Концепции общественного времени
Вопрос о концепциях общественного развития рассматривается лишь в той мере, в какой это необходимо для понимания динамики образов науки. Это самостоятельная тема, заслуживающая серьезнейшего исследования. Для нас важен переход к новым представлениям об общественном времени, адекватным вероятностному типу сознания.
1. Критериев, на основании которых можно провести периодизацию развития общества, множество. Один из них заключается в эволюции представлений об общественном времени. Периодизация будет носить специфический характер и станет одним из возможных подходов. Различные подходы необходимо сочетать. Развитие общества слишком многогранно, чтобы можно было понять его эволюцию лишь с одной точки зрения.
Анализ динамики социально-экономических формаций охватывает один из возможных аспектов. Он важен, но более фундаментальной мы считаем динамику концепций общественного времени. Ее учет вносит существенные коррективы в понимание особенностей развития социально-экономических формаций в различных типах социо-культурных сред.
2.1. Целесообразно детально исследовать по единой методологии представления различных народов об общественном времени. Могут вскрыться новые закономерности на стыке представлений о культуре и теории социально-экономических формаций.
Среди концепций общественного времени выделяются более или менее развитые, но нельзя говорить о примитивных и научных концепциях. В противном случае научной концепцией всегда будет та, которой придерживается данный автор.
2.2. Выбор, если можно говорить о нем, определенной культурой концепции общественного времени представляется чрезвычайно загадочным. Каким образом он реализуется? Какие существуют альтернативы, есть ли они вообще? Эти вопросы не имеют убедительных ответов. Складывается впечатление, что концепция общественного времени выбирается /создается/ у самых истоков определенной культуры. Она как бы заложена в ее генетической программе. Придя раз к одной концепции, культура ей не изменяет. Становление новых концепций происходит за счет интенсивного развития других культур и их выхода на лидирующие позиции в социо-культурной эволюции. Несколько утрируя, можно сказать, что вся духовная и материальная культура нарастает на концепцию общественного времени, являющуюся каркасом общественного сознания.
3.1. Не претендуя на полноту, отметим четыре принципиальных типа концепций: 1. Замкнутая /кольцевая/. 2. Циклическая /китайская/. 3. Диалектическая /гегелевская/. 4. Линейная. Они могут давать большое количество вариаций как в собственных рамках, так и на стыках. Не все получили равное отражение в практике. Но для теоретического анализа это принципиального значения не имеет. Реализация не дает решающих преимуществ при рассмотрении феномена с теоретической вероятностной точки зрения.
Приводить возможные переходные виды не станем. Их можно вывести достаточно много, и это легко сделать самостоятельно.
3.2. Каждая концепция обусловливает специфическую и строго определенную оценку различных состояний времени /прошлого, настоящего, будущего/, задает программу деятельности людей, ее идеалы и нормативы. Что не соответствует программе, карается. Важно конкретно исследовать механизм связи представлений о времени и моделей поведения. Это поможет понять особенности различных эпох и культур. Например, в средние века время как бы тяготило человека. Действовала “времярасточительная” модель поведения. Начиная с эпохи Возрождения в Европе развивается “времясберегающая” модель, доминирующая и ныне. Без учета этого невозможно осмыслить эволюцию науки и сознания.
4.1. Кольцевая концепция времени наиболее древняя среди четких теоретических представлений по этому вопросу. Прошлое, настоящее и будущее слиты. Люди живут во временном измерении, синтезирующем три состояния. Прошлое хоть и отделено от настоящего, но связано с ним органически. Переходы от настоящего к будущему через него к прошлому считаются естественными. За все приходится платить. Пренебрежительное отношение к прошлому и року, довлеющему над людьми, жестоко карается. Яркое выражение это находит в древнегреческой мифологии. Кольцевая концепция характерна для низкого уровня развития общества и неразвитой рефлексии.
4.2. В циклической /китайской/ концепции общественного времени новые стадии развития не отвергают старые. Они соседствуют друг с другом. Понятие развития приобретает специфическое толкование, глубоко отличное от европейского. Различие в хронологии не гарантирует автоматически более высокую развитость. Она зависит от других факторов и в какой-то степени носит обратный характер. Чем древнее, тем лучше. В 1911 году одним из лозунгов “буржуазной” революции был: “Долой династию Цин. Да здравствует династия Мин!”. Предлагалось возвратиться примерно на 400 лет назад. Это не пустые декларации, как может показаться европоцентристски настроенному человеку, а проявление фундаментальной социо-культурной черты, детерминирующей поведение людей. Прошлое и настоящее - соседи, переплетающиеся самым причудливым образом. Это хорошо видно в китайских сказках.
По китайской концепции ничего нового быть не может, да оно и не нужно. Новое просто неприлично. Эта версия отражает реальное бытие китайского общества с его невероятной стагнацией и жаждой стабильности. Мало что меняется и менялось. Изменениями можно пренебречь ввиду их незначительности. Они касаются не глубин культуры, а весьма второстепенных для китайского мировосприятия вещей.
Концепция циклического общественного времени объясняет феномен закрытости китайской культуры. Вселенная вращается вокруг Поднебесной, в которой все устойчиво и разумно. Весьма частые случаи конкретной неразумности объясняются отклонением от основ. Если они происходят, необходимо уничтожить неправедного правителя, допустившего неблагополучное положение, и поставить праведного, следующего заветам древних мудрецов. Поступательного прогресса нет. Хронологически династии можно тасовать, как колоду карт. Их восприятие от этого мало меняется. Традиционную европейскую постановку вопроса о хронологии исторических событий понимают с трудом. Для них вопрос не имеет смысла.
4.3. Гегелевская концепция относится к прошлому избирательно бережно. Оно входит составной частью в настоящее и будущее, снимается и существует в неявном виде. Всемирно-исторический процесс разумен и движется по пути прогресса. За хаосом случайностей и единичных явлений скрывается порядок и закономерность. Человечество движется к разумному состоянию.
4.4. На линейной концепции базируется современная индустриальная цивилизация. Четко разграничиваются прошлое, настоящее и будущее. Характерна глубокая вера в прогресс. Декларируется возможность достижения его за короткий срок / человеческую жизнь/. Это один из факторов быстрого прогресса индустриальной цивилизации, начиная с эпохи Возрождения. Стимулируется рост, поиск нового. Априори допускается возможность достижения больших успехов в будущем, которое не является повторением прошлого. Неопределенность линейного идеала позволяет каждую новинку интерпретировать как его достижение. Это способствует энтузиазму новаторов. Абсолютных канонов нет. Они модифицируются с течением времени.
В линейных концепциях, несмотря на большое их видовое разнообразие, общее отношение к прошлому. Выделяется прошлое принципиально двух типов. Прошлое до условного начального момента становления нового качества отвергается и должно уйти в небытие. Его заменяет родословная реализованной версии. Прошлое после эпохального рубежа охраняется, если оно соответствует здравствующей доктрине линейной концепции. Если же противоречит ей или в чем-то компрометирует о нем стараются забыть. История фактически сводится к родословной доминирующей доктрины. Что не укладывается в родословную или противоречит, ей отходит в небытие или остается для демонстрации героической борьбы за доктрину в прошлом. Эта борьба приобретает мифологический оттенок и по сути является мифотворчеством. Из него вытекает фактическое пренебрежительное отношение к живой истории, конкретным событиям. Родословная изучается детально. Появляется ее канонический вариант. История же во всей ее сложности опускается.
Линейная модель поведения, в свое время сделавшая очень много для прогресса, привела человечество в конце ХХ века на грань катастрофы. Выход в переходе к альтернативным общественно-временным представлениям. Нужна не времясберегающая, а времятворящая концепция. Радикально должно измениться понимание ответственности за любые деяния. Эти принципиальные изменения происходят на наших глазах.
Линейная концепция поощряет новинки, но предъявляет к ним очень жесткие требования. В этом есть противоречие. Особенно ярко оно выражается в научной деятельности. Причины следующие. Каждая новинка должна быть истинной. Статус истинности - ее атрибут. Следовательно, любая новинка, в чем-то противоречащая принятым взглядам, выступает в качестве их могильщика. Начинается борьба. Применяются различные методы утверждения, в том числе и те, которые не отвечают высоким моральным критериям. Это органично вписывается в детерминистический образ науки, построенный на линейной концепции общественного времени.
Несоответствие поощрения новинок и неразумно жесткого отношения к ним снимается в вероятностной концепции общественного времени. Пока оно было не очень ярко выражено на относительно низких уровнях развития общества и его подсистем, с ним вполне можно было мириться. Но по мере усложнения системы противоречие все более негативно влияет на развитие. Оно является одной из причин кризиса линейной концепции. Наиболее развитые научные сообщества уже фактически адаптировали принципы сочувствия и эквивалентности, являющиеся проявлением вероятностной метанаучной культуры. Это пример того, каким образом линейные концепции замещаются на вероятностные.
5. Культуры, исходящие из линейных концепций общественного времени, на практике сталкиваются со множеством сложностей в достижении своих конечных целей. Причина - в утопичности задачи. Она сформулирована некорректно и позитивного решения иметь не может. Но в рефлексии кристальную чистоту идеала пытаются сохранять. И сколь бы ни был извилистым реальный путь, он всегда имеет крайне идеализированное теоретическое отражение. В моменты коллективного просветления эта “прямая” немного сворачивается и предстает в неприглядном виде. Но это - явление временное. От груза прошлого избавляются. На настоящее системы это радикально не влияет. Идут косметические новации. Система снова начинает производить прежние структуры. Это все равно, что растягивать резинку. Только ее отпустишь, она сворачивается. Отпускают ее, как правило, для того, чтобы дать передохнуть рукам.
Такие культуры опасны. После каждого жестокого урока невыдуманной истории они повторяют, как заведенные, попытки достижения линейного идеала. “Да, прошлое было нехорошо. В этом виноваты конкретные люди. Но будущее светло и прекрасно. Сейчас мы точно знаем, как его достичь. Нужно только, чтобы нам не мешали и во всем слушались.” И начинается новый виток. В реальности дело не в конкретных ошибках, а в несостоятельности концепции общественного времени. Она порождает неразумную стратегию и тактику развития общества.
Линейная концепция долгое время была доминирующей в европейской культуре и вела к успеху. Трудно было предположить, что она перестанет давать надежную основу прогрессу. Вернее, абстрактно допустить это было можно, но понять конкретные причины ввиду неразвитости системы нельзя. Причины проявились в 60-х годах ХХ столетия. Линейная концепция оказалась смертельно опасной в пограничной ситуации. Она подобна езде на автомобиле по незнакомой горной дороге. Скорость можно развить сколь угодно большую, но неизвестно, что ждет за поворотом, к тому же обрывы становятся круче. Цена каждой ошибки возрастает. В этом главный порок линейной концепции общественного времени.
Слабость гегелевско-линейных концепций и концепций линейного типа в целом заложена в их нормативном характере. Цель - абсолют. Реализуется перманентный эксперимент по ее достижению. Каждая новая версия провозглашается “на-этот-раз-уже-окончательно-истинной”. Ее можно только приветствовать. Предыдущую можно слегка критиковать. После изменения курса на 180 градусов нужно не терять бодрости духа и не впадать в гнилую рефлексию. Впереди прекрасное и светлое будущее. Это атрибут линейных концепций, проявляющийся независимо от того, в какое время они реализуются и через какой опыт прошло общество. Без мечты - идола общественные концепции линейного типа существовать не могут.
Вероятностная концепция заставляет прежде думать, а затем действовать. Проблема ответственности стоит в ней чрезвычайно остро. Позиция порождена временем, измученным социальными катастрофами и экспериментами над миллионами людей.
В вероятностной концепции общественного времени отношение к прошлому бережное. Сохраняются все ростки тенденций, несмотря на их возможную экстравагантность. Нет ни одного факта, который не нужно было бы бережно хранить, поскольку любой из них может оказаться частицей некой, еще не проявившейся тенденции. Нет ничего, что можно было бы объявить нехарактерным. Сам термин “нехарактерное” теряет смысл. Каждый феномен имеет ценность. Он уникален, важен и сам по себе, и для понимания вероятностного развития.
Каждая концепция времени давала прогноз развития общества. Они были различными, но были всегда. Без прогнозов эти концепции немыслимы. Определение конечной цели, последней остановки на трудном пути было и есть важнейшей чертой. Она особенно присуща линейным подходам. Реальная история показала их несостоятельность. Ни один прогноз не оправдался. Развитие общества всегда шло новым путем. Можно, конечно, оттягивать до бесконечности хронологический рубеж реализации, но это уже чисто прагматический прием спасения концепции. С рефлексией он не имеет ничего общего. Условия меняются и в новой среде старая идея выглядит не всегда убедительной даже при мощной поддержке.
В вероятностной концепции осуществляется прорыв на новый уровень развития. Из нее следует, что подобные прогнозы несостоятельны в принципе. В лучшем случае они отражают одну из возможных версий развития общества. Ни одна из существующих концепций общественного времени не учитывает наличие потенциальных версий развития сложной системы, каковой является человеческое общество. В этом их принципиальная слабость.
Это не значит, что вероятностная концепция совсем отказывается от качественного прогноза общественного развития. Она учитывает присущие общественным системам имманентные закономерности много вариантного развития, неизбежного в силу сложности системы. Это принципиальное отличие. Оно касается прогнозирования по всем общественным подсистемам, в том числе науки.
Смогут ли культуры, базирующиеся на линейных концепциях общественного времени, перейти на вероятностные позиции? Однозначный ответ дать нельзя. Слишком много различий в вероятностных концепциях, и слишком сложна пограничная ситуация. Но в любом случае переход будет сложным. Это тяжелое похмелье после линейной эйфории. Важную роль в смене концепций играет теория, объясняющая суть происходящих изменений. Для ее построения есть на что опереться. Существует немало признаков перехода к вероятностным концепциям в развитых индустриальных странах. Их нужно осмыслить.
По мере развития общества линейные концепции модифицируются. Сохраняя принципиальные позиции, они наполняются несколько различным содержанием. Конкретные исследования этого процесса имеют важное значение. Не всегда можно четко отличить линейные концепции. Для их типологии необходимы теоретические критерии, сущностные признаки.
6. Четыре отмеченные концепции носят детерминистический характер. Он проявляется в различной степени. Исключительно жесткая детерминация в кольцевой концепции. Человек бессилен перед богами, диктующими развитие. Он - марионетка в их руках.
Китайская концепция общественного времени позволяет отходить от социо-культурного инварианта, но фактически жестко детерминирована и реализовать потенциальную возможность в ее рамках очень сложно. Отходя от канона, становишься варваром, и общество отворачивается от тебя. Исключение не делается даже для императора. Его можно свергнуть если он неправедный, то есть не соответствует канону. Это теоретически оправдано при всем китайском уважении к начальству. Отход от инварианта равносилен самоубийству, в лучшем случае, социальному.
Линейные концепции носят ярко выраженный детерминистический характер. Они формируют модель поведения, содержащую априорную уверенность в том, что любая деятельность не ведет к необратимым трагическим последствиям. Это выражается в вере во второе пришествие и т.п. По мере секуляризации христианский идеал заменяется социальными фикциями становления идеального общества и неизбежного перехода к нему, несмотря на происки врагов.
В различных трактовках детерминизм может быть более или менее жесткий. За личностью, как правило, признается ограниченная свобода воли. Но во всех случаях она подчинена действию независимой глобальной программы, заложенной в обществе или заданной извне сверхъестественными силами.
Детерминистична и гегелевская концепция. В ней - жесткая логика соотношения действительного, разумного и необходимого.
Вариантов детерминистических концепций можно привести много. Все они носят принципиально единый характер, и с точки зрения перехода к вероятностной концепции между ними нет разницы. Существенное практическое различие в том, что переход к вероятностной концепции от различных видов детерминистических версий может быть более или менее затруднительным.
7.1. В эволюции человечества нет прямой генетической связи культур и концепций общественного времени. Нельзя построить их единый субординационный ряд. Интересно было бы проследить соответствие типов культур и концепций общественного времени в динамике. Концепция - важнейший фактор развития культуры, определяющий ее потенциальную программу. Концепция способна существовать лишь в культуре определенного типа и является ингредиентом системы мировосприятия ее представителей. Она стимулирует развитие своей культуры до соответствующего предела, далее которого прогресс в ее рамках невозможен. Культура, реализовавшая свой потенциал, начинает стагнировать. В зависимости от потенциала период ее интенсивного развития может быть различным. Примеров можно привести множество. Пожалуй, самым ярким из них является история Китая.
7.2. Изменения в концепциях общественного времени связаны с развитием производительных сил и сознания людей. Это основные причины. Но анализировать развитие общества в терминах причинно-следственного подхода не стоит. Выделение причин и следствий в сложных системах часто носит искусственный характер. Необходимо искать иные методологические подходы.
8.1. Как бы то ни было раньше, современное индустриальное общество переходит к вероятностным моделям общественного времени. Это беспрецедентный случай в истории. Начинается принципиально новый этап эволюции. Нужно перестать видеть в других людях врагов. С ними не нужно сражаться до победного конца, иначе конец будет всеобщим. Есть человечество планеты Земля. Ему грозит опасность самоубийства. Осознание, что в новой войне не будет победителей, - громадный прогресс. Важно, чтобы это отразилось и на реальных приготовлениях к войне.
Переход к вероятностной модели - один из итогов развития современной индустриальной цивилизации, породившей пограничную ситуацию. Второе пришествие можно устроить без потусторонних сил. Правда, при этом не произойдет поляризации праведных и неправедных.
8.2. Вероятностная революция не может не затронуть всего существа философии и науки. И в них осуществляется переход к принципиально новому вероятностному типу познания мира. Задача исключительная по сложности и важности. Современный переход к вероятностным представлениям в начальной стадии. Есть много частных примеров его существования и прогрессивности, но обобщить картину довольно сложно. Нужна теория этого перехода.
8.3. В различных типах культур вероятностная концепция поведет себя по-разному. В одном случае она может быть воспринята органично и стать основанием бурного прогресса. В другом - отвергнута как неприемлемая. Пока трудно конкретно определить особенности отношения к ней во всех типах культур. Нужны дополнительные исследования. От того, как будут восприняты вероятностные идеи, зависит во многом судьба культур. Закаты цивилизаций связаны, главным образом, с имманентными причинами. Лидерство современных культур также определяется тем, насколько они в состоянии адаптировать новые тенденции и способны ли к дальнейшему прогрессу. Основным является отношение к вероятностному типу сознания.
8.4. Для понимания перехода важен исторический анализ. Нужно изучить динамику типов сознания и концепций общественного развития с точки зрения становления их новой принципиальной версии. Как переходы протекают? Как они отражаются на личности, на функционировании различных общественных групп и государств? Сколько времени требуется для перехода к новой концепции? Каковы возможные альтернативы? Вопросов много. Они имеют смысл как для понимания динамики типов сознания в прошлом, так и для осмысления особенностей перехода к вероятностному типу сознания.
8.5. Вероятностная революция имеет более благоприятные шансы для развития в тех социально-экономических и культурных условиях, которые не исповедуют жесткого нормативного давления на деятельность людей. Это не вызывает сомнений. Индустриальная цивилизация в демократических странах имеет шансы на благополучный переход к новой концепции. Ситуация уникальна. Ранее смена концепций общественного времени вела к замене лидера. В данном случае, лидер общественного развития может сохраниться. Естественно, произойдут большие изменения. Усвоить вероятностные взгляды - это единственный шанс сохранить лидерство определенной культуре и выйти из пограничной ситуации в целом.
8.6. Смена концепций общественного времени всегда идет в огне и опасности. Формирование новых представлений по этому вопросу - реакция на глубокий кризис. В современном обществе это выражено очень ярко. Трудно представить себе более глубокий кризис, чем тот, который человечество породило во второй половине ХХ века. Вид “человек разумный” должен действительно либо перейти на более разумную стадию, либо погибнуть. Выбор нужно делать оперативно: никто не может сказать, каков запас времени.
9. Проблемы глобального характера, порожденные одним этапом, успешно разрешались только на более высоком уровне. Это характерно как для общества в целом, так и для отдельных его подсистем. Например, в современной науке противоречия между ростом ее параметров как системы и ростом научного знания разрешимы лишь в рамках вероятностного образа науки. Он основан на новом техническом уровне и новой системе отношений в научной деятельности. Изменения технико-информационной сферы и образа науки тесно связаны. Сами по себе они не проходят, и анализировать их без учета взаимной связи неразумно. На общем уровне происходят аналогичные процессы.
10. Интересен вопрос о скорости формирования концепций общественного времени. Если рассматривать культуры в историческом аспекте, то видно, что начальный этап, связанный с формированием новой концепции, хронологически очень незначителен относительно времени ее существования. Создается впечатление, что концепция рождается в законченном виде. Причина подобных представлений - в несоответствии периодов интенсивного и экстенсивного существования и слабой изученности начальных стадий.
11. Как будет протекать становление вероятностной концепции развития общественного времени, сказать трудно. Ее теоретическая разработка задача выполнимая. Но насколько она будет эффективной для реализации потенциала концепции, сказать трудно. Отчасти это поможет выяснить анализ роли рефлексии в периоды становления концепций общественного времени в прошлом.
Если зарождение и первоначальное развитие всех существовавших ранее концепций общественного развития и типов сознания необходимо реконструировать или изучать на примере отставших народов, то вероятностная концепция на переднем крае развития. Она бурно формируется со второй половины ХХ века и подобна вспышке сверх новой звезды. Философия и обществоведение имеют замечательный шанс выйти на принципиально новый уровень познания и оказать большую услугу обществу. Его нельзя упускать, тем более, что от степени осознания процесса смены концепций зависит его практическая реализация. Трудно найти более важную и интересную тему исследований.
12. Мы считаем, что прогресс культуры зависит от адекватности концепции общественного времени, лежащей в ее основе, тем идеалам, которые наиболее прогрессивны на данном этапе развития человечества. Каждое время имеет свои приоритеты. Степень соответствия им выдвигает лидеров социо-культурного развития.
13. Потенциальные возможности концепции общественного времени могут длительное время находиться в скрытом состоянии и проявляться лишь при строго определенных обстоятельствах. Так было с линейной концепцией. Ее преимущества раскрывались постепенно. Решительный перелом произошел начиная с эпохи Возрождения. Ощутимые результаты он дал позже. Аналогично, недостатки этой концепции проявились не сразу. Если анализировать концепции общественного времени на уровне XV - XVI веков, то по конкретным результатам сложно сказать, какая из них более прогрессивна. Наличие фактора “Х” привело к тому, что линейные взгляды европейцев оказались наиболее продвинутыми.
Если сравнивать вероятностные и линейные концепции на современном этапе, то сложно, исходя только из сугубо практических результатов, определить какие более разумны. Если учесть перспективы и причины появления вероятностной концепции, то ясно, что она дает выход из пограничной ситуации.
14. Переход к вероятностным представлениям в современном обществе не является чем-то заранее предопределенным. Он может и не реализоваться. Как пойдет конкретное развитие, сказать нет возможности. Нужно бороться за разумное будущее. Необходима активная позиция. Для автора это выражается прежде всего в осмыслении ситуации. Без фундаментальной теоретической базы переход будет затруднителен.
Список литературы 1. К. Маркс и Ф. Энгельс. Собр. сочинений. т.23. 2. Алгоритмизация анализа данных социально-экономических исследований. Новосибирск. Наука. 1982. 3. Алешин А.И., Аршинов В.И., Величковский Б.М., Городецкий Б.Ю. Философско-методологические проблемы специальных наук - Вопросы философии, 1988, 6, с. 48 - 67. 4. Алтухов В.Л. Проблемы перестройки философской науки - Вопросы философии, 1987, 6, с. 19 - 32. 5. Анализ нечисловой информации в социологических исследования. М. Наука. 1985. 223 с. 6. Антипов Г.А., Донских О.А. Проблема периодизации историко-философского процесса с позиций представления о рефлексии - В сб. Проблемы рефлексии. Новосибирск. Наука. 1987. с. 176 - 196. 7. Аршинов В.И., Климонтович Ю.Л., Сачков Ю.В. Послесловие. - В кн. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М. Прогресс. 1986. с. 408 - 423. 8. Афанасьев Ю. Воспитание истиной - Комсомольская правда. 1987, 1 сентября. 9. Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М. Наука. 1984. 345 с. 10. Барг М.А. Эпохи и идеи. М. Мысль. 1987. 348 с. 11. Бартоломью Д. Стохастические модели социальных процессов. М. Финансы и статистика. 1985. 295 с. 12. Бахманьяр аль-Азербайджани. О некоторых основоположениях философии Ибн-Сины. - Вопросы философии, 1980, 5. 13. Башляр Г. Новый рационализм. М. Прогресс. 1987. 376 с. 14. Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Невосполнимый ресурс. М. Наука. 1986. 176 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|