Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Начало творческого пути Екимова




Борис Екимов родился в Калечевском районе Волгоградской области. Всё детство и юность провёл в деревне, да и по сей день этот отрезок земли остаётся его родиной и отрадой для сердца. В течении первых десяти лет писательской деятельности Екимов опубликовал несколько десятков рассказов, и среди них вдруг резко выделился и заставил заговорить о себе один- “Холюшино подворье” Вокруг него на страницах “Литературного обозрения” даже разгорелся спор. Он засвидетельствовал, что художник избрал многообещающий путь. “Холюшино подворье нуждается в серьёзной писательской поддержке”,- так, адресуясь к Екимову, писал публицист Г. Лисичкин. Екимов не оставил без внимания издания критиков, и первое, что он сделал, откликнувшись на них,- дал новое название столь горячо обсуждавшемуся рассказу. Вместо подчёркнуто объектного- “Холюшино подворье” явилось заглавие откровенно субъективное, как вызов всем оппонентам: “Золотой хозяин”.

Одно из значений слова “золотой”- превосходный, то есть такой, лучше которого не бывает. И оказалось, что новое заглавие “Холюшино подворье” как нельзя ярче и лучше высветил цель, к которой постоянно устремлён Екимов, ради которой и ведёт он свой непростой поиск, постигая внутреннюю природу человека, помыслами и делами которого управляет не только личный интерес, но и нечто куда более жизнестойкое и жизненно необходимое. А именно: нравственная потребность в труде. “Богатырям певцы нужны под стать”,- писал критик о героях Екимова и действительно, истоки своих образов Екимов берёт ещё из тех времён, когда у земли были настоящие “золтые” хозяева. Именно они имели всё, но они это и заработали натруженными руками. Холюша- это и есть тот самый “пришелец” из прошлого, потому-то он и выделяется так сильно на фоне своих односельчан. Именно таким людям (“кулакам”) всегда была свойственна потребность в труде. Это во многом благодаря ей человек чувствует себя хозяином своего положения- именно хозяином, а не рабом и жертвой обстоятельств!- в любых, даже крайне неблагоприятных для него ситуациях.

Не сразу Борис Екимов смог выписать такой глобальный по масштабу образ. К своему Холюше Екимов шёл долго. В рассказе “Синие горы”, вошедшем в его книгу “У своих” (1976 год) он ставит рядом девятнадцатилетнего солдата Сашку и бывалого старшину Каргина- человека мастеровитого и хозяйственного. Никто так глубоко не понял, что творится в душе Гошки, тяжко переживающего внезапную гибель своих родителей, как старшина Каргин: это он помог Гошке справится с жестокой и бедой, предоставив ему возможность заниматься в свободное время любимым делом. Скуп старшина Каргин на старшина Каргин на красное слово, а вот на красное дело, нужное и полезное людям, он необычайно щедр, тем и утешил сердце Гошки. Старшина Каргин- это первые робкие шаги к образу Холюши.

А вот двадцатипятилетняя Шура из рассказа “Офицерша”, но сердце у неё не менее тяжкое, чем у Гошки, горе-человек, которому она доверилась подло обманул её и обрушилась на Шуру незавидная доля матери-одиночки. Но что помогает ей нести эту долю с гордо поднятой головой? Далеко не в последнюю очередь и её неугомонное трудолюбие: “…Шура своё дело знала: и потому работала, как играла. Хватало ей дел и после работы: и сына искупать, обстирать и огород хозяйкин полить. Уставала, конечно, но держалась- не хотела, чтобы люди подумали о ней, будто она ленива…”

Вся история “офицерши” Шуры, как преподносит её нам Екимов- это добрая притча о том, как привыкли к труду и бесстрашию перед его тяготами формируют в человеке сознание собственного достоинства, не позволяющее ему идти на компромисс с мелкими негодяями и подлецами.

Очень близок к офицерше рассказ “Весёлый блондин Володя”. В нём автор размышляет о проблемах, возникающих перед молодым человеком в пору его вступления в “большую” жизнь. Конфликт семнадцатилетнего слесаря Володи со старшим мастером Пановым показывает, как не надо работать с молодёжью если хочешь из неё что-нибудь получить путное. В рассказе мы видим противостояние Бабурина- влюблённого в своё дело человека, педагога, и Панова- высокомерного и бездушного погонялы. Володя для Екимова в этом рассказе как бы творческая лаборатория, внутри которой Екимов ставит следующие вопросы: “Кем он будет, за кем пойдёт?” В разведке рассказа Екимов сумел убедить читателя в том, что Володя не перестроиться на волну Панова, ведь на его стороне Бабурин уже научивший его утверждать своё достоинство прежде всего трудом и только трудом.

Чем ближе к “Золотому хозяину”, тем глубже постигает Екимов внутреннюю связь между укоренившийся в человеке привычкой и труду бескорыстием, душевной щедростью. Тому подтверждение рассказ “Переезд”. Тесновато живётся в городе недавнему сельчанину Степану (проблема урбанизации, конфликт города и деревни), к тому же год назад умер его отец. Вот и задумал Степан, посоветовшись с женой, вернуться в родной хутор, поддержать уже не молодую мать и бабушку. Есть ещё в Степане тяга к земле, ведь никакая тьма, кроме сметной не скроет от глаз человека ту пядь земли, что зовётся его родиной. Но это рассказ не о Степане, явно не выдержавшем испытания сельским трудом (пагубное влияние городского образа жизни), а о его матери. Жить по- хозяйски в её представлении- это успевать во всём: “Наша работы невозможная тяжелее не найдёшь”,- говорит мать Степана. Но она вовсе не жалуется. Она к работе привыкла, и иной для себя жизни не ищет и не представляет. Мать Степана- это предшественница знаменитых екимовских старух, которые не мыслят себя в отрыве от земли, деревенской “почвы”.

Вот из таких герое и “вырос” Холюша. Кто же он это герой, на долю которого выпала столь огромная известность? Что за редкостное имя и что скрыто за ним? Подлинное имя- Варфоломей Максимович Вахленцев- сам Холюша почти забыл, но хуторяне вспоминают о нём только тогда, когда возникает нужда попросить в долг. Ну, разумеется, фигурирует оно и в официальных бумагах, которыми щедро расплачивается государство за Холюшину продукцию и которые владелец их хранит в самом укромном месте, в гармошке. Этот обобщённый образ, вобравший в себя всех предыдущих героев-тружеников, отсюда и такое имя, которое выделяет его на фоне всех остальных людей. За долгие годы жизни Холюша свыкся со своим новым именем, стало оно ему родным и близким. Многое стёрлось в памяти Холюши, да и годы уже не молодые- 70 лет от роду. Но несмотря на это, воспоминания Холюши занимают особый стиль повествования. Это как бы постоянная жизнь, та, которая была в прошлом. Ведь раньше в Ванхленцевском доме жила крепкая семья: отец, мать, трое сыновей, дочь. Все в ней трудились (идеалы крестьянина-труженика Екимов всегда искал в прошлом). Холюша осколок этого прошлого, продолжал трудиться, вёл огромное хозяйство. Всякие были времена, были и такие, когда одно запрещали, другое ограничивали. Но при любых обстоятельствах никогда никто не сумел не известить Холюшу. Может, потому и терпели его, что всегда и во все времена он был первым во всём.

Вот здесь то и разгорелся между критиками настоящий спор. Одни говорили так: “тащит Холюша свой тяжеленный воз ради наживы” (советская психология, богатый, значит, “враг народа”). Другие им противостояли, этой точки мнения придерживаюсь и я. Холюша не швыряет деньги на ветер, но он и не жаден. Если Холюша и жаден до чего-то, так только до труда. У него такая жадность к труду, что всё другое просто отброшено, об удобствах жизни и мысли нет, как нет у него мысли о богатстве и безделии. Для Холюши нет и не может быть иной жизни, кроме извечного крестьянского труда. Кульминацией рассказа является желание Холюши, если и умереть, то не в городе, в новом доме, за который он вложил пять тысяч, и “ткувшись в землю почернелым лицом, выпустив из рук цигарку…”

Герои Екимова сродни Пилагеи Ф. Абрамова, Катерине В. Белова, старухе Анне из “Последнего срока” В. Распутина. Они принадлежат к тому же социально-психологическому типу, который является излюбленным объектом художественного исследования. Борис Екимов ищет в своих героях, взращённых деревней, крестьянским трудом, те нравственные качества, которые особенно велики в наше время. Тему старости и старух Екимов продолжает в рассказе “Последняя хата”. Как и Холюша баба Поля- плоть от плоти деревни. Даже больная она сама обрабатывает огород, чтобы было “своей рукою, по-хорошему”, хоть ей и пришлось потом целую неделю пластом лежать, да ползком ползать. Как и у Холюши, так и у бабы Поли есть, выражаясь высоким слогом, свою оппонент и не один, а целая семья её дочери Марии, решившей вернуться на постоянное жильё в деревню. Ни для того, чтобы трудиться, а для того, чтобы насладиться деревенской тишиной и покоем. Экспозицией к рассказу является вся прошлая жизнь бабы Поли- старый дом, могилка сына Ванечки. Затем идёт развитие действия- во время неё обостряется конфликт между старой женщиной и её дочерью (зять и дочь ещё более оттеняют нравственные основы психологии бабы Поли). Им ничего не стоит погубить и кусты смородины, которые так лелеет баба Поля, и начавшую цвести картошку.

“…Ишь какие, - думала она, - ничего не надо, всё брось, всё кинь, привыкли на Севере на своём деньгами раскидывать…”. Кульминацией рассказа стала смерть бабы Поли, вместе с ней умирает и старый дом, уклад жизни, любовь к земле. Завязки в рассказе нет, она просто не нужна. Екимову больно думать, что с этой землёй сделают Мария и её муж. Само название “Последняя хата” говорит само за себя. Последняя- в значении “окончившее старое бытиё”. Екимов показывает, что когда деревня заразиться городом, она погибнет. В рассказах Екимова особым теплом согреты люди, нашедшие в себе силы единожды встать над самими собою, над сложившейся обыденностью своего существования. Надо обратить внимание на то, что с самого начала екимовская проза не отличается острой фабульностью, событийной усложнённостью. Её эстетический заряд заложен в напряжённо-психологическом сюжете, центром которого обычно является нравственный конфликт, столкновение родных, зачастую диаметрально противоположных морально-этических норм, жизненных позиций. Эти противоположные жизненные позиции- это чаще всего позиции истинно городского писателя и коренного деревенского, который вырос на земле и прочувствовал её до самых глубин своей собственно души. Естественно, чаще всего это старики, поэтому Екимов и обращается та к часто к теме старости на протяжении всего своего творчества.

Бытует мнение, что не всё написанное Екимовым равноценно, что на ряду с яркими полнокровными рассказами есть бледные, явно неудачные. Я считаю, что это вполне нормальное явления для творческого человека и количество так называемых неудач не должно смущать. Борис Екимов честно стремиться разобраться в нашей нелёгкой действительности. Тут неизбежны утраты и издержки. Отличительные черты Екимова, писать то, что рядом, под рукой- сейчас, сегодня. Если и нет в его прозе возвышенных интонаций, развёрнутых пейзажных описаний, многословного холюшеского пассажа, нет особо занимательных сюжетных построений, к которым нынче так привык искушённый читатель, композиционных ухищрений. Если письмо его сдержано, порой скупо, лаконично, то уж, что точно берёт за душу, так это достоверность изображаемого и совестливое отношение автора к правде жизни как бы она не была неприглядна и горька. Старая мысль о том, что правда жизни и правда литературы не одно и то же, творчество Екимова как бы подвергается сомнению. Ему ближе мысль Л. Н. Толстого: “Художник, только потому и художник, что он видит предметы не так, как он хочет их видеть, а так как они есть”.

Конечно, Екимову как и всякому единожды взявшемуся за перо, хотелось бы населить свои книги только хорошими людьми. Однако хочет он того или нет- ему приходиться быть летописцем своего времени и своего клочка земли. Время, как впрочем, и родину не выбирают. Екимов описывает все недостатки нашего времени, а для каждого периода эти недостатки свои.

 

РАСЦВЕТ ПИСАТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА ЕКИМОВА В 80-ЫЕ ГОДЫ

Проза Екимова 80-ых годов пронизана тревогой за судьбу человека, за его нравственное начало, за его будущее. Ведь прямо на наших глазах рушилась вековечная людская традиция- преемственность забот, обязанность перед землёй, семьёй, домом, будущем. Рушится их непрерывность- и это, пожалуй, самое большое зло. Отсюда, возможно, и некоторая полярность екимовского мировосприятия, деление на доброе и злое начало. Скорее всего это от убеждённости, что необходимо сохранить, сберечь доброту от всякой грязи, потому что на ней по-прежнему держится земля. Трудны, тяжелы, порой даже тяжкие будни екимовских крестьян, но что поделаешь- изначальна такова была жизнь. Лучшие екимовские герои помнят, что он ни чем не лучше и не хуже своих предшественников и что не гоже отмахиваться о заветов предков: непокладая рук трудиться во имя завтрашнего дня (это очень схоже с героями раннего В. Распутина: Анна, Иван Егоров и другие).

У лучших героев Екимова и радость и горе в труде (эта особенность прослеживается на протяжении всего творчества писателя) Отними у них право трудиться- они и людьми-то перестанут себя чувствовать. Таковы и тракторист Тарасов из одноимённого рассказа и Николай Скуридин (“Путёвка на юг”, “Челядинский зять”) и Наталья (“На ферме казачьей”) и многие многие другие. Набирается вполне солидный ряд, но героев, органически связанных с землёй не так уж и много. Да к тому же все они в основном преклонного возраста. Где же последующие поколения? Чем они заняты? Ответы на эти и многие другие вопросы писатель ищет чуть ли не в каждом своём рассказе.

Ещё одна линия в творчестве Екимова в 80-ых годах- это линия исследования, она. Кстати, сохраняется и в рассказах 90-ых годов. Писатель хочет понять, почему деревня пришла к такому развалу, что этому способствовало. И чаще всего ответ на эти вопросы он находит в так называемых “сталинских” временах, в периоде раскулачивания зажиточных крестьян, которые добро своё заработали, трудясь как каторжные. Например, эта тема прослеживается в рассказе “На ферме казачьей”. Автор описывает нам ситуацию, когда в деревне царит форменное самоуправство. Коровы все отняты у дворов и теперь принадлежат государству, а доярки, которые всю жизнь проработали на “дядю”, даже не имеют права взять баночку молока домой для детей, для внуков. Это уже “воровство”. Главная героиня рассказа Наталья с болью в сердце вспоминает о том, как в сталинские времена посадили её мать только за то, что она взяла мешочек зерна и спрятала его на груди, чтобы накормить детей. И Наталья боится, что самоуправство вернётся, она боится повторить судьбу матери.

Всё написанное Борисом Екимовым о деревенских жителях естественно складывается в одну большую непрерывную книгу с конкретным временем и местом действия- хуторами. Это нужно в определённой степени для элементарной ясности, для цельности читательского восприятия, да и все герои, населяющие книги Екимова связаны между собой родственными, добрососедскими и прочими узами.

Переходя из рассказа в рассказ, уступая место друг другу на переднем плане повествования они образуют своеобразную общность- мир Бориса Екимова. Он, этот мир, этот хутор, уже обрёл в читательском сознании довольно устойчивые черты. Здесь, в своём хуторе, Екимову удалось выявить и поведать о многих “больных точках” нашей жизни. Екимов отвечает на все вопросы не покидая хутора. Новизна прозы Екимова в конкретных приметах времени, то есть в тех потерях и обретениях, которыми характерны именно наши дни. Он по возможности укрепляет эти приметы останавливает на них внимание, стараясь при этом не исказить живой действительности.

Вообще рассказы Екимова при всей видимой их простоты требуют от читателя большого умственного и душевного напряжения. Бессмысленно искать в них готовые ответы на интересующие вопросы. Лучше из даже не возможно пересказать, настолько они многоплановы, неоднозначны. Возьмём учительницу Марусю. Приехав из города героиня обнаружила, что дед Путей, который подрядился на лето попасти скотину, ушёл- это вроде бы основная сюжетная линия. Мария всё время допытывается у мужа, от чего ушёл дед Путей, близкий ей человек, сосед её деда и бабки, к которым она часто наведывалась, пока они были живы. Не менее важно в рассказе то обстоятельство, что Мария закончила педучилище, учится заочно в институте, но школу в хуторе закрыли и работать ей негде. Она так соскучилась по школе, по урокам, по ребятам. Она так завидовала институтским своим подругам, их рассказам. Их жалобы ей казались смешными. Все мелочи: детские шалости, придирки начальства- это мелочи, если есть главное- работа, школа. Вся эта неустроенность- это как бы вторая линия рассказа. Есть в рассказе тётка Таиса немножко жадная, немножко ненасытная, но она не может забыть, как работали раньше. Она требует от близких людей не сниматься с места, заработать по больше денег, чтобы обеспечить свою будущую жизнь. По-своему, она права, у неё тоже есть своя правда, взращённая на тяготах прошлой и беспокойной лёгкости, даже празнечности, если хотите, нынешней жизни. Стало быть, её линия в рассказе достаточна весома. А тут ещё судьба одинокого деда Путея, одинокого человека. Тут и муж Марии Костя, малость легковесный, недалёкий, но ухватистый парень. Тут и лесничий Керинский- “царь и бог”, на чьё место метит Костя- это собственно и является драматическим центром рассказа, тем, соприкосновение с которым выявляет нравственную суть каждого из героев. Но и этим всем рассказ не исчерпывается. Каждый из этих людей живёт и действует в силу своего характера, взглядов, совести, памяти- словом все они живые люди со своими достоинствами и недостатками., и всяк из них, разумеется, волен распоряжаться своей судьбой. Но есть земля… впрочем, лучше прислушаться к правильной интонации писателя.

“…Внизу осенние воды реки, шершавые от тугого ветра и слепящие глаза солнечной чешуёй. А там, за Доном, ещё зелёное займище с жёлтой осенней проседью, поляны, белый песчаный берег, а позади и вокруг- вдаль и вдаль уходящая холмлённая земля и небо. Немереная даль, пронзить которую не в силах глаз человеческий, но лишь душе…”, а людей раз-два и обчёлся- и выходит, что решить кто прав- тот кто уезжает, или тот, кто остаётся на этой земле- занятие почти праздное. Несогласие между героями не более чем столкновение характеров, взглядов и потребностей во имя элементарных жизненных удобств. Истинный, не глубинный конфликт рассказа заключён в другом- в наличии ничем не оправданного разрыва между общей нашей жизнью, в целом благополучной (лишь бы не было войны!), и жизнью запущенного, покинутого екимовского хутора, в котором нет никаких условия для нормальной жизни.

Мотив этот ошеломляюще пронзителен в другом рассказе “Солонич”. Неистовый труженик и хозяин поставлен перед неразрешимым обстоятельством дочь его, школьница, хочет учиться дальше, у неё намерения серьёзные: “педагогический институт или педучилище, на худой конец. Однако, учителя математики, считай, весь год не было. Вот и поставили в дневниках вместо отметок лишь чёрточки. Одна учительница уехала, а другая вовсе убежала. Вот им и не вывели…” А дочь мучается, ревёт, она не виновата, что учителя убегают из хутора. Что делать- Солонич не ведает. А правда в том, что учителя хутору не нужны, а нужны доярки. Вот она горькая правда хуторского уклада жизни. Писателем в данном рассказе затронута проблема первостепенной важности, и думаю, что какой-либо комментарий здесь излишен. И Солоныч решает бросить хутор и уехать в район. Зашедшему управляющему Чепурину кажется, что случилось что-то странное, необычное. “Ведь только оно могло Солонича, самого Солонича, не кого-нибудь, а Солонича с хутора поднять”. Хочется воскликнуть: куда уж ещё необычнее, страшнее! Самые надёжные, самые крепкие, самые лучшие люди не по своей воле покидают всё нажитое, обжитое, привычное, покидают родную, отцовскую, дедовскую землю- и уходят в неизвестность. Ими управляет не выгода или нужда, не забота у куске хлеба. Герои Екимова, о которых здесь идёт речь обеспечены хорошо, если не сказать, что очень хорошо. И не от трудностей бегут эти люди, напротив, ни кто из них не желает расставаться с родными местами. Их забота всецело о завтрашнем дне своих детей. Стало быть, неустроенность жизни заставляет людей делать выбор помимо своей воли.

“Солонич”- жёстко, беспощадно написанный рассказ, вселяющий в душу смятения и тревогу за будущее, перерастает в рассказе 1996 года “Фетисыч”. Фетисыч- это прозвище девятилетнего мальчика., но как он рассудителен. “Фетисычем его звали за стариковскую разговорчивость, за рассудительность, которая приходилась то кстати, а то и совсем наоборот”. Это маленький мужчина, это маленький Солонич. У Фетисыча тоже проблема, как и у дочери Солонича- ему негде учиться. Вернеее, школа-то есть, но умирает учительница. И что же делает Фетисыч? Этот мальчик, этот “мужчина с ноготок” сам остаётся за учителя, отвергнув предложение переехать в районную школу и там учиться. Получается, что Фетисыч более сознателен, чем предавший хутор Солонич. Но некоторые исследователи отмечают, что Фетисыч- совсем не реален, это как бы мысль не самого Екимова, сливается с горькой правдой- недостатком школ и учителей на хуторе. Фетисыч- это утопия, но это и чудо. “Снег среди грёз, как прощение”. Если Солонич вызывает у учителя горькие чувства, то отраден в этом смысле рассказ “Озеро Дербень”. Он вызывает светлые оптимистические чувства. Герой его Алексей двадцатилетний кандидат наук с блестящим будущем, перед самым отъездом на стажировку за границу неожиданно отказывается и от поездки и от всей прошлой жизни и начинает работать в хуторской школе учителем. Поступок, прямо скажем, не обычный, если не сказать, из ряда вон выходящий. В данном случае ситуация обратная: новое поколение стремится к земле, а старое пытается его оторвать (родители Алексея). Алексей с детства впитал в себя все радости вольной деревенской жизни и душой сросся со всем несметным богатством щедрой родины. Дед Тимофей за 80 лет вплоть до смерти, проработавший в школе учителем открыл глаза Алексею на истинные и мнимые ценности. Дед Тимофей показан писателем непринуждённо, свободно. В нём нет старческого маразма и брюзжания, стремления поучать, наставлять, не вызывать воспоминания о жизни. Он невольно открывает внуку подлинную красоту жизни- в чём собственно и смысл её.

Образом Алексея Екимов как бы восстанавливает разорванную цепь преемственности поколений и тем отраднее это сознавать, что в рассказе нет ни одной фальшивой нотки, ни один из персонажей не кажется им выдуманным. Все они живыми, полнокровными, взяты из жизни чуткой рукой художника, а сколько сокрытой, душевной, нравственной чистоты открывает писатель каждом из них, какой лад и первородный порядок обнаруживает во всём кладе их жизни. Рассказ “Озеро Дербень” весь принизанный лёгким, нежным, добрым светом, по своей жизнеутверждающей силе является заметным достижением в творческом наследии Бориса Екимова.

Среди человеческих качеств Екимов особо выделяет совесть. Всё его товрчество ни что иное, как сегодняшний день, оцениваемый первозданным мерилом- совестью. Екимов здесь конкретен и категоричен: есть совесть или нет её- вот основа его этики, по которой человечностью человеке проверяется его отношением привычным, самым необходимым в повседневности ценностям. Сюжетная канва рассказа “Тарасов” проста. Тракторист Тарасов сдал в колхоз двух откормленных тёлочек, а спустя некоторое время обнаружил их не межколхозной ферме крайне заморенными от бескормицы, и стал тайком, по ночам, возить голодной скотине колхозную солому. Его поймали за этим занятием и готовы наказать, а что же двигало Тарасовым как не совесть.

Вообще, совестливым людям в екимовском хуторе не легко. Трудно было Холюше, Николаю Скуридину, который всю сознательную жизнь работает, содержит большую и паразитическую неустроенную семью, но ни как не дождётся ни уважения, ни понимания.

Мы стали жить лучше, и должны бы были подумать о душе. Однако, этого не случилось. Взять хотя бы те же песни, их в рассказах Екимова услышишь крайне редко. А это один из первых признаков обнищания души. Отдельно хочется рассмотреть повесть Екимова, которую он написал в переломный период своей жизни- повесть была написана в конце 1980 года и выражает собой стык десятилетий- это повесть “Пастушья звезда”. Всё переплелось в этом произведении- новое время и старое мировоззрение, новые нравы, привычки и старое понимание земли, жизни.

Главный герой повести Тимофей уже давно живёт в городе и вроде юы должен набраться новых привычек, стать городским жителем, но что то не ладится в душе Тимофея. А дело всё в том, что обладает Тимофей врожденной склонность к труду на родной земле (прообраз Холюши). Экспозицией повести служит встреча Тимофея с родным хутором, землёй. Каждую весну возвращается герой на родину. Завязка намечается во время встречи Тимофея и его будущего хозяина – чечена. Уже здесь намечается конфликт старого и нового времени (чечены главные хозяева донского хутора, у них огромные дворы, хозяйства, а колхозный сорвет у них в полном подчинении). Он боятся даже “маленького хозяина”, подростка лет пятнадцати. Столкновение “старого”- Тимофея и “нового”- Алика не проходит бесследно для последнего. Екимов всячески пытается сгладить ситуацию и показывает нам, что Алик так попадает под влияние Тимофея именно с ним рыбалит, разговаривает, доверяет мысли и тайны. Тимофей же и тянется и боится этого молодого хозяина с одной стороны Тимофей шокирован, что этот подросток в свои годы не знает детства, не учится и очень хорошо доказывает правильность своего выбора: “Э-э, - махнул рукой Алик,-поставят отметки, некогда учиться. Хозяйство. Кто будет отцу помогать?” Или фраза, которую сказал Алик в ответ Тимофею на то, что тот заметил, что его сыновья учёные. “Выучились, а ты у нас несёшь! Почему так?!” На этот вопрос не может ответить даже сам писатель. Его хутор перешёл в руки иноверцев и с этим он ничего не может поделать.

Ещё один сюжетный план в повести занимает бомж Чифир. Когда-то у него было другое имя, но он его забыл. Когда-то у него была семья- жена, дочери, но он их тоже пытается забыть. Что же нам напоминает этот образ? Это Холюша наоборот- выродившийся, запившийся. Он олицетворяет смерть всего самого лучшего в хуторе. Кульминацией повести является и гибель Чифира в огне, а вместе с ним гибнет последний лучик надежды в сердце Тимофея. Он уходит, бросает всё, он не может видеть дальнейшее угасание нравов, того, что всегда так дорого ему. Можно выделить еще одну героиню повести- это сама Пастушья Звезда. Всю жизнь самое ценное было для Тимофея- это земля родного хутора под ногами и Пастушья Звезда в небе. Эти символ всего самого лучшего, светлого, радостного в жизни Тимофея. Пока горит Пастушья Звезда, можно жить. Композиция повести постоянно образует как бы круги замыкаясь на этом символе, как на том, за что ещё можно держаться, ради чего ещё нужно жить. Конец повести Екимов на мой взгляд идеализирует, Тимофей уходит, но его догоняет Алик и просит, чтобы он продолжал с ним встречаться, несмотря ни на что. Екимов пробует показать, что этот мосточек между старым и новым не распался, что хутор будут жить. Такая концовка, с моей точки зрения, немного “притянута за уши”. Но это-то и характеризует творчество Екимова в целом- он не может оставить своего читателя в разочаровании, он обязательно найдёт хоть горстку добра и вынесет её в конце своих произведений.

 

НОВЫЕ ТЕМЫ И ПРОБЛЕМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ 90-ЫХ ГОДОВ

Сначала нашего времени, десятилетия в творчестве Екимова вторгаются трагические мотивы- война в Чечне, беженцы, люди, покалеченные войной. Но несмотря на это, Екимов всё равно остаётся в стороне от основного направления деревенской прозы. Даже в творчестве последних лет исследователи отмечают тяготение писателя к сентиментализму. С одной стороны- это правда, но с другой- это действительно свидетельствует об ужесточении нравов людей последние десятилетие 20 века в том числе и литературных нравов тоже. Да, Екимов отличается от Распутина подхода к жизни (за исключением рассказа 1987 года “Похороны”). Созданную Распутиным горестную отходную, даже и прослоённую иной раз юмором естественно отнести только к трагическому, но никак не к интеллигентному роду. Екимов не безтрагичен, но вечно переменчивая жизнь не делает его плакальщиком по уходящему, не энтузиастом нового. Для него в жизни человека ничего окончательно не решается через верность, или, напротив, через порчу. Поздний период творчества Екимов исподволь наблюдает как в человеческой душе глухие страсти сталкиваются с добрыми порывами. Вера в саму возможность такого столкновения, возможность положительного душевного движения на опустелом, казалось бы, или неожиданном месте и делает Екимова в наших глазах “сентиментальным”. Примером этого может служить рассказ “У гнезда”- он просто удивителен для наших дней. Вечно переругивавшаяся семейная пара мерится и теплеет, наблюдая за гнездом горлицы. Эти большие, состарившиеся “дети” может быть в первые присмотрелись к жизни, что текла, текла вокруг, да и утекла. В 90-ые годы Екимов всё больше тяготеет к цикличности в своём творчестве. Всё чаще появляются циклы рассказов, объединённые под каким-нибудь общим названием. Например: “Скованные одной цепью” или более поздний “Отцовский двор покинул я”. Автор выдвигает определённую мысль, идею и обыгрывает её со всех сторон, находя нужное решение проблемы или просто подчёркивал, углубляя свои мысли. К примеру в цикле “Скованные одной цепью” Екимов до предела углубляет конфликт города и деревни, конфликт мировоззрений людей, выросших на разных “почвах”. Первый рассказ “Милостыня” повествует о том моменте жизни, когда в нашу страну из-за рубежа стлала поступать первая гуманитарная помощь. Главный герой Тимофей Секерин не может терпеть этого: “…Сейчас пойду и встану: подайте ради Христа. Стыдоба!”. Секерин городской житель, но с мировоззрением очень близким самому Екимову. Поэтому и приобщает его автор к деревне с помощью островка мечты-дачи “На воле было темно. Окно глядело в ту строну где дача. Город- плен. Деревенский простор- воля.” Нет там ненужных проблем и герой ищет спасение именно там. Следующий рассказ этого цикла “Дальние родственники” Марина Владимировна, героиня этого рассказа живёт в Москве, но родом она и ростовского пригорода. Женщину захлестывает городская река жизни- она думает только о наживе, материальном благополучии и лишь попав на один денёк в мир своего детства, она начинает кое-что понимать. Деревня- это как бы доброе царство (здесь жила и умерла мать, здесь все знают и уважают друг друга). Тётка Вера- это добрая старуха Екимова (прообраз бабы Поли Холюши), всю жизнь она проработала на родной земле, всё она готова сделать для племянницы, для неё это естественно (в деревни родственники- это святое). А Марина уезжает и вновь затягивает её цивилизация- стиральные машины, банки. Но счастлива ли героиня от такой жизни? Этого мы не знаем. И лишь из комнаты её постоянно доносится песня: “скованный одной цепью, скованные одной цепью…”. Да, это так! Это жители городов, связанные одной цепью- цивилизацией. И связаны одной цепью- цепью обогащения, духовное же забыто. И как последний аккорд рассказ “На кладбище”. Повествование автор ведёт от первого лица и при этом высказывает именно свои взгляды, суждения: “…Кладбища я не боюсь, там спокойно и о смерти вовсе не думается”. Автор даже здесь противопоставляет город и деревню, вернее городские и деревенские похороны. Жить можно в городе, а помирать лучше на хуторе. В городе даже в последний путь по человечески проводить не могут, везде суета, желание поскорее избавиться от “обузы”. На хуторе всё иначе. Человека провожает с плачем вся деревня. “Долина мёртвых, долина царей- поселковое кладбище”. Даже умирать надо на родной земле. Цикл 1996 года “Отцовский двор покинул я” намного больше трагичен, как будто эти пять лет жизни принесли в жизни писателя новые разочарования, потери. Писатель уже отказывается от оптимистических прогнозов. С одной стороны в рассказе “Проснётся день” Екимов вводит нас в прошлое, даёт две стороны повествования- светлую и тёмную. Светлая сторона- это сказка 70-80 годов, а тёмная горькая реальность 1997 года. “Отцовский двор покинул я”- это строчка из песни деда Пономаря. Екимов в этом рассказе в очередной раз пытается показать преемственность поколений. Дед Пономарь- внучок- это как бы две стороны одного человека, они очень похожи. Это один человек, но с одной стороны- уже поживший, а с другой стороны- наивный, мечтающий жить. Перед нами возникают проблемы нынешнего хутора: заброшенные деревни, беженцы, недостаток хлеба- это всё тёмная сторона. Светлая же сторона- это песни деда и внука, быт, двойственность образа. Конец рассказа оптимистичен- внучок видит светлый радостный сон, о своей будущей жизни.

Противопоставлением этому рассказу является второй рассказ “Похороны”. Сколько же здесь горечи, слёз, безысходности. Не даром чётко прослеживается связь с распутинским рассказом “В ту же землю”. Судьбы двух женщин аналогичны даже после смерти. Между похоронами героинь нет различий. Екимов как бы подчёркивает, что его рассказ “На кладбище” уходит в прошлое. Автор теряет веру в светлые традиции хутора и всё это объединено в одно целое. Екимов как бы противоречит самому себе- он не может предаться трагизму, но не может отойти от своего основного принципа- достоверно описывать действительность. Очень волнует Екимова в 90-ые годы и тема Чечни. Если в рассказе “Набег” мы сталкиваемся только с проблемой варварских набегов чеченов на колхозные фермы, то в рассказах “Сосед” –1995 год, “Возле стылой воды”-1996 год, “Котёнок на крыше”- 1996 год, “Продажа”-1996 год затрагиваются уже более глубокие проблемы людей, покалеченных войной, оторванных от “почвы” и выброшенных за борт жизни. “Сосед”- рассказ написанный от первого лица и скорее замешанный на личных наблюдениях автора. Сосед- это беженец, сбежавший от войны и вынужденный жить на чужой земле, на чужом хуторе. “Взгляд соседа- холодный, пустой, как перед смертью”. И параллельно этому взгляду становится взгляд маленькой девочки, дочери, которая поёт песню, о доме, о мире и баюкает при этом бездомного котёнка. Особенно поражает рассказ “Возле стылой воды”- тема беженцев, смерти- вот что главное в этом рассказе. Главный герой- бомж Сашка человек убежавший от своего горя. Он живёт в своём придуманном мире, чтобы не вспоминать прошлое. За нанесённую ему обиду Сашка мстит страшно он убивает двух человек (кульминация рассказа). Но этот поступок возвращает его в прошлое, воспоминание о гибели жены и детей. Сашка кричит по ночам, мучается. Конец рассказа остаётся открытым- главный герой пропадает и мы ничего не знаем о его судьбе. Но одно можно узнать точно он опять пытается убежать от самого себя.

Ещё одна проблема, волнующая Екимова в 90-ые годы- это зарождающееся фермерство. Это проблема затронута в рассказах “Враг народа”-1992 год, “Зять”-1995 год. В рассказе “Враг народа” Екимов пытается вновь осмыслить ту часть истории, когда начался распад русской деревни. Главный герой рассказа Гаврила Тарасов очень схож с героем В. Распутина Иваном Егоровым. Здесь та же преданность делу, колхозу, но проблемы перед героем Екимова стоят уже другие. Тарасов хочет стать фермером и сразу оказывается “врагом народа”. Люди в силу своей необразованности. Серости, не понимают героя, им кажется, что он предаёт колхоз. А ведь Гаврила и есть тот самый екимовский труженик, которого он воспевает на протяжении всего своего писательского пути. Тарасов постоянно слышит зов земли, предков- главный показатель схожести мировоззрений героя и автора. Параллельно жизни и сомнениям Тарасова проходит документ о раскулачивании его деда с тем же именем Гаврил Тарасов. Дед тоже был “врагом народа” как оказался им в наши дни его внук. Но нынешний Гаврила должен выйти победителем. Автор очень надеется на это.

Рассказ “Зять” интересен тем, что это продолжение рассказа “Челядинский зять! –1986 года. Герой этих расска<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...