Биография Владимира Ильича Ленина
Мусина Азалия Азатовна
Проверил декан социологического факультета Профессор Мачнев Виктор Яковлевич
Самара 2008 СОДЕРЖАНИЕ §1. БИОГРАФИЯ ВЛАДИМИРА ИЛЬИЧА ЛЕНИНА……………………3 §2. МАРКСИЗМ И ЛЕНИНИЗМ…………………………..………………..6 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..…….15 БИОГРАФИЯ ВЛАДИМИРА ИЛЬИЧА ЛЕНИНА Ленин, Владимир Ильич (Ульянов) Русский политический и государственный деятель, "продолжатель дела К.Маркса и Ф.Энгельса", организатор Коммунистической партии Советского Союза (КПСС), основатель Советского социалистического государства. Владимир Ильич Ульянов родился 22 апреля (по старому стилю - 10 апреля) 1870, в Симбирске, в семье инспектора народных училищ, ставшего потомственным дворянином. Отец - Илья Николаевич Ульянов; по окончании Казанского университета преподавал в средних учебных заведениях Пензы и Нижнего Новгорода, позднее был назначен инспектором и директором народных училищ Симбирской губернии. Мать - Мария Александровна Ульянова (урожденная Бланк); дочь врача, получив домашнее образование, сдала экстерном экзамены на звание учительницы; похоронена в Петербурге на Волковом кладбище. Старший брат - Александр Ильич Ульянов; в 1887 казнен за участие в подготовке покушения на царя Александра III. Младший брат - Дмитрий Ильич Ульянов. Сестры - Анна Ильинична Ульянова (Ульянова-Елизарова) и Ольга Ильинична Ульянова. Все дети семьи Ульяновых связали свою жизнь с революционным движением. В 1879-1887 Владимир Ильич Ульянов учился в Симбирской гимназии, которую окончил с золотой медалью. Поступил на юридический факультет Казанского университета, но в декабре 1887 за активное участие в революционной сходке студентов был арестован, исключен из университета как родственник казненного брата-народовольца и выслан в деревню Кокушкино Казанской губернии. В октябре 1888 Владимир Ульянов вернулся в Казань, где вступил в один из марксистских кружков. В 1891 при Петербургском университете экстерном сдал экзамены по программе юридического факультета и 14 января 1892 Владимир Ульянов получил диплом 1-й степени. В 1889 семья Ульяновых переехала в Самару, где Владимир Ильич Ульянов стал работать помощником присяжного поверенного и организовал кружок марксистов. В апреле 1895 Владимир Ильич Ульянов выехал за границу для установления связи с группой "Освобождение труда". В Швейцарии познакомился с Г.В. Плехановым, в Германии - с В.Либкнехтом, во Франции - с П.Лафаргом. В сентябре 1895, возвратившись из-за границы, побывал в Вильнюсе, Москве и Орехово-Зуеве. Осенью 1895 по инициативе и под руководством В.И. Ульянова марксистские кружки Петербурга объединились в единую организацию - Петербургский "Союз борьбы за освобождение рабочего класса". За участие в организации социал-демократической партии в декабре 1895 Владимир Ильич Ульянов был арестован, а в феврале 1897 сослан на три года в Сибирь - в село Шушенское Минусинского округа Енисейской губернии. Вместе с ним, как невеста, была направлена и Надежда Константиновна Крупская, так же приговоренная к ссылке за активную революционную работу. В 1898, находясь в Шушенском, Н.К. Крупская, с которой В.И. Ульянов познакомился в 1894, стала его женой. В ссылке Ульянов написал свыше 30 работ. В 1899 Ульянов печатался под псевдонимом "В.Ильин". Среди его псевдонимов были В.Фрей, Ив.Петров, Карпов и др. 10 февраля (по старому стилю 29 января) 1900, после окончания ссылки, Ульянов выехал из Шушенского. В июле 1900 уехал за границу, где наладил выпуск газеты "Искра", став ее редактором. В 1900-1905 Владимир Ильич Ульянов жил в Мюнхене, Лондоне, Женеве. В декабре 1910 в Петербурге стала издаваться газета "Звезда", а 5 мая (по старому стилю 22 апреля) 1912 вышел первый номер ежедневной легальной большевистской рабочей газеты "Правда". 1918 Ленин жил и работал в Москве. Личная квартира и рабочий кабинет Ленина размещались в Кремле, на третьем этаже бывшего здания Сената. В июле 1918 руководил подавлением Вооруженного выступления левых эсеров. 30 августа 1918, после окончания митинга на заводе Михельсона, Ленин был тяжело ранен эсеркой Ф.Е. Каплан. В 1919 по инициативе Ленина был создан 3-й, Коммунистический Интернационал.В мае 1922 он тяжело заболел, но в начале октября вернулся к работе. Последнее публичное выступление Ленина было 20 ноября 1922 на пленуме Моссовета. 16 декабря 1922 состояние здоровья Ленина вновь резко ухудшилось, а в мае 1923 из-за болезни он переехал в подмосковное имение Горки. В Москве последний раз был 18-19 октября 1923. 25 мая 1922 Ленина настиг первый удар, правая сторона тела была парализована, речь утрачена. В октябре 1922 он постепенно возвращается к делам, но в декабре 1922 — новый удар. Третий удар 9 марта 1923 лишил его рассудка, превратив в живой труп. Сразу же после первого приступа в мае 1922 в партии началась борьба за власть. Троцкий и Сталин претендовали на роль лидеров (Троцкий — единоличного, Сталин, опираясь на Каменева и Зиновьева). В январе 1924 в состоянии его здоровья внезапно наступило резкое ухудшение и 21 января 1924 в 21 час 50 минут Владимир Ильич Ленин скончался на руках Бухарина в Горках. 23 января гроб с телом Ленина был перевезен в Москву и установлен в Колонном зале Дома Союзов. Официальное прощание проходило в течение пяти дней и ночей. 27 января гроб с забальзамированным телом Ленина был помещен в специально построенном на Красной площади Мавзолее (архитектор А.В. Щусев).
МАРКСИЗМ И ЛЕНИНИЗМ В начале этой главы я хочу кратко написать об противостояниях, которые были до рождения марксистских групп. До появления марксистских групп революционную работу в России вели народники, являвшиеся противниками марксизма. Первая русская марксистская группа появилась в 1883 году. Это была группа “Освобождение труда”, организованная Г.В. Плехановым за границей, в Женеве, куда он вынужден был уехать от преследований царского правительства за революционную деятельность. Плеханов сам был перед этим народником. Познакомившись в эмиграции с марксизмом, он порвал с народничеством и стал выдающимся пропагандистом марксизма. Группа “Освобождение труда” проделала большую работу по распространению марксизма в России. Она перевела на русский язык работы Маркса и Энгельса: “Манифест коммунистической партии”, “Наемный труд и капитал”, “Развитие социализма от утопии к науке” и другие, напечатала их за границей и стала тайно распространять в России. Г.В. Плеханов, Засулич, Аксельрод и другие участники этой группы написали также ряд произведений, в которых они разъясняли учение Маркса и Энгельса, разъясняли идеи научного социализма. Маркс и Энгельс учили пролетариат сознавать свои силы, сознавать свои классовые интересы и объединяться для решительной борьбы с буржуазией. Маркс и Энгельс открыли законы развития капиталистического общества и научно доказали, что развитие капиталистического общества и классовая борьба в нем должны неизбежно привести к падению капитализма, к победе пролетариата, к диктатуре пролетариата. Распространением взглядов Маркса и Энгельса и занялась первая русская марксистская группа, плехановская группа “Освобождение труда”.
Группа “Освобождение труда” подняла знамя марксизма в русской заграничной печати в тот момент, когда социал-демократического движения в России еще не было. Необходимо было прежде всего теоретически, идейно проложить путь этому движению. Главным идейным препятствием на пути распространения марксизма и социал-демократического движения в то время были народнические взгляды, преобладавшие тогда среди передовых рабочих и революционно настроенной интеллигенции. В 1895 году Ленин объединил в Петербурге все марксистские рабочие кружки (их было уже около 20) в один “Союз борьбы за освобождение рабочего класса”. Этим он подготовил создание революционной марксистской рабочей партии. Под руководством Ленина “Союз борьбы за освобождение рабочего класса” связывал борьбу рабочих за экономические требования – за улучшение условий труда, за сокращение рабочего дня, за повышение заработной платы – с политической борьбой против царизма. “Союз борьбы” воспитывал рабочих политически. Пол руководством Ленина петербургский “Союз борьбы за освобождение рабочего класса” впервые в России стал осуществлять соединение социализма с рабочим движением. Когда возникала стачка на какой-нибудь фабрике, “Союз борьбы”, хорошо знавший через участников своих кружков положение на предприятиях, немедленно откликался выпуском листовок, выпуском социалистических прокламаций. В этих листовках обличались притеснения рабочих фабрикантами, разъяснялось, как надо бороться рабочим за свои интересы, помещались требования рабочих. Листовки говорили всю правду о язвах капитализма, о нищенской жизни рабочих, об их непомерно тяжелом 12–14-часовом труде, об их бесправном положении. Здесь же предъявлялись и соответствующие политические требования. В конце 1894 года Ленин при участии рабочего Бабушкина написал первую такую агитационную листовку и обращение к забастовавшим рабочим Семянниковского завода в Петербурге. Осенью 1895 года Ленин написал листовку к бастующим рабочим и работницам фабрики Торнтона. Эта фабрика принадлежала английским фабрикантам, получавшим миллионные прибыли. Рабочий день здесь продолжался больше 14 часов, а зарабатывали ткачи около 7 рублей в месяц. Забастовка кончилась успешно для рабочих. За короткое время “Союзом борьбы” были напечатаны десятки таких листовок, обращений к рабочим различных фабрик. Каждый такой листок сильно поднимал дух рабочих. Рабочие видели, что им помогают, их защищают социалисты. Под руководством “Союза борьбы” проходила забастовка 30 тысяч петербургских текстильных рабочих летом 1896 года. Основным требованием было сокращение рабочего дня. Под напором этой забастовки царское правительство вынуждено было издать закон от 2 июня 1897 года, ограничивающий рабочий день до 11-12 часов. До этого закона рабочий день не был вообще ограничен. Из выше сказанного следует, что В.И.Ленин был человеком добрым, отзывчивым, помогал простому бедному слою населения - этот человек имел уважение среди простого народа. В декабре 1895 года Ленин был арестован царским правительством. Ленин и в тюрьме не прекращал революционной борьбы. Он помогал “Союзу борьбы” своими советами и указаниями, пересылая из тюрьмы брошюры и листовки. В тюрьме Лениным были написаны брошюра “О стачках” и листовка “Царскому правительству”, в которой разоблачался дикий произвол царского правительства. В тюрьме же Ленин написал проект программы партии (он был написан молоком между строк медицинской книги). Петербургский “Союз борьбы” дал могучий толчок к объединению рабочих кружков в такие же союзы и в других городах и областях России. В середине 90-х годов возникают марксистские организации в Закавказье. В 1894 году образуется в Москве московский “Рабочий союз”. В Сибири в конце 90-х годов организовался сибирский “Социал-демократический союз”. В 90-х годах в Иваново-Вознесенске, Ярославле, Костроме возникли марксистские группы, объединившиеся впоследствии в “Северный союз социал-демократической партии”. В Ростове-на-Дону, Екатеринославе, Киеве, Николаеве, Туле, Самаре, Казани, Орехово-Зуеве и в других городах создаются во второй половине 90-х годов социал-демократические группы и союзы.
А сейчас я хочу перейти непременно к термину «ленинизм». Впервые был введен Мартовым в 1904 для обозначения якобинских взглядов и методов в теории и практике революции. В советское время ленинизм определялся как творчески развитый марксизм применительно к эпохе империализма. Однако, согласно Марксу, смена одной экономической формации (в том числе и путем социальной революции) может произойти только в том случае, если производительные силы не могут более развиваться в рамках данных производственных отношений, следовательно, социалистическая революция может произойти только в самых развитых капиталистических странах. Ленин, отвергая это марксово положение, создает теорию победы социалистической революции в «слабейшем звене империалистической цепи», в России. Маркс также считал невозможным союз пролетариата и крестьянства — Ленин делает ставку на этот союз. Кроме того, Маркс объяснял революционность пролетариата действием «закона относительного и абсолютного обнищания пролетариата». Следует обратить внимание на соотнесение Лениным диалектического метода с научно-органическим воззрением на общество (такая трактовка диалектики встречается только у раннего Ленина и после открытия им «Науки логики» никогда уже не воспроизводится): «Диалектическим методом в противоположность метафизическому Маркс и Энгельс называли не что иное, как научный метод в социологии, состоящий в том, что общество рассматривается как живой, находящийся в постоянном развитии организм... для изучения которого необходим объективный анализ производственных отношений, образующих данную общественную формацию, исследование законов ее функционирования и развития». Ленинские формулировки требуют дополнительного комментария. Термин «социология», несмотря на последующие коллизии внутри марксистской теории, уже нельзя было устранить из концептуального лексикона. «Социология» трактовалась Лениным в 1894 г. несколько наивно, он не предполагал, что «научность» не может не войти в диссонанс с экзальтацией классовой борьбы. Социология оказалась неспособной поддержать романтический революционный порыв в силу своей склонности рассуждать и рационализировать. Ленин, вероятно, чувствовал ненадежность «социологии», ее скрытую внепартийность и «буржуазный объективизм» и избегал этого слова. Если у него и сохранились какие-либо иллюзии насчет «научности», то они окончательно рассеялись в 1908 г., когда авторитетный теоретик марксизма А.А. Богданов дал социологическое объяснение материалистическим «вещам в себе» и предложил «эмпириомонистическую» версию марксистской науки, впоследствии развитую им в «тектологию» - всеобщую организационную науку. Ленин не мог не видеть, что с предсказанием абсолютного обнищания пролетариата Маркс ошибся и что рабочий класс западноевропейских стран вряд ли пойдет на баррикады, поскольку ему уже было, что терять. Ленин не раз отмечал, что в Швейцарии, жизнь в которой он знал не понаслышке, революции никогда не будет. Сосредоточившись на России, он в своей книге «Две тактики социал-демократии в демократической революции» (1905) утверждал, что, поскольку в России пролетариат является гегемоном буржуазно-демократической революции, это открывает путь к установлению «диктатуры пролетариата и крестьянства» и переходу к социалистической революции. По словам Н. А. Бердяева, Ленин был теоретиком революции в отличие от Плеханова, теоретика марксизма. А революция для него являлась средством захвата политической власти в целях осуществления коммунистического эксперимента. Отношение Ленина к власти удивительным образом роднит его и с Петром Великим и Николаем I, которые приписывали ей магические свойства волшебной палочки. Ленин был убежден в том, что неукротимая воля совокупно с сильной централизованной властью сильнее уклада жизни, многовековой религиозной веры, уровня развития материальных сил и культуры народов России. Марксизм-ленинизм освещает пролетариям и трудящимся всего мира путь борьбы за уничтожение всякой эксплуатации, за счастье человечества. С именем Ленина неразрывно связана вся современная история. Ленин - гениальный продолжатель революционного учения Маркса и Энгельса, основатель Коммунистической партии Советского Союза, вождь величайшей социальной революции и строитель первого в мире социалистического государства. Ленинские идеи оказали и продолжают оказывать глубочайшее воздействие на весь ход мирового развития. Имя Владимира Ильича Ленина бессмертно, как бессмертны его идеи, бессмертны дела, которые он свершил. Всю свою жизнь посвятил он благородному делу служения пролетариату, трудящимся массам, революционному обновлению мира. Ленин выразил чаяния и надежды рабочего класса, трудового народа, ответил на коренные вопросы, которые властно диктовались жизнью. Под руководством Ленина наша партия повела рабочий класс, всех трудящихся на борьбу за свержение эксплуататорского строя, за лучшую жизнь, за социализм. С ленинизмом связаны самые выдающиеся революционные свершения двадцатого столетия - Великая Октябрьская социалистическая революция, ознаменовавшая начало новой эпохи в истории человечества, образование мировой системы социализма, грандиозные освободительные битвы и победы, одержанные рабочим классом, трудящимися над капитализмом. Имя Ленина стало символом пролетарских революций, социализма и прогресса, символом коммунистического преобразования мира. В борьбе за победу коммунизма мы постоянно черпаем силы и вдохновение в ленинских идеях. Коммунистическая партия, советский народ, трудящиеся всех стран выражают чувства безграничной любви и уважения к Ильичу, обращают к нему свои лучшие мысли и устремления. Ленин вошел в историю как гениальный теоретик пролетарской революции и социалистического преобразования общества. Он органически соединил в себе мудрость мыслителя и опыт народной жизни, блестящее знание марксистской теории и понимание насущных потребностей рабочего движения. На рубеже двух исторических эпох, на основе нового исторического опыта, изучения борьбы международного рабочего класса и национально-освободительного движения народов Ленин творчески развил и обогатил учение Маркса. Ленинизм- это марксизм новой исторической эпохи, эпохи империализма и пролетарских революций, перехода человечества от капитализма к социализму и строительства коммунистического общества. Ленинизм - вечно живой источник революционной мысли и революционного действия. В трудах Владимира Ильича получили дальнейшее обогащение и конкретизацию все составные части марксизма - философия, политическая экономия, научный коммунизм. Учение Ленина об империализме как последней стадии капитализма, о партии нового типа, социалистической революции, диктатуре пролетариата в ее различных формах, социалистической демократии, союзе рабочего класса с крестьянством и всеми трудящимися, по национальному и аграрному вопросам, о путях построения социалистического общества - все ленинское идейное богатство является надежным оружием нашей партии, мирового революционного освободительного движения. Ленин бескомпромиссно отстаивал позиции диалектического и исторического материализма, дал глубокое философское обобщение новейших естественнонаучных открытий, обогатил общественную мысль новыми выводами, получившими блестящее подтверждение в общественной практике, успехах современной науки. Бесценные страницы ленинских трудов сохраняют свою актуальность и в наши дни. Ленинизм - теоретическая основа решения сложнейших вопросов революционной борьбы и строительства нового общества. Ленин видел в теории не догму, а руководство к действию. Именно в творческом развитии марксизма - неувядаемая действенная сила идей В. И. Ленина. Ленинское отношение к теории соединило в себе революционное творчество и верность принципам марксизма, связь теории с жизнью, с революционной практикой. Ленинская мысль всегда была обращена к интересам трудящихся. Ленин последовательно отстаивал чистоту марксизма, непримиримо боролся против ревизионистских и догматических извращений революционной теории. Исторический опыт показал, что какие бы то ни было отступления от принципов марксистско-ленинского учения, от его интернациональной сущности, любые попытки подменить научную теорию буржуазно-либеральной или псевдореволюционной фразой неизбежно вступают в непримиримый конфликт с историческими целями международного рабочего класса, с коренными интересами социализма. Идеи марксизма-ленинизма живут и торжествуют в грандиозных преобразованиях, свершенных советским народом под руководством ленинской партии. Идеи марксизма-ленинизма живут и торжествуют в достижениях народов социалистических стран, в успехах мирового коммунистического движения, международного рабочего класса, сил национального освобождения. Революционная теория непрерывно обогащается теоретической деятельностью КПСС и братских партий, коллективной мыслью мирового коммунистического движения. Ленин вошел в историю как величайший вождь пролетарской революции, как создатель и руководитель большевистской партии - авангарда рабочего класса, партии нового типа, партии социалистической революции и диктатуры пролетариата, партии строительства социализма и коммунизма, высшей формы общественно-политической организации. Его жизнь и деятельность неотделимы от борьбы рабочего класса и Коммунистической партии. Он ясно видел, что без революционной марксистской партии невозможны ни победа социалистической революции, ни построение социализма и коммунизма. Жизнь подтвердила ленинскую идею о том, что роль передового борца может выполнить только партия, руководимая передовой теорией, партия, способная обеспечить правильное политическое руководство. Ленин учил партию, исходя из реальных условий, смело брать на себя инициативу, применять гибкую и разнообразную тактику, использовать различные формы и методы классовой борьбы. Партия, Ленин разработали программу демократических и социалистических революционных преобразований, политически организовали рабочий класс, трудящиеся массы на штурм самодержавия и капитализма. Великая Октябрьская социалистическая революция, всемирно-исторические завоевания социализма - величайшая победа стратегии и тактики ленинизма. Ленин всесторонне раскрыл руководящую роль Коммунистической партии не только в завоевании власти, но и в строительстве социализма и коммунизма. Он определил великие цели и историческое призвание партии на длительный период. «Воспитывая рабочую партию,- указывал Владимир Ильич,- марксизм воспитывает авангард пролетариата, способный взять власть и вести весь народ к социализму, направлять и организовывать новый строй, быть учителем, руководителем, вождем всех трудящихся и эксплуатируемых в деле устройства своей общественной жизни без буржуазии и против буржуазии». Коммунистическая партия, объединяя в своих рядах лучших представителей рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, выступает как руководящая политическая сила социалистического общества. Решая новые сложные задачи, возникающие в ходе строительства коммунизма, наша партия опирается на теорию Маркса, Энгельса, Ленина, богатейший опыт Советского Союза, братских стран социализма, мирового коммунистического и рабочего движения. Коммунистическая партия развивает, обогащает содержание марксизма-ленинизма, науку о строительстве социализма и коммунизма. Глубокий анализ объективных процессов социально-экономической и духовной жизни общества, всесторонний учет соотношения классовых сил, конкретных особенностей каждого исторического момента - основа основ развития марксизма-ленинизма, разработки внутренней и внешней политики Коммунистической партии. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Социология в России, В.А.Ядов, Перераб. и дополн., издательство института соц. М., РАН, 1998; 2. Социология: история и современность, «Феникс», Ростов-на-Дону, 2002; 3. История Русской социологии XIX-XX вв., И.А.Голосенко, В.В.Козловский, «Онега», М., 1995; 4. Ленин. Тайны жизни и смерти, Е.Данилов, «Зебра-Е»,М., 2007; 5. Рассекреченный Ленин, Латышев А., «Март», Ростов-на-Дону, 1996.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|