этапа развития управления и 2 организационные модели.
Организация как субъект и объект организационного поведения. Факторы, влияющие на поведение в организации. Организация – объединение людей, работающих совместно для достижения определённых целей. Поведение организации зависит от множества различных факторов. Одни из них влияют непосредственно, другие – опосредованно. Одни носят разовый, кратковременный характер, другие – регулярный и долговременный. Для менеджера важно знать ключевые моменты в структуре организации, влияющие на её поведение. Основными параметрами любой организации являются: 1) цели; 2) организационная структура; 3) внутренняя и внешняя среда; 4) совокупность ресурсов и 5) нормативная и правовая структура. Цели – это конкретные показатели, к которым стремится орг-ция в определённый период времени (напр.: 5 лет). Организационная структура – это форма распределения задач и полномочий на принятие решений между лицами и группами в соответствии с их функциями. Внутренняя и внешняя среда. Социальная организация – это образование с многослойной структурой внутренних и внешних связей, с определённым местом человека в его структуре. Внешние связи – взаимодействие человека с окружающей средой, её национальным и международным секторами. Внутренняя среда – это как формальные так и неформальные связи между членами организации. Соотношение между формальной и неформальной структурой играет определяющую роль для ОП. Формальные связи определяются выполняемыми функциями и должностными инструкциями. Неформальные связи определяются психологическими отношениями между работниками, характером деятельности, степенью зрелости коллектива, стилем руководства, особенностями характеров людей и многим другим. Неформальная структура – это совокупность личных и социальных отношений, возникающих спонтанно, как результат взаимодействия сотрудников.
Совокупность ресурсов – это натуральные (природные) ресурсы (земля), материальные (капитал) и человеческие (труд). Управление людьми имеет свою специфику. В отличии от материальных и природных ресурсов, люди приходят в организацию чаще всего осознанно с определёнными целями и ожидают от организации помощи в реализации этих целей. Удовлетворённость сотрудника от взаимодействия с организацией является таким же необходимым условием для продолжения этого взаимодействия, как и удовлетворённость организации. Нормативная и правовая основы регламентируют поведение сотрудников и подразделений организации. Это правовые нормы, декреты государства, уставы, положения, административные распорядки и т.д. Наряду с вышеперечисленными, на поведение организации влияют и другие факторы, которые ниже мы рассмотрим более подробно: 1) модель организации; 2) организационная культура; 3) коммуникации; 4) оценка результатов труда и вознаграждение; 5) изменения в организации и управление нововведениями; 6) стиль руководства; 7) внешняя среда; 8) поведенческий маркетинг.
Анализ и конструирование организации. этапа развития управления и 2 организационные модели. В истории развития управленческих отношений выделяются следующие этапы (подходы к руководству людьми), показанные на рис.2.14:
Рис.2.14. Этапы управленческих отношений.
1) Ранний технократизм (до конца XIX века). Основной принцип этого подхода можно кратко сформулировать следующим образом: "Человек – придаток машины". 2) Классический технократизм (с конца XIX века до 30-х гг. ХХ века (до Великой депрессии)). Принцип, на котором базировался данный подход может быть выражен как "Человек равен по значению машине".
3) Гуманистический технократизм (с 1930-х до конца 1950-х гг.). Данный подход уже базируется на обращении к человеку, но обезличенному, без учёта индивидуальных особенностей и интересов. 4) Гуманистический подход. Хронологические рамки этого этапа можно очертить с 1960-х гг. по настоящее время. Притом период наибольшей популярности этого подхода приходится на конец ХХ – начало XIX века. Данный подход основывается на обращении к человеку, его запросам и уникальности личности. Управление поведением человека в организации начинается с конструирования самой организации, анализа условий, целей и выбора организационной модели. Существуют две основные организационные модели: механическая и органическая. Механическая модель рассматривает организацию как машину, работающую в строго установленном порядке. Эта модель предполагает достижение высокого уровня производства и эффективности на основе широкого использования правил, процедур, централизованной власти, а также высокой специализации работ. Американские исследователи сравнивают её с симфоническим оркестром, где для каждого музыканта пишется своя партитура. Автором механической модели считается Макс Вебер, который первым описал её применение и ввёл термин "бюрократия" как способ организации коллективных действий. По мнению Вебера, бюрократическая структура превосходит любую другую по точности, стабильности, дисциплине и надёжности. Вебер считал, что при механическом подходе к конструированию организации создаются благоприятные условия для управления организационным поведением, что обеспечено следующими характеристиками данной модели: 1) все задачи разделены на специализированные работы; 2) каждая задача выполняется в соответствии с системой правил, обеспечивающих координацию усилий; 3) каждая структура рассчитана на выполнение работы под руководством только того менеджера, который получил власть от непосредственно вышестоящего уровня. То есть, создана непрерывная цепь в командной структуре. 4) работники организации связаны друг с другом и с внешней средой только формальным образом. Эмоциональная привязанность вредит делу.
5) основанием для замещения должностных вакансий является уровень профессиональной квалификации, которая одновременно является и гарантией от увольнения. Механическая модель используется при конструировании орг-ций со стабильной внешней и внутренней средой. Органическая модель используется при конструировании организаций с высоким уровнем адаптивности, ограниченным использованием правил и процедур, децентрализацией власти и низким уровнем специализации. Разработку данной модели связывают с именами английских исследователей Т.Барнса и Дж.М. Сталкера, которые впервые ввели термин "органическая система" для обозначения организаций с гибким менеджментом. По их мнению, органические свойства модели сводятся к следующему: 1) она обладает гибкостью и приспособляемостью к окружающей среде; 2) она обеспечивает максимальные возможности работнику во всех его взаимодействиях с организацией; 3) она способствует созданию и поддержанию у работника чувства личного достоинства и значимости; 4) процессы принятия УР, контроля и выработки целей орг-ции децентрализованы и разделены на всех уровнях; 5) связь осуществляется по всем направлениям, а не только сверху вниз по цепи команды. Сравнительная характеристика механической и органической моделей представлена в таблице 2.3. Таблица 2.3. Сравнение механической и органической организационных моделей
Практика показывает, что при конструировании организации нельзя руководствоваться теорией "одного наилучшего пути". Всё зависит от конкретной ситуации, размера организации, технологии, уровня неопределённости окружающих условий и т.д. Таким образом, в одном случае лучшим вариантом будет конструирование организации по механической модели, в другом – по органической, в третьем – по модели, сочетающей в себе признаки и механической и органической моделей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|