Методические рекомендации для подготовки и написания реферата
Требования к написанию реферата.
Реферат является видом самостоятельной работы студентов, направленной на исследование вопроса с использованием анализа научных литературных источников. Реферат в рамках данной дисциплины включает в себя краткое изложение в письменном виде психологического учения, научной проблемы, результатов научного исследования. Выполняя реферат, обратите внимание на раскрытие содержания основных понятий по выбранной теме. В работе должны быть приведены примеры из личных наблюдений, из литературных произведений, которые бы иллюстрировали теоретические положения вопроса. Также приветствуются и исторические справки, непосредственно относящиеся к изучаемому вопросу, факты биографии исследователей, занимавшихся изучением этого явления. В заключительную часть текста работы следует включить результаты самостоятельных размышлений ее автора, его собственное мнение, комментарии относительно изученного вопроса. Обратите внимание и на то, как взаимосвязано изучаемое явление с другими психологическими феноменами, к примеру: темперамент и характер человека, темперамент и индивидуальный стиль деятельности, конфликты, восприятие человека другими людьми и другие явления. В методических рекомендациях представлены примерные темы рефератов. Студентом выбирается любая из предложенных тем в зависимости от личных предпочтений. Если студент желает предложить собственную тему или выполнить работу по темам, не вошедшим в перечень, то их следует предварительно согласовать с преподавателем. Оформляется работа в соответствии с Общими требованиями к построению, изложению и оформлению документов учебной деятельности СТО 4.2–07–2014 (см.сайт СФУ http://smk.sfu-kras.ru/documents)
Следует обратить внимание на то, что большую помощь в выполнении реферата окажет грамотно составленный план содержания, который обеспечит логичность и последовательность изложения. В общем виде ваша работа должна включать в себя следующие разделы: • введение, содержащее обоснование интереса к теме, ее место в системе психологических и педагогических знаний, ее практическую полезность, аналитический обзор используемой литературы; • основную часть, где собственно и раскрывается сама тема. • заключительную часть, содержащую выводы, личные мнения и комментарии по работе; • список литературы, оформленный либо в алфавитном порядке, либо в той последовательности, в которой автор делает ссылку на данный источник тексте работы; • приложения, содержащие иллюстративный материал в виде таблиц, схем, упражнений, тестов, рекомендаций (если таковые имеются). Критерии оценки реферирования выбранной темы: «Отлично» оценивается работа в которой, представлен анализ литературы с ссылкой на первоисточник, работа отличается лаконичностью и грамотностью изложения материала, выдержаны все структурные компоненты данного вида работ, оформление соответствует общим требованиям системы качества СФУ. При защите студент свободно излагает содержание вопроса, приводит примеры, аргументирует свое мнение по поводу изученного вопроса, отвечает на вопросы аудитории. «Хорошо» оценивается работа, в которой выдержана структура, материал по выбранной теме представлен лаконично, сделаны выводы, оформление соответствует общим требованиям системы качества СФУ. При защите студент использует письменный вариант работы. Может ответить на вопросы аудитории. «Удовлетворительно» оценивается работа, выполненная в соответствии с требованиями к изложению и написанию данного вида работ СТО 4.2–07–2014. Изложенный материал содержит ряд спорных положений, которые при защите студент затрудняется аргументировать. Ответы на вопросы аудитории строятся на основании личного опыта, при этом научные положения по данному вопросу не проработаны.
Методические рекомендации для подготовки и написания реферата Под данным термином понимается два типа работ. В первом случае рефератом называется краткое проблемное изложение содержания книги или статьи. Во втором реферат представляет собой изложение имеющихся в научной литературе концепций, взглядов по конкретной проблеме. Реферат не содержит в себе элементов научной новизны. Основная идея реферирования в ходе обучения – это грамотное, логичное изложение основных идей, подходов по заданной теме в российской и зарубежной науке, которые содержаться в нескольких источниках. В ходе изучения литературы важнейшей задачей является изучение основных понятий, научных и практических проблем изучаемой темы, различных точек зрения на нее, теоретические и эмпирические подходы к ее исследованию. Поэтому необходимо провести анализ, сравнение, систематизацию и обобщение собранного материала. Современные работы в области психологии в большей степени основаны на эмпирических исследованиях. В связи с этим важно внимательно рассмотреть эмпирические факты и условия их получения (сам эксперимент, методики, технологию, результат) и критически осмыслить при чтении книги или статьи. Вследствие этого сложится представление о логике и этапах исследования проблемы, основных направлениях, аспектах ее изучения, что в дальнейшем определит логическую последовательность изложения материала реферата. При внимательном аналитическом чтении нужно делать записи, которые будут полезны в ходе работы. Необходимо зафиксировать точное библиографическое описание источника. Выписки и цитаты могут быть в виде прямой или косвенной речи. Причем, прямые цитаты – это дословное воспроизведение отдельных фрагментов источника, где содержатся основные мысли, наиболее важные факты, статистические данные. При использовании косвенных цитат мысли автора излагаются в пересказе, текст пишется без кавычек. Большие отрывки текста нецелесообразно цитировать в полном объеме, лучше записывать словами, сокращая формулировку и сжать излагать содержание.
Студенты часто задают вопросы о том, сколько страниц составляет текст реферата, и какое количество источников должно быть использовано в работе. Мы считаем, что реферат должен быть изложен на не менее, чем 10 и не более, чем 20 листов (14 кегль, 1,5 интервал). Безусловно, список литературы должен быть полным, что, в общем, характеризует осведомленность студента в изучаемой проблеме. Поэтому объем списка литературы при написании реферата должен содержать не менее 5-7 источников. Важно, чтобы студенты в ходе работы над рефератом продемонстрировали свои компетенции, связанные с умением вычленять проблему из контекста, навыки логического мышления, анализа, культуры письменной речи, знание оформления научного текста, ссылок, составление библиографии. Итак, реферат должен быть написан грамотно, соответствовать нормам литературного и профессионального языка, выдержан в научном стиле. Оформление реферата и других работ студента в период обучения отражено в СТО 4.2-07.2014. Общие требования к композиции научного текста Письменная работа оценивается не только по содержанию, актуальности темы и глубине ее научной разработки, но и по методической культуре выполнения, одним из показателей которой является правильная композиция материала. Остановимся подробнее на том, что принято называть композицией научного текста. Ученое сообщество имеет устоявшуюся традиционную форму композиционной подачи научного текста, предполагающей членение на логически строгие и пропорционально выстроенные введение, основную часть и заключение. Такая композиция сейчас является общепринятой. Текст реферата состоит из следующих компонентов: титульный лист (заполняется по СТО 4.2-07.2014), оглавление (собственно план реферата), где каждому разделу будет соответствовать номер страницы. Сам текст делится на составные части (введение, основная часть и заключение).
Работу следует начинать с введения именно потому, что ход восприятия постороннего, не знающего темы исследования или смотрящего на него отстраненно, человека требует постепенного вхождения в курс дела. Введение — это не просто композиционная часть работы, но и документ, включающий в себя ее важные квалификационные характеристики. Если содержание основной части может быть любым, поскольку оно индивидуально и диктуется конкретной спецификой темы, то содержание введения соответствует определенному канону, принятому стандарту, и обязательно должно включать ряд общезначимых формулировок. Во введении прописывается и обосновывается актуальность выбранной темы, сформулирована и кратко охарактеризована основная проблема. В том, как именно вы подойдете к этому обоснованию, проявляется ваша научная и профессиональная зрелость. Подача материалов в этом разделе введения может осуществляться двумя путями: либо в хронологическом порядке, начиная с концепций, появившихся раньше всех других по времени, и кончая наиболее современными, свежими; либо в логическом порядке, диктуемом логикой развития научного исследования темы, и тогда хронологический порядок может быть нарушен. Обычно логический порядок предпочтительнее, поскольку лучше работает на общее раскрытие темы. В этом разделе необходимо строго отделять нужное от ненужного. Поскольку выбранная тема является сравнительно узкой, анализируя в этой связи содержание источников, в текст работы следует вносить только то, что непосредственно связано с вашей темой. Все остальное не должно занимать места в ограниченном каноническими рамками объеме этого раздела введения. Может быть, оно окажется более уместным в основной части. В конце введения обычно характеризуется общая структура работы, то есть просто перечисляются по порядку ее элементы. Основная часть содержит в себе собственно суть реферативной деятельности. Здесь раскрывается поставленная проблема, прослеживаются пути ее решения на материалах источников, излагаются различные точки зрения на нее, высказывается личное отношение к ним. Переходя к описанию степени разработанности темы в современной научной литературе, вы должны продемонстрировать достаточно глубокое знакомство с имеющимися источниками. Текст можно иллюстрировать схемами, графиками, диаграммами. Заключение, как структурный элемент работы, выполняет важнейшую функцию. Несмотря на то, что все уже сказано и подробно показано в тексте основной части, в заключении вы снова обращаетесь к проделанной работе, чтобы кратко воспроизвести снова логическую схему исследования. Охарактеризовав пройденный путь, нужно четко сформулировать и последовательно изложить полученные в ходе исследования промежуточные и основные выводы. Итак, написание заключения ‒ очень ответственный этап.
Темы рефератов: 1. Объект и предмет психологии как науки. 2. Роль психологических знаний в организации профессиональной деятельности. 3. Естественнонаучные основы психологии. 4. Психология как гуманитарная дисциплина и гуманитарная отрасль. 5. Характеристика основных этапов развития взглядов на предмет психологии в мировой теории и практике. 6. Проблемы развития психологической мысли в зарубежных теориях. 7. Сущность и структура сознания в отечественных исследованиях. 8. Проблемы поведения в зарубежных исследованиях. 9. Основные направления зарубежной психологии. 10. Рефлекторная природа психики в учении И.М.Сеченова и ее развитие И.П.Павловым. 11. Теория высших психических функций Л.С.Выготского. 12. Принципы единства сознания и деятельности во взглядах С.Л.Рубинштейна и А.Н.Леонтьева. 13. Культурно-историческая теория развития психики. 14. Характеристика исследований познавательных процессов в общей психологии. 15. Соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность» с проблемой личности как субъекта деятельности и объекта внешних воздействий. 16. Сущность и свойства психических форм отражения. 17. Сущность и закономерности мышления как процесса познавательной деятельности. 18. Соотношение чувственного и рационального познания. 19. Влияние мотива на результаты познавательной деятельности. 20. Основные подходы к структуре психики личности в отечественной психологии. 21. Теории личности в зарубежной психологии. 22. Учение И.П.Павлова о свойствах центральной нервной системы и высшей нервной деятельности как физиологической основы индивидуальных различий. 23. Основные закономерности психических процессов личности и их значение для организации профессиональной деятельности. 24. Роль психических свойств, состояний и процессов личности в реализации деятельности. 25. Психологическая сущность и структура деятельности. Сущность и содержание структурных элементов. 26. Сущность и содержание деятельностного подхода в психологии. 27. Психологические механизмы освоения деятельности. 28. Системогенез профессиональной деятельности. 29. Эмоционально-волевая регуляция профессиональной деятельности. 30. Проблема оценки личности в профессиональной деятельности. 31. Сущность и содержание социализации личности. 32. Сущность и виды адаптации. Значение социально-психологической адаптации для успешного усвоения социальных ролей. 33. Социализация и ролевое поведение личности. 34. Сущность, структура и динамика «Я» - концепции. 35. Этапы личностного развития. 36. Сущность личностно-профессионального развития. 37. Акмеологические основы развития личности. 38. Биологические и социально-психологические основы развития личности. 39. Профессионализм личности и пути его развития. 40. Задатки и способности в личностно-профессиональном развитии. 41. Характеристика основных методов исследований в психологии. 42. Методики изучения индивидуально-психологические особенностей личности. 43. Исследование межличностных отношений с позиции социальной психологии. 44. Личность как объект исследования когнетивной психологии. 45. Конституциональная концепция развития личности. 46. Развитие личности с позиции бихевиоризма. 47. Развитие личностного потенциала: мифы и практика. 48. Этапы личностного развития в теории Э.Эриксона. 49. Современные технологии развития личностного потенциала. 50. Современные теории развития личности
Рекомендуемая основная и дополнительная литература: Основная литература 1. Берн Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп. 2002, 320с. 2. Гуревич П.С. Психология учебник./бакалавр. Базовый курс.- Юрайт. 2013, 608с. 3. Евтихов О.В. Психология управления персоналом: теория и практика. 2012, 319с. 4. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. 2008, 165с. 5. Крысько В.Г. Социальная психология.2008, 432с. 6. Немов Р.С. Общая психология. Том 3. Психология личности./учебник для вузов:Юрайт – 2014,752с. 7. Руденко А.М.Психология. учебник: Феникс., 2013. - 560с. 8. Столяренко Л.Д. Психология управления. 2014, 507с. 9. Ситников А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии.—М.: Технологическая школа бизнеса, 2013. –428с.
Дополнительная литература
1. Аверин В.А.Психология личности. Учебное пособие.- 2-е изд. СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,2009. – 89 с. 2. Атаманчук Г.В. Проблемы управления и управляемости в обществе: Избранное - РАГС, 2011 -164с. 3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.:- М.: ЮНИТА-ДАНА, 2009. – 198с. 4. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. - М., 1983. - С. 115 - 133. 5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д. И. Фельдштейна 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с. 6. Грановская Р. М Элементы практической психологии.:- М.: ЮНИТА-ДАНА, 2009. -396с 7. Гладуэлл М. Переломный момент. Как незначительные изменения приводят к глобальным переменам. 2010, 256с. 8. Вагнер Э. Говорите прямо и открыто /пер. Касьянов Д. – Метанойя, 2016. – 146с. 9. Индик У. Психология для сценаристов: построение конфликта в сюжете - Альпина нон-фикшн, 2016. – 348с. 10. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений [Текст]/ Е.П. Ильин -Серия: Мастера психологии -Из-во: Питер, 2009 г.- 576 с. 11. Донцов А.И Личность в группе: проблема сплочённости. // Социальная психология. Хрестоматия. Сост. Е.П. Белинская и О.А. Тихомандрицкая. М., 2000. 12. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. 2004, 304с. 13. Кабейн О.Ф. Харизма. Как влиять, убеждать и вдохновлять - Альпина Паблишер, 2016.- 307с. 10. Келлерман Б. Идущие за лидером. Как подчинённые создают изменения и меняют своих лидеров. 2009, 383с. 14. Коллинз Д. От хорошего к великому. Почему одни компании совершают прорыв, а другие нет…//пер.с англ.П.Павловский.- Манн, Иванов и Фербер,2012.-320 15. Лазарева Л.В. Коммуникативная компетентность менеджера: понятие, структура. М.: НИИЦ Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук №4, 2010 16. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Власть, влияние, лидер. // Социальная психология. Хрестоматия. Сост. Е.П. Белинская и О.А. Тихомандрицкая. М., 2000. 17. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация FB2М.: Когито-Центр, 2002. - 400 с. 18. Фромм Э. Бегство от свободы/ пер. Г. Швейник: Прогресс – 1995,256с. 19. Шостром Э. Человек – манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации. 2004, 192с. 20. Чалдини Р., КенрикД., Нейберг С. Социальная психология. Пойми себя. Чтобы понять других. 2002, 336с. 21. Boyatzis, Richard E, The competent manager: a model for effective performance, John Wiley & Sons-2009 22. Goffman, Е. Asylums: Essays on the Social Situation of Mental Patients and Other Inmates. London, Paperback, 2007
Электронные ресурсы: 1. Вопросы психологии: режим доступа - http://www.voppsy.ru/ 2. Книги психология. Вузовская литература: режим доступа - http://bookza.ru/ 3. Рубинштейн С.Л. Теории личности: Москва, 2009 [электронный ресурс] – режим доступа: http://rubinstein.org.ru/ 4. Электронная библиотека СФУ: поисковая система. режим доступа - http://libsearch.sfu-kras.ru/
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|