Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перспективы развития спонсорства и меценатства в Республике Беларусь.




30 декабря 2010 года, Совет Министров Беларуси принял Государственную программу "Культура Беларуси" на 2011-2015 годы. Ее цель - повешение социальной и экономической эффективности функционирования сферы культуры. Согласно программе планируется разработка эффективного механизма финансирования культуры и новые формы ее экономической поддержки.

Главный акцент в госпрограмме сделан на инновационные подходы, основными из которых являются создание системы национальных преференций для белорусской культуры, привлечение частного капитала через развитие спонсорской и меценатской деятельности, реформирование системы менеджмента, развитие механизмов государственно-частного партнерства, поддержка культурных инициатив и развитие проектной деятельности [3].

Государственная программа развития культуры на 2011 — 2015гг. учредила республиканский конкурс «Меценат культуры», согласно которому в Беларуси будут создаваться попечительские советы при музеях, галереях и библиотеках.

Однако следует отметить, что сотрудничество крупных банков и компаний с учреждениями культуры — как правило, всегда личная инициатива, и никакие инструкции и постановления не заставят бизнесменов вкладывать деньги в культурные проекты. Чтобы практика безвозмездной поддержки культуры стала традицией и престижным занятием, требуются время.

В соответствии с принятым Положением создание попечительских советов организации культуры обеспечит сочетание принципов государственного и общественного управления культурной деятельностью, будет содействовать привлечению внебюджетных и иных дополнительных источников финансирования, не запрещенных законодательством Республики Беларусь, для обеспечения деятельности и развития организации культуры.

Деятельность попечительских советов будет направлена на поддержку организации культуры в осуществлении культурной политики как в Беларуси, так и за рубежом, в том числе на создание новых театральных постановок, концертных программ, организацию гастролей, выставок, пополнение библиотечных, музейных и иных фондов, создание и приобретение фильмов, поддержку молодых талантливых исполнителей, укреплению материально-технической базы.

Для достижения целей попечительский совет будет выполнять следующие функции:

- определение направлений, форм, размеров и порядка использования средств, поступивших от членов попечительского совета организации культуры либо которые планируется передать организации культуры, и осуществление контроля за их расходованием;

- внесение на рассмотрение организации культуры предложений и рекомендаций по улучшению ее деятельности;

- осуществление поиска дополнительных источников финансирования организаций культуры и др.

Членами попечительского совета могут быть лица, оказывающие безвозмездную (спонсорскую) помощь, делающие пожертвования либо осуществляющие организационную и методическую поддержку организации культуры, а также выдающиеся деятели культуры, литературы, искусства, представители сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, науки, средств массовой информации, священнослужители [11].

На данный момент некоторые учреждения культуры, изучив зарубежную практику так называемых «друзей музея» уже создали, или готовятся к созданию попечительских советов. Среди них:

· Музей Гомельского дворцово–паркового ансамбля:

По словам директора музея Оксаны Тороповой попечительский совет был создан в 2010 году и благодаря его поддержке уже было проведено несколько акций. Совет пока небольшой — всего 9 членов, в него вошли и коммерческие организации, и частные предприниматели, и просто уважаемые люди города. Сотрудники компании–опекуна имеют право на льготы при посещении музейных мероприятий. Кроме того, члены попечительского совета могут влиять на подготовку того или иного проекта не только финансово.

· Национальный исторический музея:

В последние годы музей ведет активную работу с потенциальными спонсорами, и, возможно, в конечном итоге это приведет и к созданию попечительского совета. В декабре появился генеральный спонсор музея, еще раньше было введено в практику вручение постоянным меценатам почетное свидетельство «друзей музея» с пожизненным правом бесплатного посещения и возможностью участвовать во всех музейных делах.

· Национальный историко–культурный музея–заповедника «Несвиж» [18].

Также интересным примером на сегодняшний день является практика сотрудничества Белвнешэкономбанка и Национального исторического музея. Каждый год Белвнешэкономбанк помогает Национальному историческому музею в приобретении уникального музейного предмета. Этот предмет обязательно должен иметь отношение к Беларуси.

Сотрудничество Национального исторического музея с банком началось в 2008 г. Первым совместным проектом стало приобретение и возвращение в страну второго из двух известных экземпляров старинной карты Великого княжества Литовского, составленной по распоряжению Николая Криштофа Радзивилла в конце XVI-начале XVII вв. В 2009 г. сотрудничество продолжилось передачей музею коллекции редких старопечатных книг XVII-XVIII вв., а также выделением средств на реставрацию двух книг «Апостол» XVI в. А в декабре 2010 года в музее прошла презентация уникальной монеты времен великого князя Великого Княжества Литовского Витовта и Грюнвальдской битвы [17].

Как отметил министр культуры Беларуси Павел Латушко, подобные проекты не могли бы быть реализованы без поддержки со стороны людей, которые понимают, что культура должна развиваться не только с помощью государства, но и частных лиц, компаний и, в том числе, банков. «Министерство культуры сегодня работает над рядом нормативных актов, которые бы создали новый подход в законодательстве для большего способствования развитию меценатства и спонсорства в сфере культуры нашей страны. Мы работает над проектом нормативного акта, который создаст систему налоговых льгот для всех тех, кто вкладывает средства в культуру», – заявил министр.

В Европе, по словам главного специалиста Управления Министерства культуры Республики Беларусь Дмитрия Шляхтина, давно сложилась ситуация спонсорской поддержки учреждений культуры, она насчитывает несколько столетий. Для Беларуси такое явление пока является достаточно новым, хотя многие банки сейчас в рамках своей деятельности в сфере корпоративной социальной ответственности начинают инвестировать в культуру, а также создают собственные музеи. Благодаря созданию соответствующей нормативно-правовой базы, удастся привлечь частных инвесторов в социально-культурную сферу.

Павел Каллаур, председатель правления ОАО «Белвнешэкономбанк», выразил надежду, что дух меценатства, сохранится и в будущем: «Поддержка организаций, занимающихся изучением и сохранением богатого исторического наследия нашей страны, – ключевое направление, в котором Белвнешэкономбанк осуществляет свою деятельность в сфере корпоративной социальной ответственности. Сотрудничество с Национальным историческим музеем занимает почетное место в этом ряду» [16].

Свой постоянный спонсор есть и у Национального художественного музея — с помощью дружественной компании музей отреставрировал немало картин и провел не одну яркую выставку.

Так же с 1 июля 2011 г вступил в силу указ Президента Республики Беларусь № 145 «О некоторых вопросах налогообложения в сферах культуры и информации», согласно которому в целях стимулирования культурной деятельности, а также благотворительной деятельности и предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи в сферах культуры и информации утвердился перечень услуг в сфере культуры, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от налога на добавленную стоимость. (Приложение 1)

Выводы:

Благодаря принятию нормативного акта «Об утверждении Положения о попечительском совете организации культуры», станет возможным оказание содействия в поддержке отдельных работников организаций культуры и иных физических лиц, внесших вклад в создание и (или) исполнение произведений литературы и искусства, а также в улучшении условий труда и медицинского обслуживания, повышении уровня социальной защищенности работников организаций культуры и иных физических лиц, участвующих в создании и (или) исполнении произведений литературы и искусства.

Эти направление пока только развиваются, и серьезного опыта по созданию попечительских советов в Беларуси нет. Для начала стоит собрать надежных людей, которые искренне заинтересованы в поддержке культуры и понимают, что спонсирование культурных проектов положительно влияет на их имидж. И только после этого выходить на уровень совета опекунов.

Учреждение культуры должно быть по–настоящему живым, с нестандартными программами, конкурсами, концертами. Стать масштабным мультикультурным центром. Как мне кажется, только такое учреждения будет интересно не только публике, но и потенциальным меценатам.

Надеемся, что Министерство культуры и далее будет инициировать изменения в законодательстве страны, способствующих созданию экономических и иных преференций для развития национальной культуры.

Заключение:

Бюджетные средства, реально выделяемые учреждениям культуры, не обеспечивают даже их выживания. Из-за чего они вынуждены искать другие источники доходов. Для коммерческих организаций источником финансовых ресурсов является только собственные средства, полученные в результате их деятельности.

Подводя итог, можно заметить, что одна из задач государства – обеспечить условия для более эффективной коммерческой деятельности учреждений СКС. Но самое главное, силы всех участников финансирования культуры должны быть направлены на достижение единой цели – сохранение и развитие культуры и искусства.

Что касается сферы донорской деятельности, то со временем она может стать новой сферой, новым направлением бизнеса, освоения новых услуг и товаров, рынков. Спонсорство и благотворительность приобретают особое значение во внешнеэкономической деятельности – предстают технологией проникновения на зарубежные рынки. В этом плане сфера культуры располагает исключительными возможностями. Широко известен в этом плане опыт спонсорства японских, южнокорейских компаний, финансирующих в Европе, Америке, других странах проекты и программы в социально-культурной сфере, искусстве этих стран, параллельно знакомя общественность этих стран со своей национальной культурой.

Сфера культуры обладает исключительными возможностями сотрудничество с деловым миром. Поддержка изобразительного и музыкального искусства, литературы, кино, театров, музеев, библиотек должна привлекать современный бизнес не только возможностями рекламы и формирования репутации фирмы через эту сферу, но и, социальной значимостью.

В серьезной информационной и организационной поддержке нуждается и благотворительность - наиболее свободное выражение сотрудничество делового мира и социально-культурной сферы.

Благотворительность носит неоднозначный характер. Благотворительная деятельность мало афишируется, еще меньше оценивается и анализируется. Поэтому важнейшей задачей является формирование общественного мнения, привлечение его внимания к деятельности и проблемам благотворителей.

Сохраняет свою актуальность и создание информационной и организационной инфраструктуры, а также подготовка соответствующих профессионалов-менеджеров некоммерческой сферы.

Для нормального развития спонсорства и благотворительности обеим сторонам необходима не разовая, а постоянная и систематизированная информация друг о друге, призванная помочь обеим сторонам найти друг друга и наладить контакты.

Многое зависит и от информирования общественности о программах и проектах, их спонсорах и других донорах. Профессиональное их продвижение, подготовка и проведение пресс-конференций, подготовка информационных и рекламных материалов (релизов, буклетов, программ, проспектов и т.д.), обеспечение паблисити, партнерских связей - все это является необходимым условием успешного сотрудничества бизнеса и культуры, развития сферы культуры в целом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...