«Валюта Такаёси». Ваша личная система ценностей. За пределами хорошего и плохого. Наш секретный агент во враждебном мире
«Валюта Такаёси»
«Создайте собственную ценность, которую никто не может купить»
Япония Такаёси Кусаго
«Используя японские данные, я изучал, связан ли экономический рост с удовлетворенностью жизнью людей. Ответ – нет, – сообщает профессор Такаёси Кусаго. – После того как я начал это исследование, я заметил явные различия в моем поведении и системе ценностей». Сейчас он представляет свою собственную «Валюту Такаёси», которую может получить только он сам.
Ваша личная система ценностей
Раньше я был рационалистом, который заботился в основном об эффективности своей работы, а также уделял большое внимание производительности как основному критерию своей жизни. Я оценивал свое благополучие словно валовой внутренний продукт, не беря во внимание моральные и психологические ценности. Экономическое процветание имело огромное значение для меня и моей семьи, в то время как неэкономические аспекты были вторичными. Мое последующее междисциплинарное исследование в областях психологии, социологии, философии и экономики убедило меня в поверхностности этих «старых» мыслей. Сейчас я полностью убежден в важности создания и развития хороших отношений с моей собственной семьей, друзьями и соседями, отчасти из-за моего взаимодействия с проектом моих коллег «Валовое национальное счастье». Теперь я счастлив присутствовать на встречах с местными общинами, а четыре года назад я начал ежемесячно проводить семейные встречи, где каждый имеет равное право на обсуждение различных вопросов путем диалога. Кроме того, я создал специальную валюту под названием «Валюта Такаёси» (ВТ). Эту валюту могу получить только я и никто другой. Валюта растет в размерах, когда я увеличиваю свое собственное счастье. Например, когда я встречаю хорошего друга и наслаждаюсь разговором, ВТ увеличивается, скажем, на 1 тысячу единиц. Когда я в качестве волонтера провожу день, помогая пожилым людям, валюта увеличивается на 20 тысяч. Вы поняли смысл. Я не должен помнить точное количество или степень увеличения. Тем не менее, такой способ измерения, безусловно, помогает мне установить приоритеты и решить, как я могу лучше использовать свое время для удовлетворения не только своей собственной жизни, но и жизни окружающих меня людей. Моя конечная цель заключается в повышении запаса моей собственной валюты посредством жизни, которую я проживаю.
Кроме того, я научился обращать более пристальное внимание на «процесс», как и на результат определенной линии поведения. «Процесс» требует общественной приверженности той или иной проблеме – как правило, проблеме нуждающихся людей. И этот процесс должен быть распространен на все население. Сейчас я рассматриваю благополучие людей, изучая то, как они связаны с материальными ценностями в социально-экономическом контексте. Субъективные вопросы в настоящее время являются основными в моей работе о человеческом благополучии, и на них я пытаюсь найти ответы. Увеличение благополучия, а также расширение прав и возможностей стали ключевой основой моей исследовательской работы. Лучше поздно, чем никогда.
Выводы: ✓ Экономическое процветание не обещает улучшить социальные связи и построить диалог для увеличения количества этих важных ценностей. ✓ Уважайте свою собственную систему ценностей и создайте свою собственную «валюту» на примере «Валюты Такаёси». ✓ Уделяйте больше внимания тем людям, кто больше всего вовлечен в тот или иной процесс, и тем, кто больше всего пострадал.
Такаёси Кусаго – профессор факультета социологии Университета Кансай в Японии. Работал в качестве исследователя и практикующего психолога в течение последних двух десятилетий. Последние несколько лет посвятил исследованию субъективного благополучия.
За пределами хорошего и плохого
«Плохое сильнее хорошего»
Израиль Дов Шмоткин
Когда люди при встрече спрашивают нас «как ваши дела? » или «как вы поживаете? », мы редко осмеливаемся дать негативный ответ. Многочисленные опросы по всему миру показывают, что подавляющее большинство респондентов сообщают о высоком уровне собственного счастья, в том числе и люди, находящиеся в неблагоприятных условиях – старые, бедные, инвалиды или пережившие несчастье. Как мы находим в себе силы быть счастливыми? Профессор Дов Шмоткин разрабатывает интегрированную теорию о стремлении к счастью, невзирая на невзгоды.
Наш секретный агент во враждебном мире
Склонность к достижению счастья часто противоречит не только разнообразным пессимистическим философским теориям, но и эмпирическим доказательствам, которые показывают, что «плохое сильнее хорошего». Из этих данных следует, что нежелательные, вредные или неприятные результаты имеют большее психологическое воздействие на человека, чем желательные, полезные или приятные. Поэтому когда люди приспосабливаются даже к самым неблагоприятным условиям, определенные негативные явления (например, инвалидность, безработица) могут навсегда снизить их уровень счастья. Психологическая травма, которая часто несет за собой неизгладимые потери или страдания, может увековечить свое суровое влияние на человека и способствовать дальнейшим потерям. Преобладающая сила «плохого» над «хорошим» разумно объяснена критическими последствиями, которые могут принести негативные переживания – в целях защиты человека и его выживания.
Но как большинство людей могут быть счастливыми, если плохое в их жизни намного сильнее хорошего? Этим расхождением в теориях и взглядах действительно нельзя так просто пренебречь. Это расхождение реально отражает два противоречивых принципа – позитивности и негативности в жизни человека. Концептуальная модель, которую я предлагаю, может ввести более интегративную формулировку о роли счастья в нашей жизни. В моей модели субъективное благополучие (более академический термин счастья) рассматривается скорее не как желаемый результат, а как динамическая система, чья роль заключается в создании благоприятного психологического климата, который позволит нам нормально функционировать с минимальными нарушениями. В дополнение к субъективному благополучию в этой модели также рассматривается система, названная сценарием враждебного мира. Она учитывает реальные или потенциальные угрозы для жизни человека или, в более широком смысле слова, для физической и психической неприкосновенности индивида. Сценарий враждебного мира представлен катастрофами и страданиями, такими как несчастные случаи, насилие, стихийные бедствия, войны, болезни, старение и многочисленные смерти. При активации сценарий враждебного мира помогает людям оставаться бдительными в целях обеспечения безопасности существования. Однако данный сценарий вызывает чувство опасности в неустроенном мире.
Субъективное благополучие и сценарий враждебного мира регулируют друг друга посредством различных механизмов, чтобы выполнять свои соответствующие задачи, такие как увеличение чувства удовольствия, обеспечивая при этом безопасность и защиту. Подробное описание этих механизмов выходит за рамки данного текста. Как правило, состояние субъективного благополучия может противодействовать или даже устранить негативные последствия активированного сценария враждебного мира. Но это не относится ко всем жизненным ситуациям: если мы сталкиваемся с реальной опасностью, мы должны справиться с ней, а не оставаться в состоянии счастья. В некоторых случаях даже необходимо задействовать оба этих рычага: например, когда какие-то непредвиденные ситуации могут нарушить состояние счастья, сценарий враждебного мира одновременно будет поддерживать нас в бдительном состоянии. Эти и другие механизмы иллюстрируют то, как субъективное благополучие постоянно взаимодействует с враждебным миром, так что жизнь не только не определяется кошмарными неизбежными катастрофами, но и не сравнивается наивным образом с раем.
Стремление к счастью порождает также некую дилемму. Счастье имеет много различных проявлений (то, что мы действительно переживаем, то, что мы рассказываем другим, и то, что мы помним), которые могут оказаться иногда совершенно различными. Является ли счастье реальностью или это неуловимый и коварный опыт, который в конечном итоге приводит к несчастью именно тех, кто больше всего ищет счастья? Существуют приверженцы как первого, так и второго вывода. Мой подход состоит в том, что счастье существенно больше базируется на анализе всевозможных точек зрения, чем предполагалось ранее. Счастье функционирует в роли нашего секретного агента во враждебном мире.
Выводы: ✓ Счастье – это динамическая система, чья роль заключается в создании благоприятного психологического климата, который позволит нам нормально функционировать с минимальными нарушениями. ✓ Сценарий враждебного мира помогает людям оставаться бдительными – в целях обеспечения безопасного существования. ✓ Состояние субъективного благополучия может противодействовать или устранить негативные последствия активированного сценария враждебного мира.
Работа профессора Дова Шмоткина расширяет исследования на тему субъективного благополучия, а также долгосрочных травматических эффектов среди переживших Холокост. Шмоткин является представителем кафедры психологии Института им. Герцога по проблемам старения в Тель-Авиве (Израиль). Он является членом научно-исследовательских групп, которые проводили общенациональные опросы пожилого населения Израиля.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|