Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 5. Этапы развития школьной географии и методики обучения географии в России.

Тема 4. Возникновение и развитие школьной географии как учебного предмета.

История развития школьной географии. Учебный предмет география в планах школ в конце XVII в. Основоположником методики обучения географии в мировом масштабе считают Яна Амоса Коменского. Он впервые указал на важность наблюдений в природе и необходимость выявления причинно-следственных связей. До середины 17 в. география как отдельный учебный предмет в школах Западной Европы не изучалась, географические сведения обычно давались в курсах государствоведения. Преподавание географии было введено во 2-й половине 17 в., особенно распространилось в 1-й половине 18 в.

В начале 18 в., в связи со становлением капитализма, сформировалась потребность в людях обладающих географическими знаниями. Возникают светские школы математических и навигацких наук (сведенья из политической географии), открылась гимназия Глюка (сведенья из математической географии).

География преподавалась как самостоятельный предмет. Новые школы быстро умножались, началась печать учебных и прочих книг. География изучалась попутно с историей. Первые учебники были переводные. Они не отражали уровень развития географической науки.

До 18 в. в России были лишь церковные школы. Учебные книги азбуковники – алфавит, молитвы, сведенья о частях света и городах. Во второй половине 18 в. происходит укрепление позиций России на морях (Чёрном, Азовском, Балтийском), воссоединение с восточной Белоруссией и правобережной Украиной. Осуществляется переход к товарному производству. Это приводит к формированию потребности в грамотных людях.

О необходимости изменения отношения к науке писали Н.И. Пирогов, Н.В.Гоголь, К.Д. Ушинский–родоначальник научных основ методики обучения географии, в статье «О преподавании географии» писал об опыте германских и швейцарских школ, где большое значение уделяли изучению своей Родины и местности. Ушинский обосновывал роль географии как учебного предмета, писал о значении географии Родины в подготовке учащихся к самостоятельной жизни. Его идеи развивал Семёнов Д.Д.: писал о принципах обучения - систематичность – наглядность – последовательность. Написал первое руководство по методике «Уроки географии», где был реализован родиноведческий принцип. Но уроки географии в школах были сухими, переполненными номенклатурой, учебники без иллюстраций (авторы Смирнов, Линберг). В результате география играла слабую развивающую и образовательную роль.

Тема 5. Этапы развития школьной географии и методики обучения географии в России.

Развитие школьной географии и методики в России в дореволюционное

время. Состояние школьной географии. Взгляды Н.В. Гоголя. Педагогические идеи К.Д. Ушинского в методике обучения географии.

Школьная география и методика ее преподавания после революции 1917 г.

Вклад Н.Н. Баранского в разработку теоретических основ методики обучения географии. Переход школы на линейно – ступенчатое построение программы.

Важные идеи перестройки программ по предмету. Значение работ В.П. Буданова, А.С. Баркова, А.А. Половинкина, В.Г. Эрдели, К.Ф. Строева, А.Е. Бибик, А.В. Даринского, Т.П. Герасимовой, М.К. Ковалевской, В.А. Коринской, И.С. Матрусова, В.П. Максаковского, Л.М. Панчешниковой и других в развитие методики обучения географии. Современный этап развития методической науки.

Первым светским учебным заведением в России, в котором преподавалась география была Школа математических и навигацких наук, открытая в 1701. В 1703 география была введена в гимназии Э. Глюка в Москве. В 1-й пол. 18 в. элементы географии стали изучать в духовных семинариях. В 80-х гг. география как самостоятельная дисциплина вошла в учебный план гл. народных училищ, с 1804 - уездных училищ.

Содержание отечественного курса географии ограничивалось некоторыми сведениями из математической географии и кратким описанием важнейших государств мира. Успехи отечественной географии и возросшие требования к знанию своей страны обусловили усиление в преподавании географии внимания к России. В гл. народных училищах география изучалась в двух старших классах: в 3-м кл. - всеобщая география, в 4-м - география России. В 7-классных гимназиях (введены в 1828 г.) география преподавалась в 3-7-х кл. (14 уроков в нед). Курс начинался математической географией и всеобщей географией, включавшей основные сведения о Земле; в 4-м кл.- продолжалось изучение всеобщей географии - описание отдельных стран, в 5-м кл. преподавалась отечественная география, в 6-7-х - "всеобщая и российская статистика". (эконом. география) С 30-х гг. 19 в. обучение географии началось с 1-го кл., а в последующие годы из учебного плана гимназий была исключена статистика, которая отличалась от общей географии наличием анализа и объяснения изучаемых в курсе явлений. После 1905-06 в большинстве средних учебных заведений ввели преподавание географии в 5-6-х кл. Материал курса (при 2 уроках в каждом классе) распределялся по классам следующим образом: 1-й кл. – начальная география. (элементы общей физ. географии.), 2-й – география неевропейских стран, 3-й - география Европы, 4-й – география России, 5-6-е кл. – коммерческая география России и главнейших государств мира (в некоторых учебных заведениях этот курс наз. сравнительной географией, или отечествоведением). В 1911/12 уч. г. на изучение курса географии отводилось в гимназиях 10 уроков в неделю, в реальных и коммерческих училищах, а также в кадетских корпусах 12 уроков, в высших начальных училищах 8 уроков в неделю (1-4-е кл.). В 1915 ипо новым учебным планам и программам кол-во уроков географии было увеличено до 16 часов в неделю, однако они были введены только в отдельных гимназиях Петербурга и Москвы.

В 1921 комиссией под руководством Д. Н. Анучина была создана первая советская программа по географии: в 3-4-х кл. предусматривалось изучение родиноведения (своя деревня, город, уезд, губерния), формирование умения давать обзор типичных картин природы и жизни людей в разных частях страны; в 5-8-х кл. намечалось преподавать географию частей света и отечественную, а также курс экономической географии (России и важнейших государств мира); в 9-х кл. вводилось изучение Земли как планеты с элементами астрономии и метеорологии. В программе увеличивалось не только кол-во уроков по географии, но и объём курса отечественной географии, усиливался объяснительный элемент в обучении. Однако эта программа фактически была введена лишь в немногих столичных школах, в основном география преподавалась по программам, составленным местными органами образования.

С введением в 1923-24 программ ГУСа географический материал 3-4-х кл. вошёл в комплексные темы, а 5-9-х кл. вместе с историей был включён в курс обществоведения и частично (вместе с биологией) в курс естествознания. Отрывочные географические сведения не формировали у учащихся систематических географических знаний. Поэтому в 1927 география была восстановлена как самостоятельный учебный предмет в 5-7-х кл., а в 1932- в 8-х кл. На основе постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 16 мая 1934 г. «О преподавании географии в нач. и ср. школе СССР" изменена структура и увеличен объём курса географии (до 15 уч. ч в нед), введено его концентрическое построение. Курс географии начальной школы включал элементарные сведения по общей физ. географии на материале своей местности (3-й кл.) и характеристику природы и жизни людей по зонам в пределах СССР (4-й кл.). В 7-летней школе большое место отводилось изучению физ. географии: в 5-м кл. - общей физ. географии, в 6-м кл. - география частей света, в 7-м классе – география СССР. Поскольку для большинства уч-ся образование ограничивалось 7-летней школой, в курсы 6-го и 7-го класса наряду со сведениями о природе были включены некоторые сведения о населении и хозяйстве СССР и важнейших зарубежных стран. Систематические курсы экономической географии СССР и зарубежных государств были перенесены в старшие классы.

В кон. 50-х гг. в средние школы союзных республик, кроме РСФСР, были введены соответствующие курсы региональной географии. С переходом к 8-летнему (начало 60-х гг.), а затем к всеобщему среднему образованию (70-е гг.) сетка часов и структура курса географии менялись. Построение курса географии стало линейно-ступенчатым. Начальный курс географии в младших классах был заменён курсом природоведения в 4-м кл.; в 5-7-х кл. преподавалась физическая география, а в 8-9-х кл. - экономическая география. Экономико-географический материал в программе 6-7-х кл. был значительно сокращён.

Типовая программа по географии для всех средних учебных заведений имела следующую структуру (до 1986). В 5-м кл. изучался начальный курс физической географии (2 ч в неделю), который опирался на природоведческие знания, полученные уч-ся во 2-4-х классах. В 6-м кл. (3 ч в неделю) последовательно рассматривалась физическая география каждого материка, а в заключение - их общие физико – географические закономерности. В 7-м кл. преподавался курс физической географии СССР (2 ч в неделю), состоящий из общего обзора и физико-географической характеристики каждой из крупных природных территорий; в заключение рассматривалась физ. география своей области (края, авт. республики). В 8-м кл. курс экономической географии СССР (2 ч в неделю) включал две основные части: общий обзор народного хозяйства (население, отрасли промышленности, сельское х-во и транспорт) и обзор экономических р-нов и союзных республик и завершался эконом - географической характеристикой своей области, края, авт. республики. В школах всех союзных республик, кроме РСФСР (где рассматривалась география АССР, автономной области, края), после курса физической географии СССР в 7-м кл. изучался свой курс региональной географии (физическая и экономическая). В 9-м кл. преподавалась экономическая география зарубежных стран (2 ч в неделю), включавшая общий обзор, характеристику социалистических, крупнейших капиталистических и развивающихся стран, а также тему о всемирных экономических отношениях.

В 1986/87 уч. г. во всех средних учебных заведениях введена новая программа по географии, в большей мере отражающая новую научно-методическую концепцию. С целью разгрузки программы от излишне усложнённого и второстепенного материала укрупнены изучаемые регионы и сокращена географическая номенклатура. Курс географии строился как единый.

Изучение географии в 6-м кл. 11-летней школы открывалось начальным разделом физической географии (2 ч в неделю), переходным от природоведения к систематической географии. Его задача - ознакомить учащихся с географией как наукой, её языком, сформировать начальные географические знания и умения, дать представление о природе и населении Земли. В курсе последовательно рассматривались понятия о плане и карте, об оболочках Земли, о взаимосвязи компонентов природы, о населении и политической карте мира, в заключение (как обобщение) - природа и население своей местности. В 7-м кл. в курсе географии (3 ч в неделю) рассматривались происхождение материков, атмосфера и климат Земли, мировой океан, давалось понятие о природных комплексах и их смене, об освоении Земли человеком. На конкретном материале различных территорий мира уч-ся подводились к пониманию закономерностей целостности геогр. оболочки Земли и современного этапа её развития. В 8-9-х кл. преподавался курс географии СССР (2 ч в неделю), задача которого дать учащимся глубокие и комплексные знания о природе, населении и нар. хозяйстве страны.

Физ. география СССР изучалась в основном в 8-м кл. Курс состоял из введения, в котором рассматривались источники геогр. знаний, давалась общая характеристика природы и природных ресурсов страны по компонентам (рельеф, геол. строение и полезные ископаемые, климат и климатические ресурсы, внутренние воды и водные ресурсы, почвы и почвенные ресурсы, растительный и животный мир), а также разделов, посвящённых природным комплексам (природное районирование, природные зоны и комплексы) и обобщающего раздела - рациональное использование природных ресурсов и охрана природы. В 8-м кл. рассматривались также численность, состав и размещение населения на территории страны. В 9-м кл. преподавалась экономическая и социальная география СССР; общая характеристика народного хозяйства, основные межотраслевые комплексы - топливно-энергетический, машино- строительный, и другие, раскрывалось их значение, развитие и размещение. Большое место в курсе занимала региональная часть по экономическим зонам, а в их пределах - география отдельных республик и экономических р-нов. Курс 9-го кл. завершался комплексным изучением географии республики (области, края). Курс 10-го кл. включал экономическую и социальную географии мира (географическая характеристика мировых природных ресурсов, населения, важнейших отраслей мирового характера, глобальные проблемы человечества, экономическая и политическая география стран).

В кон. 80-х - нач. 90-х гг. значительно расширились, углубились и увеличились по объёму курсы географии отд. республик. Эти курсы стали изучаться на протяжении целого учебного года, иногда в течение 2 лет.

Некоторые школы, пользуясь правом вносить изменения в структуру учебных предметов, в рамках учебных планов, осуществляют на средней ступени школьного обучения интеграцию общей физической географии с химией, физикой и биологией в едином курсе естествознания, а на старшей ступени - экономической и социальной географии мира с курсом всеобщей истории в едином курсе современного мира. В школах с дифференцированным обучением вводятся спец. курсы географии, соответственно, профилю школы (география сельского хозяйства, медицинская география и др.), а также некоторые разделы географии включаются в общие курсы экологии. В начале 90-х начинается реформирование, модернизация школы. Вместо одной государственной программы приходит множество альтернативных, авторских, которые создаются на основе проекта государственного стандарта образования и не имеют строгой временной регламентации. Осуществляется выпуск программ по новым географическим дисциплинам – природопользование, глобальная география, краеведение и др. Происходит переход школ на базисный учебный план, формируются новые типы учебных заведений (гимназии, лицеи), профильные классы и школы со спец. программами и дополнительными курсами географии. Выходят новые учебники под редакцией И.В.Душиной, Т.П.Герасимовой, В.П.Дронова, А.И.Алексеева, А.П.Кузнецова, Ю.Н.Гладкого, С.Б.Лаврова, ВП.Сухова и др.

В методику преподавания географии активно внедряются новые педагогические технологии, средства обучения. Осуществляется выпуск новых пособий, в том числе картографических. Ведутся исследования по разработке новых и новейших средств обучения.

В 1990-91 почти по всем школьным курсам географии были изданы параллельные учебники, соответствующие требованиям программы, но отличающиеся по структуре и отбору фактического материала. Учителям предоставлено право выбора учебника, поэтому при соблюдении общих для школ республики требований к знаниям учащихся, в построении курсов и в отборе учебного материала между школами могут быть существенные различия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...