. руб. 1217034 1236931 19897 1,63 1257174 20243 1,64
Среднесписочная численность ППП (работающих), чел. 887 851 -36 -4,06 788 -63 -7,4
Производительность труда ППП, тыс. руб./чел. 1581,62 1619,98 38,36 2,43 1882,61 262,63 16,21
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. 287761 319834 32073 11,15 326490 6656 2,08
Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб. 477354,5 471086 -6268,50 -1,31 480784 9698 2,06
Фондоотдача, руб./руб. 4,88 4,31 -0,57 -11,68 4,54 0,23 5,42
Фондоемкость, руб./руб. 0,21 0,23 0,02 9,52 0,22 -0,01 -4,31
Фондовооруженность труда одного работающего, тыс. руб/чел. 324,42 375,83 51,41 15,85 414,33 38,50 10,24
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств 2,55 2,63 0,08 3,14 2,61 -0,02 -0,58
Себестоимость произведенной (товарной) продукции, тыс. руб 1192184 1142032 -50152 -4,21 1128200 -13832 -1,21
Себестоимость проданной продукции, руб. 1124801 1158882 34081 3,03 1105660 -53222 -4,59
Себестоимость единицы продукции, руб. - трубы - листы 168208,8 5679,95 189689 6453,2 21480,7 773,25 12,77 13,61 194789,8 6853,58 5100,3 400,38 2,69 6,2
Затраты на рубль произведенной (товарной) продукции, руб. 0,85 0,83 -0,02 -2,35 0,76 -0,07 -8,43
Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. 92233 78049 -14184 -15,38 151514 73465 94,13
Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб. 69035 24165 -44870 -65,00 112621 88456 366,05
Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. 52330 16671 -35659 -68,14 86554 69883 419,19
Рентабельность производства, % 12,05 9,87 -2,19 -18,14 18,77 8,90 90,19
Рентабельность произведенной продукции, % 7,74 6,83 -0,9 -11,66 13,43 6,60 96,51
Рентабельность продаж по прибыли от продаж, % 7,58 6,31 -1,27 -16,74 12,05 5,74 91

 

В отчетном году в ценах текущего года было реализовано продукции больше, чем в предыдущем году на сумму 20243 тыс. руб. или на 1,64%. Это указывает на то, что деловая активность предприятия, масштабы деятельности, доля на рынке в отчетном году по сравнению с прошлым увеличилась.

Исходя из расчётов можно отметить, что в отчётном периоде наблюдается рост выручки и снижение себестоимости продукции, что привело к увеличению валовой прибыли до 24 коп. с каждого рубля выручки.

В отчётном году по сравнению с прошлым прибыль от продаж снизилась на 73465 тыс. руб. за счёт снижения себестоимости проданной продукции и увеличения выручки.

Итогом отчетного года стала чистая прибыль, значительно уменьшившаяся по сравнению с предыдущим годом (около 420%). Она составила 86554 тыс.руб.

Таким образом, финансовые результаты предприятия ОАО «Белгородасбестоцемент» с точки зрения изменения прибыльности охарактеризуем как положительные, так как по всем показателям прибыли наблюдается положительная динамика.

По представленным данным таблицы сделаем вывод: деятельность предприятия является прибыльной, так как динамика показателей рентабельности положительна.

В прошлом году предприятие получало 6,83 коп. прибыли на каждый рубль, вложенный в основную деятельность, а в отчетном году - 13,43 коп. Таким образом, наблюдается рост эффективности производства.

Из-за высокой эффективности основной деятельности каждый рубль выручки в прошлом году приносил 6,31 коп. прибыли от продаж, а в отчетном - 12,05 коп. что является положительным фактором изменения в динамике.

В прошлом и отчетном году в среднем каждый работник за один год работы обеспечивал выручку в размере 1619,98 и 1882,61 тыс.руб. Рост выработки произошел за счет уменьшения среднесписочной численности работников. Это привело к незначительной экономии трудовых ресурсов.

Подведя итоги анализу рентабельности, можно сделать вывод о том, что по всем показателям прибыльности наблюдается устойчивый рост, что оказывает благоприятный эффект на состояние предприятия.

В прошлом году для обеспечения рубля проданной продукции нужно было использовать основных средств на сумму 0,23 руб., а в отчетном - 0,22 руб. Соответственно, уровень фондоотдачи составлял 4,31 и 4,54 руб. Это свидетельствует о повышении эффективности использования основных средств ОАО «Белгородасбестоцемент».

Исходя из данных таблицы, полная себестоимость за отчетный период снизилась. В прошлом году затраты на 1 рубль проданной продукции составили 0,83 рубля, а в отчетном году - 0,76 рубля на 1 рубль выручки от продажи, затраты на один рубль продукции, как мы видим, снизились на 0,07 руб., что явилось следствием как снижения себестоимости продукции, так и роста объема выпуска.

рынок конкурент экономический


Список использованной литературы

 

1. Бендерская, О.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности на предприятии промышленности строительных материалов: учеб. Пособие / О.Б. Бендерская, И.А. Слабинская. - Белгород: Изд-во БГТУ, 2011. - 452с.

2. Видяпин, В.И. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / В.И. Видяпин, Р.П. Казакова, С.В. Казаков. - М.: ИНФРА-М, 2010.

3. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учебник / А.Д. Шеремет. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 415 с.

4. Журнал «Финансовый менеджмент»

5. Сайт ОАО «Белгородасбестоцемент».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...