Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи. Порядок наделения судей полномочиями.




 

Статья 4. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи

1. Судьей может быть гражданин Российской Федерации:

1) имеющий высшее юридическое образование;

2) не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;

3) не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

4) не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

5) не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

6) не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

2. При соответствии требованиям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи:

1) судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет;

2) судьей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет;

3) судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 7 лет;

4) судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет.

3. Федеральным конституционным законом и федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность судьи судов Российской Федерации.

4. Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления.

5. В стаж работы по юридической специальности, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы:

1) на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научно-исследовательских учреждениях;

2) в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, в качестве адвоката или нотариуса.

 

 

28) Судейское сообщество – это судейский корпус, который через своих представителей обладает определенными организационными возможностями, обеспечивающими реализацию независимого правосудия.

Основные задачи органов судейского сообщества

Основными задачами органов судейского сообщества являются:

1) содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;

2) защита прав и законных интересов судей;

3) участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;

4) утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.

Органами судейского сообщества в Российской Федерации являются:

Всероссийский съезд судей;

конференции судей субъектов Российской Федерации;

Совет судей Российской Федерации;

советы судей субъектов Российской Федерации;

общие собрания судей судов;

Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации;

квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации;

Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи;

экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

 

Судья - член судейского сообщества

1. Судьи федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации являются членами судейского сообщества с момента принесения ими присяги судьи и до момента вступления в силу решения о прекращении полномочий судьи, за исключением случая прекращения полномочий в связи с почетным уходом или почетным удалением судьи в отставку.

2. Судья, пребывающий в отставке, сохраняет свою принадлежность к судейскому сообществу до прекращения отставки и может привлекаться с его согласия к работе в органах судейского сообщества. Судья, пребывающий в отставке, не вправе избирать членов квалификационных коллегий судей и быть избранным в состав квалификационных коллегий судей от судейского сообщества.

 

Организационное обеспечение деятельности судов — деятельность уполномоченных гос. органов и должностных лиц, по осуществлению мероприятий кадрового, финансового, материально-технического и иного характера направленных на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

В состав организационного обеспечения входит осуществление следующих задач:

 

1) разработка и внесение в соответствующие органы государ ственной власти предложений по вопросам организации судов;

 

2) разработка и внесение предложений по вопросам увеличения или сокращения штатной численности судей;

 

3) подбор кандидатов в судьи и проверка их профессиональных, деловых и нравственных качеств;

 

4) обеспечение деятельности экзаменационных комиссий, проверяющих уровень правовых знаний у кандидатов на судейские должности;

 

5) дача заключений о пригодности или непригодности кандидатов в судьи;

 

6) организация выборов (назначения) народных заседателей, составления и обновления списков присяжных заседателей, отбора арбитражных заседателей; контроль за законностью избрания, назначения или отбора таких заседателей;

 

7) организация регулярного повышения квалификации судей и иных судебных работников;

 

8) дача заключений и представление необходимой информации по всем вопросам, рассматриваемым квалификационными коллегиями в отношении судей;

 

9) материально-техническое обеспечение судов и создание надлежащих условий для их деятельности;

 

10) содействие судам в осуществлении мер по реальному исполнению принимаемых ими решений;

 

11) организация и ведение судебной статистики;

 

12) оснащение судов правовой информацией, необходимой для осуществления правосудия и иной судебной деятельности;

 

13) изучение деятельности судов в масштабах отдельных регионов или в целом по стране, ее конкретных направлений, разработка и внесение предложений по ее развитию и совершенствованию;

 

14) разработка международных договоров о правовой помощи, содействие судам в выполнении этих договоров;

 

15) организация научных исследований по правовым проблемам, в том числе по проблемам организации и деятельности судов, их совершенствования;

 

16) изучение зарубежного опыта в данной сфере и выработка предложений по использованию его рациональных проявлений в отечественной законодательной и правоприменительной практике, в том числе судебной.

 

Аппарат суда

1. Аппарат суда осуществляет обеспечение работы суда и подчиняется председателю соответствующего суда.

2. Работники аппарата суда являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания, а в военных судах могут также присваиваться воинские звания.

 

Аппарат суда включает консультантов, судебных приставов, старшего секретаря (завканцелярией), секретарей судебных заседаний, архивариуса, бухгалтера, завхоза, машинистку.

 

формирование аппарата суда производится судебным департаментом

 

30)Конституционный Суд РФ - высший орган конституционного контроля и его место в судебной системе РФ.

 

Место Конституционного суда в судебной системе определяется

Ст.125 КРФ

ФКЗ «О Конституционном суде РФ»

Конституционный суд-это судебный орган судебного контроля самостоятельно и независимо осуществляющий власть по средствам конституционного контроля.

Конституционный контроль- это средство обеспечения верховенства конституционных предписаний, основное значение которого состоит в выявлении НПА, противоречащих

КРФ, и принятии мер направленных на устранение выявленных противоречий.

 

 

31)Организация деятельности Конституционного Суда, его состав и структура

Состав: Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. кандидаты на Должности судей Конституционного Суда могут вноситься Президенту членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, законодательными (представительными) органами субъектов Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

 

Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.

 

Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.

Структура.

Состоит из председателя,2 заместителей и судей.

 

32) Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Судья КС - это лицо, наделенное в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющий свои обязанности на профессиональной основе.

Статус Судьи КС- правовое положение судьи КС закрепленное в законе.

 

37. Место Верховного Суда в судебной системе РФ

Место ВС в судебной системе определено ст. 126 Конституции, ст. 19 ФКЗ «О судебной системе РФ» и ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ» от 7.02.2011.

ВС РФ – высший судебный орган по гражд., уголов., администр. и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, в предусмотренных законом формах осуществляющий надзор за их деятельностью и дающий разъяснение по вопросам применения законодательства при рассмотрении дел.

В соответствии с ФКЗ «О судах ОЮ» ВС создается в соответствии с Конституцией и может быть изменен путем внесения поправок в Конституцию РФ.

38. Верховный Суд РФ, его состав, структура и компетенция.

ВС РФ – высший судебный орган по гражд., уголов., администр. и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, в предусмотренных законом формах осуществляющий надзор за их деятельностью и дающий разъяснение по вопросам применения законодательства при рассмотрении дел.

Компетенция ВС РФ:

1)В пределах своих полномочий рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанции

2)Рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам

3)Реализует право законодательной инициативы по вопросам его ведения

4)изучает судебную практику и дает разъяснение по вопросам применения законодательства

5)разрешает вопросы, связанные с международными договорами

6)публикует судебные акты ВС и решает вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности ВС и т.д.

Состав ВС:

1. Председатель (назначается СФ по представлению Президента на 6 лет)

2. Первый заместитель

3. Заместители

4. Судьи (125)

Структура:

Пленум

Президиум

апелляционная коллегия

судеб. коллегия по уг. делам СК по гражд. СК по админ. военная коллегия

делам делам

 

39. Пленум, Президиум Верховного Суда РФ: состав, порядок образования и полномочия.

Пленум ВС РФ - совещательный орган, не реализующий судебные полномочия.

Состав: Председатель ВС РФ, его заместители и судьи.

По приглашению председателя ВС могут участвовать судьи КС, ВАС и др. лица.

Порядок работы определяется регламентом ВС.

Заседания проводятся не реже 1 раза в 4 месяца.

Полномочия:

1) дает разъяснения по вопросам судебной практики

2) дает ответы по вопросам применения законодательства

3) реализует право законодат. инициативы

4) избирает секретаря Пленума ВС

5) утверждает состав научно-консультативного совета

6) заслушивает отчеты о работе Президиума, заместителей, председателя апелляц. коллегии

7) обращается с запросами в КС

8) утверждает составы судебных коллегий ВС

9) избирает членов дисциплинар. судеб. присутствия из числа судей ВС

10) утверждает регламент ВС

 

40. Апелляционная коллегия, Судебные коллегии Верховного Суда РФ, их состав, порядок образования и полномочия.

Апелляционная коллегия состоит из председателя и судей (всего 12)

Состав утверждается СФ РФ

Полномочия:

1) в качестве суда апелляц. инстанции проверяет законность и обоснованность не вступивших в законную силу судеб. решений, вынесенных судебными коллегиями ВС РФ по 1ой инстанции

2) рассматривает дела, отнесенные к его подсудности по новым и вновь открывшимся обстоятельствам

Судебные коллегии ВС РФ формируются из числа судей ВС, состав утверждается Пленумом ВС, возглавляет председатель СК из числа заместителей председателей ВС (назначается СФ РФ).

Полномочия:

1) рассматривают дела, отнесенные к их подсудности в качестве суда 1ой, апел., кассац. и надзорной инстанций

2) рассматривают дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам, осуществляет иные полномочия, предусмотренные законом

Внутри судебной коллегии образуются судебные составы.

41. Судебный департамент при Верховном Суде РФ. Порядок образования, система и состав.

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности судов ОЮ, органов судейского сообщества, финансирование мировых судей и формирование единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей.

Судебный департамент, а также управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и создаваемые им учреждения (далее - органы и учреждения Судебного департамента) образуют систему Судебного департамента.

Состав СД ВС: Генеральный директор Судебного департамента (назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда Российской Федерации с согласия Совета судей Российской Федерации), Заместители Генерального директора Судебного департамента

В Судебном департаменте образуется коллегия в составе Генерального директора Судебного департамента (председатель коллегии), его заместителей, входящих в состав коллегии по должности, и других работников Судебного департамента.

Члены коллегии, за исключением входящих в ее состав по должности, утверждаются Председателем Верховного Суда Российской Федерации.

 

 

42. Место Верховного суда республики, областного, краевого в системе судов общей юрисдикции. Состав, структура, компетенция.

Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа являются федеральными судами общей юрисдикции, действующими в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Структура:

1) президиум суда;

2) судебная коллегия по гражданским делам;

3) судебная коллегия по уголовным делам.

Компетенция верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа

1. рассматривают дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной инстанций, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а также осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

2. обращаются в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.

Состав: Председатель (назначается на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации), Заместители председателя назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, судьи.

 

43. Аппарат Верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа. Организация его работы.

Организационное обеспечение деятельности федерального суда общей юрисдикции по осуществлению правосудия осуществляет аппарат этого суда.

Руководство деятельностью аппарата федерального суда общей юрисдикции осуществляется председателем соответствующего суда.

Структура, численность работников и штатное расписание аппарата федерального суда общей юрисдикции определяются председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

Работники аппарата являются федеральными государственными гражданскими служащими и замещают должности федеральной государственной гражданской службы.

Аппарат суда общей юрисдикции:

1) принимает и выдает документы;

2) удостоверяет копии судебных документов;

3) производит вручение документов, уведомлений и вызовов;

4) контролирует уплату пошлин и сборов;

5) осуществляет организационно-подготовительные действия в связи с назначением дел к слушанию;

6) оказывает помощь судьям в привлечении присяжных заседателей к осуществлению правосудия;

7) обеспечивает ведение протоколов судебных заседаний;

8) ведет учет движения дел и сроков их прохождения в суде;

9) обеспечивает обращение к исполнению судебных решений;

10) осуществляет хранение дел и документов;

11) участвует в обобщении данных судебной практики, ведет судебную статистику, информационно-справочную работу по законодательству Российской Федерации и иную работу;

12) осуществляет прием граждан.

 

 

44. Районный суд - основное звено системы федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации. Его место в судебной системе РФ.

В системе федеральных судов общей юрисдикции районный суд является основным звеном. Это обусловлено прежде всего его широкой компетенцией по осуществлению правосудия, а также тем объемом работы, который фактически им выполняется. Он в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй (апелляционной) инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.

РС является Федеральным судом ОЮ и создается в районе, районе города, городе (тогда городской суд), либо в судебном районе, территория которого охватывает общие границы нескольких административных образований (тогда межрайонный).

 

 

45. Председатель районного суда, его права и обязанности.

Председатель районного суда назначается на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации и при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя одного и того же районного суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

Председатель районного суда наряду с осуществлением полномочий судьи и иных процессуальных полномочий в соответствии с федеральными законами осуществляет следующие функции:

1) организует работу суда;

2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль за их выполнением;

3) распределяет обязанности между своими заместителями, судьями;

4) организует работу по повышению квалификации судей;

5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;

6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и деятельности суда;

7) осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

Основная ответственность за организацию работы районного суда, как отмечено выше, возлагается на председателя суда. Без должной организации судебной работы невозможно быстрое, полное и правильное рассмотрение судебных дел и выполнение других задач, стоящих перед судом как органом судебной власти. В случае временного отсутствия (болезнь, отпуск и т. д.) председателя суда исполнение его обязанности может быть возложено на заместителя председателя или на одного из судей этого суда.

 

 

73. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность. Предмет и полномочия прокурора.

Статья 29. Предмет надзора (ФЗ «О прокуратуре РФ»)

Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Статья 30. Полномочия прокурора

1. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.

2. Указания Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.

 

 

Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания заключенных под стражу и задержанных. Предмет и полномочия прокурора.

Статья 32. Предмет надзора

Предметом надзора являются:

законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;

соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;

законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Статья 33. Полномочия прокурора

1. При осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе:

посещать в любое время органы и учреждения, указанные в статье 32 настоящего Федерального закона;

опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;

требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в статье 32 настоящего Федерального закона, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается;

отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

2. Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.

Статья 34. Обязательность исполнения постановлений и требований прокурора

Постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...