29. Государственный служащий: понятие, признаки, статус
Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Признаки государственного служащего: 1) государственный служащий - это гражданин Российской Федерации; 2) государственный служащий замещает должность в государственном органе; 3) государственный служащий исполняет в государственном органе государственную должность государственной службы; 4) государственный служащий внесен в Реестр государственных служащих Российской Федерации; 5) государственный служащий имеет квалификационный разряд, присваиваемый в установленном законом порядке; 6) государственный служащий получает за выполнение обязанностей по государственной должности государственной службы денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Правовой статус государственных служащих включает предусмотренные для государственных служащих права, обязанности, гарантии, ограничения, запреты и ответственность. Правовой статус государственных служащих подразделяется на: - общий статус, предусмотренный законодательством для всех государственных служащих определенного вида службы; - должностной статус, возникающий у государственного служащего в связи с замещением определенной должности государственной службы; - особый статус милитаризованных служащих в связи с их нахождением на дежурстве, в наряде, боевом походе, ликвидацией последствий стихийных бедствий и другими особыми и чрезвычайными обстоятельствами.
Исходным пунктом характеристики правового статуса государственного служащего РФ является статус гражданина Российской Федерации, который органически включает в себя: а) конституционный статус российского гражданина; б) статус работника в соответствии с нормами Трудового кодекса РФ; в) административно-правовой статус в соответствии с нормами Федерального закона «Об основах государственной службы РФ». С наличием гражданства и конституционно закрепленного права равного доступа граждан к государственной службе законодательство связывает право человека участвовать в политической жизни страны и управлении делами государства и общества в целом. Второй по значимости характеристикой (признаком) правового статуса государственного служащего является владение государственным языком. Таким языком является русский. Однако далеко не во всех субъектах РФ однозначно трактуется эта правовая норма. Поскольку в ФЗ «Об основах государственной службы РФ» конкретно не указано, о каком языке идет речь, то некоторые политики и юристы пытаются русский язык подменить государственным языком национальной республики или, наоборот, дополнить требование знания русского языка знанием государственного языка своей республики. Важнейшим по значимости признаком, отражающим правовой статус государственного служащего, является занимаемая им государственная должность, определяющая место и роль работника в государственно-служебной иерархии, содержание, возможности и объем его участия в работе того или иного государственного органа. Необходимо отметить, что правовой статус различных категорий государственных служащих в наибольшей мере определяется правами и обязанностями, характером служебных полномочий, спецификой юридической (административной, материальной, уголовной) ответственности перед государством и обществом.
Права государственного служащего раскрывают не только институциональный характер, но и демократизм государственной службы. Под правами государственного служащего понимается система общеобязательных норм, охраняемых силой государственного принуждения и гарантирующих стабильность социально-правовую регламентацию его служебной деятельности. Общие права государственных служащих установлены ФЗ «Об основах государственной службы РФ». Их можно разделить на три группы: статусные, функциональные, социально-личностные. К статусным относятся права на: - ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе; - участие по собственной инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности государственной службы; - продвижение по службе с личными достижениями и заслугами; - проведение специального служебного расследования для опровержения сведений, порочащих честь и достоинство госслужащего; - обращение в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой и др. К функциональным относятся права на: - получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей; - принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями; - переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета; - внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции и др. К социально-личностным относятся права на: - пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной служебной деятельности; - объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов; - право на денежное содержание, его увеличение с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации; - право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней;
- медицинское обслуживание государственного служащего и членов его семьи, в том числе и после выхода его на пенсию; - обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в прохождении им государственной службы и др. Среди основных должностных обязанностей государственного служащего выделяют следующие: · обеспечение поддержки конституционного строя и соблюдения Конституции РФ, реализации федеральных законов и законов субъектов РФ; · добросовестное исполнение должностных обязанностей; · обеспечение соблюдения и защиты прав и законных интересов граждан; · исполнение приказов, распоряжений и указаний вышестоящих руководителей, отданных в пределах их должностных полномочий, за исключением заведомо незаконных; · поддержание высокого уровня профессиональной квалификации, достаточной для исполнения должностных обязанностей; · своевременное рассмотрение обращений граждан и общественных объединений, а также принятие по ним решений; · сохранение государственной и иной охраняемой законом тайны. Существенной составляющей правового статуса являются законодательно установленные ограничения по должности в связи с прохождением государственной службы - совокупность политических, экономических и организационно-управленческих факторов-запретов, очерчивающих пределы дозволенного в служебной деятельности и повседневном поведении госслужащего. Ограничения устанавливают границы, выхода за которые либо государство однозначно запрещает, либо не одобряет и не поощряет. Именно ограничения по должности, а не только права и обязанности, подчеркивают своеобразие статуса государственных служащих.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|