Принципы педагогического менеджмента.
ГЛОССАРИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ ДОУ В узком смысле управление - это процесс информационного воздействия субъекта управления на объект управления, побуждающее объект совершать некоторые действия, направленные на достижение целей субъекта. В широком смысле управление включает в себя не только само воздействие, но также и подготовку к нему, контроль над деятельностью объекта управления и анализ полученных результатов. Управление – это совокупность законов, правил об организации осознанной, целенаправленной деятельности, нацеленной на упорядочение и подчинение интересам субъекта деятельности элементов внешней среды – общества, живой и неживой природы, техники. У правление – это особая деятельность, в которой ее субъекты посредством планирования, организации, руководства и контроля обеспечивают организованную совместную дельность учащихся, педагогов, родителей, обслуживающего персонала и ее направленность на достижение образовательных целей и целей развития школы. Управление — деятельность управляющей подсистемы, заключающейся в выработке управляющего воздействия и его осуществления и направленная на эффективное достижение цели деятельности системы в целом (Мухин, В. И. Основы теории управления: учебник / В. И. Мухин. — М.: Экзамен, 2002. — 256 с.). Управление современным дошкольным образовательным учреждением — это научно обоснованное воздействие на коллектив воспитателей, обслуживающего персонала, детей, родителей и общественность в целях оптимального решения проблем воспитания и обучения детей дошкольного возраста Руководство – это составная часть управления. Это непосредственная работа с учителями, учениками, родителями по выполнению задач, стоящих перед школой.
Субъект управления - орган или подструктура управления в данной системе: министерство образования, департамент или комитет образования и т.д. Субъект управленческой деятельности – менеджер (Менеджер – (англ. manager) - управляющий) Менеджер – профессиональный руководитель; человек, профессионально осуществляющий функции управления; человек, непосредственно реализующий деятельность, которая в условиях рынка называется менеджментом. В широком смысле слова менеджмент – это «умение руководителя добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей» (М.М. Поташник). Это наука и искусство управления людьми и социальными процессами. Менеджмент – наука, искусство и деятельность по мобилизации интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов в целях эффективного и действенного функционирования организации. Педагогический менеджмент – это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития. (В.П. Симонов). Управление образовательными системами – отрасль педагогики, предметом которой являются вопросы организации управления в системе образования и в образовательно-воспитательных учреждениях. Управление функционированием образовательным учреждением призвано обеспечивать использование имеющегося у нее образовательного потенциала на ранее достигнутом уровне. Его объектом служит учебно-воспитательный процесс и обеспечивающие его процессы (то есть материально-технического, финансового, кадрового и другого обеспечения). Управление развитием призвано обеспечивать наращивание потенциала школы и повышение уровня его использования (или, как говорят, КПД) за счет освоения каких – новшеств. Его объектом выступают инновационные процессы и процессы и процессы их обеспечения. Управление функционированием ориентировано на настоящее, а управление развитием – на будущее.
Принципы педагогического менеджмента – основные правила поведения субъекта менеджмента при взаимодействии его с управляемыми субъектами (объектами
Принципы педагогического менеджмента.
Методы управления - способы достижения поставленных целей менеджмента, способы реализации основных его функций.
Различают следующие группы таких методов (Гончаров М.А.):
Психолого-педагогического воздействия. Сюда входят: советы, пожелания, просьбы, требовательное (но не грубое) распоряжение, поощрения и так далее.
Цель – описание, образ идеального состояния какого-либо сегмента функционирования дошкольного образовательного учреждения. Педагогический анализ — это функция управления образовательным учреждением, направленная на изучение состояния и тенденций развития, объективную оценку результата учебно-воспитательного процесса и выработку на этой основе рекомендаций по упорядочению системы или перехода ее в более высокое качественное состояние.
Регулирование есть вид деятельности по поддержанию режимов функционирования социально-педагогической системы в сфере действия объективных законов, принципов и обеспечению условий проявления объективных процессов и тенденций. Контроль - наблюдение за процессом изменения в системе, сравнение полученных результатов с заданной программой, определение отклонений от программы, их места, причин, времени, различных затрат. Стратегическое планирование - единственный способ формального прогнозирования проблем и возможностей, который обеспечивает создание долгосрочного плана; даёт основу для принятия решений, т.е. знание того, что и как организация хочет достичь; способствует снижению риска при принятии решений; помогает установить взаимосвязь и единство целей планирования; Тактическое планирование - обеспечивает разработку конкретных планов для реализации стратегических планов; Оперативное планирование – разработка конкретных действий с учётом всех необходимых ресурсов. Управленческое решение — это программа действий, выраженная в директивной форме. Всякое решение определяет цель, средства достижения цели (материальные, трудовые, финансовые, моральные), а также формы координации всех сил, участвующих в достижении этой цели (Непершина, О. В.) Принятие решения - деятельность, направленную на оценку всех возможных альтернатив и выбор одной из них. Принятие решения — это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать (выбор курса действий) 4. Формы отражения управленческих решений
· Приказ — правовой акт, издаваемый руководителями различных уровней, действующих на основе единоначалия в целях разрешения основных и оперативных задач. Приказы — наиболее категоричная, частная и наиболее часто используемая форма оформления управленческий решений. · Инструкция — это правовой акт, издаваемый органами государственного управления в целях установления правил, регулирующих организационные, технологические, финансовые и иные специальные стороны деятельности учреждений, должностных лиц и граждан. Инструкция издается также в целях разъяснения законодательных актов, распорядительных документов (приказов). Инструкция является документом постоянного или длительного действия. · Указание — распорядительный документ, издаваемый ведомствами, организациями, преимущественно по вопросам, связанным с исполнением приказов, инструкций и других правовых актов.
· Решение (постановление) — правовой акт, издаваемый коллективными органами управления. При обсуждении решений необходима коллегиальность, однако, ответственность за исполнение принятых решений — персональная. · Рекомендации — один из способов принятия управленческих решений и доведения их до исполнителей. Рекомендации не обязывают, но служат советом и необходимы для того, чтобы придать деятельности нужное направление. Нововведение (инновация) – целенаправленный процесс создания, распространения, внедрения, использования нового практического средства, метода, концепции и т.д. – новшества для удовлетворения человеческих потребностей; Инновация – процесс изменения связанный с созданием признанием или внедрением новых элементов в определенной социальной системе (словарь социально-гуманитарных терминов); Инновация – (от англ. Innovation) – нововведение, новация) – это изменения внутри системы, удовлетворяющие течение и результаты учебно-воспитательного процесса; Эксперимент – исследовательская стратегия, в которой осуществляется целенаправленное наблюдение за каким-либо процессом, в условиях регламентированного изменения отдельных характеристик, условий его протекания; Эксперимент – это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях; Эксперимент – важнейший научный метод, заключающийся в преднамеренном создании определенных условий, с целью изучения хода педагогического процесса и активного влияния на него. Мониторинг – объективная фиксация достижения результатов и целей по заранее определенным критериям, индикаторам, параметрам. Качество управления дошкольным образовательным учреждением - совокупность свойств и признаков, определяющих его достоинство, высокосортность. Комплексно-целевая программа развития дошкольного учреждения — это стратегический программно-плановый документ, определяющий принципиальные положения развития учреждения на длительный срок. Годовой план работы дошкольного учреждения — плановый документ, определяющий работу дошкольного учреждения на учебный год.
Циклограмма — это форма плана работы, отражающая регулярно повторяющиеся мероприятия, фиксирующая ритм работы дошкольного учреждения
Литература:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|