Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задание 15 Программированный

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО ПСИХОЛОГИИ ВНИМАНИЯ

 

Задание 1

Вставить пропущенные слова в предложениях:

а) Внимание - это......... и сосредоточенность............ на каком-нибудь предмете, явлении, деятельности или переживании.

б) Благодаря вниманию..... объектов становится более ясным, отчетливым.

в) Внимание всегда...... в практическую деятельность и познание.

г) Являясь одним из условий успешности обучения, внимание в нем и.....

д) В произвольном внимании проявляется....... личности.

е) Постоянная поддержка внимания с помощью волевых усилий связана с большим напряжением и очень.......

 

Задание 2

Какие из высказываний верны и почему?

а) Внимание - необходимое условие выполнения любой деятельности.

б) Внимание - врожденная особенность психической деятельности.

в)“Внимание человека определяется структурой его деятельности, отражает ее протекание и служит механизмом ее контроля”(А.Р.Лурия)

г) В акте сосредоточения сознания имеет место отражение действительности.

д) Произвольное внимание - это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности.

 

Задание 3

Из данных понятий построить логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим. Почему понятия, оставшиеся невкюченными, не подходят в этот ряд?

а) Распределение внимания, отражение, непроизвольное внимание, психика, понятие, нервный процесс, внимание, анализ, психические явления.

б) Возбуждение, внимание, мысль, психический процесс, мозг, произвольное внимание, отражение, концентрация внимания.

 

Задание 4

Обосновать социальную природу произвольного внимания.

 

Задание 5

 

“ Смотреть и видеть, слушать и слышать - далеко не одно и то же”. Почему?

 

Задание 6

Укажите, какие условия нужны для:

1. Поддержания произвольного внимания.

2. Возникновения непроизвольного внимания.

 

А. Отчетливое понимание целей и задач деятельности.

Б. Создание благоприятных условий для деятельности.

В. Устойчивость интересов.

Г. Осознание долга и обязанностей.

Д. Начало или прекращение действия раздражителя, подвижность предмета на неподвижном фоне.

Е. Новизна, сила, контраст раздражителя.

Ж. Активная умственная работа.

З. Контраст между раздражителями, абсолютная и относительная сила разражителя.

И. Необычность раздражителя.

К. Наличие косвенных интересов.

Л. Осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчета.

М. Привычные условия работы.

 

Задание 7

Назовите условия, позволяющие сохранить распределение внимания:

 

А. Свободное владение одним видом деятельности при совмещении нескольких занятий.

Б. Группировка объектов внимания.

В. Непроизвольный переход от одного объекта к друг ому.

Г. Совмещение двух видов умственной деятельности.

Д. Одновременное выполнение умственной и практической деятельности.

Е. Связь между объектами внимания.

Ж. Активность человека по отношению к объекту внимания.

З. Интерес к деятельности.

И. Автоматизированное выполнение одного из действий.

К. Одновременное выполнение двух трудных видов деятельности.

 

Задание 8

 

Дайте психологическое объяснение следующим фактам:

 

А. Почему в первом классе текст задачи, задания к упражнениям целесообразно читать учителю?

Б. Почему в начальной школе не следует давать задание на дом со звонком с урока?

В. Чем объяснить, что в первом классе дети часто сразу после чтения текста не могут ответить на вопросы по содержанию текста?

Г. Почему на уроках в начальной школе следует использовать динамическую наглядность?

Д. Почему в 1-2 классах на уроках чтения первоначальное прочтение текста рекомендуется делать учителю или хорошо читающему ученику?

Е. Почему в 1-2 классах не рекомендуется во время урока входить в класс и делать объявления?

 

Задание 9

По каким внешним признакам можно судить о невнимании ученика на уроке?

 

Миша К. сидит лицом к учителю. Он спокоен, его взгляд устремлен в окно, вернее во двор. Миша ничем не нарушает дисциплину в классе, но за ходом урока не следит. Один из учеников ошибся у доски, весь класс смеется. Миша так же спокоен, так же пристально смотрит в окно. Учитель проводит свой взгляд туда же. Он видит: во дворе мальчики играют в футбол. Они горячо спорят, что-то доказывая одному из вратарей. Миша тоже возмущен, он порывается что-то крикнуть. Учитель задает Мише вопрос. Миша недоуменно молчит.

 

Задание 10

 

Какие условия привлечения произвольного внимания школьницы проявляются на уроке?

По каким признакам можно установить наличие у нее произвольного внимания?

 

Ученица, рассказывая о том, как она старается быть внимательной во время урока, говорила: «Я хочу узнать геометрию, но она дается мне с трудом. Слушая учителя, я иногда замечаю, что мысль моя уходит куда-то в сторону. Тогда я напоминаю себе, что надо лучше следить за тем, что говорит учитель, что дома будет еще трудней разобрать теорему. Я про себя повторяю каждое слово учителя и так поддерживаю свое внимание.»

 

Задание 11

 

Какие индивидуальные особенности внимания проявляются у первого и второго учеников?

 

Два ученика, сидя за своими столами, успешно выполняли лабораторную работу по химии. В это же время за учительским столом третий ученик выполнял ту же работу, но часто ошибался. Учитель предлагал поочередно двум сидящим ученикам исправлять ошибки работавшего у стола. При этом первый ученик быстро подходил и сразу исправлял недочеты товарища. Второй ученик не мог сразу оторваться от своей работы, а, подойдя к столу, смотрел на приборы «невидящим» взглядом. Когда же учитель обращался к нему с одним-двумя вопросами, ученик быстро и хорошо исправлял ошибки товарища.

 

Задание 12

 

Развитие каких свойств внимания помогает актеру успешно выполнять свою работу?

 

Деятельность актера сложна. Наряду с основными задачами он выполняет и побочные. Актер не только направляет внимание на роль, на выполнение сценических задач, но и на партнера; и на суфлера.

 

Задание 13

 

Развитию каких свойств внимания способствовали использованные учительницей приемы организации урока?

 

Во II классе шел урок грамматики, на котором учительница объясняла значение предлогов. Были заготовлены большая клетка и чучело скворца, у детей на парте находилось по маленькой клетке и по одной птичке (трафареты). Начав урок, учительница разрешила детям рассматривать предметы, но пока не трогать их руками. Это заставило детей внимательно слушать объяснение и терпеливо ждать дальнейших указаний. Затем детям велели поместить птичку в клетку. Это вывело их из состояния напряжения. Потом учительница предложила поместить птичку на клетку, под клетку, за клетку и т.д. То же самое проделывала и учительница. Все дети были заинтересованы, работали активно. Они самостоятельно составляли и записывали предложения в тетрадях, подчеркивали предлоги.

 

 

Задание 14

Составьте кроссворд с использованием терминов по психологии внимания.

Задание 15 Программированный

Опрос по теме «Внимание»

 

1. Сосредоточение психической деятельности на тех или иных предметах и явлениях действительности, обеспечивающее четкое отражение, называют:

1) восприятием;

2) наблюдением;

3) внимательностью;

4) вниманием.

 

2. Сосредоточение психической деятельности на объекте в силу его определенных особенностей называют:

1) послепроизвольным вниманием;

2) произвольным вниманием;

3) непроизвольным вниманием.

 

3. Сознательно регулируемое сосредоточение психической деятельности на объекте в связи с условиями выполняемой работы называют:

1) послепроизвольным вниманием;

2) произвольным вниманием;

3) непроизвольным вниманием.

 

4. Сосредоточение психической деятельности на значимом и ценном для личности объекте, представляющем для нее определенный интерес, называют:

1) послепроизвольным вниманием;

2) произвольным вниманием;

3) непроизвольным вниманием.

 

5. Направленность и сосредоточенность психической деятельности всех учащихся класса на одном предмете называют:

1) групповым вниманием;

2) коллективным вниманием.

 

6. Способность человека при выполнении работы удерживать в центре внимания несколько объектов определяют как:

1) концентрация внимания;

2) устойчивость внимания;

3) распределение внимания;

4) объем внимания.

 

7. Количество объектов, которые одновременно охватывает внимание, определяют как:

1) концентрация внимания;

2) устойчивость внимания;

3) распределение внимания;

4) объем внимания.

 

8. Переход от одного объекта внимания к другому, осуществляемый непреднамеренно, определяют как:

1) отвлечение внимания;

2) переключение внимания.

 

9. Неспособность человека к сосредоточенной, целенаправленной деятельности с объектом называют:

1) отвлечением внимания;

2) рассеянностью.

 

10. В классе оживление, дети не слушают учительницу. Неожиданно она вывешивает большую репродукцию картины. Школьники сразу успокоились, но через две-три минуты вновь оживились. Тогда учительница начала задавать вопросы по содержанию картины. В классе снова установилась тишина. Какой вид внимания возник у учащихся в первом случае?

1) произвольное;

2) послепроизвольное;

3) непроизвольное.

 

11. Во втором случае (см. ситуацию 10)?

1) произвольное;

2) послепроизвольное;

3) непроизвольное.

 

12. Укажите, какие условия нужны для возникновения и поддержания произвольного внимания:

1) постановка вопросов и решение задач на протяжении определенного отрезка времени;

2) особенности воздействующих раздражителей: их новизна, контраст и т.д.;

3) осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчета;

4) постановка существенно значимых целей и задач деятельности;

5) использование определенных установок и психических состояний.

Задание 16

 

Определите, какие свойства внимания проявляются в следующих ситуациях:

А. В течение одной минуты ребенок должен увидеть как можно больше предметов установленного цвета. Проходит минута, раздается сигнал и поиски прекращаются. Ведущий выясняет, кто насчитал больше предметов, предлагает ему перечислить вслух увиденное. То, что не замечено, дополняют другие участники игры.

Б. Телефон трещал понапрасну, шаги в коридоре приближались и удалялись, стук в дверь раздавался и требовательным напором, и вкрадчивым поскребыванием. Васильев не отвечал, он просто не слышал всего, занятый любимым, главным делом своей жизни... (Ю.Бондарев “Выбор”).

В. Л.Н.Толстой в романе “Война и мир” описал состояние Пьера Безухова, попавшего на поле боя: “ Он не слышал звуков пуль, визжавших со всех сторон, снарядов, пролетавших через него, не видел неприятеля, бывшего на той стороне реки, и долго не видел убитых и раненых, хотя многие и падали недалеко от него. Он следовал за генералом и напряженно размышлял о чем- то”.

Г. Учитель объяснял новый материал. Стояла тишина. Довольный вниманием детей, он прохаживался от стола к доске. И вот послышался шепот: “ Раз, два, три, четыре...запиши”.- “Что это вы считаете?” - “ А мы на спор считаем, сколько вы за урок сделаете шагов”. - Учитель смутился и попытался пошутить: “ Собьетесь до конца урока...” - “ Не собьемся, ваши шаги легко считать - у вас ботинки скрипят”.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...