Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общее устройство мобильных машин

Цель работы: изучить классификацию, оценочные показатели и общее устройство мобильных машин.

Приборы и оборудование: автомобили ЗИЛ-130, ГАЗ-66, тракторы Т-150, МТЗ-80, Беларус-1522, плакаты по общему устройству мобильных машин, учебная литература.

 

Общие сведения

 

Автомоби́ль (от др.-греч. αὐτο — сам и лат. mobilis — движущийся) - это самодвижущееся транспортное средство, предназначенное для перевозки по безрельсовому пути пассажиров, различных грузов или специального оборудования, а также для буксирования прицепов.

Автомобили, а также предназначенные для буксирования ими прицепы и полуприцепы объединены понятием «автомобильное транспортное средство» (автотранспортное средство). Автомобиль - тягач вместе с соединенным с ним прицепом (полуприцепом) об­разует автомобильный поезд (автопоезд).

Трактор - колесная или гусеничная самоходная машина, предназначенная для выполнения различных работ с применением прицепных, навесных, полунавесных и стационарных машин-орудий, с которыми она образует машинно-тракторный агрегат (МТА).

Все автомобили, несмотря на возможные их различия, могут быть описаны некоторым ограниченным набором качественных и количественных характеристик, использование которых позволяет составить общее представление о конструкции. К этим характе­ристикам относятся: назначение автомобиля, его инерционные и геометрические параметры, тип и параметры двигателя, принадлеж­ность автомобиля к тому или иному классу, компоновочная схема.

В общем случае автомобиль предназначен для совершения транс­портной работы. По назначению автомобили делятся на пассажирские, грузовые, гоночные и специальные. Смысл первых трех понятий содержится в буквальном значении терминов. Спе­циальными называют автомобили, предназначенные для перевозки смонтированного на них технологического оборудования и выпол­нения специальных нетранспортных работ (на таких автомобилях устанавливают подъемные краны, пожарные лестницы, компрес­сорные и буровые установки, оборудование для уборки улиц и т.д.).

Пассажирские автомобили подразделяют на легковые и автобусы. Граница между этими типами автомобилей определяется их вмес­тимостью. Если автомобиль предназначен для перевозки не более чем 9 пассажиров, включая водителя, его называют легковым, в противном случае он считается автобусом. Автобусы по назначению подразделяются на городские, междугородные и туристские. Го­родской автобус имеет места для сидения и места для стоящих пассажиров. Междугородный автобус может быть оборудован для перевозки стоящих пассажиров только в проходе. В туристском автобусе перевозка стоящих пассажиров не предусмотрена. В не­которых странах в качестве самостоятельного типа принято выделять автобус для перевозки детей, называемый школьным автобусом.

Грузовые автомобили имеют две разновидности: автомобили об­щего назначения и специализированные. Грузовые автомобили об­щего назначения в свою очередь подразделяются на бортовые ав­томобили и седельные тягачи. Бортовой автомобиль предназначен для перевозки груза в собственном кузове, а седельный тягач — для буксировки полуприцепа. Полуприцепом называют несамоход­ное автомобильное транспортное средство, которое при буксировке тягачом (посредством специального седельно-сцепного устройства) опирается на него передней своей частью.

В отличие от грузовых автомобилей общего назначения, спе­циализированные предназначены для перевозки специфических гру­зов и имеют три разновидности: автомобили-самосвалы, автомо­били-цистерны и автомобили-фургоны. Автомобили-самосвалы предназначены для перевозки сыпучих грузов, а автомобили-цис­терны - жидких. Автомобиль-фургон предназначен для перевозки грузов, требующих повышенной защиты от окружающей среды. Фургоны делятся на универсальные, специализированные (напри­мер, для перевозки хлеба), изотермические и рефрижераторы.

Автомобиль подразделяют на три основные части – кузов, двигатель и шасси, включающее в себя трансмиссию, несущую систему, мосты, подвеску автомобиля, ру­левое управление, тормозное управление и колеса.

Трактор состоит из пяти основных групп механизмов: двигатель, трансмиссия, ходовая часть, механизмы управления, рабочее и вспомогательное оборудование.

Для преобразования вырабатываемой двигателем механической энергии в работу по перемещению автомобильных транспортных средств на них обычно используются колесные движители. Те колеса автомобиля, которые выполняют функ­ции движителя, называют ведущими, прочие - ведомыми.

Подвод крутящего момента от двигателя к движителю осуществ­ляется посредством трансмиссии. Наиболее распространены меха­ническая и гидромеханическая трансмиссии. Обязательным узлом первого варианта трансмиссии является сцепление, позволяющее кратковременно отключать работающий двигатель от остальных аг­регатов трансмиссии и плавно соединять их в начале движения автомобиля и при переключении передач. В гидромеханической трансмиссии эти функции выполняет гидромеханическая передача. Этот же агрегат, как и коробка передач в механической трансмиссии, предназначен для увеличения крутящего момента при необходимости преодоления повышенных сопротивлений и его реверсирования с целью движения задним ходом. Гораздо реже используют механи­ческие вариаторы, позволяющие, в отличие от коробок передач, осуществлять бесступенчатое изменение передаточного числа транс­миссии. Обязательный для обоих типов трансмиссии согласующий редуктор, обеспечивающий наилучшую реализацию возможностей двигателя, называют главной передачей. В случае, если у автомобиля больше двух ведущих колес, для распределения крутящего момента между ними может применяться раздаточная коробка. Свобода от­носительного вращения валов трансмиссии при распределении кру­тящего момента чаще всего обеспечивается дифференциалами. Взаи­морасположение узлов трансмиссии определяется компоновочной схемой автомобиля, в частности количеством ведущих колес и их расположением относительно двигателя. Передача крутящего мо­мента между узлами, относительное положение которых может из­меняться, осуществляется обычно посредством карданных передач.

На сверхтяжелых автомобилях (например, карьерных самосвалах) иногда используют электромеханические трансмиссии. В таких кон­струкциях перечисленные выше узлы отсутствуют, а передача энергии от двигателя осуществляется путем преобразования ее с помощью генератора из механической в электрическую и обратного преоб­разования посредством электродвигателей непосредственно у дви­жителей.

Остов автомобиля, к которому крепятся узлы и агрегаты авто­мобиля, воспринимающий основные нагрузки (в частности, вес агрегатов автомобиля, пассажиров и груза, реакции со стороны дороги и др.) и обеспечивающий прочность и жесткость конструк­ции, называют несущей системой.

Колеса, имеющие общую или близкие оси вращения и распо­ложенные по разные стороны от несущей системы, образуют ось автотранспортного средства.

Связь несущей системы автомобиля с колесами осуществляется посредством мостов и подвески.

Изменение и поддержание направления движения автомобиля обеспечивается с помощью рулевого управления, а его замедление и удержание в неподвижном состоянии — посредством тормозного управления.

 

Порядок выполнения работы

 

1. Используя чертежи, плакаты и наглядные пособия, изучить общее устройство и компоновку основных частей мобильных машин.

2. Изучить на действующих автомобилях и тракторах размещение основных частей и их назначение.

 

Содержание отчета

 

1. Схема компоновки одной из моделей автомобиля и его основные технические характеристики.

2. Схема компоновки одной из моделей колесного трактора и его основные технические характеристики.

3. Схема компоновки одной из моделей гусеничной мобильной машины и её основные технические характеристики.

 

Контрольные вопросы

 

1. Определение автомобиля и трактора.

2. По каким признакам классифицируются автомобили и трактора?

3. Из каких основных частей состоит трактор и автомобиль?

4. Что такое колесная формула и в чем состоит разница в обозначениях колесной формулы для трактора и автомобиля?

5. Перечислите возможные компоновочные схемы автомобилей и тракторов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...