Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нарушение эмоциональных реакций.

Вопрос 13 Эмоции: определение, теории, классификации, функции. Диагностика, нарушения.

На настоящий момент единой точки зрения на то, что такое эмоции, откуда они берутся, как их классифицировать и т.д. в психологии нет (удивительно, правда J). Поэтому за основу взяты лекции Мишиной с дополнениями из других источников (буду стараться указывать, откуда).

Эмоции – отражение отношения субъекта к происходящему внутри и вне его (по Мишиной).

 

А вот определение из методички Первушиной: Эмоции – психические процессы, отражающие в форме переживания личную значимость (субъективное переживание) и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Эмоции охватывают весь организм, они придают состоянию человека определенный тип переживаний.

Наиболее существенной чертой эмоций является субъективность. У каждой эмоции есть 3 составляющих: а)внутреннее переживание; б) физиологические процессы, проходящие в нервной, эндокринной и других системах организма; в) поддающиеся наблюдению внешние выражения в поведении.

Теории происхождения эмоций весьма многочисленны. Особенно интересными являются следующие:

моторная теория эмоций Джеймса-Ланге.

информационно-потребностная теория Симонова

психоаналитическая теория;

интеллектуалистическая;

когнитивная (когнитивный диссонанс Л.Фейстингера, двухфакторная теория Шехтера)

активационно-энергетическая;

мотивационная;

теория дифференциальных эмоций. См.: Изард К. Эмоции человека.

Опишу те, о которых говорили на лекциях:

По теории биообратной связи Джеймса-Ланге, первичными являются физиологические проявления, они вызывают эмоциональное состояние. То есть, если ты сложил губы в улыбку, то у тебя возникнет состояние радости. Теория была первой, полного подтверждения не нашла, сейчас понятно, что переживания и физиологические изменения возникают одновременно.

 

П. В. Симонов полагает, что необходимыми и достаточными для возникновения эмоций являются два фактора: (1) потребность и (2) вероятность ее удовлетворения. Э = f [П,(Ин – Ис),...], где Э – эмоция, ее степень, качество и риск, П – сила и качество актуальной потребности, Ин – информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности, Ис – информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент, (Ин – Ис) – оценка вероятности удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта. Низкая вероятность удовлетворения потребности ведет к возникновению отрицательных эмоций (Ин > Ис). При возрастании вероятности удовлетворения по сравнению с ранее имевшимся прогнозом (Ис > Ин) возникают положительные эмоции.

К.Изард выделяет так называемые базовые эмоции. Они: Даны нам в процессе эволюции; есть у человека и животных; Имеют свои центры в головном мозге; Присущи всем людям; Имеют сходные мимические проявления; Имеют отчетливое осознаваемое переживание.

Согласно лекции Мишиной, таких эмоций 10: Страх, радость, интерес, удивление, гнев, печаль, отвращение, презрение, стыд и вина. В других источниках можно встретить 5 базовых эмоций или даже 3 (радость, страх, гнев). Лично мне учение о базовых эмоциях и их эволюционной природе нравится, т.к. ему есть нейрофизиологические подтверждения. Итак, эмоции нужны для того, чтобы максимально увеличить приспособляемость в дарвиновском смысле слова, а вовсе не для ощущения счастья (Р.Несс, психитатр.«Что хорошего в том, что тебе плохо?»). Например, при гневе зрачки расширяются, кровь приливает к рукам, сердцебиение и дыхание учащается, эволюционно это было нужно, чтобы нанести максимальный урон противнику. При удивлении «округляются» глаза (а также обостряется слух и обоняние), для того чтобы всеми органами чувств максимально эффективно оценить новый стимул (понять, опасен он или полезен) и т.д. Сейчас установлено, что центр эмоций – это лимбическая система головного мозга (это подкорковые структуры, они сознанием не контролируются). Информация от всех органов чувств, прежде чем достигнуть коры, заходит в лимбическую систему (главный «спусковой крючок» эмоций - миндалевидное тело) Поступающие от органов чувств сигналы миндалевидное тело проверяет прежде всего на новизну, опасность, присутствие в них тревоги. Миндалевидное тело может в ответ на раздражитель выдать эмоциональную реакцию, прежде чем кора осознает, что на самом деле произошло. Зачастую эта эмоциональная реакция является неадекватной, так как является по сути, «животной реакцией» (это и есть механизм аффекта). При возбуждении миндалевидное тело подает другим зонам мозга (прежде всего – гиппокампу) нейрохимические сигналы о необходимости поглубже запомнить данное событие. Гиппокамп обеспечивает глубокое запоминание ситуации, вызвавшей сильные эмоции.

Классификация эмоций

Разные авторы предлагают различные классификации эмоциональных явлений. Р. М. Грановская выделяет среди эмоциональных явлений аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, стресс.

Аффект – наиболее мощная эмоциональная реакция. Он полностью захватывает психику человека, предопределяя единую реакцию на ситуацию в целом. Отличительные черты аффекта: ситуативность, обобщенность, большая интенсивность, малая продолжительность.

Собственно эмоции – более длительные состояния. Они могут быть реакцией не только на свершившиеся события, но и на вероятные или вспоминаемые. Эмоции отражают события в форме обобщенной субъективной оценки и предвосхищают результат действия.

Чувства – еще более устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. В советской психологии распространенным является утверждение, что чувства отражают социальную природу человека и складываются как значимые отношения к окружающему миру. Настроение – самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека.

Стресс – эмоциональное состояние, вызванное неожиданной и напряженной обстановкой. Для организма, находящегося в таком состоянии, характерен комплекс реакций для приспособления к новым условиям.

Страсть – долговременное, но при этом интенсивное эмоциональное состояние.

 

По модальности эмоции делят на базовые (см.выше) и вторичные (в том числе так называемые «высшие чувства», отвечающие социальным потребностям - сострадание, эмпатия, патриотизм и т.п).

Эмоции делят на положительные и отрицательные.

По действию на организм эмоции делятся на стенические – повышающие активность и жизнедеятельность человека (например, гнев или радость) и астенические – понижающие жизнедеятельность и активность (печаль). Еще можно классифицировать по длительности, интенсивности, осознанности, способу выражения.

Функции эмоций.

отражательно-оценочная;

переключающая;

подкрепляющая;

компенсаторная (замещающая);

побудительная;

функция "аварийного" разрешения ситуаций;

дезорганизующая;

предвосхищающая;

эвристическая;

функция синтезирующей основы образа, целостности отражения;

функция активации и мобилизации организма;

экспрессивная (сигнальная, коммуникативная).

Нарушение эмоциональных реакций.

Физиологический аффект - состояние выраженного аффекта (гнева), не сопровождаемого помрачением сознания, а лишь возможным сужением круга представлений, концентрирующихся на событиях, связанных с возникающим аффектом; эпизод не завершается сном, резким психофизическим истощением и амнезией. В этом состоянии часто совершают противоправные действия. Лица эти признаются вменяемыми, в отличие от перенесших патологический аффект.

Патологический аффект – кратковременное психическое расстройство с агрессивным поведением и раздражительно-злобным настроением на фоне сумеречного помрачения сознания. Такое состояние возникает в ответ на интенсивную, внезапную психическую травму и выражается концентрацией сознания на травмирующих переживаниях с последующим аффективным разрядом, за которым следуют общая расслабленность, безразличие и, часто, глубокий сон. Характеризуется частичной или полной амнезией. Лица совершившие правонарушения в таком состоянии признаются невменяемыми.

Нарушение выраженности (силы) эмоций. Сензитивность – повышенная эмоциональная чувствительность, ранимость.

  1. Эмоциональная холодность –холодное отношение ко всем событиям, независимо от их эмоциональной значимости. Выявляется у психопатов, при шизофрении.
  2. Эмоциональная тупость – обеднение эмоциональных проявлений, оскуднение чувств, доходящее до безучастности. Встречается в рамках шизофренического дефекта.
  3. Апатия – безразличие, полное отсутствие чувств, при котором не возникают желания и побуждения. Равнодушие. Встречается при шизофрении,органических поражениях головного мозга, может быть ведущим проявлением депрессивного синдрома.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...