Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика и социальные функции культурно -досуговой деятельности




Фестивальный художественный творчество


 

Введение

 

Актуальность проблемы технология фестивальных и конкурсных форм организации художественного творчества заключается в том, что в новых социально-экономических условиях культурной политики государства некоторые руководители социально-культурной сферы городов, округов, областей, краев и республик организуют большое количество фестивалей и конкурсов местного уровня, при этом экономя финансовые средства на участие своих творческих коллективов и исполнителей в крупных (межрегиональных, всероссийских, международных) фестивалях и конкурсах, тем самым подрывая престиж местным мероприятиям, препятствуя культурному обмену между творческими коллективами, в следствии чего снижается уровень художественной культуры своего региона. Таким образом, четкая организация и грамотное управление фестивалями и конкурсами способствует сохранению и развитию художественно-творческих процессов в обществе.

Степень научной разработанности: «Культурно-досуговая деятельность» РАЕН А.Д. Жарков и профессор В.М. Чижиков - М.: МГУК 1998г; Жарков А. Д. Организация культурно-просветительной работы. -М.: Просвещение, 1989г; Асадчик И. Д. Проблемы организации международных фестивалей фольклора. Народное творчество. Социокультурная деятельность в сфере досуга Вып. 2. -М.,1996г; Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. - М.: МГУК, 2002г.

Объект исследования: фестиваль-конкурс

Предмет исследования: технология подготовки и проведения фестивалей-конкурсов

Целью исследования является выявление особенностей технологии подготовки и проведения фестивальных и конкурсных форм организации художественного творчества в современных социально-экономических, политических условиях.

Задача исследования:

• выявить сущность характеристики и социальные функции культурно-досуговой деятельности;

• определить основные виды фестивалей - конкурсов, установить жанровые особенности их проведения;

• обозначить методику организации фестивалей - конкурсов художественного творчества;

• проанализировать деятельность

Структура курсовой работы: состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 


 

Теоретические основы создания и проведения фестивалей-конкурсов

Общая характеристика и социальные функции культурно -досуговой деятельности

 

Общественное состояние современной России можно характеризовать как переходное: происходит формирование гражданского общества. Это общество требует более высокого уровня образования, экономической и политической культуры людей, способности самостоятельно ориентироваться в различных идейных и духовных традициях и течениях. А для этого необходима не только высокая степень массового освоения культуры, но и способность сограждан широко использовать достижения человечества в сфере культуры.

Процесс освоения художественного наследия имеет свои особенности. Современная тенденция переосмысления роли и значения культурного наследия состоит в стремлении не только сохранить его в первозданном виде, но и активно включить в канву современной жизни. То есть сам процесс истории художественной культуры выступает здесь не только как процесс сохранения прошлого и накопления культурных ценностей, но и как процесс открытия нового в старом.

Художественная культура составляет неотъемлемый компонент целостной человеческой культуры. В личностном плане культура выступает как развитость (по богатству содержания и степени его осуществления) способностей человека как субъекта социальной деятельности.

Художественная культура выполняет в обществе ряд функций. К ним относят: эстетическую функцию, которая связана с эмоционально-чувственным характером искусства, с его способностью доставлять духовное наслаждение, волновать, вызывать состояние «катарсиса» (очищение, освежение); процесс эстетического переживания основывается на неповторимости - индивидуальной оценки того или иного художественного произведения, на индивидуальных особенностях художественного восприятия и мышления и многого другого.

Познавательная функция. Художественная культура является сугубо индивидуальным источником получения знаний, а потому их знания уникальны. Ни один вид познания на может сравниться с художественной культурой по широте, разнообразию и убедительности донесения информации.

Воспитательная функция. Характерной чертой художественной культуры является ее универсальное комплексное воздействие на духовный мир личности: разум, чувства и волю. В то же время она обращена преимущественно к эмоционально-чувственной сфере и личности. С помощью художественно-культурной деятельности и ценностей, создаваемых в ходе этой деятельности, формируются и воспитываются социальные чувства человека.

Коммуникативная функция означает, что художественная культура служит каналом передачи не только знаний, но и чувств, она является средством духовного общения людей.

Многообразие социальных функций художественной культуры позволяет ей откликаться на самые незначительные изменения, происходящие в общественной жизни, оказывать влияние на социальные процессы, происходящие в обществе.

Содержание художественной культуры с разной степенью полноты отражают её структурные элементы, которые играют неодинаковую роль в художественной жизни общества. Собственно структура художественной культуры состоит из трех основных элементов: к первому элементу относится ядро художественной культуры - искусство; ко второму - художественные элементы материальной и социальной среды; к третьему -науки, изучающие художественную культуру.

Искусство - первый элемент художественной культуры, который можно рассмотреть как с точки зрения разных форм художественной деятельности, так и с точки зрения субъектов художественного творчества. Теснейшая связь развития человека с его отношением к искусству обнаруживается при анализе социально-психологических личности. Именно искусство способствует, развитию человека, из него гармоничную личность. Личность - синтез психофизических особенностей человека и его социальной сущности Развитие человека непосредственно сопровождается ростом его художественного вкуса и интереса к искусству: чем выше этот уровень, тем сильнее связь деятельного интереса к искусству и роста художественной культуры индивида. Искусство рассматривается, прежде всего, как передача позитивного, рационального и эмоционального опыта человечества в целом и общероссийского и даже национального в частности. По субъекту создания искусство может быть разделено на следующие группы: народное художественное творчество, самодеятельное искусство и профессиональная художественная деятельность.

Народное художественное творчество лежит в основе художественной культуры. Отражая стихийно складывающиеся в процессе исторической практики мировоззрение, эстетические идеалы и вкусы людей, народное творчество отличается своеобразием, самобытностью, национальным характером. В народном коллективном искусстве используются веками накопленные, проверенные и уточненные многими поколениями художественные образы и приемы творчества. Преемственность и устойчивость художественных традиций успешно сочетаются в нем с индивидуальным мастерством и новаторством в обращении к привычным изобразительно-выразительным средствам, знакомым сюжетным линиям. Многовариантность, доступность, яркость и импровизационность - неотъемлемые черты народного искусства.

Художественная самодеятельность является творчеством людей в разных областях искусства. Произведения, создаваемые любителями, как правило, не подлежат продаже, и их создатели не награждаются материально. Участники художественной самодеятельности совмещают занятия искусством со своей профессиональной деятельностью отличие от народного творчества формой организации самодеятельного искусства являются кружки, студии. Работой их руководят профессионалы, имеющие специальное художественное образование, достигшие значительной степени зрелости и мастерства. На протяжении многих лет государство поддерживает творческий интерес людей, проводя смотры художественной самодеятельности, фестивали, конкурсы, выставки. Многие профессиональные творческие коллективы созданы на основе художественной самодеятельности.

Закономерной чертой художественной культуры является все более возрастающая роль в общественной практике художественного творчества. Система творческих принципов складывается и развивается в конкретной социально-исторической обстановке. Она зависит от достигнутого уровня развития общества, материальной и духовной культуры. Способ производства материальных благ определяет всю структуру общества, в частности, характер его духовной и художественной культуры. Чтобы исследовать связь между духовным и материальным производством, прежде всего необходимо рассматривать само это материальное производство в определенной исторической форме. Оделенная историческая форма производства определяет художественно-творческие процессы в данном обществе. Она отражается в искусстве, в его идеалах, в художественных потребностях, вкусах общества. Для их выражения на каждом этапе истории вырабатывается система изобразительно-выразительных и художественно-образных средств, а для оценки значимости художественного творчества для общества возникают различные формы и методы, например, такие как фестивали, смотры и конкурсы.

Что такое фестиваль и конкурс?

ФЕСТИВАЛЬ (франц. festival - празднество, от лат. festivus - весёлый, праздничный) - это массовое празднество, включающее показ достижений в области музыки, театра, кино, эстрады. Первоначально возникли музыкальные фестивали (Великобритания, начала 18 в.); в 20 в. получили распространение международные формы фестивалей. Большое имеют фестивали молодёжи и студентов, музыкальные фестивали, театральные фестивали кинофестиваль и т.д

КОНКУРС (лат. - столкновение, схватка) - смотр, фестиваль профессиональных исполнителей или участников самодеятельности.

Фестивальные и конкурсные формы являются важной частью структуры художественной культуры. Разновидностями фестивальных и конкурсных форм являются карнавал, маскарад, праздник как форма проведения мероприятий, их объединяет основная функция, присущая всем этим мероприятиям. Фестивали и конкурсы нужно рассматривать как школы мастерства, так как кроме основной функции - показ лучших художественных достижений, в рамках фестивалей проводятся много разных форм деятельности по улучшению творческого процесса, такие как мастер-классы, семинары и другие формы. Существует тесная взаимосвязь между менеджментом фестивальных и конкурсных форм и жанровым расширением художественного творчества: фестивали стимулируют появление новых или малораспространенных видов и жанров, в свою очередь, коллективам, работающих в этих жанрах, необходимо демонстрировать результаты своей работы на конкурсах и фестивалях.

Вся сложная и разветвленная структура художественной культуры находится в постоянном развитии и изменении. Она основывается, воспроизводится и функционирует в каждой общественно-экономической формации по своим законам и принципам, которые и превращают её в живую, подвижную систему.

Советский период в истории культуры России можно охарактеризовать как насыщенный и успешный в проведении смотров, конкурсов, фестивалей, он дал богатый опыт, и положительный, и негативный, для развития данных форм организации художественного творчества. К положительным моментам в организации фестивалей и конкурсов необходимо отнести крупномасштабное и регулярное их проведение, включая международное сотрудничество, укрепление связей между профессиональным и самодеятельным творчеством, расширяется диапазон видов и жанров проводимых фестивалей. К негативным явлениям можно отнести создание все новых органов управления, методических центров, репертуарно-редакционных коллегий в министерствах культуры, что привело к излишней унификации жанров и видов творчества, регламентации внутренней жизни коллективов, навязыванию единых методик их деятельности, идеологизации художественного творчества.

Соответственно сложившейся ситуации назрел кризис художественного творчества, в том числе и в организации фестивалей и конкурсов, так как сложившаяся жанрово-видовая узость художественной самодеятельности не дала возможности в полной мере удовлетворить все богатство запросов желающих заниматься, включить их в такую самодеятельную организацию, жанр творчества, которые соответствовали бы их интересам и способностям, открывали путь для самореализации и удовлетворения творческих потребностей. Снизилась престижность художественной самодеятельности как досугового вида занятий. С такими итогами в художественном самодеятельном творчестве закончило свое существование советское государство.

Последнее десятилетие принесло россиянам и жителям других республик Содружества немало проблем. Утрачена и материальная, и духовная полноценность бытия. Во многих случаях произошла интенсификация трудовой деятельности и, как следствие, сокращение бюджета свободного времени. В условиях смены социально -экономической организации общества, сопровождающейся тяжелыми кризисными явлениями, значительно ухудшились условия для отдыха и досуга человека, особенно трудящегося: перестали существовать многие клубы, библиотеки, музеи, кинотеатры. Децентрализация государственного управления в 90-х годах в отрасли культуры привела к кризису в организации фестивалей и конкурсов художественного творчества, самостоятельно проводить фестивали и конкурсы города не могли из-за экономических трудностей и проблемы профессиональных кадров, проводились конкурсы лишь профессионального искусства. Хотя в 1989 году, по преемственности от советского периода, прошел III Всесоюзный фестиваль народного творчества.

К середине 90-х годов происходит интенсивное развитие фестивальных и конкурсных форм. Особое место занимают вставали народного творчества, которые проходят повсеместно в пличных регионах страны, так как Российская Федерация представляет собой уникальный набор регионов, имеющих свои культурные корни, собственное культурное прошлое, настоящее и индивидуальные пути развития. Приоритетом государственной политики в области культуры и искусства является возрождение и сохранение национальных культур, народных традиций, обычаев, промыслов и ремесел. Все ярче проявляется тенденция к проведению фестивалей народного творчества на международном и межрегиональном уровнях.

Стали проводиться фестивали для людей с ограниченными возможностями, что является важным социальным фактором нового государства. Значительным элементом в духовном развитии общества, ориентированным на будущее, является организация фестивалей и конкурсов детского и художественного творчества. Ежегодно во всех регионах страны проводится огромное количество смотров и конкурсов по всем видам и жанрам искусства для детей. Организаторами очень часто являются частные лица, благотворительные организации, а не государство.

У фестивалей - конкурсов широкие перспективы развития. Появляются научно-технические разработки, а в связи с этим новые жанры художественного творчества (например, компьютерная музыка и т.п.). Следовательно, необходимо разрабатывать новые технологии в организации фестивалей и конкурсов, такие как интернет - фестивали. В сложных социально-экономических условиях не все регионы способны организовать и провести фестивали на высоком уровне, поэтому необходимо государственное регулирование и поддержка краев и областей: оказание материальной и методической помощи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...