Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методичнские рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов Под руководством преподавателя




В последние годы идет бурный процесс обновления законов и других правовых актов, что, безусловно, имеет непосредственное отношение, как к организации, так и к основным направлениям деятельности правоохранительных органов. Наиболее существенным изменениям подверглись российская судебная система и статус судей в части расширения гарантий их независимости. Серьезные изменения происходят в организации деятельности таких правоохранительных органов, как Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, Федеральная таможенная служба, адвокатура, нотариат и др.

Одновременно идет процесс образования новых для российской правовой системы органов. Созданы и действуют Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, система арбитражных судов, Следственный комитет РФ, Служба судебных приставов, предприятия частной детективной и охранной деятельности, частные нотариальные конторы.

Структурные изменения системы правоохранительных органов, наделение их правомочиями обусловили необходимость принятия новых федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных актов министерств и ведомств. Поэтому данный курс предусматривает изучение большого объема правовых актов различного уровня – от Конституции РФ и норм международных договоров до ведомственных нормативных актов.

Основными формами изучения дисциплины являются лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа, консультации, участие в научных кружках кафедры.

Для изучения дисциплины «Правоохранительные органы» помимо аудиторных занятий (лекции и семинары) большое внимание следует уделить самостоятельной подготовке. Нормативный объем самостоятельной работы студентов для данной дисциплины установлен в объеме 58 часов

Главная задача самостоятельной работы – приобретение учебных и научных знаний путем изучения рекомендованной учебной, учебно-методической и специальной литературы, нормативных актов, их конспектирования, обобщения положительной практики оперативных подразделений, суда, прокуратуры и других органов в сфере борьбы с преступностью, поиска дополнительной информации для ответов на контрольные вопросы, формирование интереса к творчеству и решению профессиональных вопросов.

Студентам, изучающим дисциплину «Правоохранительные органы», рекомендуем использовать все доступные возможности для усвоения материала. Так, необходимо, во-первых, приобретать навык творческой записи материала во время лекционных занятий. Студент должен учиться не просто фиксировать диктовку преподавателя, а стараться своими словами излагать материал, особенно в том случае, когда даются примеры, ассоциативные ряды, сравнения по аналогии. Это помогает в дальнейшем задержать в памяти суть познаваемых явлений. Во-вторых, необходимо максимально использовать рекомендации преподавателя на лекционных занятиях по поводу изучения отдельных аспектов, проблем темы. В-третьих, при подготовке к семинарским занятиям необходимо, базируясь на содержании лекций как методологической базе, изучать рекомендуемую литературу, подготовить конспекты выступлений по вопросам, выносимым на обсуждение.

Самостоятельная работа студентов предусматривает несколько разновидностей деятельности: изучение необходимой нормативно-правовой базы, освоение теоретического материала по основной и дополнительной литературе, подготовку к семинарским и индивидуальным занятиям. Студенты должны осуществлять изучение рекомендованной учебной и научной литературы, готовить конспекты лекций, обращаться за консультацией к преподавателю по мере необходимости, готовить развернутые письменные ответы на вопросы, предлагаемые к семинарскому занятию, а также по иным вопросам, которые выносятся на промежуточные и итоговые аттестации.

Знание основных положений дисциплины складывается из трех составляющих: знание закона, знание практики его применения, знание теории вопроса. При этом следует учитывать, что положения закона могут истолковываться неоднозначно: одно и то же положение закона может получить и среди теоретиков и среди практических работников диаметрально противоположное толкование. Поэтому студент должен уметь четко разделять эти три составляющие: закон-практика-теория и в то же время понимать, что они неразрывно связаны. Закон – основа, ядро российской правовой системы. Знание закона предполагает не заучивание наизусть его текста, а умение правильно истолковать те положения, которые в законе закреплены.

Языковые особенности (безусловно, это характерно не только для русского языка) часто позволяют истолковать текст закона по-разному. Следствием этого является то, что важное значение в правовой системе государства приобретает практика применения закона. Сложившаяся практика означает, что закон, изначально предполагавший разные варианты толкования, фактически применяется однообразно. Таким образом создается стабильность правовой системы.

В свою очередь ученые, часто, не будучи непосредственно заняты законотворческим процессом и практическим применением закона, могут оценить как положения самого закона, так и практику его применения и на основании такого анализа сделать свои предложения либо по совершенствованию практики (в том случае, если сам действующий закон может быть истолкован таким образом, чтобы изменить практику), либо по совершенствованию закона.

В конечном итоге деятельность всех трех составляющих: законодателя, правоприменителя и теоретиков в идеале должна стремиться к тому, чтобы закон применялся одинаково во всех случаях. Поэтому темы дисциплины рекомендуется изучать по следующей схеме: самостоятельный анализ закона – изучение учебной литературы – изучение практики применения закона – изучение монографий и научных статей, зарубежного законодательства, истории вопроса.

Список учебной литературы, пособий, монографий, научных статей содержится в программе курса, а также в списках литературы к каждой теме семинара. Поскольку списки эти зачастую достаточно обширны и охватить весь объем не всегда представляется возможным, рекомендуется обратиться к преподавателю за советом: какую литературу из списка имеет смысл изучить, прежде всего.

Неотъемлемой часть работы студента-юриста с литературой является работа с нормативно-правовыми актами. Использование в самостоятельной работе оригинальных источников позволит студенту ближе познакомиться с исследованиями в изучаемой области и повысить, таким образом, практическую ценность профессиональной подготовки.

При работе с источниками необходимо помнить о том, что основные мысли и определения необходимо конспектировать, для перевода знаний в долгосрочную память, что очень важно при изучении всех практиконаправленных курсов. Контроль самостоятельной работы студента проводится через проверку конспектов по представленным к изучению вопросам.

Основой профессиональной подготовки студента должна быть самостоятельная проработка специальной литературы по данному курсу. К такого рода литературе относятся, прежде всего, учебники. Самостоятельный подбор необходимых для ответов на вопросы материалов необходимо начинать именно с учебника, затем необходимо продолжить работу с учебными пособиями, имеющимися в библиотеке филиала и других учреждениях. Это поможет сориентироваться в круге изучаемых проблем, выделить наиболее существенные из них. Далее, по мере усвоения учебного материала следует перейти к изучению вспомогательной литературы.

Изучение дисциплины «Правоохранительные органы» имеет свои особенности. Так, студенту предстоит изучить структуру и основные направления деятельности различных государственных органов, осуществляющих правоохранительную деятельность, а также рассмотреть негосударственные правоохранительные структуры, такие как адвокатура. Кроме того, нормативная база курса включает в себя очень широкий круг источников различной юридической силы, что предполагает активную работу студентов с правовыми актами.

При изучении нормативных актов и учебной литературы необходимо постоянно сверять их текст с вновь принятыми нормативно-правовыми актами. Это обусловлено тем, система и структура правоохранительных органов России продолжает совершенствоваться. Такие изменения не всегдамогут найти отражение в рекомендованных в настоящем учебно-методическом комплексе литературных источниках и нормативных актах. Поэтому необходимо следить за вновь издаваемыми нормативными правовыми актами, публикуемыми в официальных изданиях: «Российской газете», «Парламентской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации».

Систему курса составляет совокупность взаимосвязанных проблем и вопросов, которые следует изучать в определенной последовательности: 1) предмет, система и законодательные источники курса; 2) правоохранительные органы Российской Федерации (их общая характеристика); 3) понятие судебной власти, правосудия; 4) организация отдельных звеньев судебной системы - мировых судей, районного, областного и соответствующего суда, Верховного Суда Российской Федерации, а также военных судов; 5) организация Конституционного Суда Российской Федерации; 6) организация арбитражных судов в Российской Федерации; 7) Министерство юстиции Российской Федерации; 8) прокуратура Российской Федерации; 9) органы следствия, дознания и оперативно-розыскной деятельности; 10) Министерство внутренних дел Российской Федерации и Федеральная служба безопасности; 11) органы таможенной службы и службы по контролю за оборотом наркотиков; 12) адвокатура нотариат и другие негосударственные правоохранительные организации; 13) правоохранительные органы зарубежных стран.

В процессе самостоятельной подготовки следует помнить, что изучение включенных в программу тем дает базовые знания о понятии правоохранительной деятельности, ее основных направлениях – судебной власти, правосудии и осуществляющих их органах, прокуратуре и прокурорском надзоре, органах, осуществляющих выявление и расследование преступлений, об адвокатуре и иных формах оказания юридической помощи.

Деятельность российского государства и его органов охватывает многие сферы государственной и общественной жизни. Одно из важных мест в ней занимает выполнение задач по обеспечению законности и правопорядка, борьбе с преступностью и иными правонарушениями, защите прав и законных интересов граждан, государственных и общественных организаций, трудовых коллективов. В общей массе государственных органов созданы органы для осуществления деятельности, получившей в известной мере условное, но уже ставшее привычным наименование — «правоохранительная деятельность». Под такой деятельностью принято понимать разновидность государственной деятельности, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

Основными направлениями (функциями) такой деятельности являются: конституционный контроль, правосудие, организационное обеспечение деятельности судов, прокурорский надзор, выявление и расследование преступлений, защита по уголовным делам и оказание юридической помощи населению. При всей большой социальной значимости всех этих направлений особая роль принадлежит конституционному контролю и правосудию. Их надлежащая реализация — одна из гарантий обеспечения безопасности личности, общества и государства.

С учетом названных правоохранительных функций и формируется система органов, учреждений, организаций, признанных осуществлять их. Две первые из этих функций — дело судов (конституционных, общей юрисдикции (в том числе военных), и арбитражных), третья — органов юстиции, четвертая — прокуратуры, пятая — органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и следствие, и шестая, как правило, — негосударственных образований, среди которых центральное место занимают адвокатура и нотариат. Суды, органы прокуратуры, внутренних дел, безопасности, юстиции, таможенные и иные правоохранительные органы выполняют свои правоохранительные задачи не изолированно, а во взаимодействии друг с другом, а равно с иными государственными учреждениями, трудовыми коллективами, общественными организациями.

В предмет дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации» включаются сведения в первую очередь о государственных органах, выполняющих правоохранительную деятельность, а равно иных, преимущественно общественных организациях, призванных активно содействовать такого рода деятельности. Среди них центральное место занимают сведения о построении этих органов или организаций, их структуре, взаимосвязи и соподчиненности, главных функциях, направлениях и задачах деятельности, взаимодействии друг с другом и т.д. Уделяется также внимание порядку подбора и расстановки кадров этих органов, их ответственности. С учетом сказанного выше, данную изучаемую дисциплину можно определить как такую, в рамках которой познаются основы организации и наиболее существенные направления деятельности правоохранительных органов, их взаимодействия между собой и иными органами власти и управления государства.

Задачей самостоятельной подготовки студентов является также ознакомление с организацией и деятельностью правоохранительных органов зарубежных стран, в первую очередь США, Англии, Германии, Франции.


Контрольные задания

Тема № 1

1. Понятие правоохранительной деятельности и ее значение.

2. Направления правоохранительной деятельности

3. Нормативно-правовые источники и их классификация

4. Ответить на вопросы:

«Правоохранительные органы» - это:

1. отрасль российского права;

2. одна из основных правовых дисциплин, изучаемых на первом курсе юридических учебных заведений;

3. специальная дисциплина о судебных органах в Российской Федерации.

Исчерпывающий перечень государственных правоохранительных органов Российской Федерации официально закреплен:

1. - в Конституции РФ;

2. - в Федеральном Конституционном законе «О судебной системе»;

3. - не закреплен в законодательстве РФ.

Основное назначение курса «Правоохранительные органы»:

1. усвоить систему норм материального права, применяемых органами правосудия;

2. изучить процессуальное законодательство, регламентирующее деятельность правоохранительных органов;

3. изучить основные положения организации и деятельности правоохранительных органов.

Правоохранительная деятельность – это:

1. деятельность по осуществлению правосудия в Российской Федерации;

2. деятельность по охране правопорядка в стране;

3. организованная государством деятельность по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений;

4. деятельность, направленная на охрану прав и свобод человека и гражданина;

5. организованная государством деятельность, которая осуществляется с целью охраны прав и законных интересов специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и в определенной процессуальной форме.

Цель правоохранительной деятельности:

1. - уголовное наказание за совершенные преступления

2. - охрана самого права

3. - обжалование незаконных действий государственных органов

Направлениями (функциями) правоохранительной деятельности являются:

1. оборона страны и борьба с преступностью;

2. охрана правопорядка и расследование преступлений;

3. правосудие и конституционный контроль;

4. правосудие, конституционный контроль и расследование преступлений;

5. прокурорский надзор и оказание юридической помощи;

6. конституционный контроль, правосудие, прокурорский надзор, выявление и расследование преступлений, оказание юридической помощи.

Не является функцией правоохранительных органов:

1. - правосудие

2. - выявление и расследование преступлений

3. - нормотворчество.

Не является правоохранительным органом:

1. - Федеральная служба безопасности

2. - Федеральная служба судебных приставов

3. - Совет Федерации Федерального Собрания России

Не является правоохранительным органом:

1. - Прокуратура РФ

2. - Федеральная служба по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ

3. - Администрация Президента РФ

Правоохранительными органами следует считать:

1. органы государственной власти;

2. органы исполнительной, законодательной и судебной власти,

3. органы правосудия и расследования преступлений;

4. органы судебной власти;

5. органы и организации, для которых защита прав и законных интересов граждан и организаций является их основной или одной из основных задач.

Тема № 2

1. Понятие, признаки судебной власти и ее место в системе государственной власти

2. Ответить на вопросы:

Судебная власть- это:

1. обладание полномочиями по принятию судебных решений;

2. право вынесения приговоров по уголовным делам;

3. деятельность по рассмотрению дел о нарушениях прав и свобод;

4. обладание в силу закона правоприменительными полномочиями;

5. система органов государства, которая в соответствии с Конституцией РФ наделена полномочиями по осуществлению правосудия.

Носителем судебной власти выступает:

1. народ России;

2. правоохранительные органы РФ;

3. суд;

4. судебная система РФ.

Судебная власть осуществляется различными правовыми способами в следующих формах:

1. путем рассмотрения и разрешения уголовных и гражданских дел;

2. путем уголовного, гражданского и административного судопроизводства;

3. путем осуществления правосудия;

4. путем конституционного судопроизводства, осуществления правосудия, а также разрешения споров, возникающих из экономических правоотношений.

Исключительность судебной власти состоит в том, что:

1. судебные решения обязательны для исполнения;

2. решения суда направлены на защиту прав и свобод человека и гражданина;

3. судебная власть – одна из ветвей государственной власти;

4. она осуществляется только судами, входящими в судебную систему России.

Форма государственной деятельности по рассмотрению и разрешению судом уголовных и гражданских дел:

1. - нормотворчество;

2. - правозащита;

3. - правосудие.

Правосудие – это:

1. деятельность судов, входящих в судебную систему России;

2. деятельность судьи и присяжных заседателей по рассмотрению и разрешению уголовного дела;

3. деятельность по осуществлению конституционного судопроизводства и разрешению экономических споров;

4. деятельность судов по рассмотрению и разрешению гражданских, арбитражных, административных и уголовных дел;

5. реализация судебной власти.

Принципы правосудия - это:

1. обязательные правила уголовного судопроизводства;

2. обязательные правила уголовного и гражданского судопроизводства;

3. требования закона по отправлению правосудия и расследованию преступлений;

4. руководящие начала (правила, требования), которыми руководствуется суд при назначении наказания;

5. руководящие положения (правила, требования) наиболее общего характера, определяющие организацию и деятельность судебных органов и служащие выполнению задач, стоящих перед судами.

Принципом правосудия не является:

1. - национальный язык судопроизводства;

2. - презумпция невиновности;

3. - единство и централизация.

Принцип правосудия:

1. - целесообразность;

2. - законность;

3. - реальность;

Принципом правосудия не является:

1. - национальный язык судопроизводства;

2. - презумпция невиновности;

3. - единство и централизация.

Принципом правосудия является:

1. - охрана прав и свобод человека и гражданина;

2. - конкретность;

3. - осуществления правосудия только судом.

Принципом правосудия не является:

1. - независимость судей;

2. - целесообразность;

3. - обеспечение каждому права на судебную защиту прав и свобод.

Судебная система Российской Федерации – это:

1. система органов правосудия;

2. система правоохранительных органов;

3. система органов уголовной юстиции;

4. совокупность федеральных судов РФ;

5. совокупность федеральных судов РФ и судов субъектов России.

В судебную систему Российской Федерации законодательно не включены:

1. - третейские суды;

2. - военные суды;

3. - районные (городские) суды общей юрисдикции.

Федеральные суды создаются:

1. - по решению Президента РФ

2. - по решению Председателя Верховного Суда РФ

3. - по решению Председателя Высшего Арбитражного Суда

4. - федеральным конституционным законом

Подведомственность означает:

1. к какой ветви судебной власти относится то или иное дело;

2. отнесение дела к компетенции суда того или иного уровня внутри ветви судебной власти.

Подсудность означает:

1. к какой ветви судебной власти относится то или иное дело;

2. отнесение дела к компетенции суда того или иного уровня внутри ветви судебной власти.

Судебное звено – это:

1. конкретно взятый судебный орган;

2. совокупность полномочий суда по конкретному делу;

3. суды субъекта РФ и федеральные суды;

4. совокупность судов с одинаковой структурой и наделенных одинаковыми полномочиями.

Судебная инстанция:

1. совокупность судов с одинаковой структурой и наделенных одинаковыми полномочиями;

2. суд (или его структурное подразделение), выполняющий ту или иную функцию.

Круг полномочий судебного органа по правовой оценке конкретных фактов, в том числе по разрешению споров и применению предусмотренных законом санкций:

1. - инстанция;

2. - апелляция;

3. - кассация.

Тема № 3

1. Конституционное правосудие и органы конституционного контроля в РФ

2. Ответить на вопросы:

Выявление правовых актов государственных органов и должностных лиц, противоречащих конституционным положениям, а также принятие мер по устранению таких противоречий:

1. правотворчество;

2. прокурорский надзор;

3. конституционный контроль;

4. правоприменение.

В состав Конституционного Суда РФ входят:

1. 21 судья;

2. 19 судей;

3. 12 судей.

Решения Конституционного Суда РФ:

1. - могут быть обжалованы;

2. - не могут быть обжалованы;

3. - могут быть обжалованы только Президенту РФ.

Разрешает споры о компетенции между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Субъекта РФ:

1. - Конституционный (уставный) Суд Субъекта Федерации;

2. - Конституционный Суд РФ;

3. - Высший Арбитражный Суд РФ.

Выстройте в правильной последовательности стадии конституционного судопроизводства:

1. - предварительное рассмотрение;

2. - судебное разбирательство;

3. - назначение и подготовка дела к слушанию в судебном заседании;

4. - принятие итогового решения и его исполнение.

Ключевая стадия судопроизводства в Конституционном Суде РФ:

1. - предварительное рассмотрение;

2. - судебное разбирательство;

3. - назначение и подготовка дела к слушанию в судебном заседании;

4. - принятие итогового решения и его исполнение.

Решения Конституционного Суда РФ, принимаемые на его пленарном заседании, называются:

1. определениями и постановлениями;

2. определениями;

3. постановлениями.

Разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций республик, входящих в состав РФ:

1. - пленарное заседание Конституционного Суда РФ;

2. - палата Конституционного Суда РФ;

3. - председатель Конституционного Суда РФ.

Внутренняя структура Конституционного Суда РФ определяется:

1. - ФКЗ «О судебной системе РФ»;

2. - ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»;

3. - Конституцией РФ.

В составе Конституционного Суда РФ действуют:

1. - две Палаты;

2. - три Палаты;

3. - две коллегии;

4. - две коллегии и Президиум;

5. - две Палаты и Президиум.

Председатель Конституционного суда РФ:

1. назначается Президентом РФ;

2. избирается Советом Федерации РФ;

3. избирается судьями Конституционного Суда РФ.

Конституционный Суд Республики Татарстан состоит из:

1. - 19 судей;

2. - 10 судей;

3. - 6 судей.

Тема № 4

1. Федеральный закон «О мировых судьях» и его основные положения

2. Ответить на вопросы:

Суды общей юрисдикции являются организационно:

1. - обособленными и самостоятельными;

2. - входят в систему конституционных судов;

3. - входят в систему арбитражных судов.

Основное звено судов общей юрисдикции - это:

1. Верховный Суд РФ;

2. Конституционный суд РФ;

3. мировой судья;

4. районный (городской) суд.

Исключением из общего правила административно-территориального построения судов общей юрисдикции в РФ является:

1. - система арбитражных судов;

2. - суды общей юрисдикции;

3. - система мировых судов.

Мировой судья входит в систему:

1. - федеральных судов;

2. - конституционных (уставных) судов;

3. - судов Субъекта Федерации.

По отношению к мировым судьям районный суд выступает в качестве:

1. аппеляционной инстанции;

2. кассационной инстанции;

3. надзорной инстанции.

Судебные участки, в пределах которых осуществляет свои полномочия мировой судья, создаются исходя из расчета численности населения на одном участке:

1. - от 15 до 30 тысяч человек;

2. - от 15 до 23 тысяч человек;

3. - от 15 до 20 тысяч человек.

Мировой судья может рассматривать уголовные дела:

1. - единолично;

2. - с участием присяжных заседателей;

3. - с участием народных заседателей.

Уголовные дела подсудные мировому судье по преступлениям, совершенным военнослужащими, рассматриваются:

1. -мировым судьей;

2. - районным (городским) судом;

3. - гарнизонным военным судом.

Тема №5

1. Федеральные суды общей юрисдикции, система и подсудность.

2. Основные положения ФКЗ № 1 от 7 февраля 2011г. «О судах общей юрисдикции РФ»

3. Ответить на вопросы:

В систему судов общей юрисдикции включены:

1. все судебные органы России;

2. все федеральные суды;

3. суды субъектов РФ, рассматривающие уголовные, гражданские дела и дела об административных правонарушениях;

4. суды, рассматривающие и разрешающие уголовные, гражданские дела и дела об административных правонарушениях.

Суд общей юрисдикции первой инстанции рассматривает:

1. уголовные дела по существу;

2. гражданские дела по существу;

3. уголовные и гражданские дела по существу;

4. административные, уголовные и гражданские дела по существу.

Суд общей юрисдикции второй инстанции:

1. пересматривает дело по существу;

2. проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, вступивших в законную силу;

3. проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу.

Суд второй инстанции:

1. - мировой судья

2. - дознаватель

3. - районный суд.

Термином «надзорная инстанция» обозначаются:

1. суды среднего звена;

2. суды высшего звена;

3. суды аппеляционной инстанции;

4. суды, проверяющие законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу;

5. подразделения вышестоящих судов, наделенных правом проверять законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу.

Срок подачи кассационной жалобы (заявления) по уголовному делу составляет:

1. 1 месяц;

2. 10 дней;

3. 7 дней;

4. 3 дня.

Срок подачи кассационной жалобы (заявления) по гражданскому делу:

1. отличается от срока подачи такой жалобы по уголовному делу;

2. не отличается от срока подачи такой жалобы по уголовному делу.

Конкретное судебное дело рассматривается:

1. только судьей;

2. только в составе коллегии профессиональных судей;

3. как судьей единолично, так и коллегиально;

4. может быть рассмотрено судьей единолично, судьей и представителями общественности, а также судебным составом.

Принцип участия представителей народа при отправлении правосудия означает:

1. возможность присутствия представителей общественности в зале судебного заседания;

2. возможность обжаловать судебное решение в Общественную палату;

3. участие представителей народа в отправлении правосудия в качестве народных заседателей;

4. участие представителей общественности в отправлении правосудия в предусмотренных законом случаях в качестве присяжных и арбитражных заседателей.

Районный (городской) суд - это:

1. главное звено в судебной системе;

2. основное звено судебной системы;

3. низшее звено судебной системы.

Решение об образовании районного суда принимается:

1. - местной администрацией;

2. - Президентом РФ;

3. - Государственной Думой РФ.

Районные суды могут рассматривать уголовные дела:

1. - единолично;

2. - с участием присяжных заседателей;

3. - с участием народных заседателей.

В аппарат районного (городского) суда не входит:

1. - консультант;

2. - секретарь судебного заседания;

3. - архивариус;

4. - судья.

Председатель районного суда:

1. - может рассматривать уголовные дела;

2. - может рассматривать гражданские дела;

3. - организует работу районного суда;

4. - выполняет все вышеперечисленные функции.

Поступающие в районный суд дела между судьями распределяет:

1. - секретарь суда;

2. - председатель районного суда;

3. - администратор суда.

Секретарь судебного заседания обязан:

1. - рассмотреть уголовное дело по существу;

2. - вести протокол судебного разбирательства;

3. - обеспечить исполнение решения суда.

Суд среднего звена судов общей юрисдикции имеет в своем составе:

1. 2 судебные коллегии, президиум, Пленум;

2. 4 судебные коллегии, президиум и Пленум;

3. 2 судебные коллегии и президиум;

4. 3 судебные коллегии и президиум.

Какой элемент не входит в структуру Верховного Суда Республики Татарстан:

1. - Президиум;

2. - судебная коллегия по гражданским делам;

3. - судебная коллегия по уголовным делам;

4. - квалификационная коллегия судей.

Дело с участием присяжных заседателей рассматривается в:

1. - районном (городском) суде;

2. - суде Субъекта Федерации;

3. - Верховном Суде РФ.

Президиум Верховного Суда Республики Татарстан является:

1. - кассационной инстанцией;

2. - надзорной инстанцией;

3. - первой инстанцией.

В состав Пленума Верховного Суда РФ входят:

1. - все федеральные судьи РФ;

2. - все судьи Верховного Суда РФ;

3. - Председатель Верховного Суда РФ и его заместители.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ - это:

1. важнейшее решение по конкретному делу, принятое высшим судебным органом;

2. нормативно - правовой акт, обязательный к исполнению;

3. нормативное судебное толкование закона.

Военные суды РФ - это:

1. самостоятельная ветвь судебной власти;

2. судебные органы, находящиеся в ведении Министерства обороны;

3. суды общей юрисдикции.

Высшей надзорной инстанцией по делам о воинских преступлениях является:

1. Верховный Суд РФ;

2. Президиум Верховного Суда РФ;

3. Военная коллегия Верховного Суда РФ.

Военные суды осуществляют правосудие от имени:

1. - министра обороны РФ;

2. - министра юстиции РФ;

3. - Российской Федерации.

Система военных судов обусловлена:

1. - административно-территориальным делением РФ;

2. - национально-территориальным делением РФ;

3. - организацией и дислокацией воинских частей.

Основное звено системы военных судов:

1. - Военная коллегия Верховного Суда РФ;

2. - гарнизонный суд;

3. - суд военного округа (флота).

Гарнизонный военный суд возглавляет:

1. - военный прокурор;

2. - военный комиссар;

3. - председатель.

Тема № 6

1. Арбитражные суды РФ, их система и правовая регламентация организации и деятельности

2. Ответить на вопросы:

Арбитражные суды РФ являются:

1. - органами ведомственного арбитража;

2. - самостоятельной ветвью судебной власти;

3. - составной частью судов общей юрисдикции.

В систему арбитражных судов входит:

1. Международный коммерческий арбитражный суд;

2. Морская арбитражная комиссия;

3. третейские суды;

4. не входят все названные органы.

Арбитражные суды осуществляют судебную власть при разрешении споров, вытекающих:

1. - из гражданских и административных правоотношений;

2. - из уголовных правоотношений;

3. - из трудовых правоотношений;

4. - из военных правоотношений.

Основным звеном системы Арбитражных судов является:

1. районный (городской) арбитражный суд;

2. Высший Арбитражный Суд РФ;

3. Федеральный арбитражный суд округа;

4. Арбитражный суд субъекта РФ.

В арбитражном суде Субъекта Федерации судебные составы формирует:

1. - Председатель Высшего Арбитражного Суда;

2. - Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ;

3. - Председатель арбитражного суда Субъекта Федерации.

Состав Президиума арбитражного суда Субъекта РФ утверждается:

1. - Президентом РФ;

2. - Председателем Высшего Арбитражного Суда;

3. - Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ.

Арбитражный апелляционный суд путем повторного рассмотрения проверяет законность и обоснованность:

1. - судебных актов вступивших в законную силу;

2. - судебных актов, не вступивших в законную силу;

3. - всех вышеназванных судебных актов.

Арбитражный суд Федерального округа рассматривает дела:

1. - в аппеляционной инстанции;

2. - в кассационной инстанции;

3. - в надзорной инстанции.

Экономические споры между Российской Федерацией и ее Субъектами рассматривает:

1. - Высший арбитражный Суд РФ;

2. - арбитражный аппеляционный суд;

3. - арбитражный суд Федерального округа;

4. - арбитражный суд Субъекта Федерации.

Дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской деятельности рассматривает:

1. - Высший арбитражный Суд РФ;

2. - арбитражные суды Федеральных округов;

3. - арбитражные суды Субъектов Федерации.

Заседания Президиума Высшего Арбитражного Суда проводятся:

1. - ежемесячно;

2. - ежегодно;

3. - по мере необходимости.

Заседания Пленума Высшего Арбитражного Суда проводятся:

1. - ежемесячно;

2. - ежегодно;

3. - не реже двух раз в год.

Темы 7, 8

1. Законодательство о статусе судей, присяжных и арбитражных заседателей

2. ФЗ от 14 марта 2002г. «Об органах судейского сообщества в РФ» и его основные положения

3. Ответить на вопросы:

Совокупность государственных служащих – судей, наделенных в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе:

1. - судейское общество;

2. - судейский корпус;

3. - судейский профсоюз.

Органы судейского сообщества:

1. - являются органами самоуправления, цель которых - защита интересов судей;

2. - отправляют правосудие:

3. - являются профсоюзными органами судей.

Органом судейского сообщества является:

1. Судебный департамент при Верховном Суде РФ;

2. Пленум Верховного Суда РФ;

3. Всероссийский съезд судей.

Квалификационная коллегия судей осуществляет:

1. прием квалификационного экзамена у кандидата на должность судьи;

2. рассмотрение важнейших уголовных и гражданских дел;

3. квалификационную аттестацию судей.

Судьей в России

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...