Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Художественное стекло в строительстве и архитектуре.

 

       Стекло уникальному материалу присущи декоративные свойства: способность формироваться в любой самой сложной форме, воспринимать изумительные по чис­тоте, глубине и нежности цвета, передавать неподражаемую игру света, цветами радуги. Эти художественные досто­инства в соединении со свойствами долговечности были использова­ны народами всех времен для создания художественных памятни­ков, отражающих особенности культуры различных исторических эпох

Н.Н. Качалов утверждает, что «...применение стекла в области изобразительного искусства было его основным назначением».

Замечательные свойства стекла обусловили суще­ствование особой группы изделий, объединенной общим названием «художественное стекло». Наряду с художественной стеклянной по­судой из стекла сюда можно отнести очень широкий ассортимент изделий, используемых в строительстве, архитектуре и скульптуре:

• декоративные отделочные и облицовочные материалы и изде­лия;

• элементы декоративной отделки зданий — карнизы, детали колонн, перила;

• особенно эффективно применение цветных стекол в витражах;

• очень большая группа изделий художественного стекла— барельефы, монументальные вазы и светильники, торшеры;

• монументальная стеклянная скульптура;

• художественная мозаичная живопись из стекла в архитектуре общественных.

       В развитии художественного стекла и его практическом внедрении огромная роль М.В. Ломоносова — основоположника научного стеклоизделия, много сил вложившего в разработку цветного стекла и его применение в мозаичной живописи, а также профессора, док тора технических наук Н.Н. Качалова и скульптора, народного ху­дожника СССР В.И. Мухиной.

       Рассмотрим применение различных видов художественного стекла в архитектурно-декоративной отделке интерьеров общественных зда­ний -метро, театров, храмов и т.п.

       Художественно-декоративное стекло в архитектурной отделке внутренних интерьеров.

Изготовление из стекла различных архитектурных деталей и предметов убранства интерьеров культурных и общественных зданий, осо­бенно таких, как станции метро, театры, дворцы и т.п. -убедительный пример применения стекла в качестве отделочного де­коративного материала в строительстве. Для этого может быть использовано как обычное стекло, так и хрустальное бесцветное и цвет­ное. Такие детали из стекла и готовые изделия изготавливаются различными методами, применяемыми в стеклоделии — горячим формованием, выдуванием, прессованием и даже обточкой на токарном станке.

Н.Н. Качалов приводит различные примеры применения таких изделий в качестве художественно-декоративных: монолитные баля­сины лестничных перил, а также стеклянные колонны из хрусталя станции «Автово» Ленинградского метрополитена из разноцветного прозрачного стекла.

       Витражи - один из видов архитектурных форм. Различные витражи с применением стекла по типу их изготовления можно разде­лить на 4 основные группы:

• паечные витражи из листового стекла на гибкой металличес­кой основе;

• витражи из объемных многослойных стекол на бетонной ос нове;

• витражи из листового крупноразмерного стекла в качестве ос новы для нанесения художественного изображения;

• смешанные витражи.

Классический пример - витраж на свинцовой пайке, в котором по заданному рисунку располагают куски цветного стекла разной формы. По торцам стекла огибают свинцовым профилем, который в от­дельных местах сваривают, превращая разрозненные куски стекла в плоский лист — цветную картину.

Прозрачные листы стекла превращают в витражи путем нанесе­ния матового рисунка абразивными инструментами или с помощью химического травления. Применяя серебряные и медные пасты ионы серебра и меди диффундируют из паст в поверхностный слой стекла, окрашивая его в цвета: желтый (серебряная паста) или светло-желтый, черный и красный (медная паста). Высокохудожественные витражи, относящиеся к живописным. Пример удачного применения витража в декоративном оформле­нии огромного пространства общественного сооружения - витраж 1станции метро «Новослободская» (г. Москва).

       Мозаичная живопись из смальты в декорировании парадных со­оружений.

Смальта — цветное непрозрачное стекло в виде небольших (1...2 см2) кубиков и пластинок, применяемое для мозаичных работ. Смальты — по составу обычные силикатные непрозрачные цветные стекла, отлича­ющиеся широкой гаммой цветов. В мозаической мастерской Акаде­мии художеств СССР хранилось 15 тыс. сортов смальты различных цветов, а в Риме, в «панской» мастерской, — до 25 тыс.).

В России впервые смальты выплавлялись М.В. Ломоносовым на Усть-Рудницкой стекольной фабрике. Им же в 1751 г. был раскрыт секрет изготовления золотого рубина, утраченного после смерти Кункеля — его первооткрывателя.

Мозаика широко использовалась в декоративном оформлении римских  церквей в XII в., в изображении свя­тых, в религиозных картинах в храмах и достигла своего расцвета в Византий­ской империи.

М.В. Ломоносов возродил это древ­нее искусство и широко использовал смальты в живописном искусстве. Всем известны его картины «Полтавская бит­ва», «Петр I». Мозаичная живопись на основе смальт была широко использована в строительстве станций метрополитена в Москве примером является станция комсомольская.


Библиографический список.

1. Айрапетова Г.А., Несветаева Г.В..

Строительные материалы. Учебно-справочное пособие (Серия «Строительство».) - Ростов Н/Д: изд-во «Феникс», 2004. - 608 с.

 

2. Горчаков Г.Н. Баженов Ю.М.

Строительные материалы. Учеб. Для вузов. (ред. Строительные материалы и контрукции) – М.: Строиздат, 1986.- 688с.

 

3. Домокеев А.Г.

Строительные материалы. Учебник. – М.: Высш. школа, 1982.- 383с

 

4.  http://5ballov.ru. Синтетические волокна.

 

5. http://referat.students.ru. Стекло печь.

 

6. http://referat.students.ru. Развитие стеклоделия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...