Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Различия между проблемой пациента (сестринским диагнозом)




И медицинским (врачебным) диагнозом

Целью сестринской диагностики является не диагностика заболевания, а выявление реакций организма больного на заболевание (боль, слабость, кашель, гипертермия и т. д.).

Различия врачебного и сестринского диагнозов: задачи врачебной диагностики - выявление конкретного заболевания или сущности патологического процесса (бронхиальная астма). Задача сестринской диагностики – уловить все настоящие или возможные в будущем отклонения от комфортного гармонического состояния, то, что наиболее тяготит больного, в настоящий момент является для него главным сейчас, и попытается в пределах своей компетенции скорректировать эти отклонения. Сестринский диагноз (в отличие от врачебного) постоянно меняется в зависимости от смены реакции организма пациента на болезнь. Одновременно один и тот же сестринский диагноз может ставиться при различных заболеваниях различным больным.

Например: при астме возможны следующие сестринские диагнозы: неэффективное очищенное очищение дыхательных путей, высокий риск удушья, понижение газообмена, отчаяние и безнадежность, связанные с длительным хроническим заболеванием. Врач купирует приступ астмы, назначает лечение, а научить пациента, жить с хроническим заболеванием - задача решаемая медсестрой.

Врачебный диагноз не меняется, если не допущена ошибка, а сестринская меняется. Медсестра обдумав ситуацию, выписывает все настоящее, а затем все потенциальные проблемы пациента, затем устанавливает приоритеты для очередности сестринского вмешательства.

Классификация сестринских диагнозов

По характеру реакции пациента на болезнь и свое состояние различают сестринские диагнозы:

- Физиологические (боль, дыхательная недостаточность, высокий риск удушья, сердечная недостаточность, пониженный газообмен, гипертермия (перегревание организма), неэффективная терморегуляция, нарушение (расстройство) схемы тела, хронический запор, понос, нарушение целостности ткани, недостаточное очищение дыхательных путей, пониженная физическая подвижность, риск нарушения целостности кожных покровов, риск инфицирования тканей, сенсорные изменения (слуховые, вкусовые, мышечно-суставные, обонятельные, осязательные, зрительные, пациент не удерживает мочу при напряжении).

- Психологические - дефицит знаний (о заболевании, здоровом образе жизни и т.д.), страх, тревога, беспокойство, апатия, депрессия, трудность контроля эмоций, дефицит семейной поддержки, общения, недоверие к медперсоналу, дефицит внимания к будущему ребенку, страх смерти, чувство ложного стыда, ложной вины перед близкими из-за своего заболевания, недостаток внешних ощущений, беспомощность, безысходность, пациент боится не проснуться после наркоза).

- Духовные – проблемы высшего порядка, связанные с представлениями человека о его жизненных ценностях, с его вероисповеданием, поисками смысла жизни и смерти (одиночество, чувство вины, страх смерти, потребность в святом причастии).

- Социальные - (социальная изоляция, конфликтная ситуация в семье, финансовые или бытовые проблемы, связанные с выходом на инвалидность, переменой места жительства, дефицит досуга, беспокойство за свое будущее (трудоустройство, размещение).

 Как правило, у пациента одновременно регистрируется несколько проблем, поэтому и существующие, и потенциальные проблемы могут быть подразделены на приоритетные - наиболее значимые для жизнедеятельности пациента и требующие первоочередного решения, и второстепенные - решение которых может быть отсрочено.

В зависимости от времени появления проблемы пациента делят на настоящие и потенциальные.

- Настоящие – проблемы, имеющие место в данный момент, здесь и сейчас, например, сегодня у пациента отсутствует аппетит.

- Потенциальные – вероятные, возможные в будущем проблемы со здоровьем, возникновение которых может быть предотвращено усилиями медицинских работников. Например, риск развития пролежней у неподвижного пациента, риск падений у пациента с нарушением координации движений, нарушения мозгового кровообращения при высоком АД, возникновения ожогов при проведении гигиенической ванны больному с нарушениями чувствительности, ухудшения состояния из-за неправильного приема лекарственных средств, развития обезвоживания у пациента с рвотой или частым жидким стулом.

Как правило, у пациента одновременно диагностируется несколько проблем, связанных со здоровьем. Медсестра решает все проблемы, которые ставит, в порядке их значимости, начиная с самых важных и далее по порядку.

Приоритетными являются:

• неотложные состояния;

• проблемы, наиболее тягостные для пациента;

• проблемы, способные привести к ухудшению состояния пациента или развитию осложнений;

• проблемы, решение которых приводит к одновременному решению других имеющихся проблем;

• проблемы, ограничивающие способность пациента к самоуходу.

Таксономия сестринских диагнозов, предложенная Nanda

Часть 1: Обмен

1. Питание измененное: в большем количестве, чем требуется организму

2. Питание измененное: в меньшем количестве, чем требуется организму

3. Питание измененное: высокий риск при большем потреблении, чем требуется организму

4. Риск инфекции

5. Температура тела: риск изменения

6. Гипотермия

7. Гипертермия

7.1. Терморегуляция, неэффективная

7.2. Дисрефлексия

8. Запор

8.1. Запор, воображаемы

8.2. Запор, обусловленный патологией толстого кишечника

9. Диарея

9.1. Недержание кала

10. Мочевыделение, нарушенное

10.1. Недержание мочи, психогенное

10.2. Недержание мочи, рефлекторное

10.3. Недержание мочи, императивное

10.4. Недержание мочи, функциональное

10.5. Недержание мочи, полное

11. Задержка мочи

12. Проницаемость тканей, измененная (уточните тип): почечная, мозговая, сердечно-легочная, желудочно-кишечная, периферическая

13. Избыток объема жидкости

13.1. Дефицит объема жидкости

13.2. Дефицит объема жидкости, высокий риск

14. Сердечный выброс, пониженный

15. Газообмен, нарушенный

15.1. Очищение дыхательных путей, неэффективное

15.2. Неэффективное дыхание

15.3. Неспособность поддерживать самостоятельную вентиляцию легких

15.4. Дисфункциональная реакция при отключении аппарата искусственной вентиляции легких

16. Риск повреждения

16.1. Риск удушья

16.2. Риск отравления

16.3. Риск травмы

16.4. Риск аспирации

16.5. Риск синдрома отмены

17. Защита, нарушенная

17.1.Нарушенная целостность ткани

17.2. Нарушенная слизистая оболочка ротовой полости

17.3. Нарушенная целостность кожных покровов

17.4. Нарушенная целостность кожных покровов, высокий риск

18. Снижение адаптивной способности: внутричерепной

19. Нарушение энергетического поля.

Часть 2: Общение

2. Нарушенное вербальное общение

Часть 3: Отношения

1. Социальное взаимодействие

2.. Социальная изоляция

3. Риск одиночества

4. Нарушение исполнения ролей

4.1. Нарушение родительских функций

4.2. Возможное нарушение родительских функций

4.2. Риск развития нарушений привязанности родитель-младенец-ребенок

4.3. Сексуальные нарушения

5. Нарушение семейных процессов

5.1. Признаки роли опекуна

5.2. Риск развития признаков роли опекуна

6. Нарушение семейных процессов: алкоголизм

7. Конфликт с родителями

8. Нарушение сексуального влечения

Часть 4: Оценка

1. Душевный дистресс

2. Потенциальный риск повышения уровня душевного благополучия.

Часть5: Выбор

1. Неэффективное управление ситуацией

2. Нарушение приспособляемости

3. Защитная реакция

4. Безрезультатное  отрицание

5. Неэффективное поведение в семье: инвалидность

6. Неэффективное поведение в семье: подрыв

7. Семейная ситуация: потенциал для роста

8. Возможность повышения сопротивляемости в обществе

9. Неэффективная сопротивляемость в обществе

10. Неэффективное ведение лечебного режима (индивидуальное)

11. Неподчинение (несоблюдение режима лечения), указать какое

12. Неэффективное ведение лечебного режима (семейное)

13. Неэффективное ведение лечебного режима (индивидуальное)

14. Конфликт принятия решений (указать какой)

15. Стремление обрести здоровье.

Часть 6: Движение

1. Нарушенная физическая активность/подвижность

2. Риск развития периферической нервно-сосудистой дисфункции

3. Риск развития послеоперационных повреждений

4. Слабость

6. Риск развития непереносимости активности

7. Нарушение формулы сна

8. Отвлекаемость внимания

9. Нарушение функции ведения дома

10. Нарушение функции поддержания здоровья

11. Нарушение самостоятельного питания

12. Нарушенное глотание

13. Грудное вскармливание, неэффективное

14. Грудное вскармливание, прерванное

15. Грудное вскармливание, эффективное

16. Схема кормления младенца: неэффективная

17. Нарушение соблюдения личной гигиены

18. Нарушение способности самому одеваться, ухаживать за собой

19. Нарушение функции самостоятельного пользования туалетом

20. Нарушение роста и развития

21. Синдром перераспределения стресса

22. Риск развития неорганизованного поведения младенца

23. Неорганизованное поведения младенца

24. Возможность повышения организованности поведения младенца

Часть 7: Восприятие

1. Нарушение образа тела

2. Самооценка, нарушенная самооценка

3. Самооценка: хронически низкая

4. Самооценка: ситуационно низкая

5. Нарушения личностной идентификации

6. Изменение восприятия (уточните) (зрительного, слухового, кинетического, вкусового, тактильного, обонятельного)

7. Одностороннее пренебрежение

8. Безнадежность

9. Беспомощность

Часть 8: Знание

1. Дефицит знаний (уточните)

2. Стрессовый синдром в связи с изменением окружения

3. Острая спутанность

4. Нарушение процесса мышления

5. Нарушение памяти

Часть 9: Чувства

1. Боль

2. Боль хроническая

3. Реакция горя, патологическая

4. Реакция горя, преждевременная

5. Насилие, высокий риск, направленное на себя и других

6. Членовредительство, высокий риск

7. Посттравматическая реакция

8. Сидром, обусловленный психотравмой в результате изнасилования

9. Сидром, обусловленный психотравмой в результате изнасилования, сложная реакция

10. Сидром, обусловленный психотравмой в результате изнасилования, скрытая реакция

11. Беспокойство

12. Страх.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...