Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сборник НАТО (фрагм.). – Брюссель, 1998.




ЧТО ТАКОЕ НАТО?

КЛЮЧЕВЫЕ ФУНКЦИИ

Первостепенной целью НАТО является защита свободы и безопасности всех её членов политическими и военными средствами в соответствии с принципами Устава ООН. Основываясь на общих ценностях демократии, прав человека и верховенства закона, с момента своего создания Североатлантический союз проводит деятельность, направленную на установление справедливого и прочного мира в Европе. Эта главная цель Североатлантического союза приобрела ещё большую значимость после окончания «холодной войны», так как впервые в истории послевоенной Европы перспектива её достижения стала реальной.

Основополагающим принципом деятельности Североатлантического союза является верность принятым на себя общим обязательствам в сотрудничестве суверенных государств, строящаяся на неделимой безопасности его членов. Солидарность стран в рамках Североатлантического союза обеспечивает такое положение, при котором ни одному из государств-членов не приходится рассчитывать лишь на свои собственные силы при решении основных проблем безопасности. Не лишая государств-членов их прав и обязанностей по принятию на себя суверенной ответственности в сфере обороны. Североатлантический союз позволяет им сообща решать жизненно важные задачи национальной безопасности. Короче говоря, Североатлантический союз является объединением свободных государств, единых в своей решимости сохранить свою безопасность посредством взаимных гарантий и стабильных отношений с другими странами.

Североатлантический договор, заключенный в апреле 1949 г., образует правовую и договорную основу Североатлантического союза. Он был создан в рамках Статьи 51 Устава ООН, в которой утверждается неотъемлемое право независимых государств на индивидуальную или коллективную оборону. Как говорится в преамбуле к договору, целью союзников является «развитие мирных и дружественных отношений во всей Североатлантической зоне». Однако во время подписания договора непосредственной целью создания НАТО была оборона её членов от потенциальной угрозы, исходящей от политики и растущего военного потенциала бывшего Советского Союза.

Организация Североатлантического договора (НАТО) обладает структурой, создающей возможности для достижения целей Североатлантического союза. Она является межправительственной организацией, в рамках которой государства-члены сохраняют полный суверенитет и независимость. Эта организация представляет собой форум, на котором они проводят совместные консультации по любым выбранным ими темам и принимают решения по политическим и военным вопросам, затрагивающим их безопасность. Союз обеспечивает необходимые структуры, способствующие проведению консультаций и налаживанию сотрудничества между государствами-членами НАТО в политической, военной, экономической, а также в научной и других невоенных областях.

НАТО представляет собой трансатлантическую связь, неразрывно скрепляющую безопасность Северной Америки с безопасностью Европы. В этой организации находят своё практическое воплощение действенные коллективные усилия её членов в поддержку их общих интересов.

В результате этого, невзирая на различия в положении и военном потенциале членов Североатлантического союза, у них появляется чувство равной безопасности, способствующее установлению общей стабильности в Европе и созданию благоприятных условий для развития сотрудничества между участниками союза, а также для сотрудничества его членов с другими странами. Именно это и составляет основу развития новых структур сотрудничества в сфере безопасности, отвечающих интересам такой Европы, которая не страдала бы от разобщённости и могла свободно следовать своему политическому, экономическому, социальному и культурному предназначению.

К числу средств, с помощью которых Североатлантический союз проводит свою политику в сфере безопасности, относятся поддержание военного потенциала. достаточного для предотвращения войны и обеспечения надёжной обороны: наличие общего потенциала для урегулирования кризисов, затрагивающих безопасность его членов; а также активное содействие диалогу с другими странами и решению проблем европейской безопасности на основе сотрудничества, включая меры по достижению дальнейшего прогресса в области контроля над вооружениями и разоружения.

Для достижения своей главной цели Североатлантический союз выполняет следующие основные задачи в области безопасности:

Обеспечивает необходимую основу для утверждения в Европе условий стабильной безопасности, опираясь при этом на развитие демократических институтов и приверженность мирному разрешению споров. Стремится к созданию условий, в которых ни одна страна не могла бы запугивать или принуждать любую из европейских стран, или устанавливать свою гегемонию с помощью применения силы или угрозы её применения.

Служит, в соответствии со статьёй 4 Североатлантического договора, трансатлантическим форумом для проведения союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу их безопасность. Содействует координации усилий союзников в сфере их общих интересов.

Обеспечивает сдерживание любой формы агрессии против территории любого государства-члена или защиту от неё.

Развивает безопасность и стабильность путём постоянного и активного сотрудничества со всеми своими партнёрами посредством программы «Партнёрство ради мира» и Совета евроатлантического партнёрства, а также с помощью консультаций, сотрудничества и партнёрства с Россией и Украиной.

Способствует пониманию общественностью факторов, связанных с международной безопасностью, и целей сотрудничества в этой области посредством проведения активной информационной программы в Североатлантическом союзе и в государствах-партнёрах, а также путём таких инициатив, как Средиземноморский диалог.

Созданные в рамках НАТО структуры дают возможность государствам-членам координировать свою политику в целях решения вышеуказанных, взаимодополняющих задач. Эти структуры предусматривают постоянные консультации и сотрудничество в политических, экономических и других невоенных областях, а также составление объединённых планов совместной обороны, создание инфраструктуры, необходимой для обеспечения действий вооружённых сил, и разработку и организацию объединённых программ подготовки личного состава и военных учений. Эта деятельность опирается на сложную военную и гражданскую структуру, в которую входит штат сотрудников, занимающийся административными, бюджетными и плановыми вопросами, а также учреждения, созданные государствами-членами Североатлантического союза для координации работы в специализированных областях, например, в налаживании систем связи, способствующих проведению политических консультаций, а также для оперативного управления войсками и службами тылового обеспечения вооружённых сил.

ИСТОКИ

Столкнувшись с насущной необходимостью экономического восстановления в период с 1945 г. по 1949 г., западноевропейские страны и их североамериканские союзники с беспокойством следили за экспансионистскими устремлениями и методами СССР. Выполнив взятые на себя во время войны обязательства по сокращению своих вооруженных сил и проведению демобилизации, западные государства проявляли всё большую тревогу по мере того, как становилось ясно, что советское руководство собирается поддерживать полный численный состав своих вооружённых сил. Более того, в свете провозглашённых Коммунистической партией Советского Союза идеологических целей, стало очевидно, что призывами к соблюдению Устава ООН и международных договорённостей, достигнутых в конце войны, не удастся гарантировать национального суверенитета демократических государств, столкнувшихся с угрозой внешней агрессии или внутренней подрывной деятельности. Введение недемократических форм правления и подавление активной оппозиции, попрание прав человека, гражданских прав и свобод во многих странах Центральной и Восточной Европы, а также в других регионах мира, вызывали новые опасения.

Целый ряд драматических политических событий в 1947–1949 гг. ещё больше обострил обстановку. К ним относятся прямые угрозы суверенитету Норвегии, Греции, Турции и других западноевропейских стран, переворот в 1948 г. в Чехословакии и незаконная блокада Берлина, начавшаяся в апреле того же года.

Подписав в марте 1948 г. Брюссельский договор, пять западноевропейских стран – Бельгия, Великобритания, Люксембург, Нидерланды и Франция – решительно продемонстрировали намерение создать общую систему обороны и укрепить свои связи таким образом, чтобы иметь возможность противостоять идеологической, политической и военной угрозе своей безопасности.

Затем последовали переговоры с США и Канадой по вопросу о создании единого Североатлантического союза, основанного на гарантиях безопасности и взаимных обязательствах, между Европой и Северной Америкой. Державы, подписавшие Брюссельский договор, пригласили Данию, Исландию, Италию, Норвегию и Португалию стать участниками этого договора. Упомянутые переговоры завершились подписанием в апреле 1949 г. Вашингтонского договора, вводящего в действие систему общей безопасности, основанной на партнёрстве указанных 12 стран. В 1952 г. к указанному договору присоединились Греция и Турция. Федеративная Республика Германия2 вступила в союз в 1955 г., а в 1982 г. членом НАТО стала и Испания.

Таким образом, Североатлантический союз был создан на основе договора между странами-членами, каждая из которых вошла в его состав по собственной воле в результате открытого обсуждения и надлежащего парламентского процесса. Договор утверждает индивидуальные права и международные обязательства государств-членов в соответствии с Уставом ООН. Он обязывает каждую из стран взять на себя определенную долю риска и ответственности, связанную с системой коллективной безопасности, и в то же время даёт каждой из них право пользоваться её выгодами. Договор также требует от государств-членов воздерживаться от принятия на себя любых противоречащих ему международных обязательств.

Между временем создания Североатлантического союза и сегодняшним днём пролегает полвека истории. Большую часть этого периода главной целью НАТО было обеспечение непосредственной обороны и безопасности своих членов. Это и сегодня остаётся её ключевой задачей, но в ближайших целях союза произошли глубокие изменения. Ниже кратко рассмотрены наиболее важные особенности этих изменений.

Брюссельский договор (Брюссельский пакт) 1948 г., пересмотренный в 1984 г., явился первым шагом в послевоенном переустройстве в сфере безопасности Западной Европы и вызвал к существованию Западный союз и Организацию брюссельского договора. Это был первый шаг в процессе, ведущем к подписанию в 1949 г. Североатлантического договора и созданию Североатлантического союза. Брюссельский договор является учредительным документом современного Западноевропейского союза (ЗЕС).

В 1990 г., после объединения Германии, безопасность бывшей Германской Демократической Республики, как неотъемлемой части объединённой страны, стала обеспечиваться Североатлантическим союзом.

НАТО СЕГОДНЯ

Современная НАТО начала формироваться в 1991 г. Стратегическая концепция, принятая главами государств и правительств НАТО в Риме в ноябре 1991 г., определила широкий подход к безопасности, основанный на диалоге, сотрудничестве и поддержании потенциала коллективной обороны. Концепция соединила политические и военные элементы политики НАТО в сфере безопасности единое целое, сделав сотрудничество с новыми партнёрами в Центральной и восточной Европе неотъемлемой частью стратегии Североатлантического союза. В концепции предусматривается меньшая степень зависимости от ядерного оружия и проведение существенных изменений в объединённых вооружённых силах НАТО, включая их значительное сокращение и понижение степени боевой готовности, повышение мобильности, гибкости и приспособляемости войск к различным вариантам обстановки и расширение применения многонациональных формирований. Кроме того, были приняты меры по оптимизации структуры военного командования НАТО и адаптации договорённостей и процедур Североатлантического сотрудничества в сфере военного планирования, особенно в свете будущих потребностей решения задач по урегулированию кризисных ситуаций и поддержанию мира.

На Римской встрече на высшем уровне руководители Североатлантического союза приняли Декларацию о мире и сотрудничестве, в которой определены будущие задачи и направления политики НАТО в сфере общей институциональной основы будущей безопасности Европы и в области развития партнёрства и сотрудничества со странами Центральной и Восточной Европы. В ней подчёркивается поддержка Североатлантическим союзом мер, предпринимаемых странами Центральной и Восточной Европы по проведению реформ. Предлагается практическая помощь по решению трудных проблем переходного периода, участие в соответствующих структурах Североатлантического союза, а также опыт и знания Североатлантического союза в области политических, военных, экономических и научных консультаций и сотрудничества. Для наблюдения за последующим развитием этого партнерства был создан Совет североатлантического сотрудничества (ССАС).

После опубликования Римской декларации на заседаниях на уровне министров иностранных дел и министров обороны и постоянной сессии Североатлантического совета были приняты дополнительные меры по развитию процесса оптации и преобразования Североатлантического союза. Особого упоминания заслуживают три направления деятельности, а именно: создание институциональной Политической основы для развития отношений между НАТО и её партнёрами по сотрудничеству в Центральной и Восточной Европе, развитие сотрудничества в оборонной и военной сферах, роль НАТО в урегулировании кризисных ситуаций и поддержке мира.

Во-первых, в институциональной сфере первым значительным событием было торжественное заседание по учреждению Совета североатлантического сотрудничества, которое состоялось 20 декабря 1991 г. В нём участвовали министры иностранных дел или представители стран НАТО и шести стран Центральной и Восточной Европы, а также трёх балтийских стран. Задачей ССАС было способствовать сотрудничеству в сфере безопасности и сопряженных с ней вопросах между странами-участницами на всех уровнях, а также наблюдать за процессом развития тесных институциональных связей и неофициальных отношений между ними. Одиннадцать государств, возникших на территории бывшего Советского Союза и образовавших Содружество Независимых Государств (СНГ), стали участниками этого процесса в марте 1992 г. Албания и Грузия присоединились к этому процессу соответственно в апреле и июне 1992 г., а к 1997 г., когда на смену ССАС пришёл Совет евроатлантического партнёрства (СЕАП), в его составе было уже 22 партнёра по сотрудничеству ССАС/ПРМ. Сотрудничество в рамках ССАС осуществлялось на основе рабочих планов, которые первоначально принимались на ежегодной основе, но с 1995 г. стали разрабатываться на двухлетний период. Совет евроатлантического партнёрства сделал ещё один практический шаг в этом направлении и разработал план действий СЕАП на 1998–2000 гг. как основу своей работы в будущем.

Во-вторых, в оборонной и военной сферах министры обороны стран НАТО провели 1 апреля 1992 г. первое совещание с партнёрами по сотрудничеству для рассмотрения путей углубления диалога и развития сотрудничества по вопросам, находящимся в рамках их полномочий. 10 апреля 1992 г. было проведено первое заседание Военного комитета с участием партнёров по сотрудничеству. В настоящее время проводятся регулярные встречи с партнёрами по сотрудничеству, как на уровне министров обороны, так и на уровне Военного комитета. Параллельно с этими многосторонними встречами развиваются двусторонние связи и сотрудничество между министерствами обороны и на военном уровне в целом.

В-третьих, на фоне кризисной ситуации в бывшей Югославии и в других местах, роль НАТО в области урегулирования кризисов и миротворчества, в частности, при поддержке миротворческой деятельности ООН в бывшей Югославии, привлекает всё большее внимание. Основные инициативы, предпринятые НАТО в этой области, рассмотрены в гл. 5.

Консультации и сотрудничество в ССАС затрагивали широкий круг вопросов, но особое внимание уделялось, в частности, вопросам, относящимся к политике и безопасности: миротворчеству; концептуальным подходам к контролю над вооружениями и разоружением; вопросам военного планирования и вооружённых сил; демократическим концепциям военно-гражданских отношений; конверсии военного производства в гражданских целях; расходам на оборону и военным бюджетам; научному сотрудничеству и экологическим вопросам, связанным с обороной; распространению информации, связанной с НАТО, в государствах-партнёрах; консультациям по планированию политики и управлению воздушным движением гражданскими и военными службами.

На встрече на высшем уровне Североатлантического совета в январе 1994 г. в Брюсселе НАТО выдвинула важную новую инициативу по углублению стабильности и безопасности в Европе. Странам ССАС и другим государствам было направлено приглашение присоединиться к новой далеко идущей программе сотрудничества с НАТО, известной под названием «Партнёрство ради мира» (ПРМ). С тех пор партнёрство превратилось в фундаментальный компонент безопасности в Евроатлантическом регионе и в настоящее время занимает центральное место в НАТО. Приглашение к участию в программе "Партнёрство ради мира" было направленно всем государствам-членам Совета североатлантического сотрудничества (ССАС У и другим странам-участницам Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ)4, способным и стремящимся внести свой вклад в программу Приглашение было принято 27-ю странами. Мероприятия, проводимые каждым партнёром, основаны на совместно разработанных Индивидуальных программах партнёрства. Сфера и задачи партнёрства, а также его развитие и последующее углубление рассматриваются в гл. 4.

В мае 1997 г. в Синтре преемником ССАС стал Совет евроатлантического партнёрства (СЕАП), целью которого было начать новый этап сотрудничества. Принципы СЕАП были разработаны в тесном сотрудничестве между Североатлантическим союзом и партнёрами и определены в Основном документе СЕАП.

Принятие Основного документа СЕАП явилось выражением решимости 44-х стран-участниц поднять политическое и военное сотрудничество между ними на качественно новый уровень. В этом документе вновь подтверждена общая приверженность государств-членов укреплению и расширению мира и стабильности в Евроатлантическом регионе. Общие ценности и принципы, лежащие в основе этой приверженности, определены в Рамочном документе программы "Партнёрство ради мира" (ПРМ) (см. «Справочник по НАТО. Документация», издаваемый отдельно). По сути дела, СЕАП образует общую основу для консультаций по политическим вопросам и по вопросам, связанным с безопасностью, а также для углубления сотрудничества по программе «Партнёрство ради мира».

В декабре 1997 г. Советом евроатлантического партнерства был одобрен «План действий СЕАП на 1998-2000 гг.», что соответствовало стремлению его членов развивать между собой более тесные связи, более оперативное взаимодействие. Одной из главных целей «Плана действий» является придание большей степени концентрации и глубины консультациям и сотрудничеству по политическим и связанным с безопасностью вопросам в рамках СЕАП и повышение транспарентности между 44-мя государствами-членами. Министры иностранных дел СЕАП также одобрили принцип создания Евроатлантического координационного центра

В мае 1997 г. вместо ССАС был создан Совет евроатлантического партнёрства (СЕАП). Членами СЕАП являются 44 страны. В начале 1995 г. Совещание по безопасности сотрудничеству в Европе (СБСЕ) стало организацией (ОБСЕ). В её состав входят 55 государств-членов, т.е. все европейские государства, а также США и Канада. реагирования на стихийные бедствия и катастрофы и Евроатлантического подразделения реагирования на стихийные бедствия и катастрофы.

СЕАП создаёт возможности для проведения многосторонних консультаций, ориентированных на конкретные результаты, расширения консультаций и сотрудничества по региональным вопросам и повышения транспарентности и доверия в вопросах безопасности между всеми государствами-членами СЕАП. СЕАП сохраняет два важных принципа, которые лежат в основе успеха сотрудничества между союзниками и партнёрами: во-первых, принцип общедоступности, означающий, создание возможностей для всех союзников и партнёров в равной степени участвовать в политических консультациях и практическом сотрудничестве; во-вторых, создание механизмов самодифференциации, в соответствии с которым у партнёров имеется возможность самим выбирать на индивидуальной основе уровень и направление сотрудничества с Североатлантическим союзом. В соответствии с этими принципами заседания СЕАП могут проводиться в виде пленарной сессии или в «ограниченном формате», т. е. между НАТО и неограниченными по составу группами государств-партнёров для конкретного рассмотрения функциональных вопросов, или на специальной основе – по соответствующим региональным вопросам.

Количество мероприятий по сотрудничеству, проводимых под эгидой СЕАП, также возросло. Эти мероприятия, основанные на принципах общедоступности и самодифференциации, посвящены экономическим военным вопросам, научным вопросам, экологическим проблемам, связанными с обороной, сотрудничеству в миротворческой деятельности и готовности к гражданским чрезвычайным ситуациям. Программа ПРМ в своей расширенной форме по-прежнему занимает особое место в гибких рамках СЕАП при практическом сотрудничестве в военной и оборонной сферах. Большая часть государств-партнёров создали свои дипломатические представительства и миссии связи при НАТО, оказывающие значительное содействие поддержанию связей и контактов по всем этим направлениям.

Время от времени, в решающие моменты в истории НАТО, Североатлантический союз проводит совещания на высшем уровне с участием глав государств и правительств. Присутствие премьер-министров и президентов на таких совещаниях, их непосредственное участие в процессе принятия решений по принципу консенсуса, поднимает общественный престиж таких встреч и придаёт им особую историческую значимость. Встреча на высшем уровне в Мадриде в июле 1997 г. стала эпохальным событием в связи с подведением итогов главных инициатив, предпринятых Североатлантическим союзом, за предшествующие пять или шесть лет. Одновременно с этим, на встрече был провозглашён переход к новой трудной фазе развития НАТО, в ходе которой будут испытываться и проверяться на практике новые структуры и направления политики, принятые в соответствии с новыми реалиями. В этой связи задачей руководителей союза на Мадридской встрече было сведение воедино основных направлений будущей политики Североатлантического союза в целом и обеспечение их общей стройности и преемственности.

Конкретные и далеко идущие меры по всем важнейшим вопросам деятельности союза, принятые на мадридской встрече, наглядно продемонстрировали приверженность Североатлантического союза внутреннему и внешнему преобразованию: начало переговоров о вступлении в союз новых членов и одобрение политики «открытых дверей» по отношению к приёму в союз в будущем; расширение программы «Партнёрство ради мира» и создание нового форума в виде СЕАП для дальнейшего развития сотрудничества; открытие новой главы в отношениях между Россией и НАТО; придание официального статуса развитию партнёрства с Украиной; активизация диалога со странами Средиземноморья; прогресс в деле создания европейской составляющей в области безопасности и обороны в рамках НАТО и определение радикально реформированной структуры органов военного управления Североатлантического союза. В этой весьма напряжённой повестке дня отражается современная НАТО, доказавшая свою способность браться за новые задачи без ущерба для своей традиционной деятельности и выполнять свою роль с учетом требований меняющихся условий безопасности.

«Доктрина Эйзенхауэра»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...