Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия
УДК 342 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ АРКТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Фастович Г.Г. [1] Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы государственного регулирования в сфере арктической безопасности. Эффективность правового регулирования — это одна комплексных проблем, решение которой способствует построению правового государства в современной России. В статье анализируются нормативно-правовые акты регулирующие статус арктической зоны. Автор статьи приходит к выводу, действенная политика Российской Федерации на территории арктического пространства способствует эффективному регулированию государственного механизма в целом. Ключевые слова: Государственный механизм, Арктика, Арктическая зона, эффективность, органы государственной власти, правовое регулирование, арктическое пространство, административно-правовой режим. Современное состояние государственного регулирования отражает классические качества его функционирования – легитимность, легальность, устойчивость, которые определяют содержательные характеристики реализации государством публичных функций и задач. Деятельность государственных органов современной России должна быть направлена на достижение конкретного результата, а также основные направления деятельности государства во внутренней и внешней сферах. Эффективность государственного регулирования – это соотношение между правовыми, общественно значимыми целями и достигнутыми результатами деятельности структурных элементов государства, оцениваемое через систему критериев, отражающих меру их пригодности при выполнении публичных задач и функций государства в установленные сроки в соответствии с имеющимися ресурсами и средствами. Эффективное государственное регулирование обеспечивает результативность, практическую значимость функционирования государственного механизма Российской Федерации в целом. Одним из приоритетных направлений государственного регулирования в России является сфера арктической зоны. Стоит отметить, что развитие северных территорий является приоритетным направлением государства в политической, экономической, социальных сферах.
С правовой точки зрения Арктическая зона – это зона с особым статусом. Конвенция ООН по морскому праву (UNCLOS), принятая 10.12.1982 г. (с изм. 23.07.1994 г.) [1] установила особую процедуру, а также разработала геологические и геоморфологические критерии, которые позволяют прибрежному государству обосновать свою юрисдикцию и на это пространство. Эффективность правового регулирования отношений, связанных с освоением арктического пространства становится неотложной задачей для России. Ряд законодательных актов уже приняты, так 2008 году Указом Президента РФ приняты «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» (утв. Президентом РФ 18.09.2008 № Пр-1969) [2]. На наш взгляд, Основы является базовым актом, впервые закрепляющий понятие (разграничивающее Арктику от Арктической зоны), цели, приоритетные задачи, меры национальной безопасности и основные механизмы реализации государственной политики Российской Федерации в Арктической зоне. Так, под Арктической зоной Российской Федерации понимается часть Арктики, в которую входят полностью или частично территории Республики Саха (Якутия), Мурманской и Архангельской областей, Красноярского края, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов и прилегающие к этим территориям, землям и островам внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона и континентальный шельф Российской Федерации, в пределах которых Россия обладает суверенными правами и юрисдикцией в соответствии с международным правом. На законодательном уровне были выделены главные цели государственной политики России:
- соблюдения режима военной и экологической безопасности для обеспечения защиты и охраны государственных границ, защиты природной среды, ликвидация последствий урбанизации; - регулирование ресурсной базы Арктической зоны Российской Федерации, позволяющей расширение углеводородных, биологических и стратегических ресурсов; - обеспечение единого информационного пространства в Арктике с учетом природных и экологических особенностей зоны; - создание научной базы, научных центров по исследованию и разработке Арктической зоны; - соблюдение правового пространства и режима, осуществление международного сотрудничества. Во исполнение указанных задач была принята «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» [3], которая закрепила, что для достижения национальных интересов и эффективного государственного регулирования необходима консолидация ресурсов и всех субъектов государственного регулирования Российской Федерации (федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов Российской Федерации, территории, входящие в состав Арктической зоны России, органы местного самоуправления). Особый упор в Стратегии был сделан на улучшение качества жизни населения, которое проживает и работает в Арктической зоне. Так, предусматриваются следующие меры для достижения данных целей: - модернизация объектов социальной инфраструктуры (жилищный фонд, помещения здравоохранения и культуры); - создание единого информационного поля доступа на территории Арктической зоны; - создание благоприятных условий для оказания медицинской помощи и совершенствования первой помощи в местах традиционного проживания и традиционного хозяйственного ведения населения;
- совершенствования образовательных программ для коренного населения Арктической зоны (разработка программ дистанционного обучения, внедрения программ адаптации детей в городских территориях и т.д.); - разработка и внедрение государственных программ по обеспечению занятости населения, государственная поддержка населения в формах самозанятости. Несмотря на ряд принятых и реально действующих законов, многие вопросы государственного регулирования Арктической зоны Российской Федерации остаются не решенными. Проблема государственного управления и установления специального режима «сложносоставных субъектов» Российской Федерации (Ненецкий, Чукотский, Ямало-Ненецкий автономные округа входят в состав Арктической зоны, но при этом они также входят в состав и других субъектов Российской Федерации) [4]. Другим аспектом нерешенности проблемы является вопросы статуса границ таких вот «сложносоставных субъектов» и на наш взгляд подобные пробелы должны быть решены на законодательном уровне как можно «оперативнее», так как хозяйственная деятельность арктического пространства осуществляется только в урегулированном правовом поле. Эффективность государственного регулирования как социально-правовое качество любой системы выступает институтом, который включает правовые, государственно-управленческие и общественные показатели реализации ею своих задач и функций. Эффективность государственного механизма современной России также заключается в действенности и продуктивности государственного регулирования в сфере Арктической зоны Российской Федерации, что позволяет сохранять целостность государственной политики, соответствующей правам и свободам человека и гражданина, их законным интересам и общественным потребностям.
Литература
1. Конвенция ООН по морскому праву (UNCLOS), принятая 10.12.1982 г. (с изм. 23.07.1994 г.) 2. Указ Президента Российской Федерации № 1969 от 18.09.2008 г. «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» // Российская газета. 2008. 20 сентября. 3. «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» // Российская газета. 2008. 20 сентября. 4. Кузнецов В.И. Административно-правовой режим Арктической зоны // Журнал российского права. 2015 г. №. 11. С. 25.
[1]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|