Понятие, функции и принципы государственного кредита как правового института
Государственные кредиты – кредиты (займы), по которым у иностранных государств, международных организаций и иных нерезидентов Республики Беларусь возникают долговые обязательства перед Республикой Беларусь как кредитором. Предоставление государственных кредитов осуществляется Правительством Республики Беларусь по решению Президента Республики Беларусь. В случае предоставления Республикой Беларусь государственных кредитов в законе о республиканском бюджете на очередной финансовый год утверждаются: - предельный объем государственных кредитов, предоставляемых Республикой Беларусь иностранным государствам, международным организациям и иным нерезидентам Республики Беларусь; - программа предоставления Республикой Беларусь государственных кредитов иностранным государствам, международным организациям и иным нерезидентам Республики Беларусь. Государственный кредит может быть предоставлен Республикой Беларусь только тем иностранным государствам, международным организациям и иным нерезидентам Республики Беларусь, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным государственным кредитам. К институту государственного кредита относятся: - бюджетная ссуда – бюджетные средства, предоставляемые на возвратной и безвозмездной основе на осуществление определенных целевых расходов; - бюджетный заем – бюджетные средства, предоставляемые возвратной и возмездной основе на осуществление определенных целевых расходов; - бюджетный кредит – бюджетные средства, предоставляемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету, а также из республиканского бюджета бюджету государственного внебюджетного фонда или из бюджета государственного внебюджетного фонда республиканскому бюджету на возвратной основе.
Программа предоставления государственных кредитов за счет средств республиканского бюджета представляет собой перечень кредитов на очередной финансовый год с указанием цели предоставления кредитов, наименований кредитополучателей, общего объема кредитов, объема кредитов, предоставленных в текущем финансовом году. Государственный кредит выполняет три функции: — распределительную; — регулирующую; — контрольную. Распределительная функция позволяет перераспределить денежные ресурсы в соответствии с потребностями экономики в целом и необходимостью поддержки какого-либо направления социально-экономической деятельности. Регулирующая функция государственного кредита выражается в том, что государство, вступая в кредитные отношения, воздействует на денежное обращение, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость, на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективность применения бюджетных ссуд. Используя государственный кредит в качестве инструмента регулирования экономики, государство получает возможность проводить ту или иную финансовую политику. С помощью контрольной функции государственного кредита контролируется в основном целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов. Принципы: добровольности, целевой направленности, срочности, возвратности.
Формы государственного кредита Действующее законодательство Республики Беларусь не содержит четких правил определения формы предоставления государственного кредита Республикой Беларусь. Известная правоприменительная практика не предоставляет сведений о том, чтобы Республика Беларусь реализовывала когда-либо в практической плоскости институт государственного кредита и предоставляла его нерезидентам Республики Беларусь. Тем не менее, рассмотрение вопроса о форме государственного кредита можно осуществить по аналогии с институтом государственных долговых обязательств. Так, статья 53 Бюджетного кодекса Республики Беларусь устанавливает норму, в соответствии с которой долговые обязательства Республики Беларусь могут существовать в виде:
- долговых обязательств по кредитам (займам), привлеченным от имени Республики Беларусь как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, международных организаций и иных резидентов и нерезидентов Республики Беларусь; - иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством на государственный долг Республики Беларусь. При этом, статья 53 Бюджетного кодекса Республики Беларусь указывает, что долговые обязательства Республики Беларусь могут быть краткосрочными (до одного года включительно) и долгосрочными (свыше одного года). Данная информация позволяет классифицировать государственные кредиты Республики Беларусь следующим образом: - по срокам предоставления государственного кредита Республики Беларусь государственные кредиты Республики Беларусь бывают краткосрочными и долгосрочными; - по форме предоставления государственного кредита можно выделить непосредственно государственный кредит и государственный заем; - по субъектам, являющимся получателями государственных кредитов Республики Беларусь, можно выделить государственные кредиты, предоставляемые иностранным государствам, и иностранные кредиты, предоставляемые международным организациям, а также государственные кредиты, предоставляемые иным нерезидентам Республики Беларусь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|