курсовой работы по дисциплине «Аудит»
Методические указания по выполнению Курсовая работа (далее КР) является заключительным этапом изучения студентами дисциплины «Аудит». Задачами КР являются: – закрепление и углубление полученных теоретических знаний и практических навыков по бухгалтерскому учету и их применение для решения конкретных практических задач; – выявление степени подготовленности студента для самостоятельной практической работы. Перечень тем курсовой работы: 1. Место аудита в системе контроля в Российской Федерации. 2. Национальные и международные стандарты аудита. 3. Аудит финансовой бухгалтерской отчетности. 4. Аудит учетной политики. 5. Аудит учета основных средств. 6. Аудит учета нематериальных активов. 7. Аудит учета материалов. 8. Аудит учета затрат на производство. 9. Аудит учета выпуска и продажи готовой продукции. 10. Аудит учета кассовых операций. 11. Аудит операций по расчетным счетам. 12. Аудит операций по валютным счетам. 13. Аудит учета финансовых вложений. 14. Аудит расчетов по оплате труда. 15. Аудит расчетов с подотчетными лицами. 16. Аудит кредитов и займов. 17. Аудит учета финансовых результатов. 18. Аудит расчетов с дебиторами и кредиторами. 19. Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками. 20. Аудит расчетов с покупателями и заказчиками. 21. Аудит учета собственного капитала. 22. Аудит учета товаров. 23. Аудит расчетов с бюджетом. Студенту предлагается выбор темы курсовой работы в соответствии приведенной схемой в таблице 1.
Таблица 1 – Схема выбора темы курсовой работы
Окончание табл. 1
Подбор и изучение источников и литература по теме КР. Предварительное изучение источников (нормативно-правовых актов) и литературы по теме КР производится для разработки плана КР. При непосредственном написании КР данные информационные источники будут являться ее теоретической основой. Подбирая литературу, следует обращаться, преимущественно, к изданиям последних 2-3 лет. Используемые нормативно-правовые акты обязательно должны быть в последней редакции. Во избежание использования устаревших нормативно-правовых актов следует использовать справочно-правовые системы «Гарант», «Консультант плюс». На основе проведенного обзора нормативно-правовых актов и литературы студент составляет план КР. При изложении теоретического материала сначала следует рассмотреть основные понятия и общие положения по аудиту, а затем частные случаи применения методов аудита в различных ситуациях. По дискуссионным вопросам темы следует дать краткий обзор литературы, критически рассмотреть точки зрения различных авторов и обосновать свою позицию. Написание КР и представление ее на проверку. Завершенную и надлежащим образом оформленную КР студент должен представить в учебный отдел за один месяц до начала сессии и защитить в сроки, установленные учебным планом. Студент, не защитивший курсовую работу в срок, не допускается к сдаче экзамена по дисциплине «Аудит». Общие требования к содержанию и оформлению КР. К курсовой работе предъявляются следующие основные требования: 1) работа должна быть написана на высоком теоретическом уровне, при ее выполнении обобщаются теоретические материалы по теме работы с использованием законодательно-нормативных документов, а также данных специальной и учебной литературы;
2) материал, взятый из всех литературных источников, должен быть переработан, органически увязан с избранной студентом темой и изложен своими словами; 3) работа должна быть написана самостоятельно, отличаться критическим подходом к современному состоянию нормативной базы бухгалтерского учета, к содержанию используемых источников; 4) изложение темы должно быть конкретным, насыщенным фактическими данными, позволяющими всесторонне раскрыть порядок и особенности бухгалтерского учета рассматриваемого объекта; 5) в работе должны содержаться конкретные выводы и предложения, направленными на совершенствование организации и методологии учета изучаемого объекта. Объем курсовой работы должен составлять 40-50 листов машинописного текста без учета приложений. Нижеприведенные правила оформления КР основаны на требованиях Межгосударственного стандарта ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления». КР должна быть выполнена с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полтора интервала. В таблицах и иллюстрациях междустрочный интервал должен быть одинарным. Цвет шрифта должен быть черным, размер шрифта – 14 (в таблицах и в иллюстрациях – 12), наименование шрифта – Times New Roman, абзацный отступ – 0,7. Текст КР следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое -15 мм, левое – 25 мм, верхнее и нижнее – 20 мм. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, применяя наклонный, жирный, подчеркнутый шрифт. При выполнении КР необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всей работе. Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе подготовки КР, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста прописным или рукописным способом. Повреждения листов КР, помарки и следы некачественного удаления прежнего текста не допускаются. Наименования структурных элементов КР «Содержание», «Введение», «Заключение», «Библиографический список» служат их заголовками и не нумеруются.
Основную часть КР следует делить на разделы, подразделы, пункты, подпункты. При делении текста КР на пункты и подпункты необходимо, чтобы каждый пункт содержал законченную информацию. Выделение только одного раздела, подраздела, пункта, подпункта не допускается. Разделы, подразделы, пункты и подпункты следует нумеровать арабскими цифрами. Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений. Пример – 1, 2, 3 и т.д. Номер подраздела включает номер раздела и порядковый номер подраздела, разделенные точкой. Пример – 1.1, 1.2, 1.3 и т.д. Номер пункта включает номер раздела, подраздела и порядковый номер пункта, разделенные точкой. Пример – 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3 и т.д. В конце номера раздела, подраздела, пункта, подпункта и т.д. точка не ставится. Наличие заголовков без номера не допускается. В содержание не помещаются составляющие КР, имеющие тройную и более нумерацию (пункты, подпункты и т.д.). Каждый раздел, а также аннотация, введение, заключение, библиографический список следует начинать с новой страницы. Заголовки данных структурных составляющих КР в тексте полностью пишутся прописными (заглавными) буквами с выравниванием по центру. Заголовки подразделов, пунктов, подпунктов и т.д. пишутся с абзацного отступа строчными буквами (первая – прописная). Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления. Перед каждым перечислением следует ставить дефис или строчную букву (за исключением ё, з, о, г, ь, и, ы, ъ), после которой ставится скобка, или цифру, после которой ставится скобка. После каждого пункта перечисления, кроме последнего, ставится точка с запятой. Страницы КР следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки. Титульный лист, содержание включают в общую нумерацию страниц, но номера страниц на них не проставляют (аннотация не входит в общую нумерацию!). На всех страницах КР, расположенных после содержания, номер проставляется. Нумерация страниц КР и приложений, входящих в состав КР, должна быть сквозная.
Структурные элементы курсовой работы: ü Титульный лист. ü Аннотация – это краткая характеристика КР; аннотация должна содержать строго в нижеприведенной последовательности: сведения о количестве страниц, иллюстраций, таблиц, приложений, разделов КР, количестве использованных источников; объект разработки; цель работы; результаты работы. ü Содержание включает введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование), заключение, библиографический список и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы КР. ü Введение, которое должно включать: актуальность работы, ее цель и задачи. При обосновании актуальности работы следует дать развернутый и имеющий внутреннюю логику ответ на вопрос: «В чем заключается практическая полезность данной работы?». Во введении отражается роль аудита в период реформирования бухгалтерского учета, дается обоснование актуальности темы работы, раскрывается место и роль аудита в управлении экономическим субъектом. ü Основное содержание работы, включающее разделы, разбитые на подразделы, пункты и т.д. ü Заключение, которое должно содержать констатацию проделанной работы, основные выводы и рекомендации с кратким обоснованием. Из заключения должно следовать то, что сформулированная во введении цель достигнута и поставленные задачи решены. ü Библиографический список, который должен включать только те источники и литературу, ссылки на которые есть в тексте КР. ü Приложения. В приложения следует включать копии документов базовой организации, имеющих непосредственное отношение к теме КР, копии документов. На каждое приложение должна быть сделана ссылка в тексте работы. Основная часть работы, как правило, состоит из двух разделов: теоретического и практического. Каждый раздел делится на несколько подразделов. Содержание работы должно соответствовать теме и полностью ее раскрывать. Написание отдельных разделов и подразделов производится в соответствии с составленным планом работы. В конце каждого раздела (подраздела) следует формулировать выводы по существу изложенного материала. В заключение работы приводятся итоговые выводы по работе. При формировании выводов необходимо учитывать следующее: 1) выводы должны быть нетривиальными, неочевидными: 2) в качестве выводов следует формулировать полученные конечные результаты, а не промежуточные;
3) выводы нельзя подменять декларацией о результатах проделанной работы («рассмотрено», «проанализировано», «изучено» и т.д.); 4) выводы должны быть краткими и в сжатом виде – содержать проделанные в ходе написания разделов рассуждения. При выполнении курсовой работы в первую очередь следует использовать законодательно-нормативные документы, действующие на дату выполнения курсовой работы. Написание каждого раздела курсовой работы имеет свои особенности. В теоретической части работы дается проблемное изложение теоретического материала по аудиту (по данным обзора литературных источников). В данном разделе необходимо рассмотреть следующие вопросы. 1. Задачи аудита исследуемого объекта. Здесь приводится перечень задач, которые должны быть решены при проведении аудиторской проверке исследуемого объекта. 2. Основные понятия. При изложении данного вопроса следует опираться, прежде всего, на положения законодательно-нормативной базы. При этом не допускается простое переписывание содержания законодательно-нормативных документов, учебной и специальной литературы. Эти материалы приводятся в работе в переработанном студентом виде с учетом критического подхода к существующей организации и методологии аудита, а также сравнение российских стандартов с международными стандартами аудита в рамках исследуемой темы. В практической части курсовой работы рассматриваются практические вопросы аудита. Этот раздел необходимо выполнить на примере конкретного предприятия. В практической части необходимо: 1) определить, подлежит ли оно обязательной аудиторской проверке; данное задание выполняется на основании данных Федерального закона от 30.12. 2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»; 2) описать деятельность организации; дать оценку системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета. Выполняется на основании изучения данных учредительских документов и отчетности и служит материалом при составлении раздела «Общие сведения о клиенте» отчета о планировании аудита. При оценке системы внутреннего контроля необходимо составить и заполнить тесты системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета; 3) составить письмо о проведении аудита, который приведен в приложении к федеральному правилу (стандарту) аудиторской деятельности № 12 «Согласование условий проведения аудита»; 4) составить проект договора на проведение аудита; 5) установить уровень существенности и аудиторский риск. При определении уровня существенности и аудиторского риска необходимо привести их расчет; 6) составить общий план и программу аудита, используя таблицы 2 и 3. Общий план и программу аудита составляют исходя из результатов ознакомления с деятельностью организации с учетом оценки системы внутреннего контроля и анализа отчетности, оформив в соответствии с требованиями стандартов аудиторской деятельности.
Таблица 2 – Общий план аудита
Таблица 3 – Программа аудита
5) дать подробное описание каждой аудиторской процедуры исходя из программы аудита, соблюдая последовательность перечисленных в ней процедур; 6) составить перечень документов, которые необходимо запросить у клиента. Перечень документов представьте в виде таблицы 4. При этом необходимо учитывать форму учета и способ обработки учетной информации.
Таблица 4 – Список документов, запрашиваемых для проверки
7) провести аудиторские процедуры по существу; 8) составить отчет аудитора о результатах проверки, в котором приводятся все выявленные нарушения, а так же рекомендации по их устранению со ссылками на законодательно-нормативные документы.
Работа должна содержать заполненные формы основных первичных документов (включая формы договоров), учетных регистров, а также бухгалтерской отчетности. Их заполнение производится на основе вышеуказанных данных. При изложении практического материала в первую очередь следует привести общие сведения о предприятии, на котором проводится аудит, а так же сведения об организации бухгалтерского учета на данном предприятии: 1. Общие сведения о предприятии. К таким сведениям относятся, в частности: организационно-правовая форма, виды деятельности, численность работников, объем производства и реализации, стоимость имущества, рентабельность реализованной продукции и т.п. В этом разделе, как и в других, должны быть приведены только особенности организации. 2. Организация бухгалтерского учета: учетная политика; организационно-технический раздел учетной политики; применяемые не унифицированные формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней отчетности; график документооборота; форма бухгалтерского учета. Практический материал должен завершаться указанием на выявленные в ходе выполнения КР недостатки и рекомендациями по их устранению. Иллюстрации в тексте КР. Иллюстрации (схемы, диаграммы и т.п.) следует располагать в КР непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Иллюстрации могут быть цветные. Иллюстрации обозначаются словом «рисунок» и номером. Иллюстрации, за исключением иллюстраций, помещенных в приложениях, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например, рисунок 1.1. Если иллюстрация одна, то она не нумеруется. Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Обозначение приложения и номер иллюстрации разделяются точкой. Например, третий рисунок в приложении А обозначается «рисунок А.З». На все иллюстрации должны быть даны ссылки в КР, например, «… в соответствии с рисунком 2». Размер шрифта в иллюстрациях – 12. Заключать в рамки иллюстрации не следует. Таблицы в тексте КР. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, при этом без абзацного отступа в одну строку сначала пишется слово «Таблица», ставится ее номер и далее через тире пишется название. Если заголовок таблицы не помещается в одну строку, то его продолжение на следующей строке должно быть расположено под началом заголовка, а не в крайнем левом положении. Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть даны ссылки в тексте. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера. Например, «корреспонденция счетов по учету денежных средств в кассе представлена в таблице 1». Таблицы, за исключением помещенных в приложениях, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой. Если таблица в тексте КР одна, то она не нумеруется. Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например, первая таблица в приложении «В» обозначается «Таблица В.1». Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы. Если строки и графы таблицы выходят за формат страницы, то в первом случае в каждой части таблицы повторяется головка, во втором случае – боковик. Над второй частью таблицы пишется «Продолжение таблицы» или «Окончание таблицы» (в зависимости от того, заканчивается таблица или нет) с указанием ее номера. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк. Если расчетные данные в таблице равны нулю, то в соответствующей ячейке ставится прочерк. Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Разделение заголовков и подзаголовков боковика и граф диагональными линиями не допускается. Графу «Номер по порядку» в таблицу включать не допускается. При необходимости нумерации показателей порядковые номера следует указывать в первой графе боковика таблицы непосредственно перед их наименованием. Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей. Головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы. Единицы измерения могут указываться в графах и в строках таблицы через запятую после их заголовков. Если все показатели в таблице выражены в одних измерителях, то их следует привести через запятую после заголовка таблицы. Округление однотипных числовых данных в таблицах должно быть одинаковым. Размер шрифта в таблицах – 12. Под таблицей или в отдельной графе таблицы следует дать ссылку на источник информации на основе которого она заполнена. Если ссылка приводится под таблицей, то делается сноска в виде звездочки или цифры после заголовка таблицы или названия соответствующей графы таблицы. Ссылка пишется с абзацного отступа шрифтом 12 размера. Сведения об использованных источниках. Ссылки на использованные источники (нормативно-правовые акты) и литературу следует приводить в квадратных скобках непосредственно после приведения информации, полученной из этих источников. При этом указывается сначала номер источника в списке, зачем через запятую после «с.» номер страницы. Пример – [1, с. 50 – 55]. Использованные нормативно-правовые акты и литература перечисляются в списке использованных источников в порядке, в котором они встречаются в тексте КР. Источники нумеруются в списке арабскими цифрами с точкой. В конце каждого источника ставится точка. Источники следует писать в списке с абзацного отступа. Примером является список использованных источников и литературы в данных методических указаниях. Список должен содержать библиографическое описание источников и литературы, которое содержит следующие основные области: заглавие и сведения об авторах; выходные данные; количество страниц. Одна от другой области отделяются точкой и тире (.–). Для разделения элементов, входящих в одну область, применяются условные разделительные знаки (не знаки препинания!) – косая черта, двоеточие, точка с запятой и т.д. Место издания (город) указывают точно так, как это приведено в использованном источнике или литературе, несмотря на возможное последующее переименование. Допускается сокращать наименование городов: Москва (М) и Санкт-Петербург (С.-П.). Правила библиографического описания приведены в ГОСТ 7.1-84 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления». Характерные примеры библиографических описаний: 1) книга, имеющая одного автора –Теория бухгалтерского учета: учебное пособие / В. П. Астахов; изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2004.– 416 с.; 2) книга, имеющая двух и более авторов – Карп, М. В. Финансовый лизинг на предприятии / М. В. Карп, Р. А. Махмутов, Е. М. Шабалин. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. – 119 с. или Шабашев, В. А. Лизинг: основы теории и практики / В. А. Шабашев, Е. А. Федулова, А. В. Кошкин; под ред. проф. Г. П. Подшиваленко.– М.: КНОРУС, 2004. – 192 с.; 3) книга без автора – Маркетинг: учебник / Под ред. Н. П. Ващекина. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. – 312 с; 4) статья из журнала – Учет операций с недвижимым имуществом / К. Ю. Татаров // Бухгалтерский учёт. – 2006. – №4. – С. 9-12 или Вопросы налогообложения / Этуш Я.М.// Главный бухгалтер. – 2008. – №2 – С. 29 – 32; 5) законодательно-нормативные документы – Российская Федерация. Приказы Минфина. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 от 30.03.2001 №26н [с изм. от 27.11.2006]; или Российская Федерация. Приказы Минфина. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению от 31.10.2000 №94н [с изм. от 18.09.2006]; или Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31.07.1998 №146-ФЗ и часть вторая от 05.08.2000 №117-ФЗ [с изм. от 30.12.2008]; или Российская Федерация. Законы. Об аудиторской деятельности от 30.12.2008 №307-ФЗ: федер. закон. Оформления приложений. В приложениях должны быть приведены копии документов предприятия, на котором проводится аудит, имеющие прямое отношение к теме КР. Приложения следует оформлять как продолжение КР на ее последующих страницах, располагая в порядке появления на них ссылок в основной части. Если приложений в КР более одного, их следует обозначать прописными буквами. Пример – Приложение А. Если приложение одно, то оно не обозначается. При необходимости текст приложений может быть разбит на разделы, подразделы и пункты, которые следует нумеровать в пределах каждого приложения. При этом в нумерацию вводится приписная буква, обозначающая приложение- Например, первый раздел в приложении А будет иметь номер «А.1». Имеющиеся в тексте приложения иллюстрации, таблицы и формулы следует нумеровать в пределах каждого приложения. При этом в обозначения вводится прописная буква, обозначающая данное приложение. Обозначение приложения и номер таблицы, формулы, иллюстрации и т.п. разделяются точкой, например: «Таблица А.3» – таблица номер три приложения А. В тексте должны быть ссылки на все приложения. ОБРАЗЕЦ ПЛАНА КР НА ТЕМУ «АУДИТ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ» (НА ПРИМЕРЕ ООО «ВЕСНА»)»
Примечание. Аннотацию размещается сразу же за титульным листом, однако, она не входит в оглавление и не нумеруется!
Экзаменационные вопросы по аудиту 1. Понятие об аудите и аудиторской деятельности. Сопутствующие аудиту услуги. 2. Виды аудита: внешний, внутренний, обязательный, инициативный, подтверждающий, системно-ориентированный, аудит базирующийся на риске. 3. Профессиональная этика аудитора. Независимость аудиторов и аудиторских организаций. 4. Права и обязанности участников аудита. 5. Правовое регулирование аудиторской деятельности. Органы, регулирующие аудиторскую деятельность. 6. Правила (стандарты) аудиторской деятельности: понятие и виды. 7. Основные этапы проведения аудиторской проверки: планирование, сбор аудиторских доказательств, завершение аудита. 8. Изучение и оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля клиента. 9. Планирование аудиторской проверки: порядок подготовки общего плана и программы аудита. 10. Существенность в аудите: понятие, определение и оценка. 11. Аудиторский риск, его компоненты, их взаимосвязь. 12. Построение аудиторской выборки. Оценка результатов выборки. Экстраполяция ошибок. 13. Способы и порядок получения аудиторских доказательств. 14. Роль аналитических процедур в аудиторской проверке. 15. Документирование аудита. 16. Виды аудиторских заключений: безоговорочно положительное, модифицированное и заведомо ложное аудиторское заключение. 17. Форма и содержание аудиторского заключения. 18. Аудит учредительных документов и формирования уставного капитала: цель, объект, источники информации и перечень аудиторских процедур. 19. Аудит учета денежных средств: цель, объект, источники информации и перечень аудиторских процедур. 20. Аудит основных средств: цель, объект, источники информации и перечень аудиторских процедур. 21. Аудит нематериальных активов: цель, объект, источники информации и перечень аудиторских процедур. 22. Аудит материально-производственных запасов: цель, объект, источники информации и перечень аудиторских процедур. 23. Аудит расчетов по оплате труда: цель, объект, источники информации и перечень аудиторских процедур. 24. Аудит процесса производства: цель, объект, источники информации и перечень аудиторских процедур. 25. Аудит реализации продукции и ее финансовых результатов: цель, объект, источники информации и перечень аудиторских процедур. 26. Аудит финансовых результатов и использования прибыли: цель, объект, источники информации и перечень аудиторских процедур. 27. Аудиторская проверка состояния забалансового учета: цель, объект, источники информации и перечень аудиторских процедур. 28. Контроль качества аудита.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|