Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности эмоциональной сферы

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

А.Л. Матвеева

ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы эмоционального развития детей дошкольного возраста. Описываются результаты диагностики эмоций детей старшего дошкольного возраста, развивающихся в норме и имеющих нарушения речи. Дана сравнительная характеристика групп. Полученные данные могут применяться на практике педагогами, работающими с данной категорией детей.

Ключевые слова: дети с нарушениями речи, эмоциональное развитие.

 

В настоящее время проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи является одной из актуальной в специальной психологии.

Анализ эмоционального развития дошкольников с нарушениями речи, принципиальные подходы в понимании специфики психического развития детей отражены в работах Т.Ю. Викторовой [2], Г.А. Урунтаевой [5], Е.П. Ильина, В. Вундта, К. Изарда [4], В.К. Вилюнаса [3], С.В. Велиевой [1].

Цель нашей работы заключалась в изучении особенностей эмоционального развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Работа была выполнена на базе МБДОУ «Детский сад №112 комбинированного вида» г.Чебоксары. В исследовании приняли участие 10 детей 5-6 лет, имеющие нарушения речи.

Для исследования эмоционального отношения к нравственным нормам была использована методика «Сюжетные картинки» И.Б. Дерманова. В качестве стимульного материала предлагается 8 сюжетных картинок с изображение положительных и отрицательных поступков. Оценка адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы осуществляются на основе правильной раскладки картинок, обосновывания выбора и назывании моральной нормы, адекватности эмоциональных реакций, использования мимики и жестов.

Характеризуя эмоционально-волевую сферу была проведена диагностическая методика, разработанная С.Д. Забрамной, «Эмоциональные лица». Эта методика позволяет выявить понимание детьми эмоциональных состояний по мимике. Стимульным материалом являются картинки, на каждой из которых изображено лицо мальчика с тем или иным эмоциональным состоянием (радость, грусть, злость, испуг).

Таким образом, результаты методики «Сюжетные картинки», разработанной И.Б. Дермановой, показали следующие результаты: 80% детей дошкольного возраста с нарушениями речи правильно разложили картинки на две группы, тем временем, когда все дети с нормальным развитием осуществили правильную раскладку, 50% детей от общего числа исследуемых как контрольной, так и экспериментальной групп обосновали свой выбор и назвали моральную норму, 95% испытуемых с нарушениями речи показали адекватную эмоциональную реакцию, а дети без нарушений – 100%, 40% составили дети с ОНР и 50% детей с нормативным развитием, которые использовали мимику и жесты, при выполнении предъявленного задания.

Обработка результатов детей с нарушениями речи, которые выполняли методику «Эмоциональные лица» по С.Д. Забрамной, показала такие результаты как: все дети обоих групп распознали такую эмоцию, как радость, 90% детей с ОНР сумели распознать такие эмоции как грусть и гнев, когда 100% дети с нормальным развитием распознали эти же эмоции, а только 10% детей с нарушениями речи и 50% без нарушений узнали такое эмоциональное проявление, как испуг.

Полученные результаты дополняют характеристику эмоционального развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи и могут быть учтены при организации психолого-педагогического сопровождения.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Велиева С.В. Особенности динамики психических состояний на протяжении дошкольного возраста / С.В. Велиева // Личность. Культура. Общество. – 2008. – Т. X. – № 2 (41). – С. 367-373.

2. Викторова, Т. Ю. Коррекционная работа по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи / Т. Ю. Викторова, Н. Н. Васильева // Детство в современном мире: Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых и студентов; под общ. ред. О.Р. Ворошниной. – Пермь, 2014. – С. 71–73.

3. Вилюнас, В. К. Психология эмоций / В. К. Вилюнас, Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 288 с.

4. Изард, К. Э. Психология эмоций: учебник / К. Э. Изард. – СПб., 1999. – 464 с.

5. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: учебное пособие / Г. А. Урунтаева. – М.: Изд-во 5-е. Издательский центр «Академия», 2010. – 336 с.

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Н. В. Молочникова

ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары

Аннотация. Статья посвящена вопросам выявления особенностей развития эмоциональной сферы у детей 5-7 лет с нарушениями слуха. Проанализированы научные исследования по данной проблеме. Выявлены особенности уровня развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Ключевые слова: эмоциональная сфера,дети с нарушениями слуха.

 

Проблема развития эмоций является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики, поскольку даёт представление не только об общих закономерностях развития психики детей и её отдельных сторон, но и об особенностях становления личности ребёнка.

Важный вклад в современное понимание эмоциональной сферы внесли отечественные ученые: (С. Л. Рубинштейн, В. С. Мухина, Е. П. Ильин и др.). Авторы обращают внимание на тот факт, что эмоциональная сфера рассматривается как целостный класс явлений, охватывающий и примитивные влечения, и сложные формы эмоциональной жизни. Она осуществляет активацию, побуждение и аффективную оценку действительности, организуя целостные формы поведения, разрешающие простые и сложные адаптационные задачи.

По мнению П. К. Анохина, эмоциональная сфера является одной из основных регулирующих систем, обеспечивающих активные формы жизнедеятельности организма. Именно эмоции придают смысл и значение человеческому существованию. Эмоции оказывают влияние на все виды психической деятельности не только нормально развивающегося ребенка дошкольного возраста, но и ребенка с нарушением слуха.

Эмоциональное развитие детей с нарушением слуха подчиняется основным закономерностям развития эмоций и чувств слышащих детей, однако имеет и свою специфику. Недостаток звуковых раздражений ставит ребёнка в ситуацию «релятивной сенсорной изоляции», не только задерживая его психическое развитие, но обедняя его мир и эмоционально. Несмотря на то, что у глухих дошкольников наблюдаются те же эмоциональные проявления, что и у слышащих сверстников, по общему количеству выражаемых эмоциональных состояний глухие дети уступают слышащим.

Эмоциональное развитие детей имеет возрастные особенности. Так, если в младшем дошкольном возрасте происходит развитие и осознание таких базовых эмоций как радость, страдание, гнев, удивление, то в старшем дошкольном возрасте происходит закрепление этих эмоций, развитие и осмысление новых не знакомых ранее ребёнку эмоций, происходит формирование общественных мотивов. В этом возрасте эмоции – это уже не просто мгновенная реакция на ситуацию, а её осмысление. Формируется эмоциональное предвосхищение, когда ребёнок может предвидеть возможные результаты деятельности, предвидеть реакцию на его поведение со стороны других людей. Старший дошкольник начинает включать в процесс управления своими эмоциями.

Для проведения констатирующего этапа исследования были подобраны 3 методики: методика Эмоциональная идентификация» (Е.И. Изотова [2]), методика «Изучения опознания эмоциональных состояний глухими детьми» (Петшак В. [4]), и методика «Изучение эмоционально-обусловленного поведения старших дошкольников» (Е. П. Ильин [3]). Детям предлагалось узнать различные эмоции и показать их на лице.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №118» города Чебоксары Чувашской Республики, в нем приняло участие 6 детей в возрасте 5-7 лет с нарушениями слуха, составившие экспериментальную группу (девочек-4, мальчиков-2) и 15 детей развивающихся в норме, составившие контрольную группу (девочек-8, мальчиков-7).

По результатам полученных в ходе проведения методики «Эмоциональная идентификация» можно сказать, что преобладающим уровнем понимания и идентификации эмоций у детей с нарушениями слуха является низкий уровень (66%). Средний уровень понимания и идентификации эмоций был отмечен у 1 (17%). Высокий уровень понимания и идентификации эмоций тоже был выявлен у 1 (17%).

У детей, развивающихся, в норме преобладающим уровнем понимания и идентификации эмоций наибольший процент составляют дети с высоким уровнем (53%). Со средним уровнем понимания и идентификации эмоций (27%). На низком уровне понимания и идентификации эмоций показали (20%) детей.

По результатам полученных в ходе проведения методики «Изучения опознания эмоциональных состояний глухими детьми» (Петшак В.), видно, что (80%) детей развивающихся в норме точно узнали эмоции, а (20%) детей не точно узнали эмоции. Дети с нарушениями слуха правильно узнали эмоцию (67%), а (33%) детей не правильно узнали эмоции. Так же у детей, развивающихся в норме, правильно жестами и речью эмоцию обозначили (53%), а (47%) детей не смогли правильно обозначить эмоцию с жестами и речью. Дети нарушениями слуха только (17%) смогли жестами и речью обозначить эмоции, (83%) не смогли правильно обозначить жестами и речью разные эмоции.

Также можно отметить, что исходя из данных исследования детям с нарушениями слуха, легче было воспринимать реалистические картинки, а детям развивающиеся в норме, легче было воспринимать реалистические и сюжетные картинки.

По результатам полученных в ходе проведения методики «Изучение эмоционально-обусловленного поведения старших дошкольников» (Е. П. Ильин). Можем увидеть, что у (47%) детей развивающихся в норме сформированность эмоционально-обусловленного поведения находиться на высоком уровне, (40%) испытуемых оказались на среднем уровне, а остальная часть детей (13%) на низком уровне.

У (50%) детей развивающихся в норме, сформированность эмоционально-обусловленного поведения находиться на среднем уровне. Так же мы видим что у (17%) детей эмоционально-обусловленное поведение находиться на высоком уровне, у (33%) детей на низком уровне.

Обобщая данные, полученные в ходе эксперимента, можно сделать следующие выводы:

1. В целом, в ходе проведенного эксперимента, дети с нарушением слуха, в большинстве своем показали средний и низкий уровень понимания и идентификации эмоций;

2. Практически у всех детей отмечалось сомнения в правильности узнавания эмоции;

3. Наиболее сложным заданием для испытуемых оказалось задание, направленное на сформированность социальных эмоций.

4. Наиболее легким и интересным детям оказалось методика, направленная на изучения понимания эмоций. Это стало возможным благодаря тому, что методика была немного красочней (смешные лица, сюжетные картинки). Возможно, поэтому большинство детей показали уровень выше среднего сформированности исследуемого процесса. Все это позволяет сделать вывод о необходимости проведения коррекционной работы с группой детей, показавших средний и низкий уровни.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Мухина, В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов. Под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 2004. – 272 с.

2. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика / Е. И. Изотова. – М.: Академия, 2004. – 288 с.

3. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.

4. Петшак, В. Изучение эмоциональных проявлений у глухих и слышащих дошкольников / В. Петшак // Дефектология. – № 4. – 2004. – С. 19–22.

5. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2007. – 713 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...