Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общество и самоактуализация личности

ТЕМА 7. Потребности человека в болезни и здоровье

 

План:

1. Основные концепции теории А. Маслоу.

2. Основные представления о моделях и системах ценностей сестринского дела.

3. Уровни основных человеческих потребностей по А.Маслоу.

 

ГЛОССАРИЙ

Здоровье - динамическое равновесие личности с окружающей средой, достигнутое посредством адаптации.

Комфорт - это состояние, при котором человек самостоятельно удовлетворяет все свои потребности.

Потребность – это осознаваемый психологический или физиологический дефицит чего-либо, отражаемый в восприятии человека.

Сестринский уход - это создание пациенту комфорта, условий, при которых он может самостоятельно удовлетворять свои потребности.

 

Основные концепции теории А.Маслоу

Американский психолог Абрахам Маслоу (1908-1970) считал, что в отличие от животных человек не стремится к равновесию со средой, а пытается взорвать это равновесие, так как оно является смертельным для личности. Изучив жизнь и деятельность лучших представителей человечества (А.Линкольна, А.Энштейна, Б.Спинозы, В.Джеймса и др.), он пришел к выводу о существовании определенной иерархии потребностей человека.

Существующие в мире потребности А.Маслоу первоначально разделил на пять базовых групп и расположил по возрастающей на разных уровнях в порядке их появления в процессе индивидуального развития личности.

Согласно концепции А.Маслоу, человек по мере взросления поднимается по «ступеням потребностей»: из низших (физиологических) до высших (духовных). В работе «Мотивация и личность» (1954) американский психолог,  выделил два вида потребностей: дефицита и развития.

Потребности дефицита:

- физиологические потребности (в дыхании, пище, питье, выведении продуктов жизнедеятельности из организма и т.п.);

- потребности, позволяющие защититься от природной стихии, болезни, жизненных неудач; потребности во сне и отдыхе; в поддержании здоровья, чистоты и т.п.;

- потребности в принадлежности и любви (принадлежности к общности, в пребывании рядом с людьми, общение с ними);

- потребности в уважении и почитании (признание среди себе подобных, достижении успеха и одобрения).

Потребности развития:

- потребность в самоактуализации (реализации целей, способностей; развитии личности через работу, учебу, игру).

Позднее А.Маслов добавил еще две группы потребностей, располагающихся под уровнем потребностей в самоактуализации:

- познавательные потребности (в знании, умении, понимании, исследовании);

- эстетические потребности (в гармонии, красоте, порядке);

И еще одну над уровнем самоактуализации:

- потребность помогать другим людям в реализации их потенциала.

Таким образом, пирамида А.Маслоу стала 8-уровневой.

Однако главное в теории А.Маслоу все же заключается не в делении потребностей на группы, а в динамике ее удовлетворения. Потребности каждого последующего уровня становятся актуальными, т.е. требующими удовлетворения, лишь после того как удовлетворены потребности предыдущего. Голод движет человеком до тех пор, пока человек не наелся. В состоянии сытости вступают в действие в качестве мотивов поведения уже другие потребности.

В то же время и критики, и последователи А.Маслоу доказывали, что очень часто потребности в самоактуализации или самоуважении будут доминирующими, определяющими поведение человека, несмотря на то, что его физиологические потребности не удовлетворены.

Общество и самоактуализация личности

А.Маслоу считал, что каждый человек рождается с определенным набором качеств и способностей, которые составляют сущность его «я», и которые ему необходимо осознать и проявить в жизни и деятельности. Однако это стремление к самоактуализации нередко наталкивается на различные трудности и препятствия. Непонимание окружающих, на собственные слабости и неуверенность. Многие люди отступают перед трудностями, отказываясь от желания проявить себя, самоактуализироваться. Такое поведение останавливает рост личности, приводит к неврозам. Исследования А.Маслоу показали, что невротики – это чаще всего люди с неразвитой или неосознанной потребностью в самоактуализации.

Какую роль играет общество в самоактуализации личности? С одной стороны, оно дает человеку возможность проявить себя, так как это осуществимо только среди людей. С другой стороны, общество препятствует стремлению человека к самоактуализации, пытается лишить личность ее сути, индивидуальности, так как задача общества – сделать человека своим шаблонным представителем.

Чтобы человек мог самоактуализироваться, он должен научиться понимать себя и свою внутреннюю природу, настраиваться на результат в соответствии с ней, направлять поведение, исходя из нее. Самоактуализация – не одномоментный акт, а непрерывный процесс, образ жизни.

У человека много потребностей, различающихся в зависимости от возраста, здоровья и внешней среды. Однако выделяют группу потребностей, которые есть всегда у любого человека независимо от каких-либо условий. Их называют основными жизненно важными или универсальными потребностями. Их необходимо удовлетворять каждому человеку в первую очередь.

Однако человек на протяжении всей своей жизни растет, развивается, постоянно контактирует с окружающей средой. В связи с этим у него возникают жизненно важные потребности, удовлетворять которые необходимо для гармоничного роста и развития в этой среде. Эти потребности обеспечивают человеку собственную безопасность - защиту от природных стихий, болезней, социальных явлений, жизненных неудач, стрессов. Вторую ступень пирамиды составляют потребности: спать, отдыхать; быть чистым; одеваться, раздеваться; поддерживать температуру тела; поддерживать состояние или быть здоровым; избегать опасности; двигаться.

Физиологические потребности являются потребности низшего уровня и существуют у любого человека. Задача медсестры – выявить неудовлетворение потребностей и помочь пациенту справится с возникшей проблемой. Например, потребность в кислороде (нормальном дыхании) – основная физиологическая потребность человека. Дыхание и жизнь – неразделимые понятия. Человек, удовлетворяя эту потребность, поддерживает необходимый для жизни газовый состав крови.

Физическая и биологическая безопасность – это потребности второго уровня. Для большинства людей безопасность означает надежность и удобства. Каждый из нас нуждается в крове, одежде и в то, кто может оказать помощь. Мы чувствуем себя в безопасности, если в темное время суток помещение освещено, в холодное время суток в помещении тепло, если при плохом освещении есть очки,… человек должен быть уверен, что он в состоянии не только обеспечить свою безопасность, но инее причинять вреда окружающей среды.

Одна из важных физиологических потребностей – сексуальная. На сексуальное здоровье могут влиять болезнь дефекты развития, у женщины развитие ребенка. Многие люди об этом говорят неохотно даже при наличии серьезных сексуальных проблем. Людям не требуется удовлетворять свои сексуальные потребности ежедневно, но, как потребность в дыхании, пище, воде, сексуальная потребность присутствует всегда. Разговаривая со своими пациентами о сексуальных проблемах, многие сестры испытывают неудобства. Для того чтобы избавиться от этого чувства, необходимо:

- выбрать твердую научную основу (понимание здоровой сексуальности, знание наиболее распространенных ее нарушениях);

- понимать, как влияет сексуальная ориентация, культура и религиозные убеждения на сексуальность человека;

- определить для себя границы, в которых обсуждения с пациентом этих проблем не вызывает у вас неудобств;

- не обсуждать проблемы, выходящие за рамки сестринской компетенции, советуя обратиться к помощи специалиста.

Ступени «Выживание» и «Безопасность» составляют основание пирамиды Маслоу.

На третьей ступени пирамиды Маслоу находятся потребности в принадлежности. Человеку на протяжении всей жизни необходимо иметь опору, принадлежать обществу, быть принятым и понятым этим обществом. Все хотят, чтобы нас любили, понимали. Никто не желает быть покинутым, нелюбимым и одиноким. Если это случилось, значит, социальные потребности человека не удовлетворены. Помогая человеку решить социальную проблему, можно значительно улучшить качество его жизни.

На четвертой ступени пирамиды Маслоу представлена потребность иметь жизненные ценности.

Для удовлетворения этой потребности необходимо, чтобы труд приносил радость и успех, а отдых был насыщенным и интересным. Очень часто больные, нетрудоспособные и пожилые люди теряют это чувство, т.к. больше не для кого не представляют ни для кого интереса, некому порадовать их успеху, а потому у них нет возможности удовлетворять свою потребность в уважении. И, как мы уже говорили, чем выше уровень социально-экономического развития общества, тем более полно удовлетворяются потребности в самоуважении.

И, наконец, вершину пирамиды, пятую ступень, составляют потребности в самосовершенствовании, обеспечивающие самореализацию человека и развитие его как личности, т.к. удовлетворяя эту потребность каждый верит, что делает что-то лучше, чем другие. Для кого-то это написание книги, для другого – выращивание сада, для третьего – воспитание ребенка.

Если рассматривать пирамиду Маслоу в целом, видно, что пока человек не удовлетворит потребности, составляющие ее нижние ступени, он не сможет удовлетворить более высшие психосоциальные потребности. Все эти потребности человек должен удовлетворять постоянно в процессе своей жизни для достижения физического, социального и творческого благополучия.

Если проанализировать жизнь каждого человека, станет ясно, что, несмотря на то что потребности отдельного человека и всех людей в целом одинаковы, способ их удовлетворения индивидуален.

Способ удовлетворения потребностей называется образом жизни, поэтому у каждого человека свой образ жизни, зависящий от возраста, социокультурною окружения - экологии; знаний, умений, желания и здоровья.

 

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...