Стандартные функции вывода информации
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1 ПРОГРАММИРОВАНИЕ ЛИНЕЙНЫХ АЛГОРИТМОВ
Цель работы: – изучить правила составления текстов программ на языке С++: базовые типы данных, ввод-вывод данных, основные математические функции; научиться программировать линейные алгоритмы. Написать и отладить программу линейного алгоритма в консольном приложении.
Теоретические сведения Алфавит языка С/С++ состоит из: прописных и строчных букв латинского алфавита, арабских цифр и специальных символов, смысл и правила, использования которых будут рассматриваться далее. В языке C применяются данные двух категорий: простые (скалярные) и сложные (составные). К основным (базовым) типам данных относятся целый (int), вещественный (float, double) и символьный (char) типы. В свою очередь, данные целого типа могут быть короткими (short) и длинными (long), со знаком (signed) и беззнаковыми (unsigned). Атрибут long может использоваться и с типом double – длинное вещественное. К сложным типам данных относятся массивы, структуры (struct), объединения (union) и перечисления (enum).
Запись самоопределенных констант
В таблице * – любой символ, набранный на клавиатуре.
Декларация объектов Все объекты (переменные, массивы и т.д.), с которыми работает программа, необходимо декларировать. В декларации объектам присваиваются идентификаторы (ID), которые могут включать латинские буквы, символ нижнего подчеркивания «_» и цифры, причем первым символом ID не может быть цифра.
Внимание! В языке С/С++ строчные и прописные буквы имеют различные коды, т.е. PI, Pi и pi – различные идентификаторы (прил. 1). При декларации объектам можно задавать начальные значения (инициализировать), например: int k = 10, m = 3, n; double c = –1.3, w = –10.23, s; Принято использовать в ID переменных строчные буквы, а в именованных константах – прописные, например: const double PI = 3.1415926; double pi = 3.1415926; Разделителями ID являются пробелы, символы табуляции, перевода строки и страницы, а также комментарии. Комментарий – любая последовательность символов, начинающаяся парой символов /* и заканчивающаяся парой символов */ или начинающаяся // и до конца текущей строки.
Директивы препроцессора Перед компиляцией программы с помощью директив препроцессора выполняется предварительная обработка текста программы. Директивы начинаются с символа # (шарп), за которым следует наименование операции препроцессора. Чаще всего используются директивы include и define. Директива # include используется для подключения к программе заголовочных файлов с декларацией стандартных библиотечных функций, например: #include <stdio.h> – стандартные функции ввода-вывода; #include <conio.h> – функции работы с консолью; #include <math.h> – математические функции. Директива # define (определить) создает макроконстанту и ее действие распространяется на весь файл, например: #define PI 3.1415927 – в ходе препроцессорной обработки идентификатор PI везде заменяется указанным значением 3,1415927. Структура программы Программа, написанная на языке С++, состоит из директив препроцессора, объявлений глобальных переменных, одной или нескольких функций, среди которых одна главная (main) функция управляет работой всей программы. Общая структура программы на языке С имеет вид:
<директивы препроцессора> <определение типов пользователя – typedef> <прототипы функций> <определение глобальных объектов> <функции> Функции, в свою очередь, имеют структуру: <класс_памяти> <тип> <имя функции> (<объявление параметров>) {- начало функции <определение локальных объектов> <операции и операторы> }- конец функции
Операция присваивания имеет полную и сокращенную формы записи. Полная форма: ID = выражение; – выполняется справа налево, т.е. сначала вычисляется выражение, а затем его результат присваивается указанному ID, например: y=(x+2)/(3*x)–5; В одном операторе можно присвоить значение нескольким переменным, например: x = y = z = 0; или z = (x = y) * 5; – сначала переменной x присваивается значение переменной y, далее вычисляется выражение x *5, и результат присваивается переменной z. Сокращенная форма: ID операция= выражениe; где операция – одна из арифметических операций +, –, *, /, %;например: s += 7; (s = s+7;) или y *= x+3; (y = y*(x+3)); Сокращенная форма применяется, когда переменная используется в обеих частях ее полной формы. В языке С/С++ существуют операции инкремента (--) и декремента (++), т.е. уменьшения или увеличения значения переменной на 1. Операции могут быть префиксные (++ i и -- i) и постфиксные (i ++ и i --). При использовании данной операции в выражении в префиксной форме, сначала выполняется сама операция (изменяется значение i), и только потом вычисляется выражение. В постфиксной форме – операция применяется после вычисления выражения, например, для значений b = 7 и n = 1 будут получены следующие результаты: 1) c = b *++ n; – порядок выполнения: n = n +1, c = b * n, т.е. c = 14; 2) c = b * n ++; – в этом случае: c = b * n, n = n +1, т.е. c = 7. Еще несколько примеров: i += i; // равносильно i = i + 1; I *= 4; // равносильно i = I * 4; I /= 4; // равносильно i = i / 4; i -= i; // равносильно i = i - 1;
Операции языка С / С ++ (арифметические: +,–,*,/,%) и наиболее часто использующиеся стандартные математические функции описаны в прил.1.
Стандартные функции вывода информации Для вывода информации в консольном приложении чаще всего используются следующие функции: puts (S) – вывод строки символов S с переходом на начало новой строки и вывод данных с форматированием;
рrintf (управляющая строка, список объектов вывода); управляющая строка – заключенная в кавычки строка, содержащая спецификации преобразования объектов вывода, управляющие символы (признак «\») и любой набор символов, использующийся в качестве поясняющего текста – указывает компилятору вид выводимой информации; список объектов вывода – печатаемые объекты (константы, переменные или выражения, вычисляемые перед выводом). Данные, указанные в списке выводятся в соответствии со спецификациями управляющей строки. Спецификации преобразования имеют вид % < флаг > < размер поля. точность > спецификация флаг: – (минус) выравнивание влево (по умолчанию выполняется выравнивание вправо); + (плюс) выводится знак положительного числа; размер поля – задает ширину поля вывода (количество символов), при недостаточном значении выполняется автоматическое расширение; точность – задает количество цифр в дробной части числа; спецификация – формат преобразования выводимого объекта. Приведем основные форматы печати: %d – десятичные целые (int); %c – один символ (char); %s – строка символов (string); %f – данные типа float; %ℓd – длинное целое; %ℓf – данные типа double; %x – шестнадцатеричные данные; %o – восьмеричные данные. При необходимости вывода управляющих символов (% \ и т.п.) их нужно указать 2 раза, например: printf("Только %d%% предприятий не работало. \n",5); получим: Только 5% предприятий не работало. Управляющие символы: \ n – переход на новую строку; \ t – горизонтальная; \ v – вертикальная табуляция; \ b – возврат назад на один символ; \ r – возврат в начало строки; \ a – звуковой сигнал; \ f – прогон бумаги до начала новой страницы; \? – знак вопроса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|