Методические указания по организации самостоятельной работы
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов Текущий контроль Текущий контроль проводится на основе оценки: ответов на семинарских занятиях, письменных контрольных работ, домашних заданий, коллоквиума, докладов, эссе, рецензий, резюме, рефератов.
Премиальные баллы
Примерная тематика рефератов, докладов 1. Современные молодежные субкультуры 2. Особенности современного общества риска 3. Социология в современной России: характерные черты, проблемы развития 4. Проблемы социализации в современной России 5. Ценностные ориентации молодежи 6. Общественное мнение в современной России: его формирование и изучение 7. Социологическое изучение толпы 8. Малая группа как микромодель социума 9. Социальная структура современного российского общества: проблемы измерения и оценки 10. Особенности современной российской элиты 11. Есть ли в России средний класс? 12. Основные подходы к оценке бедности
13. Субкультура бедности 14. Факторы и основные каналы социальной мобильности в современной России 15. Настоящее и будущее института семьи 16. Проблемы развития института образования 17. Особенности функционирования института религии в российских условиях 18. Формирование новых социальных институтов в современной России 19. Молодежные социальные движения 20. Особенности социальных движений в современной России 21. Современные социологические теории социальных изменений 22. Революция или реформа: что предпочтительнее? 23. Теории модернизации и конвергенции 24. Социальный прогресс: сущность и критерии 25. Противоречивость современного мира, его целостность и многополюсность 26. Сущность и противоречивость процесса глобализации 27. Девиация и проблема социального зла 28. Социологический анализ суицида 29. Наркомания как форма ретритизма 30. Институты социального контроля 31. Настоящее и будущее социального контроля Примерные темы курсовых работ, критерии оценивания не предусмотрена Методические указания по организации самостоятельной работы Самостоятельная работа студентов включает: 1. самостоятельная подготовка студента к занятиям. Самостоятельная подготовка включает: изучение дополнительной литературы, выполнение письменных домашних занятий, конспектирование и т.п.; самостоятельное изучение отдельных тем или вопросов по рекомендованным преподавателем источникам информации; 2. рецензирование или написание резюме по дискуссионным статьям. Рецензия должна отвечать следующим требованиям: - лаконичность (не более 1 страницы машинописного текста); - структурированность. Структура рецензии: актуальность темы исследования; краткое содержание рецензируемой работы, ее основные положения; достоинства, недостатки, работы; общая оценка работы рецензентом. - четкая аргументация основных выводов;
- корректность по отношению к автору и его позиции. Резюме – (фр. resume) – краткое изложение сути написанного, краткий вывод, заключительный итог. Основные требования к резюме: - лаконичное отражение основных идей статьи; - демонстрация умения, не исказив авторской позиции, выразить идею своими словами в сжатой и емкой форме; - резюме в отличие от рецензии, не должно содержать оценок. 3. эссе. Цель написание эссе -развитие умений лаконичного системного изложения собственного понимания дискуссионных проблем. Объем эссе – не более двух страниц машинописного текста, оформленных в соответствие со стандартными требованиями. Основные требования к содержанию эссе: 1. самостоятельность (заимствование, цитирование должно играть вспомогательную роль, например, как отправная идея, вокруг которой строится самостоятельное рассуждение); 2. внутреннее смысловое единство; 3. аргументированность авторской позиции; использование иллюстраций (примеров), желательно из собственного опыта; 4. оригинальность; 5. рассмотрение проблемы с разных сторон (диалектический анализ); 6. яркость и образность. Примерная тематика эссе: 1. Быть гражданином России – что это для Вас? 2. Позитивность и негативность последствий либерализации ценностей и норм семейной жизни. 3. Значима ли теория аномии для современного российского общества? 4. Проявления глобализации в Вашей жизни. Плюсы и минусы. 5. Место и роль социального контроля в Вашей жизни. 6. Быть конформистом – условие выживания? 7. Объективные критерии социального прогресса. Есть ли они? 8. Бедность. Кто виноват? 9. Конфликт – норма развития социальной системы? 10. Социологическое мышление. Что оно нам дает? 11. Аут – группы, «чужие». Что и кто это для Вас? Почему? 12. Референтные группы в жизни современного молодого россиянина. Кого они включают, почему? 13. Современная массовая культура и Вы. 14. Какие люди чаще других являются участниками социальных движений и более подвержены их воздействию? 15. Аполитичность современной молодежи: благо или зло? 16. Людей, родившихся после и во время «перестройки» часто называют «потерянным поколением». Согласны ли Вы с этим? 17. Быстрая восходящая социальная мобильность: плюсы и минусы
18. Современные стереотипы маскулинности и феминности у молодежи. Как они возникают? Кто в этом заинтересован? 19. Есть ли у российской бюрократии национальная специфика? 20. Этноцентризм – негативное или позитивное явление в жизни общества? 21. Почему социальная стратификация является базовой темой и проблемой социологического анализа? 22. Социальная стратификация в мире животных и в мире людей: общие черты и отличия. 23. С каким социальным классом (слоем) Вы себя идентифицируете, почему? Что из этого следует? 24. Какое значение для вас имеет социальная принадлежность человека? Как Вы ее определяете? 25. Является ли современная Россия гражданским обществом? По каким критериям Вы это определяете? 26. Толерантное российское общество - недостижимый идеал? 27. Россия – поле правового нигилизма. Плюсы и минусы. 1. подготовка к коллоквиуму. Цель коллоквиума – проверка наличия устойчивых знаний ключевых категорий курса. Коллоквиум проходит на последнем семинарском занятии в триместре в устной форме. Основой является глоссарий, который может меняться и корректироваться в зависимости от изменения содержательного наполнения читаемого курса. От студента не требуется дословное знание определения. Важно продемонстрировать умение отразить основной смысл той или иной категории, проиллюстрировать примером. Возможно (и желательно) использование определений категорий из других источников (помимо использованных в данном глоссарии). Определение многих категорий неоднозначно и студент имеет право выбора из имеющихся вариантов наиболее для него подходящего. Перечень основных понятий и категорий к коллоквиуму: 1. АГРЕГАЦИЯ – некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий 2. АКТОР - действующий субъект, индивид, совершающий действия, направленные на других. 3. АНТИГЛОБАЛИЗМ- социальное движение и идеология, направленные не против глобализации как таковой, а против ее негативных последствий и несправедливости, против концентрации богатства в руках транснациональных корпораций и отдельных государств. Лозунг антиглобалистов – "Блага глобализации всем, а не избранным".
4. АККУЛЬТУРАЦИЯ –процесс приобретения одним народом тех или иных форм культуры другого народа, происходящий в результате общения этих народов 5. АНКЕТНЫЙ ОПРОС – количественный, опосредованный метод сбора вербальной информации 6. АНОМИЯ – концепция, используемая Дюркгеймом для характеристики общества, в котором индивиды не располагают сколько-нибудь четкими поведенческими ориентирами во взаимоотношениях друг с другом. Такая безнормативность свойственна обществам, где доминирует индивидуализм при отсутствии противодействующих ему ценностей социальной солидарности, которыми уравновешивалось бы стремление к удовлетворению собственных желаний и потребностей за счет всех остальных 7. АССИМИЛЯЦИЯ – слияние одного народа с другим путем усвоения его языка, культуры и утраты своего языка, культуры и своего самосознания. 8. АУТГРУППА – группа людей, по отношению к которой индивид не испытывает чувства идентичности или принадлежности («не мы», «чужие»). 9. АРТЕФАКТ – продукт культуры, способный сохраняться более длительное время, чем сама породившая его культура. 10. АСКРИПТИВНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС – положение в обществе, обусловленное характеристиками, которыми человек наделяется от рождения 11. БЕДНОСТЬ – состояние, при котором индивид или семья испытывают нехватку ресурсов либо для поддержания своего здорового состояния (то есть абсолютная бедность), либо для достижения уровня жизни, который рассматривается в данном конкретном обществе как приемлемый (то есть относительная бедность). 12. ВАЛИДНОСТЬ – способность средства измерения или метода исследования адекватно оценить то, на что они направлены 13. ВЕРИФИКАЦИЯ - (от лат. verus — истинный, facere — делать) — проверка, способ подтверждения каких-либо теоретических положений, алгоритмов, программ и процедур путем их сопоставления с опытными (эталонными или эмпирическими) данными, алгоритмами и программами. 14. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ (интеракция) – система взаимообусловленных социальных действий, в которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов. Выделяют вербальное, физическое и невербальное взаимодействие; взаимодействие на макро- и микро- уровнях; опосредованное и непосредственное взаимодействие. 15. ВЛАСТЬ – способность и возможность определять поведение и направление деятельности других людей.
16. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ – процесс всевозрастающего воздействия на социальную действительность отдельных стран различных факторов международного значения: экономических и политических связей, культурного и информационного обмена и т.п. 17. ГРУППА ВТОРИЧНАЯ – группа, социальные контакты и отношения между членами которой носят безличный, преимущественно формальный характер. Такие группы направлены на достижение общих целей и распадаются при наличии таковых. 18. ГРУППА ПЕРВИЧНАЯ – группа, в которой происходит первичная социализация индивида, и отношения носят интимный, доверительный, неформальный характер. 19. ГРУППА РЕФЕРЕНТНАЯ – реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке. 20. ГРУППА РЕАЛЬНАЯ – группа, обладающая набором характеристик, отражающих присущую данному субъекту сущность 21. ГРУППА СТАТИСТИЧЕСКАЯ – группа, выделяемая по поддающимся измерению признакам 22. ДЕВИАНТНОСТЬ – в упрощенном понимании – поведение, идущее вразрез с основными нормами, принятыми в конкретном обществе или группе, в рамках которых такое поведение проявляется. 23. ДЕВИАЦИЯ ВТОРИЧНАЯ - значительное отклонение от нормы, когда личность социально определяется как девиант 24. ДЕВИАЦИЯ КУЛЬТУРНО ОДОБРЯЕМАЯ - поддерживаемая и вознаграждаемая девиация, соответствующая базовым ценностям и способствующая развитию общества (научное, художественное, техническое творчество и т.п.). 25. ДЕВИАЦИЯ ПЕРВИЧНАЯ - поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам. В данном случае отклонения незначительны, терпимы, индивид не считает себя девиантом и не считается таковым с точки зрения других людей 26. ДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ –«такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него»(Вебер М.) 27. ДЕПРИВАЦИЯ – 1. процесс сокращения и/или лишения возможностей удовлетворения основных жизненных потребностей индивида или групп; 2. недостаточное удовлетворение к.-л. потребности 28. ДЕЙСТВИЕ ТРАДИЦИОННОЕ – форма действия, при которой поведение определяется обычаями и убежденность в котором не рациональна, а традиционна 29. ДЕЙСТВИЕ ЦЕЛЕРАЦИОНАЛЬНОЕ – действие, рационально регулирующее цели, средства и побочные последствия собственного поведения, рассчитанного на достижение успеха 30. ДЕЙСТВИЕ ЦЕННОСТНО – РАЦИОНАЛЬНОЕ – действие, характеризующееся сознательной верой в этическую, эстетическую, религиозную или иначе понимаемую безусловную самоценность определенного поведения независимо от его успеха 31. ДЕЛИКВЕНТНОСТЬ – преступное поведение 32. ДЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс, противоположный социализации, отражающий утрату индивидом определенных социальных ценностей и норм и сопровождающийся отчуждением индивида от определенной группы 33. ДИСКУРС – АНАЛИЗ — изучение языка, используемого членами некоторого языкового сообщества. В ходе такого анализа рассматривается как форма языка, так и его функция, как разговорная речь, так и письменные тексты, идентифицируются лингвистические особенности понимания различных текстов и типов устной речи. 34. ДИСФУНКЦИЯ – социальная активность, оказывающая отрицательное воздействие на эффективность функционирования социальной системы 35. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ (гетерогенность) – базовая характеристика социальной структуры, основанная на номинальных параметрах. Предполагает разделение общества на категории и социальные группы, не сравнимые по принципу «выше» -«ниже» (например, этническая или религиозная гетерогенность) 36. ДОСТИГНУТЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС – положение в обществе, приобретенное человеком благодаря собственным усилиям, а не предоставленное в результате аскрипции. Чем большее значение придается в обществе достигнутому социальному статусу, тем более открытым представляется такое общество 37. ИНГРУППА – группа людей, по отношению к которой индивид испытывает чувство идентичности и принадлежности («мы»). 38. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – уникальность индивида в социуме, отдельный индивид как обладатель неповторимой совокупности биологических, социальных свойств. 39. ИНСТИТУТ – определенная форма организации, регулирования, упорядочения общественной жизни, деятельности и поведения людей; элемент социальной структуры общества; исторически сложившаяся форма удовлетворения базовых человеческих потребностей. 40. ИНТЕРВЬЮ – метод непосредственного сбора вербальной и невербальной информации о респонденте 41. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ – исследование социальных объектов, отношений, процессов, направленное на получение новой информации и выявление закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии 42. КАПИТАЛ – накапливаемый хозяйственный ресурс, который включен в процессы воспроизводства и возрастания стоимости путем взаимной конвертации своих разнообразных форм 43. КАУЗАЛЬНЫЙ (лат. causa – причина) – причинный 44. КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ – это любой вид исследования, предполагающий сбор ограниченного объема глубинной информации, позволяющей получить качественно новые выводы, но не предполагающие статистической обработки данных. Качественные методы позволяют исследовать преимущественно индивидуальные, особенные, а не типичные проявления поведения людей. 45. КВАЗИГРУППА (аудитория, толпа, социальные круги) – появляющаяся непреднамеренно социальная группа, в которой отсутствуют устойчивые ожидания, а взаимодействия между членами, как правило, односторонние. Отличается спонтанностью возникновения и неустойчивостью. 46. КЕЙС-СТАДИ – детальное исследование частного случая, относящегося к определенному классу феноменов; исследовательская стратегия, направленная на глубокий, полный и комплексный анализ социального феномена на примере отдельного эмпирического объекта (случая). 47. КЛАССЫ – большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.39. С.15.). 48. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ – это исследования, предполагающие сбор большого объема эмпирической информации и анализ этой информации с помощью статистических (в том числе и математических) методов. Такие исследования обычно проводятся с использованием выборочного метода и должны отвечать требованиям репрезентативности. Количественные методы позволяют выявить объективные результаты взаимодействия людей, такие как: социальные институты, социальные структуры, нормы и правила поведения. 49. КОНТЕНТ - АНАЛИЗ (англ. content analysis; от content — содержание) — формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой строгостью, систематичностью. Сущность метода контент-анализа состоит в фиксации определенных единиц содержания, которое изучается, а также в квантификации полученных данных.Объектом контент-анализа может быть содержание различных печатных изданий, радио- и телепередач, кинофильмов, рекламных сообщений, документов, публичных выступлений, материалов анкет. 50. КОНТРОЛЬ СОЦИАЛЬНЫЙ – представляет собой систему реагирования на поведение индивида (групп) с целью предупреждения нежелательного поведения и формирования поведения, соответствующего социальным нормам. Эта система включает в себя две подсистемы: отслеживание поведения; воздействие на поведение с помощью санкций. Формы контроля: принуждение, влияние общественного мнения, регламентация в социальных институтах, групповое давление. Разновидности контроля: внешний (формальный и неформальный) и внутренний (самоконтроль). 51. КУЛЬТУРА (социологический аспект) - система социально приобретенных и транслируемых от поколения к поколению значимых ценностей, традиций и норм поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность; искусственно созданная среда обитания. 52. КУЛЬТУРНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ – точка зрения, в соответствии с которой универсальных представлений не существует и каждая культура должна рассматриваться в собственных терминах. Культурный релятивизм проявляется в неприятии концепций превосходства одних обществ над другими, поскольку они просто разные 53. МЕТОД – в широком значении - понятие, характеризующее основные онтологические и методологические установки исследователя, реализуемые в процессе исследования и ведущие либо к получению нового знания, либо к доказательству (проверке) имеющихся теоретических представлений. В узком значении – это способ сбора, обработки и анализа эмпирической информации. 54. МЕТОДОЛОГИЯ – система принципов научного исследования, отражающих специфику конкретной науки и ее предмета; система знаний, определяющая технические, организационные и процедурные вопросы проведения исследований, обоснованность выбора применяемых методов и обеспечение достоверности полученных результатов. 55. ЛИЧНОСТЬ – целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения. 56. ЛИЧНОСТЬ МАРГИНАЛЬНАЯ – индивид, занимающий промежуточное положение на границе между двумя и более культурами, частично ассимилированный в каждую, но полностью – ни в одну из них. 57. МОБИЛЬНОСТЬ ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ – переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне 58. МОБИЛЬНОСТЬ ВЕРТИКАЛЬНАЯ – отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой 59. МОБИЛЬНОСТЬ МЕЖПОКОЛЕННАЯ – 1. изменение социального положения или статуса от одного поколения к другому (от отца к сыну и т.д.); 2. суммарные различия в социальном положении и статусе между различными поколениями данного общества 60. МОБИЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ – любой переход индивида или социального объекта (ценности), то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую 61. НАБЛЮДЕНИЕ – прямая регистрация событий очевидцем 62. НАРРАТИВ - [лат. narrare - языковый акт, т. е. вербальное изложение - в отличие от представления] - это повествование, история или рассказ, созданное людьми для описания и организации их опыта и способа их жизни, которое отражает определенные психологические структуры и эмоциональные состояния 63. НАУЧНАЯ ПАРАДИГМА – «универсально признанное научное достижение, обеспечивающее в течение значительного времени образцы проблем и решений сообществу ученых» (Кун, 1962) 64. НОРМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ – социальные правила, которыми определяются ожидания общества в отношении действий индивидов в определенных обстоятельствах 65. ОБЩЕСТВО – совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей и характеризующаяся устойчивостью и целостностью, самовоспроизводством и самодостаточностью, саморегулируемостью и саморазвитием. 66. ОБЩЕСТВО ГРАЖДАНСКОЕ – совокупность различных неправительственных институтов и самоорганизующихся посреднических групп, независимых как от государственной власти, так и от отдельных частных структур производства и воспроизводства (т.е. фирм и семей), и способных к организованным и ответственным коллективным действиям в защиту общественно значимых интересов в рамках заранее установленных правил гражданского или правового характера. 67. ОБЩЕСТВО ИНДУСТРИАЛЬНОЕ – общества, в которых товары и услуги, необходимые для социальной жизни, производятся главным образом на промышленных предприятиях и где большинство населения вовлечено в обслуживание потребностей индустрии и в процесс производства 68. ОБЩЕСТВО ТРАДИЦИОННОЕ – доиндустриальные общественные уклады аграрного типа, характеризующиеся преобладанием натурального хозяйства; сословной иерархией; стабильностью структуры; способом социокультурной регуляции, основанном на традиции 69. ОБЩЕСТВО ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ – концепция общества конца 20-го столетия, выдвигающая на первый план снижение его зависимости от промышленного производства, возникновение новых отраслей сферы услуг и акцент на роли знаний. Характеризуется глубокой трансформацией всех форм общественной жизни на базе НТП; особая роль отводится науке и управлению 70. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ – объект социологического исследования – определенная социальная реальность, не зависящая от исследователя; предмет – свойства, стороны, отношения и процессы данной реальности (то есть в рамках данного объекта), выделяемые исследователем для целенаправленного изучения 71. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ – документ, включающий методологическую, методическую части и рабочий план исследования. 72. ПРОГРЕСС – направление развития от низшего к высшему, движение вперед, к более совершенному и передовому, переход на более высокую ступень развития 73. РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ выборки – свойство выборки адекватно отражать, моделировать характеристики генеральной совокупности. 74. РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ – усвоение новых ценностей, ролей взамен прежних, неправильно усвоенных, устаревших или же в связи с переходом в принципиально новые социальные условия 75. РОЛЕВОЕ ОЖИДАНИЕ – система предписаний, норм, предъявляемых к определенному статусу. 76. РОЛЕВОЕ ИСПОЛНЕНИЕ – поведение, отражающее степень принятия и понимания ролевых предписаний. 77. РОЛЕВАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ – максимальное слияние со значимой ролью. 78. РОЛЕВОЕ ДИСТАНЦИРОВАНИЕ – нежелание принимать и выполнять ролевые предписания. 79. СИНКРЕТИЗМ (гр.- соединение, объединение) – слияние или смешивание со сходным элементом другой культуры, религии и т.п. 80. СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс, в ходе которого индивиды усваивают ценности, представления, модели поведения и роли, присущие данному конкретному обществу. 81. СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА (Р. Мертон) – совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей. Признаки социальной группы: 1) наличие внутренней организации; 2) общая (групповая) цель деятельности; 3) групповые формы социального контроля; 4) образцы (модели) групповой деятельности; 5) интенсивные групповые взаимодействия 82. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ – ожидаемое поведение человека, связанное с его социальным статусом и типичное для людей соответствующего статуса в данном обществе. 83. СОЦИАЛЬНЫЕ КРУГИ – социальные общности, созданные с целью обмена информацией между их членами 84. СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТ – (а) совокупные, систематизированные характеристики массового поведения; (б) совокупные, систематизированные характеристики массового сознания - мнений, оценок, суждений, верований и т. п.; (в) совокупные, обобщенные характеристики продуктов человеческой деятельности, материальной и духовной; (г) в феноменологически ориентированной социологии в качестве социального факта рассматривается отдельное событие, случай, состояние социального взаимодействия, подлежащее интерпретации с позиций деятельного субъекта; (д) явления внешние по отношению к индивиду, воздействующие на него «принудительным» образом и являющиеся результатом социального взаимодействия. 85. СОЦИОМЕТРИЯ - (от лат. societas общество, греч. metreо измеряю) 1) теоретическое направление в изучении малых социальных групп в современной социологии, исследующее эмоциональные межличностные отношения и экстраполирующее свои выводы на большие социальные группы и об-во в целом; 2) количественное измерение эмоциональных отношений в малых группах (социометрическая техника). 86. СТАТУС СОЦИАЛЬНЫЙ – ранг или позиция индивида (группы) в социальной иерархии 87. СТРАТИФИКАЦИЯ – структурированное неравенство. Базируется на ранговых параметрах (богатство, престиж, власть и т.п.). 88. СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНАЯ – относительно постоянная модель взаимосвязи социальных элементов; строение, устройство социальной группы, общества 89. ТЕОРИЯ – абстрактное обобщенное знание, приведенное в систему, наименее устойчивый элемент науки. 90. ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ВЫБОРКА – стратегия, направленная на выявление и качественное описание основных типов изучаемых социальных явлений; обнаружение до этого неизвестных исследователю типов и максимально глубокое их описание. 91. ТОЛПА – временное, относительно неорганизованное, бесструктурное скопление людей, объединенных общностью интересов и физическим пространством (случайные, экспрессивные, действующие, обусловленные) 92. ЭКСПЕРИМЕНТ – способ получения информации о количественном и качественном изменении показателей деятельности и поведения объекта исследования в результате воздействия на него некоторых управляемых и контролируемых факторов (переменных). 93. ЭТНОЦЕНТРИЗМ – склонность оценивать жизненные явления сквозь призму ценностей своей этнической группы как эталона
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|