Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках химии в условиях индивидуализации обучения




 

Современное образование все настойчивее обращается к проблемам, непосредственно связанным с интересами, запросами, жизненными ценностями людей. Но при этом важно, чтобы систематическое изучение основ предмета разумно сочеталось с полноценной познавательной деятельностью учащихся, направленной на формирование знаний, овладение обобщенными способами действий, отработку различных приемов выполнения действий, в процессе чего развиваются сами обучающиеся. Успешное управление познавательной деятельностью учащихся во многом зависит от отбора учебной информации и способа ее организации.

Общение учащихся может быть фронтальным или групповым, осуществляться в парах постоянного или переменного состава. Важно чтобы деятельность не сводилась к выполнению заданий по образцу, а была интеллектуальной, т.е. развивала мыслительные способности учащихся. Школьники охотно включаются в работу, если их деятельность мотивирована, а мотивация может быть раз.

Учащиеся 8-го класса уже владеют конкретными интеллектуальными умениями. Работа по их развитию должна продолжаться на уроках химии. Правильная организация познавательной

Деятельности поможет дальнейшему формированию интеллектуальных умений, от которых будет зависеть успешность обучения.

1) все задания, несмотря на отсутствие в них четкой логической связи, должны быть психологически объединены в некоторую целостность, характеризующуюся направленностью на формирование аналитико-синтетической деятельности учащихся. Так как именно эта деятельность необходима для определения значимости, сходства и различия объектов, их взаимосвязи и на развитие познавательной деятельности учащихся разного уровня (от репродуктивного до творческого);

) выполнение каждого задания должно быть основано на использовании единичных интеллектуальных умений или их совокупности;

) выполнение многокомпонентного задания должно параллельно развивать интеллектуальные умения и умения, специфичные для химии (характеризовать свойства вещества, выявлять признаки и условия химических реакций и осуществлять расчеты по ним), которые основаны на умениях сравнивать, анализировать, делать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи;

) в составе заданий должны быть такие, выполнение которых направлено

) на развитие монологической речи учащихся, в частности умений рассуждать, приводить доказательство.

При организации работы по таким заданиям соблюдаются некоторые условия:

• создание мотива деятельности;

• использование многоуровневых заданий, позволяющих учитывать подготовленность учащихся: качество их знаний по предмету;

• постепенное увеличение доли самостоятельности учащихся;

• переход от работы по образцу к работе с помощью устной инструкции учителя, вплоть до полной самостоятельности;

• использование различных форм организации работы учащихся, что способствует обогащению содержания интеллектуальных умений.

Задание №1. Выпишите схемы, отражающие правильное расположение электронов в атомах элементов:

 

) 2ẽ, 8ẽ, 18ẽ; 4) 2ẽ, 8ẽ, 3ẽ;

2) 3ẽ, 8ẽ, 4ẽ; 5) 2ẽ, 8ẽ, 18ẽ, 2ẽ;

) 2ẽ, 9ẽ, 1ẽ; 6) 3ẽ, 8ẽ, 2ẽ.

 

При выполнении данного задания учащиеся должны проанализировать предложенные схемы, используя для обоснования правильности выбора

знания о способе расчета максимального числа электронов на внутренних слоях и максимальном числе электронов на внешнем слое. Характер деятельности преимущественно репродуктивный.

Задание №2. Какие схемы распределения электронов в атомах соответствуют элементам, оксиды которых реагируют с гидроксидом химического элемента V группы 3-го периода:

 

1) 2ē,8ē, 2ē; 3) 2ē, 8ē, 18ē, 2ē;

) 2ē,8ē, 7ē; 4) 2ē, 4ē.

 

Задание направленно на развитие умения осуществлять аналитико-синтетическую деятельность. При выполнении познавательная деятельность учащихся приобретает частично- поисковый характер.

Задание №3. Выпишите схемы распределения электронов в атомах элементов, которым соответствуют основные оксиды и гидроксиды:

 

) 2ē, 7ē; 4) 2ē, 6ē;

2) 2ē,8ē,2ē, 5) 2ē, 8ē, 18ē,18ē,2ē;

3) 2ē, 8ē,8ē, 1ē; 6)) 2ē, 8ē, 18ē.

 

Экспериментально подтвердите характер свойств этих оксидов и гидроксидов. Составьте уравнения реакций.

Выполняя данное задание, учащиеся должны уметь не только анализировать и сравнивать, но и находить причинно-следственные связи между строением атома химического элемента и свойствами его соединений. Параллельно с названными умениями используют и специальные: планировать и осуществлять эксперимент, составлять уравнения реакций. Характер деятельности преимущественно эвристический.

Задание №4. Три элемента принадлежат к одной группе элементов периодической системы. Сумма атомных номеров двух крайних из них равна 76. Нитрат, образованный средним из этих элементов, используют для окрашивания огней фейерверка в красный цвет. Назовите эти элементы, определите их положение в периодической таблице. Охарактеризуйте строение атомов этих элементов и предскажите изменение свойств с увеличением их атомной массы. Какие природные соединения этих элементов вам известны?

Задание составлено так, что интеллектуальные умения, используемые при выполнении предыдущих заданий, и исходные знания учащихся переносятся в новую ситуацию, а работа включает элементы исследования.

Многокомпонентные задания позволяют учащимся рассматривать факты, явления. Побуждают видеть и удерживать в сознании разные их стороны, разные признаки, оперировать при выполнении задания одновременно всеми необходимыми интеллектуальными умениями.

Для успешного управления деятельностью учащихся необходимо установление обратной связи с целью получения информации о качестве усвоения изучаемого материала каждым учащимся. В связи с этим необходимо большое внимание обращать, прежде всего, на изучение учащихся. Для этого использую наблюдения за ними в процессе урока, при выполнении ими различных видов самостоятельных работ, результаты индивидуальных бесед. На основании наблюдений вырисовывается объективная картина индивидуальных способностей детей, которые нередко бывают различными. Практика показывает, что интерес к предмету возникает в том случае, если работа детей не остается без внимания со стороны учителя.

Организация обучения химии в направлении развития индивидуальности личности каждого учащегося предполагает следующие этапы:

1. Этап «настраивания контакта».

2. мотивационный этап.

.   деятельный этап.

.   диагностический этап.

.   этап осмысления деятельности и её результатов [приложение 1] [3].

Этап «настраивания контакта».

Для этого этапа характерно выстраивание межличностных отношений, знакомство друг с другом, изучение личностных характеристик, субъектного опыта друг друга.

Педагог должен показать свое позитивное отношение к ребенку, заинтересованность в нем. Результатом этого этапа должен стать:

· спокойное, уравновешенное психологическое состояние ребенка;

·   отсутствие страха;

·   понимание того, что учитель - это друг, соратник, который станет помощником в процессе обучения;

·   первые сведения друг о друге;

Необходимо отводить для этого достаточное время - в соответствии с ситуацией - до установления полного взаимопонимания. Иначе налаживание контакта растянется на длительный срок.

На данном этапе уместно проведение различных психологических тестов, опросов, написание мини-сочинений о себе. Но только по согласию учащегося возможно оглашение результатов этих диагностик.

В связи с этим я использую:

· Вопросы на тему: расскажи о себе, какие успехи у тебя за последнюю неделю, чем ты можешь гордиться и т.д. Причем можно спрашивать по 2-3 человека и фиксировать в учительской тетрадке, чтобы таким образом отслеживать охват детей.

·   Разговор о том, у кого сегодня плохое настроение. Всегда можно попросить ребят поднять настроение рассказом о достоинствах, хороших поступках,успехах этого ученика. Иногда целесообразно, увидев, что ребенок подавлен, провести с ним индивидуальную беседу, оказать поддержку (можно даже тогда, когда класс погружен в работу).

·   Беседы об успехах недели, о проблемах, планах в группах. Таким образом, можно вовлечь в беседу большее число детей.

·   Интересным может стать и разговор о предыдущем уроке: что понравилось, что надо изменить и т.д.

·   В начале работы с новым классом можно отвести время и для рассказа о себе, о своих взглядах, о своем отношении к жизни.

Самое главное - не бояться потери учебного времени, так как начало - «это больше половины целого» и от него зависит, насколько продуктивно будут проходить занятия в дальнейшем.

Мотивационный этап.

На этом этапе нужно создать у ребенка внутреннюю мотивацию к изучению нового материала, учению вообще. Для этого необходимо выявить предыдущий опыт ребенка, и тогда он сможет выразить свое отношение к новому опыту и знаниям.

Первый и второй этапы могут интегрироваться. Если же учитель с классом работает в парадигме гуманно-личностного обучения длительный срок, то эти стадии фактически сливаются.

Время, отведенное на второй этап, может быть различным. Чем больше работаешь с данными детьми, тем короче может быть 1-2 этап. В случае разрозненности уроков этот этап можно отнести к одному из первых уроков, но не забывать о мотивации и в последующие дни.

Для того чтобы учебный материал был переведен с уровня отстраненных знаний на уровень личностных смыслов и вызывал интерес у учащихся, необходимы следующие условия:

· Обращение к ранее приобретенному опыту ребенка, например, начать урок можно с решения уже известного учеником типа задачи. Именно сейчас надо показать привлекательность темы, её практическую направленность и понимание того, что ребенок уже что-то знает и сможет освоить новый материал по новой теме;

·   Связь изученного материала с реальной жизнью;

·   Практическое применение полученных знаний, способов деятельности. Ведь не секрет, что по окончании школы химические законы, как правило, забываются, а невостребованные знания быстро утрачиваются.

Поэтому к школьному курсу химии следует подходить не как к познанию основных законов природы. Намного важнее, чем изучение основ химической науки, формирование понимания химической стороны явлений окружающего мира, роли этих явлений в жизни человеческого общества, в жизни каждого отдельного человека;

· Ощущение учащимся удовлетворенности от проделанной работы, продвижения вперед;

·   Творческий характер деятельности в обучении;

·   Свободный выбор деятельности на любом этапе обучения;

·   Ответственность учащегося за свой выбор, действие. И здесь необходимо уделить должное внимание вопросам экологического воспитания.

Формирование у учащихся представления о целостности мира, единства человека и природы, человеке как части природы, за которую он, единственное существо, наделенное разумом, несет ответственность. Индивидуализация позволяет сделать акцент на личностном восприятии человеком природы. [7]

Круговорот веществ в природе - важнейшее экологическое понятие, отражающее природную закономерность распределения и превращения веществ в биосфере. С помощью этого понятия формулируются представления о циклическом процессе в природе, механизмах их протекания и значимости для существования жизни на Земле. В условиях экологического кризиса внимание к природным круговоротам веществ особенно велико, поскольку от изменений в них зависит будущее человечества.

Школьный курс химии содержит некоторые сведения о круговоротах воды, кислорода, углевода и азота, но они не затрагивают проблемы нарушения этих природных циклов (причин и следствий) и не позволяют рассматривать круговороты веществ во взаимосвязи, что необходимо для понимания учащимися роли антропогенного фактора в биосфере и путей сохранения её целостности.

Необходимо сформулировать у учащихся 8-11 классов понятие, что антропогенное влияние на круговорот заключается в том, что человек, используя в своей деятельности почти все имеющиеся в природе элементы, в значительной степени ускоряет движение многих веществ и тем самым нарушает цикличность круговоротов. Таким образом, круговороты веществ выходят из равновесия в том случае, если химические элементы либо накапливаются в экосистеме, либо удаляются из нее. поэтому природоохранные мероприятия должны способствовать возвращению веществ в их круговороты. Так, например, при рассмотрении круговорота углерода, одного из важнейших циклов для биосферы, я считаю важным указать четыре причины нарушения равновесия содержания и потребления углекислого газа:

1. стремительное возрастание потребления горючих ископаемых;

2. уменьшение поглотительной способности «зеленого пояса»;

3. загрязнение поверхности Мирового океана;

.   загрязнение атмосферы.

Что же касается последствий, то это парниковый эффект. После названных причин и последствий учащиеся без особого труда обычно сами могут назвать необходимые природоохранные мероприятия.

Воспитательную цель темы «Вода. Растворы» можно сформулировать следующим образом: «Подвести учащихся к оценке роли чистой воды в жизни растений, животных и человека». Научить их определять источники загрязнения водной среды, влияние загрязнителей на живые организмы, здоровье человека; предвидеть возможные последствия хозяйственной деятельности человека для водных объектов и экосистем. Подвести их к пониманию необходимости бережного и экономичного отношения к водным ресурсам в быту, в школе, на отдыхе.

· Приоритет самостоятельной деятельности.

Целесообразно применение следующих методов самостоятельной познавательной деятельности учащегося.

1. классификация самостоятельных работ по цели (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование новых знаний и умений,выработка и совершенствование усвоенных навыков); определение самостоятельных работ по изучаемому материалу (наблюдение, проведение опытов, эксперимент, работа с книгой и т.п.);

2. различение самостоятельных работ по характеру познавательной деятельности (по заданному образцу, по правилу или системе привал, конструктивные, требующие творческого подхода);

3. деление самостоятельных работ по способу организации (общеклассная, групповая, индивидуальная).


Литература

1.  Степанов Е., Алексеева Н.. Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности. Воспитание школьников. 2005. № 1. С.2 - 8.

2. Степанов Е., Алексеева Н.. Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности. Воспитание школьников. 2004. № 10. С.3 - 6.

.   Штурбина Н.А.. Гуманно-личностный подход в обучении и его результативность. Библиотечка 1 сентября М. - Чистые пруды 2006.

.   Педагогический словарь, т. 1. - М.: Изд-во Академия педагогических наук, 1960.

.   Толкачева Т.К. Выбор диктует интересы учащихся. Химия в школе. 1993. № 5. С. 2 - 3.

.   Сгибнева Е.П.. Скачков А.В.. Современные открытые уроки химии. 8-9 классы. Серия «Школа радость». Ростов - на - Дону. Феникс. 2002.

.   Иванова Е.О. Личностно-ориентированное обучение: индивидуализация содержания образования. Завуч. 2002. № 8. С. 100 - 117.

.   Макарова Е.Р. Развивающие игры на уроках химии (методическое пособие). www. referat.ru.

.   Игровой метод в обучении химии: практическое пособие/ Калетина Л.И, и др.. М. - 1990.

.   Логинова Н.П. и др. Интеллектуальные игры. Чебоксары. 1996.

.   Сгибнева Е.П. Использование игровых форм обучения на уроках химии и во внеклассных занятиях. Ростов-на-Дону. Фенекс.1995.

.   Суровцева Р.П. Методика подготовки и проведения зачетов по курсу химии. 8-11 классы. Краснодар. ТОО «Перспективы образования» 1997.

.   Лаврентьев В.В. Методические основы современного урока в школе с разноуровневым дифференцированным обучением. Завуч. 2005. № 1. С. 89 - 94.

.   Ходаков В.Ю. Рассказ-задача по химии. М. Просвещение. 1965.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...