Задание 15 Программированный
ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО ПСИХОЛОГИИ ВНИМАНИЯ
Задание 1 Вставить пропущенные слова в предложениях: а) Внимание - это......... и сосредоточенность............ на каком-нибудь предмете, явлении, деятельности или переживании. б) Благодаря вниманию..... объектов становится более ясным, отчетливым. в) Внимание всегда...... в практическую деятельность и познание. г) Являясь одним из условий успешности обучения, внимание в нем и..... д) В произвольном внимании проявляется....... личности. е) Постоянная поддержка внимания с помощью волевых усилий связана с большим напряжением и очень.......
Задание 2 Какие из высказываний верны и почему? а) Внимание - необходимое условие выполнения любой деятельности. б) Внимание - врожденная особенность психической деятельности. в)“Внимание человека определяется структурой его деятельности, отражает ее протекание и служит механизмом ее контроля”(А.Р.Лурия) г) В акте сосредоточения сознания имеет место отражение действительности. д) Произвольное внимание - это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности.
Задание 3 Из данных понятий построить логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим. Почему понятия, оставшиеся невкюченными, не подходят в этот ряд? а) Распределение внимания, отражение, непроизвольное внимание, психика, понятие, нервный процесс, внимание, анализ, психические явления. б) Возбуждение, внимание, мысль, психический процесс, мозг, произвольное внимание, отражение, концентрация внимания.
Задание 4 Обосновать социальную природу произвольного внимания.
Задание 5
“ Смотреть и видеть, слушать и слышать - далеко не одно и то же”. Почему?
Задание 6 Укажите, какие условия нужны для: 1. Поддержания произвольного внимания. 2. Возникновения непроизвольного внимания.
А. Отчетливое понимание целей и задач деятельности. Б. Создание благоприятных условий для деятельности. В. Устойчивость интересов. Г. Осознание долга и обязанностей. Д. Начало или прекращение действия раздражителя, подвижность предмета на неподвижном фоне. Е. Новизна, сила, контраст раздражителя. Ж. Активная умственная работа. З. Контраст между раздражителями, абсолютная и относительная сила разражителя. И. Необычность раздражителя. К. Наличие косвенных интересов. Л. Осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчета. М. Привычные условия работы.
Задание 7 Назовите условия, позволяющие сохранить распределение внимания:
А. Свободное владение одним видом деятельности при совмещении нескольких занятий. Б. Группировка объектов внимания. В. Непроизвольный переход от одного объекта к друг ому. Г. Совмещение двух видов умственной деятельности. Д. Одновременное выполнение умственной и практической деятельности. Е. Связь между объектами внимания. Ж. Активность человека по отношению к объекту внимания. З. Интерес к деятельности. И. Автоматизированное выполнение одного из действий. К. Одновременное выполнение двух трудных видов деятельности.
Задание 8
Дайте психологическое объяснение следующим фактам:
А. Почему в первом классе текст задачи, задания к упражнениям целесообразно читать учителю? Б. Почему в начальной школе не следует давать задание на дом со звонком с урока? В. Чем объяснить, что в первом классе дети часто сразу после чтения текста не могут ответить на вопросы по содержанию текста?
Г. Почему на уроках в начальной школе следует использовать динамическую наглядность? Д. Почему в 1-2 классах на уроках чтения первоначальное прочтение текста рекомендуется делать учителю или хорошо читающему ученику? Е. Почему в 1-2 классах не рекомендуется во время урока входить в класс и делать объявления?
Задание 9 По каким внешним признакам можно судить о невнимании ученика на уроке?
Миша К. сидит лицом к учителю. Он спокоен, его взгляд устремлен в окно, вернее во двор. Миша ничем не нарушает дисциплину в классе, но за ходом урока не следит. Один из учеников ошибся у доски, весь класс смеется. Миша так же спокоен, так же пристально смотрит в окно. Учитель проводит свой взгляд туда же. Он видит: во дворе мальчики играют в футбол. Они горячо спорят, что-то доказывая одному из вратарей. Миша тоже возмущен, он порывается что-то крикнуть. Учитель задает Мише вопрос. Миша недоуменно молчит.
Задание 10
Какие условия привлечения произвольного внимания школьницы проявляются на уроке? По каким признакам можно установить наличие у нее произвольного внимания?
Ученица, рассказывая о том, как она старается быть внимательной во время урока, говорила: «Я хочу узнать геометрию, но она дается мне с трудом. Слушая учителя, я иногда замечаю, что мысль моя уходит куда-то в сторону. Тогда я напоминаю себе, что надо лучше следить за тем, что говорит учитель, что дома будет еще трудней разобрать теорему. Я про себя повторяю каждое слово учителя и так поддерживаю свое внимание.»
Задание 11
Какие индивидуальные особенности внимания проявляются у первого и второго учеников?
Два ученика, сидя за своими столами, успешно выполняли лабораторную работу по химии. В это же время за учительским столом третий ученик выполнял ту же работу, но часто ошибался. Учитель предлагал поочередно двум сидящим ученикам исправлять ошибки работавшего у стола. При этом первый ученик быстро подходил и сразу исправлял недочеты товарища. Второй ученик не мог сразу оторваться от своей работы, а, подойдя к столу, смотрел на приборы «невидящим» взглядом. Когда же учитель обращался к нему с одним-двумя вопросами, ученик быстро и хорошо исправлял ошибки товарища.
Задание 12
Развитие каких свойств внимания помогает актеру успешно выполнять свою работу?
Деятельность актера сложна. Наряду с основными задачами он выполняет и побочные. Актер не только направляет внимание на роль, на выполнение сценических задач, но и на партнера; и на суфлера.
Задание 13
Развитию каких свойств внимания способствовали использованные учительницей приемы организации урока?
Во II классе шел урок грамматики, на котором учительница объясняла значение предлогов. Были заготовлены большая клетка и чучело скворца, у детей на парте находилось по маленькой клетке и по одной птичке (трафареты). Начав урок, учительница разрешила детям рассматривать предметы, но пока не трогать их руками. Это заставило детей внимательно слушать объяснение и терпеливо ждать дальнейших указаний. Затем детям велели поместить птичку в клетку. Это вывело их из состояния напряжения. Потом учительница предложила поместить птичку на клетку, под клетку, за клетку и т.д. То же самое проделывала и учительница. Все дети были заинтересованы, работали активно. Они самостоятельно составляли и записывали предложения в тетрадях, подчеркивали предлоги.
Задание 14 Составьте кроссворд с использованием терминов по психологии внимания. Задание 15 Программированный Опрос по теме «Внимание»
1. Сосредоточение психической деятельности на тех или иных предметах и явлениях действительности, обеспечивающее четкое отражение, называют: 1) восприятием; 2) наблюдением; 3) внимательностью; 4) вниманием.
2. Сосредоточение психической деятельности на объекте в силу его определенных особенностей называют: 1) послепроизвольным вниманием; 2) произвольным вниманием; 3) непроизвольным вниманием.
3. Сознательно регулируемое сосредоточение психической деятельности на объекте в связи с условиями выполняемой работы называют: 1) послепроизвольным вниманием; 2) произвольным вниманием;
3) непроизвольным вниманием.
4. Сосредоточение психической деятельности на значимом и ценном для личности объекте, представляющем для нее определенный интерес, называют: 1) послепроизвольным вниманием; 2) произвольным вниманием; 3) непроизвольным вниманием.
5. Направленность и сосредоточенность психической деятельности всех учащихся класса на одном предмете называют: 1) групповым вниманием; 2) коллективным вниманием.
6. Способность человека при выполнении работы удерживать в центре внимания несколько объектов определяют как: 1) концентрация внимания; 2) устойчивость внимания; 3) распределение внимания; 4) объем внимания.
7. Количество объектов, которые одновременно охватывает внимание, определяют как: 1) концентрация внимания; 2) устойчивость внимания; 3) распределение внимания; 4) объем внимания.
8. Переход от одного объекта внимания к другому, осуществляемый непреднамеренно, определяют как: 1) отвлечение внимания; 2) переключение внимания.
9. Неспособность человека к сосредоточенной, целенаправленной деятельности с объектом называют: 1) отвлечением внимания; 2) рассеянностью.
10. В классе оживление, дети не слушают учительницу. Неожиданно она вывешивает большую репродукцию картины. Школьники сразу успокоились, но через две-три минуты вновь оживились. Тогда учительница начала задавать вопросы по содержанию картины. В классе снова установилась тишина. Какой вид внимания возник у учащихся в первом случае? 1) произвольное; 2) послепроизвольное; 3) непроизвольное.
11. Во втором случае (см. ситуацию 10)? 1) произвольное; 2) послепроизвольное; 3) непроизвольное.
12. Укажите, какие условия нужны для возникновения и поддержания произвольного внимания: 1) постановка вопросов и решение задач на протяжении определенного отрезка времени; 2) особенности воздействующих раздражителей: их новизна, контраст и т.д.; 3) осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчета; 4) постановка существенно значимых целей и задач деятельности; 5) использование определенных установок и психических состояний. Задание 16
Определите, какие свойства внимания проявляются в следующих ситуациях: А. В течение одной минуты ребенок должен увидеть как можно больше предметов установленного цвета. Проходит минута, раздается сигнал и поиски прекращаются. Ведущий выясняет, кто насчитал больше предметов, предлагает ему перечислить вслух увиденное. То, что не замечено, дополняют другие участники игры. Б. Телефон трещал понапрасну, шаги в коридоре приближались и удалялись, стук в дверь раздавался и требовательным напором, и вкрадчивым поскребыванием. Васильев не отвечал, он просто не слышал всего, занятый любимым, главным делом своей жизни... (Ю.Бондарев “Выбор”).
В. Л.Н.Толстой в романе “Война и мир” описал состояние Пьера Безухова, попавшего на поле боя: “ Он не слышал звуков пуль, визжавших со всех сторон, снарядов, пролетавших через него, не видел неприятеля, бывшего на той стороне реки, и долго не видел убитых и раненых, хотя многие и падали недалеко от него. Он следовал за генералом и напряженно размышлял о чем- то”. Г. Учитель объяснял новый материал. Стояла тишина. Довольный вниманием детей, он прохаживался от стола к доске. И вот послышался шепот: “ Раз, два, три, четыре...запиши”.- “Что это вы считаете?” - “ А мы на спор считаем, сколько вы за урок сделаете шагов”. - Учитель смутился и попытался пошутить: “ Собьетесь до конца урока...” - “ Не собьемся, ваши шаги легко считать - у вас ботинки скрипят”.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|