Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Источник: Обзор экономических показателей от 15 декабря 1998 года. Экономическая экспертная группа департамента макроэкономической политики МФ РФ.

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

 

Курсовая работа

по дисциплине:

Политика доходов и заработной платы.

Тема: Регулирование заработной платы и политика доходов

Студентка: Кощеева М.А.

Специальность: НЭ

Курс: 2

Группа: 4

 

Руководитель работы:

Балашова Н.В.

 

Оценка работы

—————————— / Н.В.Балашова/

«_____» декабрь 1998 год

Г. Москва

Г.

 

Оглавление

Введение.................................................................................................................................. 3

Политика доходов............................................................................................................ 8

Доходы населения.................................................................................................................. 8

Распределение доходов......................................................................................................... 9

Неравенство доходов......................................................................................................... 10

Перераспределение доходов.............................................................................................. 12

Мрачная картина бедности.............................................................................................. 12

Особенности распределения доходов в России................................................................ 13

Регулирование заработной платы.................................................................... 13

Сущность заработной платы........................................................................................... 14

Прожиточный минимум.................................................................................................... 17

Минимальный размер оплаты труда................................................................................ 18

Единая тарифная сетка.................................................................................................... 18

Заработная плата при переходе к рыночной экономике............................................... 19

Основные принципы регулирования заработной платы................................................. 23

Государственное регулирование заработной платы...................................................... 25

Программа социальных реформ........................................................................................ 25

Заключение......................................................................................................................... 29

Литература.......................................................................................................................... 30

Введение

Вопрос о том, как надо распределять доход, имеет длинную и противоречивую историю, как в экономической науке, так и в философии. Следует ли распределять наш национальный доход и материальные блага в большем, или в меньшем, чем сейчас, соответствии с принципом равенства? Дебаты по поводу равенства обнаружили широкий спектр мнений и позиций. Сторонники одной из крайних позиций доказывают нам, что большее равенство является основной предпосылкой выживания капитализма. Приверженцы противоположной точки зрения предупреждают нас о том, что "стремление к равенству" подорвет систему и приведет ее к гибели.

Для измерения неравенства в доходах широко используется статистический прием деления населения на равные доли — децили и квинтели (1/10 и 1/5 части исследуемой совокупности). Измерение включает сопоставление между собой доходов в верхних, средних и нижних группах. Распределение доходов по децилям, квинтелям отражает степень дифференциации доходов и уровни концентрации покупательной способности населения.

В 80-е годы произошли изменения в распределении доходов по группам мирового населения. Нижние пять децилей повысили свою долю в доходах, главным образом, благодаря быстрому росту доходов в КНР и Индии, учитывая их место в мировом населении. По мере того как КНР переходила из первой децили в более высокую, темпы роста доходов в первой децили замедлились. В начале 90-х годов эта дециль определялась населением Тропической Африки и Бангладеш. Верхний дециль мирового населения увеличил свою долю в доходе в связи с относительно высокими темпами экономического роста в США и Японии.

В связи с уменьшением доходов на душу населения шестая-девятая децили уменьшили свою долю примерно на 5 пунктов. Седьмая дециль, включающая население стран со средним уровнем дохода, главным образом страны Латинской Америки, потеряла примерно 1 пункт. В девятой дециле сосредоточено население нефтеэкспортирующих стран, их доля в мировом доходе сократилась на три пункта — с 27 до 24%.

В целом верхние и нижние децили увеличили свою долю, а средние группы сократили. Различия между децилями остаются существенными. Несмотря на существенный рост в пяти нижних группах мирового населения доход на душу населения там не превышает 10% от среднемирового уровня, но только 1, 25% дохода на душу населения в верхней группе.

По другим подсчетам, при делении мирового населения на пять групп по 20% доля мирового дохода, приходящаяся на богатейший квинтель, увеличилась с 1965 по 1990 гг. на 14 процентных пунктов и достигла 83% в 1990 г. В 1965 г. средний доход на душу населения в богатейшем квинтиле был в 31 раз больше дохода в низшем квинтеле, а в 1990 г. уже стал в 60 раз больше. Доля других квинтелей сократилась.

Градация получателей доходов показывает значительно более глубокое имущественное неравенство в развивающихся, чем в западных странах. Разрыв между беднейшими и богатейшими 20% населения составлял почти 7 раз, а в развивающихся странах — 10, 6 раза. В начале 90-х годов разрыв между беднейшими и богатейшими группами несколько сократился в промышленно развитых странах, а в развивающихся странах остался на прежнем уровне. Доля беднейшего квинтеля населения в богатейших странах ненамного превосходила подобную группу в беднейших странах.

 

Таблица 1.

Распределение дохода семей, в %

20% беднейшего населения

20% богатейшего населения

60—70-е годы 80-е годы 90-е годы 60-70-е годы 80-е годы 90-е годы
Наименее Развитые Страны   2,6-10,4   4,8-9,3   2,1-9,7   42,2-60,4   39,0-56,1   39,3-62,3
Страны со Средним Доходом   1,9-6,6   2,4-9,8   2,1-8,7   49,4-66,6   39,4-62,6   35,4-67,5
Промыш-ленные Страны   3,8-8,7   5,1-8,7   5,1-8,7   37,0—50,3   36,0-44,7   36,0-47,0

Источник: World Development Report. 1984, 1990, 1997.

Если неравенство доходов в промышленно развитых странах Запада имеет в основном двухполюсный характер, то в развивающихся странах существует многочисленная социальная стратификация. Она проявляется по многим линиям, включая социальные слои, город и сельскую местность, современные и традиционные секторы производства, этнические группы, отсталые и развитые районы. Внутренний состав различных по уровню дохода групп, особенно с низкими доходами, в развивающихся странах в отличие от промышленно развитых государств практически не меняется. Бедность там оказывается застойной.

В развитых странах Запада в течение длительного исторического периода произошло снижение уровней неравенства. В развивающихся странах по мере увеличения дохода на душу населения происходило усиление неравенства в распределении богатства. В странах Латинской Америки неравенство в распределении доходов на нижних и верхних этажах пирамиды в 60— 70-х годах было более глубоким, чем во всех развивающихся странах. На долю самых бедных 20% населения приходилось 3—2, 5% доходов, а самых богатых 5% населения — 30—33% доходов, т. е. разрыв составлял 11—12 раз. В 90-е годы во многих странах Латинской Америки доходы 20% богатого населения в 15 раз превышали доходы низшего квинтеля, а в Бразилии — в 31 раз (1992 г.). Такие же тенденции отмечались в странах с относительно низким уровнем дохода. В целом, общие направления изменений в распределении доходов в странах Третьего мира не подтверждают тезис С. Кузнеца о том, что неравенство в распределении доходов на ранних стадиях развития увеличивается, а затем начинает сглаживаться.

Сохранение, а в целом ряде стран углубление неравенства не меняет имущественного положения значительной части населения. Неизменная или понижающая доля низших групп в доходах иногда сопровождается сокращением их доходов в абсолютном выражении. Проблема распределения доходов как между странами, так и внутри стран, особенно развивающихся, составляет одно из острых противоречий в мире.

 Необходимо также отметить, что заработная плата является самой важной ценой в экономике; это единственный (или главный) источник дохода. В самом деле, около 75% национального дохода составляет заработная плата и жалованье. Так же как и политика доходов регулирование оплаты труда имеет свои противоречия. Так, например, заработная плата имеет тенденцию к дифференциации по странам, регионам, различным видам деятельности, условиям труда и самим индивидуумам. Ставки заработной платы значительно выше в США, чем в Китае или России; они в целом выше на севере и на западе России, чем на юге страны; шахтеры в целом получают больше, чем трактористы; учителя государственных школ имеют заработную плату ниже, чем учителя частных заведений; бухгалтер одного предприятия может зарабатывать больше, чем бухгалтер другого предприятия. Ставки заработной платы дифференцируются также по полу и расовым признакам.

Таким образом, вопрос регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой имеет важное социально-экономическое значение как на макроуровне, так и на хозяйственном уровне.

На макроуровне - это борьба с бедностью, стимулирование роста жизненного уровня населения, увеличение его покупательной способности, в конечном счете - содействие повышению качества рабочей силы и качества жизни в целом.

На хозяйственном уровне - это выравнивание условий конкуренции хозяйственных субъектов, создание основной структуры и дифференциации заработной платы.

Все вышеуказанные проблемы и противоречия приводят к необходимости проведения исследований в области политики доходов и изучения вопросов регулирования заработной платы.

В нашей стране эти вопросы особенно актуальны в связи с переходом к рыночной экономике. Экономический кризис, начавшийся в России в августе нынешнего года, резко обострил вышеуказанные противоречия в области регулирования заработной платы и политики доходов

Так, по статистическим данным (Экономической экспертной группы при Департаменте макроэкономической политики МФ РФ), приведенным в Диаграмме 1, в сентябре реальная заработная плата уменьшилась (по сравнению с июлем) более чем в три раза. Правда, в октябре наблюдалось частичное восстановление реальных доходов населения после их обвала на 23% в сентябре. Среднедушевой денежный доход повысился с 973 руб. в сентябре до 1093 руб. в октябре (т.е. на 12,4%). Таким образом, рост доходов опережал темпы инфляции, что обеспечило рост реальных располагаемых доходов на 7,4% по сравнению с уровнем сентября. Тем не менее, сохраняется значительное отставание реальных располагаемых доходов от соответствующего периода прошлого года. Такое отставание составило 26,9% для октября и 14,0% в целом за десять месяцев.

С другой стороны, размер средней зарплаты уменьшилась в октябре даже в номинальном выражении. Начисленная месячная зарплата составила 1065 руб., снизившись на 3,0% по отношению к сентябрю. С учетом инфляции это соответствует падению зарплаты в реальном выражении еще на 7,2% от уровня сентября; ее реальное снижение по сравнению с октябрем 1997г. составило 34,1%.

 В использовании доходов населения произошло частичное восстановление прежней (докризисной) структуры. Доля расходов на покупку товаров и оплату услуг, достигавшая в сентябре 95%, снизилась до 82,4% (в первом полугодии эта доля составляла 76%). После наблюдавшегося в августе-сентябре крупномасштабного “проедания” сбережений доля доходов, направляемых на организованные сбережения, вновь стала положительной, хотя и оставалась очень низкой (1,0%). Практически не изменилась по сравнению с сентябрем доля средств, использованных на покупку валюты (6,1%). Несколько возросла доля доходов, использованных на прирост денег на руках у населения (4,8%). Это говорит о некотором восстановлении доверия к рублю в условиях снизившейся инфляции.

 

Диаграмма 1.

 

Источник: Обзор экономических показателей от 15 декабря 1998 года. Экономическая экспертная группа департамента макроэкономической политики МФ РФ.

В октябре остановился процесс резкого падения остатков вкладов населения в банках. Сумма рублевых вкладов, по предварительным данным, выросла на 0,5% (после падения на 15,5% за два предыдущих месяца). При этом продолжился интенсивный отток вкладов из коммерческих банков (остатки сократились на 13,0%), тогда как в Сбербанке сумма на счетах увеличилась на 4,2 млрд. руб. (3,8%).

В реальном выражении (с учетом инфляции) остатки рублевых сбережений населения продолжали сокращаться: их реальный уровень в целом по всем банкам уменьшился за октябрь на 3,8%.

 

На нынешней стадии кризиса оказались затронуты все слои населения. Причем Индекс Потребительских Настроений (данные подготовлены группой “ИПН-Россия” при Министерстве Финансов РФ и Казначействе США по мониторингу, заказанному ВЦИОМу ) снизился во всех доходных группах примерно в равной степени. Это явилось, прежде всего, результатом роста цен на потребительском рынке. Но в высокодоходных и среднедоходных группах по сравнению с низкодоходной группой усиливается пессимизм в оценках общеэкономических перспектив (Индекс Экономических Ожиданий в высокодоходной и среднедоходной группах снизились на 18% и на 23% соответственно, по сравнению с июльским замером). Возможно, из предположения, что развитие кризисных процессов, прежде всего, затронет сферу экономической деятельности в этих группах здесь также в большей степени снизились оценки материального положения в ближайшие 12 месяцев.

 

 

Рисунок.1. Индекс потребительских настроений по доходным группам респондентов в 1996- 1998 гг.

Аналогичные тенденции наблюдаются в группе респондентов моложе 30 лет и средневозрастной группе. Менее остро воспринимают перспективы развития ситуации в старшей возрастной группе, хотя именно в этой группе отмечается наибольшее снижение Индекса Текущего Материального Положения (эта группа населения более всего пострадала от роста цен на потребительском рынке).                                    

 

Таким образом, цель данной работы состоит в том, чтобы выявить сложившиеся к настоящему времени основные проблемы в области регулирования заработной платы и политики доходов и рассмотреть пути их возможного решения.

Политика доходов

Как направление государственного регулирования в экономике – политика доходов – одно из средств централизованного воздействия на общий размер и распределение вновь созданной стоимости.

Сущность политики доходов заключается в непосредственном установлении государством такого верхнего предела увеличения номинальной заработной платы, который способствовал бы выполнению основных задач и реализации приоритетов, стоящих перед экономикой.

Конкретная формулировка отдельных положений политики доходов в разных странах различна. На практике не существует двух полностью идентичных вариантов развития политики доходов. В механизме осуществления и формах проявления этой политики в каждом конкретном государстве различаются особенности, определяемые:

социально-экономическим и политическим развитием той или иной страны;

степенью и характером вмешательства государства в вопросы регулирования заработной платы;

традициями заключения коллективных договоров;

социальной напряженностью в обществе.

Главным объектом всех вариантов политики доходов является заработок рабочего в целом, в том числе ставка заработной платы, оплата сверхурочных, социальные выплаты и другое. В западно-европейских странах, как правило, политика доходов подразумевает непосредственное ограничительное регулирование всех основных категорий доходов населения, лежащих в основе личного и производственного потребления.

Политика доходов на практике преимущественно воздействует на движение только заработной платы.

Разработка и реализация политики доходов особенно далеко ушла в Великобритании, т.к. британское государство пыталось добиться согласованных действий профсоюзов и правительства. Однако, практически во всех капиталистических странах политика доходов имела скромные экономические итоги: ее принципы полностью нигде не были осуществлены. Таким образом политика доходов не проявила себя в качестве эффективного инструмента экономического управления.

 

Доходы населения

Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, получаемых или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов.

Условно, можно провести следующую классификацию доходов:

 

 

По форме получения По отношению к налогообложению и ценам По факторам производства

По способам получения

Денежные Номинальные

Заработная плата

(номинальная, реальная)

Доход от формальной экономики

Доход от неформальной экономики

Натуральные Располагаемые

 

Реальные

Рента (природные ресурсы, земля)

 

Фиктивная экономика
Вторая экономика
    Наука   “Черная” экономика
    Процент / капитал (ссудный доход на собственную прибыль корпораций:  -номинальная ставка - реальная ставка)    

 

  Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг и недвижимости.

Натуральный доход включает прежде всего продукцию, произведенную домашним хозяйством для собственного потребления.

Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и цен.

Располагаемые доходы – это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель реального распределения доходов. Он рассчитывается с учетом индекса цен.

Реальный доход характеризует номинальные доходы с учетом изменения розничных цен и тарифов.

 

Распределение доходов

Проблема распределения доходов имеет два аспекта: функциональное распределение и личное распределение.

Функциональное распределение доходов связано со способом, которым денежные доходы общества делятся на заработную плату, ренту, процент и прибыль. Совокупные доходы распределяются в соответствии с функцией, выполняемой получателем дохода. Функциональное распределение формирует первичные доходы населения. В смешанной экономике, как показывает практика развитых стран, основная часть общего дохода приходится на заработную плату. Доход мелких собственников, в том числе и от самодеятельности врачей, адвокатов, фермеров, владельцев мелких и некорпоративных предприятий, является по существу комбинацией заработной платы, прибыли, ренты и процента.

Личное распределение доходов связано со способом, которым совокупный доход общества распределяется среди отдельных домохозяйств. Совокупный доход неравномерно распределяется между группами семей. Личное распределение связано с домохозяйствами, как с расходующей группой. Часть доходов населения поступает государству как индивидуальные налоги, а остаток распределяется на личное потребление и сбережение.

Неравенство доходов

Получение доходов сопровождается неравенством распределения. Причины неравенства распределения доходов:

Объективные причины отражают общую полезность занятий, территорию, отраслевую и межпрофессиональную дифференциацию оплаты труда, уровень образования, неравенство владения собственностью.

Субъективные причины связаны с характером личности (удача, связи, риск, авантюризм, дискриминация и т.д.)

Специфические причины обусловлены текущими особенностями рыночной среды (низкая цена труда, неотрегулированность нормативно-правовой базы, возможность присвоения больших «теневых» доходов).

Кривая Лоренца

Неравенство доходов проявляется в двух формах: концентрации и дифференциации. Объектами исследования могут быть группы населения или регионы. (Для иллюстрации способа построения кривой Лоренца использованы материалы из книги К.Р.Макконнелла и С.Л.Брю «Экономикс»).

Степень неравенства доходов можно увидеть на кривой Лоренца. "Доля семей" расположена на оси абсцисс, а "доля дохода" — на оси ординат. Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой, она указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20% всех семей получают 20% от всего дохода, 40% - 40%, а 60%—60% и т. д., то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе.

Нанеся на график данные за 1987 г. из таблицы 2, мы получим кривую Лоренца, демонстрирующую фактическое распределение дохода. Как указывает точка a, 20% всех семей с самыми низкими доходами получили 4,6% дохода; точка b указывает, что 40% семей с низкими доходами получили 15,4% (4,6 - 10,8), и т. д. Область между линией, обозначающей абсолютное равенство, и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов. Чем больше эта область, или разрыв, тем больше степень неравенства доходов. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса совпали бы и разрыв исчез. На границе рисунка, противоположной началу системы координат, показана ситуация абсолютного неравенства, когда 1% семей имеет 100% дохода, а другие не имеют ничего. В этом случае кривая Лоренца совпадет с осями системы координат, образуя прямой угол с вершиной в точке f, как показывают жирные линии на графике. Треугольник, образуемый диагональю и осями координат, характеризует эту крайнюю степень неравенства.

Таблица 2.

 Доля совокупного дохода (до вычета налогов), который получала каждая из пяти групп семей, а также 5% семей с самыми высокими доходами (за избранные годы, %)

Группа семей (по 20% от общего числа) 1929 1935—36 1947 1955 1969 1979 1987
Низшая

12,5

4,1 5,0 4,8 5,6 5,3 4.6
Вторая 9,2 11,8 12,2 12,4 11,6 10,8
Третья 13,8 14,1 17,0 17,7 17,7 17,5 16,9
Четвертая 19,3 20,9 23,1 23,7 23,7 24,1 24,1
Высшая 54,4 51,7 43,0 41,6 40,6 41.6 43.7
Итого: 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
Наивысшие 5% семей с максимальными доходами 30,0 26,5 17,2 16,8 15,6 15,7 16,9

Источник: Bureau of the Census. Так как данные в таблице округлены, их сумма не всегда составляет 100%.

 

Кривая Лоренца наглядно показывает степень неравенства доходов. Точнее говоря, область между линией, обозначающей абсолютное равенство, и кривой Лоренца отражает степень неравенства доходов.

Рисунок 2. Кривая Лоренца

 

Кривую Лоренца можно использовать, чтобы сравнивать распределение доходов в различные периоды времени, или в различных странах, или между различными группами (например, между черными и белыми), принимая во внимание доходы до и после вычета налогов и трансфертные платежи.

Как уже отмечалось ранее, данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что между 1947 и 1969 гг. кривая Лоренца слегка сместилась к биссектрисе, а с 1969 по 1987 г. — в обратном направлении. Сравнение с другими странами показывает, что в Соединенных Штатах доход распределяется менее равномерно, чем в большинстве других промышленно развитых стран.

Перераспределение доходов

В переходной экономике существует два основных канала перераспределения доходов:

§ Прогрессивное налогообложение личных доходов;

§ Система трансфертных платежей.

Главная роль в уменьшении неравенства в распределении доходов принадлежит трансфертным платежам, цель которых не допустить обнищания отдельных слоев, сгладить остроту социально-экономических противоречий. Возможности использования трансфертных платежей как канала перераспределения доходов не безразмерны. Это означает, что увеличение размеров и продолжительности выплат пособий по безработице или пособий малоимущим слоям населения ослабляют стимулы к труду. Это, в свою очередь, отрицательно влияет на экономику и социальную атмосферу общества.

Возможности увеличения налоговой прогрессии ограничены. Таким образом, увеличение прогрессивности налогообложения подрывает стимулы к получению высоких доходов, а тем самым и стимулы к высокопроизводительному труду и инвестициям, поощряя утечку капитала зарубеж. Это также отрицательно сказывается на развитии национальной экономики

Политика перераспределения доходов призвана сократить разрыв в уровнях жизни высоко- и низкодоходных групп населения, но лишь в той мере, которая не угрожает подавлением деловой активности.

Мрачная картина бедности

Многих людей меньше беспокоит общин вопрос распределения дохода, чем более конкретная проблема неравенства дохода. Поэтому, вооружившись базовой информацией, давайте перейдем к проблеме бедности. Насколько распространена бедность в Соединенных Штатах? Каковы характерные черты бедных? И какую политику надо проводить, чтобы уменьшить бедность?

Бедность не поддается точному определению. Но в широком смысле мы можем сказать, что семья живет в бедности, когда ее основные потребности превышают имеющиеся у нее средства для их удовлетворения.

Потребности семьи определяются многими факторами: ее размером, состоянием здоровья и возрастом ее членов и т. д. Средства семьи состоят из текущих доходов, трансфертных платежей, сделанных ранее сбережений, собственности и т. д.

Определение бедности, принятое соответствующими правительственными органами, основано на размере семьи. Так для США из этого определения следует, что в 1987 г. человек, получавший менее 5778 дол. в год, жил в бедности. Для семьи из четырех человек черта бедности составляла 11 611 дол., для семьи из шести человек — 15 509 дол. Воспользовавшись этим определением для анализа данных о доходах в Соединенных Штатах, обнаружим, что около 13, 5% всего населения, то есть примерно 33 млн человек, живет в бедности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...