Сосредоточение энергии. «В Индии люди всегда стремятся достичь бесконечного состояния счастья (Аннанда), известного под разными названиями: Кевалья, Нирвана, Самадхи и т. д., как написано в различных манускриптах». Доктор Хардик Шах связывает концентрацию
Сосредоточение энергии
Индия
«В Индии люди всегда стремятся достичь бесконечного состояния счастья (Аннанда), известного под разными названиями: Кевалья, Нирвана, Самадхи и т. д., как написано в различных манускриптах». Доктор Хардик Шах связывает концентрацию нашей энергии с поисками счастья. Бхагават-Гита – священный индуистский манускрипт, считающийся одним из важнейших текстов в литературе и философии. Это часть Махабхараты, среди прочего утверждающая: «Среди всех даров величайший – здоровье. Среди всех богатств ценнейшее – умиротворение. В кругу родни главное – доверие. Наивысшее счастье – свобода (Ниббана)». Древняя Тайттирия-упанишада описывает разные уровни счастья, свойственные различным живым существам. Она утверждает: «Жизнь – это искусство, и вся человеческая жизнь – это история самовыражения. Мы страдаем, если не самовыражаемся». Подразумевается, что если бы нам дали возможность самовыражаться полностью, то это принесло бы нам счастье.
Недавние исследования Висконсинского университета в Мэдисоне показали, что люди могут обучиться состраданию и что в мозге происходят физические изменения во время сердобольных мыслей и совершения добрых дел. И если установлено, что состраданию можно обучиться – все равно что можно научиться быть беспомощным или грустным, почему же мы не можем научиться быть счастливыми и тренироваться быть счастливыми в различных ситуациях? Некоторые наши действия совершаются на автомате, без эмоций, без какой-либо сознательной цели и без реального погружения в дела. Подобные действия приводят к несчастью. И наоборот, наши действия с полным погружением, осознанным усилием и подлинными эмоциями зачастую приносят нам счастье. В частности, осознанное усилие помогает осознавать свои чувства во время каких-либо дел. Осознанное усилие, разумная эмоциональная самоотдача и обучение могут поспособствовать познанию счастья и открыть высшее искусство – быть счастливым.
Разные темные силы отбрасывают тени на нашу жизнь и являются либо нейтральными, либо препятствиями на пути к счастью. Они делают наши действия механическими и менее осмысленными. Нам необходимо исследовать происхождение этих сил методами позитивной психологии, что поможет заменить механическую и бессознательную части нашей жизни осознанными усилиями и даст возможность исследовать и реализовывать наш потенциал на пути сотворения счастья. Чувства и эмоции играют в этом решающую роль. Мы должны быть чуткими к потребностям и ожиданиям «значимых других», чтобы прилагать осознанные усилия, помогающие достичь наших целей. Стараясь познать счастье, мы должны сфокусироваться на сознательных аспектах нашего существования: инстинктах, движениях, мышлении, эмоциях и сексе. И мы должны направлять энергию не только на факторы, делающие счастливыми отдельных людей, но и на поиск более глубинных корней счастья, при должных уходе и подпитке делающих человечество в целом одновременно счастливым и радостным. Доктор Хардик Шах получил докторскую степень в области менеджмента в Университете Нирма в Ахмадабаде, в настоящее время работает ассистент-профессором в Академии развития человеческих ресурсов, одном из ведущих институтов Индии в данной области. Его основные интересы сосредоточены на изучении приобретенной беспомощности, парадигме позитивных перемен и повышении квалификации.
Смена фокуса
Таиланд Саувалак Киттипрапас
В международном рейтинге уровня национального счастья Таиланд стоит выше, чем Франция или Италия. Доктор-экономист Саувалак Киттипрапас в поисках причин подобного результата занялась изучением ситуации в обществе с акцентом на повышение уровня счастья в своей родной стране: «Ища счастье во внешнем мире, в итоге мы осознаем, что настоящее счастье исходит изнутри нас». Интернациональная смена фокуса.
Новая сила
Говоря о счастье, люди разных культур понимают этот термин по-разному. Каждому свойственны различные понятия, слова и ценности. Кроме того, само по себе счастье делится на несколько уровней, от низшего уровня материальной обеспеченности до высшего уровня чистого сознания. Однако ясно, что факторы, влияющие на высшие уровни счастья, нематериальны, они затрагивают такие понятия, как свобода, мудрость, «позитивные» ценности, умственные качества и т. д. Поэтому методы исследования, основанные на измерении материального благополучия (отраженные в отчетах о внутреннем валовом продукте), игнорируют множество более важных вещей, помогающих подняться на высокие уровни человеческого счастья. Высшие должностные лица тратят уйму денег на повышение экономического роста, который должен повысить уровень счастья населения, хотя достижение настоящего счастья путем самопознания не требует таких затрат.
На основе выводов, полученных в ходе моих собственных исследований в нашей стране и почерпнутых из результатов для других стран, я предположила, что нам необходима смена парадигмы развития и переосмысление общепринятых экономических предубеждений о поведении людей. Буддистская экономическая теория предлагает альтернативную парадигму повышения уровня счастья. Традиционных объективных измерений сейчас не хватает, чтобы отразить уровень благополучия и счастья людей. Нужны также субъективные измерения благополучия для проведения лучшего политического курса. Это означает, что необходимые политические выводы можно сделать на основе субъективного исследования благополучия. Следует рассматривать не только снижение бедности и социального и политического неравенства, удовлетворение базовых нужд бедных, повышение уровня жизни, забота о здоровье и образовании населения, использование технологий, повышающих общее благосостояние, увеличение возможности трудоустройства и улучшение условий труда. Необходимо учитывать также создание социального капитала, основанного на доверии, единении, семейных отношениях и в социальных сетях, пропаганду свободы и чистоты окружающей среды, удовлетворенность людей самих собой, общечеловеческие положительные ценности, духовное благосостояние и интеллектуальное развитие.
Как говорится, не существует «одностороннего, всеобъемлющего» подхода. Комбинации методов государственной политики, подходящие для каждой конкретной страны, будут везде различаться и зависеть от особенностей данной страны (уровня социально-экономического развития, культуры, религии, политической системы, уровня гласности и т. д. ). Вот почему важно микроисследование счастья: оно способствует появлению полезных озарений, позволяющих развиваться узконаправленным подходам, более подходящим для групп, обществ и наций с разными культурами. Хотя в исследовании и сделан вывод, что богатство является достаточно важным фактором, его доминантное влияние на счастье имеет тенденцию угасать при высоких уровнях дохода и может утратить влияние на счастье в долгосрочной перспективе. Если бы счастье было конечной целью государственной политики, государственным деятелям пришлось бы сместить фокус с традиционных методов – попыток стимулировать рост экономики и вместо этого сильнее надавить на другие рычаги, такие как снижение уровня бедности – особенно в наиболее бедных странах и сообществах, где уровни дохода слишком низки для удовлетворения первичных потребностей. Шаг навстречу основным потребностям не только повышает уровень счастья бедных, но некий уровень возросшего дохода обеспечивает счастье и косвенно (как результат снижающегося маргинального счастья, зависящего от доходов). Вдобавок социальное и материальное неравенства отрицательно отразятся на индивидуальном и общественном счастье, поэтому представителям власти будет разумно нацелиться на сокращение уровня бедности и разрыва в уровне доходов, с целью повышения общего уровня счастья по стране. Более того, чтобы снизить негативное влияние социального неравенства, необходимо продвигать идеи самодостаточности, важности судьбы каждого человека, интеллектуального и духовного развития.
Согласно принципам буддистской экономики и философии, происхождение счастья связано с определенным состоянием разума и мудростью. Другими словами, подготовленный ум сам вырабатывает счастье. Каждый человек может примерить эту философию на себя и наблюдать изменения в мышлении. Ища счастье во внешнем мире, мы в итоге выясняем, что настоящее счастье находится внутри нас.
Выводы: ✓ Традиционное сосредоточение на материальных ценностях не всегда делает счастливым. ✓ Достичь счастья, заглянув внутрь себя, можно без больших финансовых вложений. ✓ Правительствам стоит скорее уменьшать уровень бедности и разрыва в доходах, нежели повышать темп экономического роста.
Доктор Саувалак Киттипрапас – основатель и директор Общества международных исследователей счастливых сообществ (IRAH) и бывший директор Министерства государственного развития (PPDO) в Бангкоке (Таиланд). Она является экономистом, опубликовавшим множество статей на тему счастья, а также автором книги «Happiness: New Paradigm, Measurement, and Policy Implications». Она говорит, что сама обрела счастье, исследуя его.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|