Основные положения исследования. Постановка проблемы.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ВЛИЯНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НА ИМПЛИЦИТНЫЙ УРОВЕНЬ ЛИЧНОСТНЫХ СМЫСЛОВ Солдатова Н.И.[1]
В статье представлены результаты квалификационного исследования, работа над которым велась на протяжении двух лет. Здесь приводится модель исследования, основные теоретические тезисы, результаты и выводы по итогам исследования. Значительное внимание уделено методологии исследования и способам валидизации и анализа качественного исследования. Так же описывается дальнейшая перспектива исследования в рамках магистерской программы. Ключевые слова: Этническая идентичность, личностный смысл, имплицитные теории, качественное исследование, феноменология. Основные положения исследования. Постановка проблемы. Данное исследование посвящено изучению роли этнической идентичности в формирование личностных смыслов человека на имплицитном уровне. Этническая идентичность выступает как составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности [1]. Выбор темы исследования связан с широким распространением в современной социальной и этнопсихологии такого феномена, как «этнический парадокс современности». Феномен описывает возрастающий рост интереса к собственной этнической традиции, наблюдаемый в последнее десятилетие [2]. Парадокс здесь заключается в том, что в эпоху индустриализации и унификации общества у людей возникает потребность в обращении к опыту этнического прошлого. Данный феномен получил свое объяснение с нескольких позиций: · Потребность в стабильности, вызванная глобальными социальными изменениями, происходящими в последнее десятилетие. Ценности и опыт прошлого выступают здесь как фактор социальной стабильности.
· Интенсификация межэтнических контактов, которая, так или иначе, заставляет привлекать большее внимание к этнической традиции и образу жизни собственного народа [2]. · Возникновение чувства личной значимости и интереса к этнической традиции, которое выражается в ярких переживаниях при соприкосновении с элементами собственной этнической традиции. Последний фактор привлек наибольший исследовательский интерес, так как в современной психологии он не нашел достаточного научного объяснения с точки зрения формирования личностных аспектов и мировоззрения человека, и лишь в работах некоторых авторов, таких как Э. Эриксон и Г.У. Солдатова, можно найти теоретические предпосылки подобного феномена[1,3]. Таким образом, была сформулирована проблема исследования, состоящая в том, что в психологии не определена роль этнической идентичности в формировании личности человека. Отсюда вытекают следующие проблемные вопросы исследования: На какие аспекты личности влияет формирование этнической идентичности? Как исследовать неописанный феномен? Какие методы позволяют выявить и описать данный феномен? Так как феномен личностной значимости этнической идентичности не описан, проанализировав спектр схожих понятий, мы пришли к выводу о том, что наиболее подходящим и полноценным будет рассмотрение этнической идентичности с позиции личностных смыслов человека. Личностный смысл объектов и явлений действительности — это составляющая образов восприятия и представления соответствующих объектов и явлений, отражающая их жизненный смысл для субъекта и презентирующая его посредством эмоциональной окраски образов и их вариаций [4,5].Так определяетличностный смысл А.Н. Леонтьев. Нами была выбрана качественная методология научного исследования, позволяющая подробно рассмотреть индивидуальные переживания в серии случаев, не привязываясь при этом к ограниченному количеству переменных. При помощи рефлексивных вопросов, на первых этапах исследования была сделана попытка перехода от уровня эмоционального восприятия этнической культуры к уровню осмысления этих эмоций и тех смыслов, которые могут быть в них заложены, так как восприятие этнической традиции носит преимущественно яркий эмоциональный характер. Первоначальная модель интервью включала семь вопросов, и после проведения двух первых интервью была расширена и разделена на данные тематические блоки, представленные в следующем разделе. С самого начала исследования мы обратили внимание на то, с какой сложностью респондентам удается вербализовать те или иные переживания, связанные с восприятием этноса и культуры своего народа, зачастую они принимали форму метафор и образов. В связи с этим было сформулировано еще одно положение исследования, заключающееся в том, что личностные смыслы этнической идентичности может иметь имплицитный, малорефлексируемый характер.
Говоря об имплицитном аспекте личностных смыслов, мы рассматриваем его в контексте имплицитных теорий, так как этот теоретический подход позволяет дать наиболее полное представление об имплицитности в человеческом сознании. Имплицитная теория – это система неосознаваемых представлений относительно какого-либо класса объектов, феномена или явления в окружающем человека мире и относительно самого этого мира [6].Важно отметить, что работа с имплицитными аспектами восприятия и смысловыми структурами на первоначальных этапах исследования малоизученного феномена имеет преимущественно индивидуальный характер, в связи с чем нами была выбрана качественная методология научного исследования. Таким образом, цель исследования заключается в выявлении и описание феномена имплицитных аспектов личностных смыслов этнической идентичности качественными методами исследования. В работе были сформулированы следующие исследовательские вопросы: 1. В какой степени осознание человеком своей этнической традиции и связь с этносом (этническая идентичность) влияет на аспекты мировоззрения, личные изменения и трансформацию личностных смыслов?
2. Посредством чего этническая идентичность и осознание своей этнической традиции способствуют изменению мировоззрения и трансформации личностных структур человека? В чем специфика этих процессов? 3. Существует ли возможность получения подобного опыта личностных изменений через социальные практики, не связанные с этнической традицией и этнической культурой? Гипотеза исследования была сформулирована следующим образом: этническая идентичность оказывает существенное влияние на имплицитный уровень формирования и трансформации личностных смыслов человека. Согласно качественной методологии психологического исследования, выдвижение гипотезы происходит после постановки исследовательских вопросов и ответа на них, поэтому в данном исследовании приоритетным являлся поиск ответов на исследовательские вопросы, в результате чего формулировка гипотезы могла претерпевать изменения. Подобная исследовательская стратегия позволяет избежать субъективности и предвзятости рассмотрении малоизученного феномена [7].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|