Методичнские рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов Под руководством преподавателя
В последние годы идет бурный процесс обновления законов и других правовых актов, что, безусловно, имеет непосредственное отношение, как к организации, так и к основным направлениям деятельности правоохранительных органов. Наиболее существенным изменениям подверглись российская судебная система и статус судей в части расширения гарантий их независимости. Серьезные изменения происходят в организации деятельности таких правоохранительных органов, как Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, Федеральная таможенная служба, адвокатура, нотариат и др. Одновременно идет процесс образования новых для российской правовой системы органов. Созданы и действуют Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, система арбитражных судов, Следственный комитет РФ, Служба судебных приставов, предприятия частной детективной и охранной деятельности, частные нотариальные конторы. Структурные изменения системы правоохранительных органов, наделение их правомочиями обусловили необходимость принятия новых федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных актов министерств и ведомств. Поэтому данный курс предусматривает изучение большого объема правовых актов различного уровня – от Конституции РФ и норм международных договоров до ведомственных нормативных актов. Основными формами изучения дисциплины являются лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа, консультации, участие в научных кружках кафедры. Для изучения дисциплины «Правоохранительные органы» помимо аудиторных занятий (лекции и семинары) большое внимание следует уделить самостоятельной подготовке. Нормативный объем самостоятельной работы студентов для данной дисциплины установлен в объеме 58 часов
Главная задача самостоятельной работы – приобретение учебных и научных знаний путем изучения рекомендованной учебной, учебно-методической и специальной литературы, нормативных актов, их конспектирования, обобщения положительной практики оперативных подразделений, суда, прокуратуры и других органов в сфере борьбы с преступностью, поиска дополнительной информации для ответов на контрольные вопросы, формирование интереса к творчеству и решению профессиональных вопросов. Студентам, изучающим дисциплину «Правоохранительные органы», рекомендуем использовать все доступные возможности для усвоения материала. Так, необходимо, во-первых, приобретать навык творческой записи материала во время лекционных занятий. Студент должен учиться не просто фиксировать диктовку преподавателя, а стараться своими словами излагать материал, особенно в том случае, когда даются примеры, ассоциативные ряды, сравнения по аналогии. Это помогает в дальнейшем задержать в памяти суть познаваемых явлений. Во-вторых, необходимо максимально использовать рекомендации преподавателя на лекционных занятиях по поводу изучения отдельных аспектов, проблем темы. В-третьих, при подготовке к семинарским занятиям необходимо, базируясь на содержании лекций как методологической базе, изучать рекомендуемую литературу, подготовить конспекты выступлений по вопросам, выносимым на обсуждение. Самостоятельная работа студентов предусматривает несколько разновидностей деятельности: изучение необходимой нормативно-правовой базы, освоение теоретического материала по основной и дополнительной литературе, подготовку к семинарским и индивидуальным занятиям. Студенты должны осуществлять изучение рекомендованной учебной и научной литературы, готовить конспекты лекций, обращаться за консультацией к преподавателю по мере необходимости, готовить развернутые письменные ответы на вопросы, предлагаемые к семинарскому занятию, а также по иным вопросам, которые выносятся на промежуточные и итоговые аттестации.
Знание основных положений дисциплины складывается из трех составляющих: знание закона, знание практики его применения, знание теории вопроса. При этом следует учитывать, что положения закона могут истолковываться неоднозначно: одно и то же положение закона может получить и среди теоретиков и среди практических работников диаметрально противоположное толкование. Поэтому студент должен уметь четко разделять эти три составляющие: закон-практика-теория и в то же время понимать, что они неразрывно связаны. Закон – основа, ядро российской правовой системы. Знание закона предполагает не заучивание наизусть его текста, а умение правильно истолковать те положения, которые в законе закреплены. Языковые особенности (безусловно, это характерно не только для русского языка) часто позволяют истолковать текст закона по-разному. Следствием этого является то, что важное значение в правовой системе государства приобретает практика применения закона. Сложившаяся практика означает, что закон, изначально предполагавший разные варианты толкования, фактически применяется однообразно. Таким образом создается стабильность правовой системы. В свою очередь ученые, часто, не будучи непосредственно заняты законотворческим процессом и практическим применением закона, могут оценить как положения самого закона, так и практику его применения и на основании такого анализа сделать свои предложения либо по совершенствованию практики (в том случае, если сам действующий закон может быть истолкован таким образом, чтобы изменить практику), либо по совершенствованию закона. В конечном итоге деятельность всех трех составляющих: законодателя, правоприменителя и теоретиков в идеале должна стремиться к тому, чтобы закон применялся одинаково во всех случаях. Поэтому темы дисциплины рекомендуется изучать по следующей схеме: самостоятельный анализ закона – изучение учебной литературы – изучение практики применения закона – изучение монографий и научных статей, зарубежного законодательства, истории вопроса.
Список учебной литературы, пособий, монографий, научных статей содержится в программе курса, а также в списках литературы к каждой теме семинара. Поскольку списки эти зачастую достаточно обширны и охватить весь объем не всегда представляется возможным, рекомендуется обратиться к преподавателю за советом: какую литературу из списка имеет смысл изучить, прежде всего. Неотъемлемой часть работы студента-юриста с литературой является работа с нормативно-правовыми актами. Использование в самостоятельной работе оригинальных источников позволит студенту ближе познакомиться с исследованиями в изучаемой области и повысить, таким образом, практическую ценность профессиональной подготовки. При работе с источниками необходимо помнить о том, что основные мысли и определения необходимо конспектировать, для перевода знаний в долгосрочную память, что очень важно при изучении всех практиконаправленных курсов. Контроль самостоятельной работы студента проводится через проверку конспектов по представленным к изучению вопросам. Основой профессиональной подготовки студента должна быть самостоятельная проработка специальной литературы по данному курсу. К такого рода литературе относятся, прежде всего, учебники. Самостоятельный подбор необходимых для ответов на вопросы материалов необходимо начинать именно с учебника, затем необходимо продолжить работу с учебными пособиями, имеющимися в библиотеке филиала и других учреждениях. Это поможет сориентироваться в круге изучаемых проблем, выделить наиболее существенные из них. Далее, по мере усвоения учебного материала следует перейти к изучению вспомогательной литературы. Изучение дисциплины «Правоохранительные органы» имеет свои особенности. Так, студенту предстоит изучить структуру и основные направления деятельности различных государственных органов, осуществляющих правоохранительную деятельность, а также рассмотреть негосударственные правоохранительные структуры, такие как адвокатура. Кроме того, нормативная база курса включает в себя очень широкий круг источников различной юридической силы, что предполагает активную работу студентов с правовыми актами.
При изучении нормативных актов и учебной литературы необходимо постоянно сверять их текст с вновь принятыми нормативно-правовыми актами. Это обусловлено тем, система и структура правоохранительных органов России продолжает совершенствоваться. Такие изменения не всегдамогут найти отражение в рекомендованных в настоящем учебно-методическом комплексе литературных источниках и нормативных актах. Поэтому необходимо следить за вновь издаваемыми нормативными правовыми актами, публикуемыми в официальных изданиях: «Российской газете», «Парламентской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации». Систему курса составляет совокупность взаимосвязанных проблем и вопросов, которые следует изучать в определенной последовательности: 1) предмет, система и законодательные источники курса; 2) правоохранительные органы Российской Федерации (их общая характеристика); 3) понятие судебной власти, правосудия; 4) организация отдельных звеньев судебной системы - мировых судей, районного, областного и соответствующего суда, Верховного Суда Российской Федерации, а также военных судов; 5) организация Конституционного Суда Российской Федерации; 6) организация арбитражных судов в Российской Федерации; 7) Министерство юстиции Российской Федерации; 8) прокуратура Российской Федерации; 9) органы следствия, дознания и оперативно-розыскной деятельности; 10) Министерство внутренних дел Российской Федерации и Федеральная служба безопасности; 11) органы таможенной службы и службы по контролю за оборотом наркотиков; 12) адвокатура нотариат и другие негосударственные правоохранительные организации; 13) правоохранительные органы зарубежных стран. В процессе самостоятельной подготовки следует помнить, что изучение включенных в программу тем дает базовые знания о понятии правоохранительной деятельности, ее основных направлениях – судебной власти, правосудии и осуществляющих их органах, прокуратуре и прокурорском надзоре, органах, осуществляющих выявление и расследование преступлений, об адвокатуре и иных формах оказания юридической помощи. Деятельность российского государства и его органов охватывает многие сферы государственной и общественной жизни. Одно из важных мест в ней занимает выполнение задач по обеспечению законности и правопорядка, борьбе с преступностью и иными правонарушениями, защите прав и законных интересов граждан, государственных и общественных организаций, трудовых коллективов. В общей массе государственных органов созданы органы для осуществления деятельности, получившей в известной мере условное, но уже ставшее привычным наименование — «правоохранительная деятельность». Под такой деятельностью принято понимать разновидность государственной деятельности, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.
Основными направлениями (функциями) такой деятельности являются: конституционный контроль, правосудие, организационное обеспечение деятельности судов, прокурорский надзор, выявление и расследование преступлений, защита по уголовным делам и оказание юридической помощи населению. При всей большой социальной значимости всех этих направлений особая роль принадлежит конституционному контролю и правосудию. Их надлежащая реализация — одна из гарантий обеспечения безопасности личности, общества и государства. С учетом названных правоохранительных функций и формируется система органов, учреждений, организаций, признанных осуществлять их. Две первые из этих функций — дело судов (конституционных, общей юрисдикции (в том числе военных), и арбитражных), третья — органов юстиции, четвертая — прокуратуры, пятая — органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и следствие, и шестая, как правило, — негосударственных образований, среди которых центральное место занимают адвокатура и нотариат. Суды, органы прокуратуры, внутренних дел, безопасности, юстиции, таможенные и иные правоохранительные органы выполняют свои правоохранительные задачи не изолированно, а во взаимодействии друг с другом, а равно с иными государственными учреждениями, трудовыми коллективами, общественными организациями. В предмет дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации» включаются сведения в первую очередь о государственных органах, выполняющих правоохранительную деятельность, а равно иных, преимущественно общественных организациях, призванных активно содействовать такого рода деятельности. Среди них центральное место занимают сведения о построении этих органов или организаций, их структуре, взаимосвязи и соподчиненности, главных функциях, направлениях и задачах деятельности, взаимодействии друг с другом и т.д. Уделяется также внимание порядку подбора и расстановки кадров этих органов, их ответственности. С учетом сказанного выше, данную изучаемую дисциплину можно определить как такую, в рамках которой познаются основы организации и наиболее существенные направления деятельности правоохранительных органов, их взаимодействия между собой и иными органами власти и управления государства. Задачей самостоятельной подготовки студентов является также ознакомление с организацией и деятельностью правоохранительных органов зарубежных стран, в первую очередь США, Англии, Германии, Франции. Контрольные задания Тема № 1 1. Понятие правоохранительной деятельности и ее значение. 2. Направления правоохранительной деятельности 3. Нормативно-правовые источники и их классификация 4. Ответить на вопросы: «Правоохранительные органы» - это: 1. отрасль российского права; 2. одна из основных правовых дисциплин, изучаемых на первом курсе юридических учебных заведений; 3. специальная дисциплина о судебных органах в Российской Федерации. Исчерпывающий перечень государственных правоохранительных органов Российской Федерации официально закреплен: 1. - в Конституции РФ; 2. - в Федеральном Конституционном законе «О судебной системе»; 3. - не закреплен в законодательстве РФ. Основное назначение курса «Правоохранительные органы»: 1. усвоить систему норм материального права, применяемых органами правосудия; 2. изучить процессуальное законодательство, регламентирующее деятельность правоохранительных органов; 3. изучить основные положения организации и деятельности правоохранительных органов. Правоохранительная деятельность – это: 1. деятельность по осуществлению правосудия в Российской Федерации; 2. деятельность по охране правопорядка в стране; 3. организованная государством деятельность по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений; 4. деятельность, направленная на охрану прав и свобод человека и гражданина; 5. организованная государством деятельность, которая осуществляется с целью охраны прав и законных интересов специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и в определенной процессуальной форме. Цель правоохранительной деятельности: 1. - уголовное наказание за совершенные преступления 2. - охрана самого права 3. - обжалование незаконных действий государственных органов Направлениями (функциями) правоохранительной деятельности являются: 1. оборона страны и борьба с преступностью; 2. охрана правопорядка и расследование преступлений; 3. правосудие и конституционный контроль; 4. правосудие, конституционный контроль и расследование преступлений; 5. прокурорский надзор и оказание юридической помощи; 6. конституционный контроль, правосудие, прокурорский надзор, выявление и расследование преступлений, оказание юридической помощи. Не является функцией правоохранительных органов: 1. - правосудие 2. - выявление и расследование преступлений 3. - нормотворчество. Не является правоохранительным органом: 1. - Федеральная служба безопасности 2. - Федеральная служба судебных приставов 3. - Совет Федерации Федерального Собрания России Не является правоохранительным органом: 1. - Прокуратура РФ 2. - Федеральная служба по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ 3. - Администрация Президента РФ Правоохранительными органами следует считать: 1. органы государственной власти; 2. органы исполнительной, законодательной и судебной власти, 3. органы правосудия и расследования преступлений; 4. органы судебной власти; 5. органы и организации, для которых защита прав и законных интересов граждан и организаций является их основной или одной из основных задач. Тема № 2 1. Понятие, признаки судебной власти и ее место в системе государственной власти 2. Ответить на вопросы: Судебная власть- это: 1. обладание полномочиями по принятию судебных решений; 2. право вынесения приговоров по уголовным делам; 3. деятельность по рассмотрению дел о нарушениях прав и свобод; 4. обладание в силу закона правоприменительными полномочиями; 5. система органов государства, которая в соответствии с Конституцией РФ наделена полномочиями по осуществлению правосудия. Носителем судебной власти выступает: 1. народ России; 2. правоохранительные органы РФ; 3. суд; 4. судебная система РФ. Судебная власть осуществляется различными правовыми способами в следующих формах: 1. путем рассмотрения и разрешения уголовных и гражданских дел; 2. путем уголовного, гражданского и административного судопроизводства; 3. путем осуществления правосудия; 4. путем конституционного судопроизводства, осуществления правосудия, а также разрешения споров, возникающих из экономических правоотношений. Исключительность судебной власти состоит в том, что: 1. судебные решения обязательны для исполнения; 2. решения суда направлены на защиту прав и свобод человека и гражданина; 3. судебная власть – одна из ветвей государственной власти; 4. она осуществляется только судами, входящими в судебную систему России. Форма государственной деятельности по рассмотрению и разрешению судом уголовных и гражданских дел: 1. - нормотворчество; 2. - правозащита; 3. - правосудие. Правосудие – это: 1. деятельность судов, входящих в судебную систему России; 2. деятельность судьи и присяжных заседателей по рассмотрению и разрешению уголовного дела; 3. деятельность по осуществлению конституционного судопроизводства и разрешению экономических споров; 4. деятельность судов по рассмотрению и разрешению гражданских, арбитражных, административных и уголовных дел; 5. реализация судебной власти. Принципы правосудия - это: 1. обязательные правила уголовного судопроизводства; 2. обязательные правила уголовного и гражданского судопроизводства; 3. требования закона по отправлению правосудия и расследованию преступлений; 4. руководящие начала (правила, требования), которыми руководствуется суд при назначении наказания; 5. руководящие положения (правила, требования) наиболее общего характера, определяющие организацию и деятельность судебных органов и служащие выполнению задач, стоящих перед судами. Принципом правосудия не является: 1. - национальный язык судопроизводства; 2. - презумпция невиновности; 3. - единство и централизация. Принцип правосудия: 1. - целесообразность; 2. - законность; 3. - реальность; Принципом правосудия не является: 1. - национальный язык судопроизводства; 2. - презумпция невиновности; 3. - единство и централизация. Принципом правосудия является: 1. - охрана прав и свобод человека и гражданина; 2. - конкретность; 3. - осуществления правосудия только судом. Принципом правосудия не является: 1. - независимость судей; 2. - целесообразность; 3. - обеспечение каждому права на судебную защиту прав и свобод. Судебная система Российской Федерации – это: 1. система органов правосудия; 2. система правоохранительных органов; 3. система органов уголовной юстиции; 4. совокупность федеральных судов РФ; 5. совокупность федеральных судов РФ и судов субъектов России. В судебную систему Российской Федерации законодательно не включены: 1. - третейские суды; 2. - военные суды; 3. - районные (городские) суды общей юрисдикции. Федеральные суды создаются: 1. - по решению Президента РФ 2. - по решению Председателя Верховного Суда РФ 3. - по решению Председателя Высшего Арбитражного Суда 4. - федеральным конституционным законом Подведомственность означает: 1. к какой ветви судебной власти относится то или иное дело; 2. отнесение дела к компетенции суда того или иного уровня внутри ветви судебной власти. Подсудность означает: 1. к какой ветви судебной власти относится то или иное дело; 2. отнесение дела к компетенции суда того или иного уровня внутри ветви судебной власти. Судебное звено – это: 1. конкретно взятый судебный орган; 2. совокупность полномочий суда по конкретному делу; 3. суды субъекта РФ и федеральные суды; 4. совокупность судов с одинаковой структурой и наделенных одинаковыми полномочиями. Судебная инстанция: 1. совокупность судов с одинаковой структурой и наделенных одинаковыми полномочиями; 2. суд (или его структурное подразделение), выполняющий ту или иную функцию. Круг полномочий судебного органа по правовой оценке конкретных фактов, в том числе по разрешению споров и применению предусмотренных законом санкций: 1. - инстанция; 2. - апелляция; 3. - кассация. Тема № 3 1. Конституционное правосудие и органы конституционного контроля в РФ 2. Ответить на вопросы: Выявление правовых актов государственных органов и должностных лиц, противоречащих конституционным положениям, а также принятие мер по устранению таких противоречий: 1. правотворчество; 2. прокурорский надзор; 3. конституционный контроль; 4. правоприменение. В состав Конституционного Суда РФ входят: 1. 21 судья; 2. 19 судей; 3. 12 судей. Решения Конституционного Суда РФ: 1. - могут быть обжалованы; 2. - не могут быть обжалованы; 3. - могут быть обжалованы только Президенту РФ. Разрешает споры о компетенции между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Субъекта РФ: 1. - Конституционный (уставный) Суд Субъекта Федерации; 2. - Конституционный Суд РФ; 3. - Высший Арбитражный Суд РФ. Выстройте в правильной последовательности стадии конституционного судопроизводства: 1. - предварительное рассмотрение; 2. - судебное разбирательство; 3. - назначение и подготовка дела к слушанию в судебном заседании; 4. - принятие итогового решения и его исполнение. Ключевая стадия судопроизводства в Конституционном Суде РФ: 1. - предварительное рассмотрение; 2. - судебное разбирательство; 3. - назначение и подготовка дела к слушанию в судебном заседании; 4. - принятие итогового решения и его исполнение. Решения Конституционного Суда РФ, принимаемые на его пленарном заседании, называются: 1. определениями и постановлениями; 2. определениями; 3. постановлениями. Разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций республик, входящих в состав РФ: 1. - пленарное заседание Конституционного Суда РФ; 2. - палата Конституционного Суда РФ; 3. - председатель Конституционного Суда РФ. Внутренняя структура Конституционного Суда РФ определяется: 1. - ФКЗ «О судебной системе РФ»; 2. - ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»; 3. - Конституцией РФ. В составе Конституционного Суда РФ действуют: 1. - две Палаты; 2. - три Палаты; 3. - две коллегии; 4. - две коллегии и Президиум; 5. - две Палаты и Президиум. Председатель Конституционного суда РФ: 1. назначается Президентом РФ; 2. избирается Советом Федерации РФ; 3. избирается судьями Конституционного Суда РФ. Конституционный Суд Республики Татарстан состоит из: 1. - 19 судей; 2. - 10 судей; 3. - 6 судей. Тема № 4 1. Федеральный закон «О мировых судьях» и его основные положения 2. Ответить на вопросы: Суды общей юрисдикции являются организационно: 1. - обособленными и самостоятельными; 2. - входят в систему конституционных судов; 3. - входят в систему арбитражных судов. Основное звено судов общей юрисдикции - это: 1. Верховный Суд РФ; 2. Конституционный суд РФ; 3. мировой судья; 4. районный (городской) суд. Исключением из общего правила административно-территориального построения судов общей юрисдикции в РФ является: 1. - система арбитражных судов; 2. - суды общей юрисдикции; 3. - система мировых судов. Мировой судья входит в систему: 1. - федеральных судов; 2. - конституционных (уставных) судов; 3. - судов Субъекта Федерации. По отношению к мировым судьям районный суд выступает в качестве: 1. аппеляционной инстанции; 2. кассационной инстанции; 3. надзорной инстанции. Судебные участки, в пределах которых осуществляет свои полномочия мировой судья, создаются исходя из расчета численности населения на одном участке: 1. - от 15 до 30 тысяч человек; 2. - от 15 до 23 тысяч человек; 3. - от 15 до 20 тысяч человек. Мировой судья может рассматривать уголовные дела: 1. - единолично; 2. - с участием присяжных заседателей; 3. - с участием народных заседателей. Уголовные дела подсудные мировому судье по преступлениям, совершенным военнослужащими, рассматриваются: 1. -мировым судьей; 2. - районным (городским) судом; 3. - гарнизонным военным судом. Тема №5 1. Федеральные суды общей юрисдикции, система и подсудность. 2. Основные положения ФКЗ № 1 от 7 февраля 2011г. «О судах общей юрисдикции РФ» 3. Ответить на вопросы: В систему судов общей юрисдикции включены: 1. все судебные органы России; 2. все федеральные суды; 3. суды субъектов РФ, рассматривающие уголовные, гражданские дела и дела об административных правонарушениях; 4. суды, рассматривающие и разрешающие уголовные, гражданские дела и дела об административных правонарушениях. Суд общей юрисдикции первой инстанции рассматривает: 1. уголовные дела по существу; 2. гражданские дела по существу; 3. уголовные и гражданские дела по существу; 4. административные, уголовные и гражданские дела по существу. Суд общей юрисдикции второй инстанции: 1. пересматривает дело по существу; 2. проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, вступивших в законную силу; 3. проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу. Суд второй инстанции: 1. - мировой судья 2. - дознаватель 3. - районный суд. Термином «надзорная инстанция» обозначаются: 1. суды среднего звена; 2. суды высшего звена; 3. суды аппеляционной инстанции; 4. суды, проверяющие законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу; 5. подразделения вышестоящих судов, наделенных правом проверять законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу. Срок подачи кассационной жалобы (заявления) по уголовному делу составляет: 1. 1 месяц; 2. 10 дней; 3. 7 дней; 4. 3 дня. Срок подачи кассационной жалобы (заявления) по гражданскому делу: 1. отличается от срока подачи такой жалобы по уголовному делу; 2. не отличается от срока подачи такой жалобы по уголовному делу. Конкретное судебное дело рассматривается: 1. только судьей; 2. только в составе коллегии профессиональных судей; 3. как судьей единолично, так и коллегиально; 4. может быть рассмотрено судьей единолично, судьей и представителями общественности, а также судебным составом. Принцип участия представителей народа при отправлении правосудия означает: 1. возможность присутствия представителей общественности в зале судебного заседания; 2. возможность обжаловать судебное решение в Общественную палату; 3. участие представителей народа в отправлении правосудия в качестве народных заседателей; 4. участие представителей общественности в отправлении правосудия в предусмотренных законом случаях в качестве присяжных и арбитражных заседателей. Районный (городской) суд - это: 1. главное звено в судебной системе; 2. основное звено судебной системы; 3. низшее звено судебной системы. Решение об образовании районного суда принимается: 1. - местной администрацией; 2. - Президентом РФ; 3. - Государственной Думой РФ. Районные суды могут рассматривать уголовные дела: 1. - единолично; 2. - с участием присяжных заседателей; 3. - с участием народных заседателей. В аппарат районного (городского) суда не входит: 1. - консультант; 2. - секретарь судебного заседания; 3. - архивариус; 4. - судья. Председатель районного суда: 1. - может рассматривать уголовные дела; 2. - может рассматривать гражданские дела; 3. - организует работу районного суда; 4. - выполняет все вышеперечисленные функции. Поступающие в районный суд дела между судьями распределяет: 1. - секретарь суда; 2. - председатель районного суда; 3. - администратор суда. Секретарь судебного заседания обязан: 1. - рассмотреть уголовное дело по существу; 2. - вести протокол судебного разбирательства; 3. - обеспечить исполнение решения суда. Суд среднего звена судов общей юрисдикции имеет в своем составе: 1. 2 судебные коллегии, президиум, Пленум; 2. 4 судебные коллегии, президиум и Пленум; 3. 2 судебные коллегии и президиум; 4. 3 судебные коллегии и президиум. Какой элемент не входит в структуру Верховного Суда Республики Татарстан: 1. - Президиум; 2. - судебная коллегия по гражданским делам; 3. - судебная коллегия по уголовным делам; 4. - квалификационная коллегия судей. Дело с участием присяжных заседателей рассматривается в: 1. - районном (городском) суде; 2. - суде Субъекта Федерации; 3. - Верховном Суде РФ. Президиум Верховного Суда Республики Татарстан является: 1. - кассационной инстанцией; 2. - надзорной инстанцией; 3. - первой инстанцией. В состав Пленума Верховного Суда РФ входят: 1. - все федеральные судьи РФ; 2. - все судьи Верховного Суда РФ; 3. - Председатель Верховного Суда РФ и его заместители. Постановление Пленума Верховного Суда РФ - это: 1. важнейшее решение по конкретному делу, принятое высшим судебным органом; 2. нормативно - правовой акт, обязательный к исполнению; 3. нормативное судебное толкование закона. Военные суды РФ - это: 1. самостоятельная ветвь судебной власти; 2. судебные органы, находящиеся в ведении Министерства обороны; 3. суды общей юрисдикции. Высшей надзорной инстанцией по делам о воинских преступлениях является: 1. Верховный Суд РФ; 2. Президиум Верховного Суда РФ; 3. Военная коллегия Верховного Суда РФ. Военные суды осуществляют правосудие от имени: 1. - министра обороны РФ; 2. - министра юстиции РФ; 3. - Российской Федерации. Система военных судов обусловлена: 1. - административно-территориальным делением РФ; 2. - национально-территориальным делением РФ; 3. - организацией и дислокацией воинских частей. Основное звено системы военных судов: 1. - Военная коллегия Верховного Суда РФ; 2. - гарнизонный суд; 3. - суд военного округа (флота). Гарнизонный военный суд возглавляет: 1. - военный прокурор; 2. - военный комиссар; 3. - председатель. Тема № 6 1. Арбитражные суды РФ, их система и правовая регламентация организации и деятельности 2. Ответить на вопросы: Арбитражные суды РФ являются: 1. - органами ведомственного арбитража; 2. - самостоятельной ветвью судебной власти; 3. - составной частью судов общей юрисдикции. В систему арбитражных судов входит: 1. Международный коммерческий арбитражный суд; 2. Морская арбитражная комиссия; 3. третейские суды; 4. не входят все названные органы. Арбитражные суды осуществляют судебную власть при разрешении споров, вытекающих: 1. - из гражданских и административных правоотношений; 2. - из уголовных правоотношений; 3. - из трудовых правоотношений; 4. - из военных правоотношений. Основным звеном системы Арбитражных судов является: 1. районный (городской) арбитражный суд; 2. Высший Арбитражный Суд РФ; 3. Федеральный арбитражный суд округа; 4. Арбитражный суд субъекта РФ. В арбитражном суде Субъекта Федерации судебные составы формирует: 1. - Председатель Высшего Арбитражного Суда; 2. - Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ; 3. - Председатель арбитражного суда Субъекта Федерации. Состав Президиума арбитражного суда Субъекта РФ утверждается: 1. - Президентом РФ; 2. - Председателем Высшего Арбитражного Суда; 3. - Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ. Арбитражный апелляционный суд путем повторного рассмотрения проверяет законность и обоснованность: 1. - судебных актов вступивших в законную силу; 2. - судебных актов, не вступивших в законную силу; 3. - всех вышеназванных судебных актов. Арбитражный суд Федерального округа рассматривает дела: 1. - в аппеляционной инстанции; 2. - в кассационной инстанции; 3. - в надзорной инстанции. Экономические споры между Российской Федерацией и ее Субъектами рассматривает: 1. - Высший арбитражный Суд РФ; 2. - арбитражный аппеляционный суд; 3. - арбитражный суд Федерального округа; 4. - арбитражный суд Субъекта Федерации. Дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской деятельности рассматривает: 1. - Высший арбитражный Суд РФ; 2. - арбитражные суды Федеральных округов; 3. - арбитражные суды Субъектов Федерации. Заседания Президиума Высшего Арбитражного Суда проводятся: 1. - ежемесячно; 2. - ежегодно; 3. - по мере необходимости. Заседания Пленума Высшего Арбитражного Суда проводятся: 1. - ежемесячно; 2. - ежегодно; 3. - не реже двух раз в год. Темы 7, 8 1. Законодательство о статусе судей, присяжных и арбитражных заседателей 2. ФЗ от 14 марта 2002г. «Об органах судейского сообщества в РФ» и его основные положения 3. Ответить на вопросы: Совокупность государственных служащих – судей, наделенных в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе: 1. - судейское общество; 2. - судейский корпус; 3. - судейский профсоюз. Органы судейского сообщества: 1. - являются органами самоуправления, цель которых - защита интересов судей; 2. - отправляют правосудие: 3. - являются профсоюзными органами судей. Органом судейского сообщества является: 1. Судебный департамент при Верховном Суде РФ; 2. Пленум Верховного Суда РФ; 3. Всероссийский съезд судей. Квалификационная коллегия судей осуществляет: 1. прием квалификационного экзамена у кандидата на должность судьи; 2. рассмотрение важнейших уголовных и гражданских дел; 3. квалификационную аттестацию судей. Судьей в России
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|