Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды логистических закупок производственных предприятий и торговых организаций: традиционные и нетрадиционные.

Тема 5. Виды, формы и методы логистических закупок

1. Виды логистических закупок производственных предприятий и торговых организаций: традиционные и нетрадиционные.

2. Методы закупки (закупка товара одной партией, регулярные закупки мелкими партиями, ежедневные (ежемесячные) закупки по котировочным ведомостям, получение товара по мере необходимости, закупка товара с немедленной сдачей), их характеристика.

 

Виды логистических закупок производственных предприятий и торговых организаций: традиционные и нетрадиционные.

Закупочная логистика способствует обеспечению производственных и торговых организаций необходимыми материальными ресурсами и товарами.

В этой связи для производственных предприятий выделяют две группы видов закупок: традиционные и нетрадиционные (табл. 3.16).

Таблица 3.16. Виды логистических закупок производственных организаций

Традиционные Нетрадиционные
сырье особые товары стандартные товары малоценные предметы основные товары услуги товары для перепродажи

К традиционным видам закупок относятся:

· сырье – так называемые «подвижные товары» (медь, пшеница, цемент и т.д.);

· особые товары – товары и сырье, которые нужны для конкретного производства;

· стандартные товары включают болты и гайки, многочисленные профили, трубы, цена на которые относительно стабильны и определяется на основе «прайс-листа со скидкой»;

· малоценные предметы – товары относительно небольшой стоимости, приобретаемые для содержания и ремонта.

Нетрадиционные видами закупок являются:

· основные товары относящиеся к группе основных активов (основных средств) организации;

· услуги – эта категория закупок довольно широка и включает многие виды услуг, такие как, реклама, аудиторские
услуги, архитектурный дизайн, юридические услуги, услуги по страхованию, туристические услуги и т.д. Главным отличием приобретения услуг от приобретения товаров является: невозможность хранения – это означает, что время оказания услуги должно совпадать со специфическими потребностями покупателя и что последствия несвоевременности могут быть очень серьезными и дорогими; трудность в оценке качества;

· товары для перепродажи – эта категория подразделяется на комплектующие изделия, которые ранее изготовлялись организации, а теперь заказываются у внешних источников (например, крупный производитель бытовой техники, который продает микроволновые печи, но уже не производит данную продукцию, покупает микроволновые печи в сборке под своей маркой); товары, реализуемые через розничную сеть. Такие закупки обычно осуществляются мерчендайзерами, которые предварительно должны спрогнозировать дальнейший спрос на данную продукцию, на основании чего принимаются решения о закупке.

Для торговых организаций также характерны две группы видов закупок. Они определяются спецификой деятельности субъектов хозяйствования, функционирующих в торговой отрасли. В табл. 3.17 показаны виды закупок, используемые оптовыми и розничными торговыми организациями.

Таблица 3.17. Виды логистических закупок торговых организаций

Традиционные Нетрадиционные
Основные товары производственного и торгового ассортимента Сопутствующие товары Товары родственные по спросу Услуги Тара и упаковочные материалы

Традиционные виды закупок включают: основные товары производственного и торгового ассортимента.

Производственный ассортимент товаров представляет собой перечень товаров (номенклатуру), выпускаемых отдельными организациями, отраслями промышленности или сельского хозяйства. Обычно производственный ассортимент бывает узким, т.е. ограниченной номенклатуры изделий. Это обусловливается различием видов сырьевых ресурсов, используемого технологического оборудования, профилем специалистов и т.д. Узкая специализация оправдана экономически, так как специализированные организации успешнее осваивают производство ограниченного круга изделий, выпускают их лучшего качества, эффективнее применяют средства труда и рабочую силу, активно внедряют инновации.

В торговых организациях должен быть сосредоточен широкий ассортимент товаров, представляющий собой сочетание продукции, вырабатываемой различными промышленными и сельскохозяйственными организациями. С этой целью происходит преобразование производственного ассортимента товаров в торговый (подсортировка товаров).

В основном процесс преобразования производственного ассортимента товаров в торговый осуществляется оптовыми торговыми организациями. Это относится главным образом к товарам сложного ассортимента.

По некоторым продовольственным товарам (прежде всего скоропортящимся), а также непродовольственным товарам простого ассортимента процесс преобразования производственного ассортимента в торговый может осуществляться непосредственно в розничных торговых организациях.

Торговый ассортимент – перечень товаров, подобранных для реализации в розничной торговой сети. Он включает сотни тысяч наименований и разновидностей товаров, выпускаемых организациями различных отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Эта огромная масса товаров доводится через розничную торговлю до конечных потребителей. В целях управления товарной массой все товары народного потребления группируются по отдельным признакам.

Так, с точки зрения общего назначения, все товары делятся на продовольственные (продукты питания) и непродовольственные (обувь, одежда, трикотаж, товары культурно–бытового назначения и хозяйственного обихода и т.д.).

Все продовольственные и непродовольственные товары делятся на группы, подгруппы, виды и разновидности.

Так товарная группа обуви состоит из подгрупп: кожаная, текстильная, вяленая и резиновая.

Товарная группа тканей состоит из подгрупп: хлопчатобумажные, шерстяные, льняные и т.д. В свою очередь, подгруппа хлопчатобумажных тканей складывается из видов: ситцевые, сатиновые, бязевые и др.

Внутри вида товары могут различаться между собой особыми признаками, которые обозначаются артикулами, сортами, марками, размерами и т.д.

В практике торговли выделяют по характеру группировки групповой и внутригрупповой (развернутый) ассортимент.

Групповой ассортимент – перечень входящих в него групп товаров.

Внутригрупповой (развернутый) ассортимент – представляет собой детализацию группового ассортимента по конкретным видам и разновидностям товаров.

Кроме того, торговая характеристика ассортимента товаров предполагает деление всех товаров по степени сложности, частоте и характеру спроса, сезонности, комплектности и другим классификационным признакам.

По степени сложности ассортимента товары делятся на две группы: товары простого ассортимента и товары сложного ассортимента.

Товары простого ассортимента имеют небольшое число разновидностей (соль, спички, хлеб, сахар, крупа, мука, кирпич и др.). Для товаров сложного ассортимента характерно большое количество разновидностей (ткани, одежда, обувь, книги, кондитерские изделия и т.д.).

По частоте спроса товары народного потребления условно подразделяются на товары частого (повседневного) спроса (соль, хлеб, сахар, спички, нитки, табачные изделия и т.д.), товары периодического спроса, которые покупаются через определенный период внедрения (одежа, обувь, посуда, многие посудохозяйственные товары, 1–2 раза в год отдельные культтовары, ткани и т.п.) и товары редкого спроса (пианино, мотоциклы, автомашины, холодильники, стиральные машины, телевизоры, деликатесы из мясной, рыбной и молочной гастрономии и другие товары).

По характеру предъявляемого спроса товары условно можно разделить на следующие группы: устойчивого спроса, твердо сформулированного спроса, альтернативного спроса, импульсного спроса. По товарам устойчивого спроса должны быть обеспечены высокая стабильность ассортимента и бесперебойное наличие их в продаже: хлеб, соль, молочные продукты, электротовары и др. – это товары повседневного спроса.
К товарам твердо сформированного спроса относят такие товары, которые, как правило, не могут быть заменены другим родственным видом или сортом товара. При формировании спроса на эти товары покупатель указывает их точные индивидуальные признаки. Марки конкретных сигарет, телевизоров. Этот вид спроса не допускает замены. Товары альтернативного спроса – это такие товары, по которым покупатель не указывает точных индивидуальных признаков. Они покупаются на основе выбора и сравнения (перчатки, галстуки, сорочки, верхняя одежда и др.). Допускается сравнительно широкая замена товара. Товары импульсного спроса покупатель приобретает под воздействием показа товаров, предложения продавцов, рекламных средств и т.п.

Сопутствующие товары не имеют самостоятельного назначения и используются только с основными. (шнурки к обуви, ремешки к часам, одежные щетки, пуговицы). Такие товары должны продаваться, как правило, в магазинах, торгующих основными товарами, но могут продаваться и в других магазинах, торгующих родственной группой товаров.

Товары, родственные по спросу, покупаются и употребляются совместно (табачные изделия и спички, сахар и чай, писчебумажные изделия и карандаши, ластик, линейки и т.д.). Такие товары должны продаваться в одном магазине и размещаться рядом.

К нетрадиционным видам закупок относятся:

· услуги – полезные действия, направленные на покупателей с целью стимулирования продажи товаров (прием и формирование заказов для оптовых покупателей, централизованная доставка товаров, рекламно–информационные мероприятия, доставка товаров на дом покупателю и др.);

· тара и упаковочные материалы способствуют организации оптовой и розничной продажи закупленных товаров. Транспортная тара предназначена для транспортировки и хранения товаров в процессе доведения их от производства до потребителя: ящики, мешки, коробки, бочки, бутылки, чаны, поддоны и т.п. Тара-оборудование, представленное в виде конструкций, выполняет роль внешней тары, транспортного средства и оборудования складов, магазинов при хранении, перемещении и продаже товаров: поддоны, контейнеры. Упаковочные материалы используют для реализации товаров: упаковочная бумага, бумажные и полиэтиленовые пакеты.

Важное место в процессе логистических закупок отводится выбору их метода. Выбор метода закупок зависит от сложности конечного продукта, состава комплектующих изделий и материалов, а также сложности ассортимента товаров.

 

Методы закупки (закупка товара одной партией, регулярные закупки мелкими партиями, ежедневные (ежемесячные) закупки по котировочным ведомостям, получение товара по мере необходимости, закупка товара с немедленной сдачей), их характеристика.

 

 

Основные методы закупок, используемых в логистике представлены на рисунке.

 

 

Характеристика методов закупки:

Закупка товара одной партией. Метод предполагает поставку товаров большой партией за один раз (оптовые закупки). Его преимущества: простота оформления документов, гарантия поставки всей партией, повышенные торговые скидки. Недостатки: большая потребность в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала.

Регулярные закупки мелкими партиями. Покупатель заказывает необходимое количество товаров, которое поставляется ему партиями в течение определенного периода. Преимущества: ускоряется оборачиваемость капитала, так как товары оплачиваются по мере поступления каждой партии; достигается экономия складских помещений; сокращаются затраты на документирование поставки, поскольку оформляется только заказ на всю поставку. Недостатки: вероятность заказа избыточного количества; необходимость оплаты всего количества, определенного в заказе.

Ежедневные (ежемесячные) закупки по котировочным ведомостям. Метод закупки широко используется там, где закупаются дешевые и быстро используемые товары. Котировочные ведомости составляются ежедневно (ежемесячно) и включают следующие сведения:

· полный перечень товаров;

· количество товара, имеющегося на складе;

· требуемое количество товаров.

Преимущества: ускорение оборачиваемости капитала; сни-
жение затрат на складирование и хранение; своевременность поставок.

Получение товара по мере необходимости. Этот метод похож на регулярную поставку товаров, но характеризуется следующими особенностями:

· количество не устанавливается, а определяется приблизительно;

· поставщики перед выполнением каждого заказа связываются с покупателем;

· оплачивается только поставленное количество товара;

· по истечении срока контракта заказчик не обязан принимать и оплачивать товары, которые еще только должны быть поставлены.

Преимущества: отсутствие твердых обязательств по покупке определенного количества; ускорение оборота капитала; минимум работы по оформлению документов.

Закупка товара с немедленной сдачей. Сфера применения этого метода – покупка эпизодически используемых товаров и (или) когда их невозможно получать по мере необходимости. Товар заказывается тогда, когда он требуется, и вывозится со складов поставщиков. Недостаток метода – в увеличении издержек, связанных с необходимостью детального оформления документации при каждом заказе, мелкие партии заказов и множество поставщиков.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...