Общее устройство мобильных машин
Цель работы: изучить классификацию, оценочные показатели и общее устройство мобильных машин. Приборы и оборудование: автомобили ЗИЛ-130, ГАЗ-66, тракторы Т-150, МТЗ-80, Беларус-1522, плакаты по общему устройству мобильных машин, учебная литература.
Общие сведения
Автомоби́ль (от др.-греч. αὐτο — сам и лат. mobilis — движущийся) - это самодвижущееся транспортное средство, предназначенное для перевозки по безрельсовому пути пассажиров, различных грузов или специального оборудования, а также для буксирования прицепов. Автомобили, а также предназначенные для буксирования ими прицепы и полуприцепы объединены понятием «автомобильное транспортное средство» (автотранспортное средство). Автомобиль - тягач вместе с соединенным с ним прицепом (полуприцепом) образует автомобильный поезд (автопоезд). Трактор - колесная или гусеничная самоходная машина, предназначенная для выполнения различных работ с применением прицепных, навесных, полунавесных и стационарных машин-орудий, с которыми она образует машинно-тракторный агрегат (МТА). Все автомобили, несмотря на возможные их различия, могут быть описаны некоторым ограниченным набором качественных и количественных характеристик, использование которых позволяет составить общее представление о конструкции. К этим характеристикам относятся: назначение автомобиля, его инерционные и геометрические параметры, тип и параметры двигателя, принадлежность автомобиля к тому или иному классу, компоновочная схема. В общем случае автомобиль предназначен для совершения транспортной работы. По назначению автомобили делятся на пассажирские, грузовые, гоночные и специальные. Смысл первых трех понятий содержится в буквальном значении терминов. Специальными называют автомобили, предназначенные для перевозки смонтированного на них технологического оборудования и выполнения специальных нетранспортных работ (на таких автомобилях устанавливают подъемные краны, пожарные лестницы, компрессорные и буровые установки, оборудование для уборки улиц и т.д.).
Пассажирские автомобили подразделяют на легковые и автобусы. Граница между этими типами автомобилей определяется их вместимостью. Если автомобиль предназначен для перевозки не более чем 9 пассажиров, включая водителя, его называют легковым, в противном случае он считается автобусом. Автобусы по назначению подразделяются на городские, междугородные и туристские. Городской автобус имеет места для сидения и места для стоящих пассажиров. Междугородный автобус может быть оборудован для перевозки стоящих пассажиров только в проходе. В туристском автобусе перевозка стоящих пассажиров не предусмотрена. В некоторых странах в качестве самостоятельного типа принято выделять автобус для перевозки детей, называемый школьным автобусом. Грузовые автомобили имеют две разновидности: автомобили общего назначения и специализированные. Грузовые автомобили общего назначения в свою очередь подразделяются на бортовые автомобили и седельные тягачи. Бортовой автомобиль предназначен для перевозки груза в собственном кузове, а седельный тягач — для буксировки полуприцепа. Полуприцепом называют несамоходное автомобильное транспортное средство, которое при буксировке тягачом (посредством специального седельно-сцепного устройства) опирается на него передней своей частью. В отличие от грузовых автомобилей общего назначения, специализированные предназначены для перевозки специфических грузов и имеют три разновидности: автомобили-самосвалы, автомобили-цистерны и автомобили-фургоны. Автомобили-самосвалы предназначены для перевозки сыпучих грузов, а автомобили-цистерны - жидких. Автомобиль-фургон предназначен для перевозки грузов, требующих повышенной защиты от окружающей среды. Фургоны делятся на универсальные, специализированные (например, для перевозки хлеба), изотермические и рефрижераторы.
Автомобиль подразделяют на три основные части – кузов, двигатель и шасси, включающее в себя трансмиссию, несущую систему, мосты, подвеску автомобиля, рулевое управление, тормозное управление и колеса. Трактор состоит из пяти основных групп механизмов: двигатель, трансмиссия, ходовая часть, механизмы управления, рабочее и вспомогательное оборудование. Для преобразования вырабатываемой двигателем механической энергии в работу по перемещению автомобильных транспортных средств на них обычно используются колесные движители. Те колеса автомобиля, которые выполняют функции движителя, называют ведущими, прочие - ведомыми. Подвод крутящего момента от двигателя к движителю осуществляется посредством трансмиссии. Наиболее распространены механическая и гидромеханическая трансмиссии. Обязательным узлом первого варианта трансмиссии является сцепление, позволяющее кратковременно отключать работающий двигатель от остальных агрегатов трансмиссии и плавно соединять их в начале движения автомобиля и при переключении передач. В гидромеханической трансмиссии эти функции выполняет гидромеханическая передача. Этот же агрегат, как и коробка передач в механической трансмиссии, предназначен для увеличения крутящего момента при необходимости преодоления повышенных сопротивлений и его реверсирования с целью движения задним ходом. Гораздо реже используют механические вариаторы, позволяющие, в отличие от коробок передач, осуществлять бесступенчатое изменение передаточного числа трансмиссии. Обязательный для обоих типов трансмиссии согласующий редуктор, обеспечивающий наилучшую реализацию возможностей двигателя, называют главной передачей. В случае, если у автомобиля больше двух ведущих колес, для распределения крутящего момента между ними может применяться раздаточная коробка. Свобода относительного вращения валов трансмиссии при распределении крутящего момента чаще всего обеспечивается дифференциалами. Взаиморасположение узлов трансмиссии определяется компоновочной схемой автомобиля, в частности количеством ведущих колес и их расположением относительно двигателя. Передача крутящего момента между узлами, относительное положение которых может изменяться, осуществляется обычно посредством карданных передач.
На сверхтяжелых автомобилях (например, карьерных самосвалах) иногда используют электромеханические трансмиссии. В таких конструкциях перечисленные выше узлы отсутствуют, а передача энергии от двигателя осуществляется путем преобразования ее с помощью генератора из механической в электрическую и обратного преобразования посредством электродвигателей непосредственно у движителей. Остов автомобиля, к которому крепятся узлы и агрегаты автомобиля, воспринимающий основные нагрузки (в частности, вес агрегатов автомобиля, пассажиров и груза, реакции со стороны дороги и др.) и обеспечивающий прочность и жесткость конструкции, называют несущей системой. Колеса, имеющие общую или близкие оси вращения и расположенные по разные стороны от несущей системы, образуют ось автотранспортного средства. Связь несущей системы автомобиля с колесами осуществляется посредством мостов и подвески. Изменение и поддержание направления движения автомобиля обеспечивается с помощью рулевого управления, а его замедление и удержание в неподвижном состоянии — посредством тормозного управления.
Порядок выполнения работы
1. Используя чертежи, плакаты и наглядные пособия, изучить общее устройство и компоновку основных частей мобильных машин. 2. Изучить на действующих автомобилях и тракторах размещение основных частей и их назначение.
Содержание отчета
1. Схема компоновки одной из моделей автомобиля и его основные технические характеристики. 2. Схема компоновки одной из моделей колесного трактора и его основные технические характеристики. 3. Схема компоновки одной из моделей гусеничной мобильной машины и её основные технические характеристики.
Контрольные вопросы
1. Определение автомобиля и трактора. 2. По каким признакам классифицируются автомобили и трактора? 3. Из каких основных частей состоит трактор и автомобиль? 4. Что такое колесная формула и в чем состоит разница в обозначениях колесной формулы для трактора и автомобиля? 5. Перечислите возможные компоновочные схемы автомобилей и тракторов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|