Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие «профессионализм» и его характеристики




 

Понятие профессионализма в психологической и акмеологической науке достаточно новое. В своих разработках мы опирались на исследователей, работающих в области психологии труда, инженерной психологии, психологии профессиональной деятельности, акмеологии: Анисимова О.С., Гуревича К.М., Деркача А.А., Забродина Ю.М., Зазыкина В.Г., Иванова Е.М., Кавериной Р.Д., Климова Е.А., Котеловой Ю.В., Кузьминой Н.В., Марковой А.К., Платонова К.К., Сахарова В.Ф., Сазонова А.Д., Сименко В.Д., Смирновой Е.Э., Чистяковой С.Н. и др.

Когда употребляют понятие профессионализм, то обычно подразумевают, что деятельность специалиста соответствует некоторым внеиндивидуальным требованиям. Соответствие деятельности некоторой системе требований является сущностной характеристикой деятельности. Следовательно, необходимой предпосылкой профессионализма является наличие профессиональной системы требований к осуществляемой деятельности. Достаточной предпосылкой выступает наличие образцов реальной деятельности, соответствующих этим требованиям.

Система требований имеет свою иерархическую структуру. Самый простой уровень - требования к конечному результату деятельности. Более сложный уровень - система требований к процессу получения этого результата (результат с такими характеристиками должен быть получен с помощью таких-то методов, таких-то технологий. Еще более сложный уровень - система требований к организации процесса получения результата (результат с такими характеристиками должен быть получен с помощью таких-то методов при таком-то типе разделения труда, эти типы вот так-то связаны друг с другом и т.п.). Самый высокий уровень, сохраняющий все предшествующие требования, акцентирует внимание на системе требований к критериям организации процесса получения результата (результат с такими характеристиками должен быть получен с помощью таких-то методов при таком-то типе разделения труда, который выбирается исходя из таких-то критериев).

Функциональная структура профессионализма может быть представлена следующим образом: профессионализм относительно применения исходных материалов, средств, способов применения этих средств, конечных результатов, путей перехода исходных материалов в конечный продукт, профессионализм деятеля. Профессионализм деятеля можно еще разбить на элементы: профессионализм относительно понимания и принятия содержания норм деятельностей (целей, планов, программ, технологий, методов, подходов и т.д.) и профессионализм относительно наличия требуемых способностей. Владение деятелем системой профессиональных норм называется компетентностью.

Если мы акцент в исследовании деятельности ставим на деятеле, его способностях и способе участия в деятельности, то мы приходим к пониманию профессионализма выраженному Н.В. Кузьминой. Профессионализм деятельности - это качественная характеристика субъекта деятельности - представителя данной профессии, которая определяется мерой владения им современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами ее осуществления.

Это определение фиксирует психологическое содержание понятия профессионализма. Психологическое понимание профессионализма совершенно справедливо рассматривает человека как системообразующий элемент деятельности. Но мы не должны забывать о вне психологических предпосылках профессионализма.

Мера соответствия требованиям деятельности может быть разная, что позволяет ставить акценты на уровне профессионализма.

Уровень профессионализма это качественно определенная степень соответствия деятельности специалиста предъявляемым к ней требованиям.

Обратимся теперь к особенностям профессионализма государственного служащего в контексте общих особенностей управленческой деятельности.

В функциональной структуре социально-значимой деятельности можно зафиксировать три типовых деятельностных позиции: заказчик, управленец и исполнитель. Для каждой позиции характерен свой тип деятельности. Заказчик выражает содержание потребности и фиксирует ее удовлетворение. Управленец строит и перестраивает совместную деятельность в рамках понятого и принятого заказа на производство продукта определенного типа. Исполнитель входит в создаваемую управленцем деятельность и производит заказанный продукт, реализуя требования, предъявляемые к нему нормой деятельности и управленцем как носителем этих требований.

Если в качестве заказчика мы рассмотрим все общество в целом, то придем к ситуации государственного управления. Функция государства состоит в решении макроуправленческих задач и проблем. Государственное управление как макроуправление универсумального типа опирается на целостное поле разнородного спроса. Тем самым на государственном управленце и его сервисном обеспечении (государственной службе) лежит ответственность складывания такого пространства деятельности, которое могло бы потенциально удовлетворить спрос за счет привлечения налично действующего и скрытого потенциала ресурсов общества. Для этого он наделен колоссальной властью, а его свобода ограничивается лишь суммарным согласием или не согласием общества на пути удовлетворения его спроса. Предельные основания принятия государственных решений возможны лишь при универсумальном миропонимании и мирооценивании.

Макроуправленческое решение должно быть отнесено ко всей целостности общества, действие по его реализации распределяется, расщепляется на множество действий применительно к звеньям архитектуры общества. Такое решение требует соответствующего количества контролеров, корректоров, служб реализации. А служащие государства должны быть максимально сознающими свою универсумальную функция и объем власти.

Такой статус государственного управления заставляет предъявлять особые требования к уровню способностей деятелей, претендующих на госуправленческую позицию. Но характер предъявления этих требований в государственном управлении особый, он связан со специфическими характеристиками управленческой деятельности. Деятельность по управлению государством, как и любое управление, связана с постоянным анализом происходящих событий, принятием решений, она мыслительна по своей природе.

Реализация управленческих решений, конкретные управленческие действия, отдания приказов и т.п. являются лишь проявлением, овнешнением результатов огромной мыслительной работы. Поскольку основное содержание управленческой деятельности - мышление, а это означает что многие процессы скрыты от внешнего наблюдателя, проходят "в голове", сами результаты этой деятельности заранее нельзя предугадать, часто они неопределенны, жестко не фиксируемы, постольку возникает вопрос о соответствии человека позиции государственного управления, о иерархии этих соответствий решается далеко как неоднозначно. Характер социально-значимой деятельности требует гарантированности успешной реализации управленческой функции. Государственный служащий должен владеть средствами мыслительной работы, понятиями и категориями, уметь сопоставлять эти теоретические представления с наблюдениями за реальной практикой деятельности, выявлять расхождения (т.е. решать проблемы и задачи), на основе выявленных расхождений принимать ответственные решения для устранения этих расхождений.

Онтология профессионализма государственного служащего может быть построена на основе общей онтологии теории деятельности. Каждая деятельность состоит из трех компонентов: труда, познания и общения. Тогда, соответственно, деятельность государственного служащего проходит в трех измерениях: в труде государственного служащего, в познании государственными служащими внешнего пространства и своего труда и в общении государственных служащих по поводу своего труда и познания. Опираясь на сказанное, введем утверждение, что профессионализм государственного служащего состоит из профессионализма его труда, профессионализма его познания и профессионализма его общения. Акцентированность на каком-либо из трех элементов введет к появлению акцентированного типа профессионала: либо профессионала-исполнителя, либо профессионала-аналитика, либо профессионала-организатора. Но при такой акцентации, другие элементы не должны перестать существовать для государственного служащего, иначе произойдет разрушение целостности профессиональной деятельности и деструкция профессионализма.

Рассмотрим уровни профессиональной деятельности государственного служащего.

Качественно определенные степени соответствия государственного служащего полноте требований своей профессиональной деятельности будем называть уровнями профессионализма государственного служащего. Каждый уровень должен иметь такую степень качественной определенности, которая бы позволяла бы легко отличать один уровень от другого. Характеристики уровня должны быть инвариантны относительно любой деятельности данного типа (если мы говорим об уровнях профессиональной деятельности государственного служащего, то данные характеристики уровня должны позволять выделять этот уровень в любой профессиональной деятельности государственной службы к какой бы сфере деятельности это не относилось). К последовательности этих уровней предъявим требование: на уровне более высокого порядка должны сохраняться способности более низких уровней.

В профессиональной деятельности государственного служащего можно выделить два основных уровня профессионализма: уровень управленческих задач (1) и уровень управленческих проблем (2). Введем качественные определенности этих уровней. Управленческая задача состоит в наличии управленческого решения и необходимости его выполнения, т.е. в случае возникновения затруднения в исполнительской деятельности управленец имеет представление о том, что и как нужно сделать, чтобы вывести деятельность из затруднения. Причем, если готового решения нет, но управленец знает, что нужно сделать, чтобы его сформулировать, и может это сделать, то, это более сложный, но тоже задачный уровень.

Управленческая проблема будет состоять в отсутствии готового управленческого решения, в отсутствии представления о том, как надо выходить из сложившейся ситуации. Умение поставить, а затем и решить управленческую проблему характеризует управленца более высокого уровня профессионализма.

Такое выделение уровней профессиональной деятельности государственного служащего позволяет, на наш взгляд, удовлетворить введенным ранее критериям. Управленческую проблему можно достаточно надежно отличить даже от очень сложной управленческой задачи, проблемы и задачи есть в деятельности государственного служащего любой сферы деятельности (хотя они разные по содержанию они, тем не менее, остаются проблемами и задачами), и уровень решения управленческих проблем базируется на способностях решать управленческие задачи. Каждый из этих уровней может быть рассмотрен более дифференцировано с выделением подуровней.

Для “задачного” уровня профессионализма характерно умение государственного служащего выполнять или реализовывать порученные ему управленческие решения.

Рост профессионализма государственного служащего соответствует его переходу с одного подуровня на другой. Направление перехода задает требование обеспечить большую надежность и ответственность в непредсказуемых условиях. Каждый последующий подуровень сохраняя возможности предыдущего имеет свои отличительные черты.

Передвижение внутри каждого подуровня соответствует количественному усложнению рисунка действий государственного служащего. Во-первых, это успешная реализация конкретного поручения. Государственный служащий знает когда, как и что нужно сделать, и может все это проделать. Наиболее простой вариант состоит в том, что государственный служащий имеет одну схему реализации поручения, и, каждый раз, когда возникает ситуация в которой она действует, государственный служащий ее реализует. Более сложный вариант: государственный служащий имеет несколько схем реализации поручения и в случае возникновения требования реализации, он методом проб и ошибок подбирает такую, которая позволяет достичь нужного результата.

Во-вторых, это успешная реализация типового поручения. Государственный служащий приобретает способность реализовывать поручение в пределах соответствующего типа поручений и в рамках допустимого объема времени без большого напряжения. Подуровень характерен тем, что государственный служащий имеет набор типовых решений по данному типу поручения, имеет представление об условиях, в которых каждое из них применимо, и в случае возникновения необходимости в реализации поручения из этого типа, он выбирает наиболее подходящее и его реализует. Чем более полный набор таких решений, чем более тонко дифференцированы условия их применения, тем выше профессионализм государственного служащего этого подуровня.

В-третьих, это успешная реализация типового поручения с самокоррекцией своих действий. Предполагается способность государственного служащего выходить в рефлексию над своими действиями и в случае обнаружения несоответствия своих реальных действий требуемым вводит самокоррекцию, которая возвращает его в реализацию требуемого поручения. Государственный служащий этого подуровня способен осуществлять контроль не только результата своих действий, но и самого процесса реализации решения. Вводиться процессуальная характеристика его действий, она становиться замечаемой и фиксируемой.

В-четвертых, это успешная реализация типового поручения с его тактической коррекцией. Государственный служащий обладает способностью локально изменять поручение, не разрушая его, выявляя те звенья в поручении, которые необходимо оставить, и звенья, которые необходимо изменить, что позволяет адаптировать поручение к конкретной ситуации.

Для “проблемного” уровня профессионализма характерно умение государственного служащего выполнять новые, нетривиальные поручения.

В этом уровне можно выделить такие подуровни. Во-первых, государственный служащий приобретает опыт участия в существенно изменяемой деятельности на основе опыта участия в прежней, соучаствует в процессе изменения прежней деятельности.

Пример непрофессионализма этого подуровня: государственный служащий начинает работать в измененной деятельности по критериям прежней деятельности.

Во-вторых, государственный служащий приобретает способность к самостоятельной проблематизации депроблематизации прежней деятельности. Любое, достаточно серьезное изменение в деятельности перестает быть трагедией.

Пример непрофессионализма этого подуровня: изменения деятельности без достаточных на то оснований, постоянное экспериментирование.

В-третьих, государственный служащий приобретает способность легко переходить с одного подуровня на другой с адекватным типом пребывания на каждом из подуровней. Он умеет решать и проблемы и задачи, когда необходимо он реализует задачный тип существования в деятельности, если становиться необходимым, то переходит к постановке и решению проблем. Приобретается некоторая завершенность, целостность пребывания в деятельности.

Таким образом, нами была предложена структура профессионализма и типология уровня профессионализма, описаны их качественные особенности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...