Римский брак:условия заключения,брачные церемонии,порядок прекращения.Формы брака в римском государстве.Иммущественные отношения супругов
История римского семейного права знает два вида брака, совершавшегося в различных формах. Первым видом был брак cum manu, брак, устанавливавший власть, мужа над женой. В этом браке жена, став юридически чужой своей старой семье, подчинена власти мужа. Муж может истребовать жену, покинувшую дом, при помощи иска, подобного виндикации. Он может продать ее в кабалу. Он вправе наложить на нее любое наказание вплоть до лишения ее жизни. Так же как рабы и дети, жена лишена правоспособности в области имущественных отношений. Второй вид брака — это брак sine manu, не порождавший власти мужа над женой и первоначально не устанавливавший вообще юридической связи между мужем и женой: юридически чужая мужу и своим детям, жена пребывает в том же семейном положении, в каком она была до вступления в брак; только со старой семьей связывает ее агнатическая связь. Первым условием вступления в брак было достижение брачующимися брачного возраста, который, совпадая с возрастом совершеннолетия, после некоторых колебаний был установлен в 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин. Вторым условием было согласие на брак. В древнейшее время это было согласие одного только главы семьи. Жених выражал свою волю, невеста нуждалась в согласии опекуна. Третьим условием вступления в римский брак являлось наличие у брачующихся правоспособности. Кроме смерти одного из супругов, брак прекращался: (1) Обращением в рабство одного из супругов. При этом, если взятый в плен и обращенный в рабство супруг возвращался затем в Рим, то считалось, что брак первого типа никогда не прекращалась. Брак же sine manu, как некоторая только фактическая, но не юридическая связь, считался прекращенным.
(2) При утрате права гражданства. (3) Изменение семейного состояния одного из супругов, которое устанавливало такую степень агнатического родства его с другим супругом, при которой вступление в брак было бы. (4) По воле мужа или его главы в браке cum manu; по воле мужа или жены, либо по их соглашению в браке sine manu.
Отцовская власть.Правовое положение детей.Причины постепенного расширения прав подвластных детей Для этих отношений было безразлично, состоял ли отец в браке cum manii или sine rnanu. Дети всегда находятся под властью отца. Эта власть, первоначально безграничная, постепенно, однако, смягчалась. Основной причиной этого являлось распадение прежней крестьянской семьи (в связи с развитием рабовладельческих хозяйств), развитие в городах ремесел: сыновья все в больших размерах ведут самостоятельное хозяйство. Наряду с этим, сыновья приобретают самостоятельное положение в постоянной армии и в государственном аппарате. Как уже указано, отцовская власть была пожизненной и прекращалась только с его смертью. При жизни его и независимо от его воли она прекращалась лишь с приобретением сыном звания flamen Dialis (одна из высших жреческих должностей), дочерью — звания весталки; в позднейшее императорское время ее прекращало приобретение сыном звания консула, префекта, магистра или епископа. Но глава мог сам положить конец своей власти над сыном или дочерью путем emancipatio. Формой emancipatio служило использование правила законов XII таблиц о том, что троекратная манципация подвластного прекращает отцовскую власть. В VI веке необходимость в этих формальностях отпала: были допущены emancipatio Anastasiana, emancipatio посредством заявления перед судом. После emancipatio отец сохранял право на пользование половиной имущества сына.
Узаконение и усыновление.Прекращение отцовской власти.Эмансипация Узаконение. Patria potestas предполагала рождение сына или дочери в римском браке. Над детьми, рожденными вне брака, она могла быть установлена путем узаконения, legitimatio. Однако legitimatio возникла лишь в период империи и допускалась только в отношении детей, рожденных от конкубината. Постепенно сложились три способа legitimatio:
a) legitimatio per oblationem curiae, т. е. путем представления внебрачного сына в ordo местных декурионов с наделением его известным имущественным цензом; б) legitimatio per subsequens matrimonium, т. е. путем последующего брака родителей; в) путем издания специального императорского указа. Усыновление. Но patria potestas могла быть установлена и над чужими детьми путем усыновления. Существовали два вида усыновления, совершавшегося в разных формах: a) arrogatio, если усыновляемый был persona sui juris и б) adoptio, если усыновляемый был persona alieni iuris. Как уже указано, отцовская власть была пожизненной и прекращалась только с его смертью. При жизни его и независимо от его воли она прекращалась лишь с приобретением сыном звания flamen Dialis (одна из высших жреческих должностей), дочерью — звания весталки; в позднейшее императорское время ее прекращало приобретение сыном звания консула, префекта, магистра или епископа. Но глава мог сам положить конец своей власти над сыном или дочерью путем emancipatio. Формой emancipatio служило использование правила законов XII таблиц о том, что троекратная манципация подвластного прекращает отцовскую власть. В VI веке необходимость в этих формальностях отпала: были допущены emancipatio Anastasiana, emancipatio посредством заявления перед судом. После emancipatio отец сохранял право на пользование половиной имущества сына.
Опека и попечительство Лицо sui iuris в связи с возрастом, состоянием здоровья или некоторым особым положением может нуждаться в помощи и охране при осуществлении своей гражданской правоспособности. Этим целям служили в римском праве опека (tutela) над несовершеннолетними, над расточителями, а также рано утратившая практическое значение опека над женщинами, и попечительство (сига) над безумными, над так называемыми минерами (т. е. не достигшими 25 лет), над расточителями. Различие между опекой и попечительством выражалось в порядке деятельности опекуна и попечителя. Опекун формальным актом согласия придает юридическую силу сделкам, к совершению которых подопечный не способен; попечитель же выражает свое согласие неформально, возможно даже неодновременно со сделкой.
В древнейшие времена опека устанавливалась в интересах не подопечного, а лиц, которые были его ближайшими наследниками по закону. Ее основной задачей была охрана имущества подопечного в интересах его наследников. Поэтому порядок призвания к опеке совпадал с порядком призвания к наследованию, т. е. опекуном являлся ближайший агнат подопечного. В древнейшее время опека представляла собою не обязанность опекуна, а его право, точнее — власть опекуна над имуществом и личностью подопечного. Однако постепенно права опекуна начинают пониматься как средство для осуществления его обязанностей. Эти изменения, тесно связанные с последовательным ослаблением родовых связей, постепенно превращают понятие опеки, как власти, в понятие опеки, как общественной повинности. В связи с этим, наряду с двумя указанными выше порядками установления опеки, возникает третий порядок: назначение опекуна государством.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|