Тема2: Государство и право Древнего Египта, Шумера и Вавилона (6 ч.)
1. Общественный и государственный строй Древнего Египта 2. Общественный и государственный строй Шумера и Вавилона 3. Законы Хаммурапи
1. Государство Древнего Египта сложилось в северо-восточной части Африки, в долине, расположенной по нижнему течению реки Нил. В первой половине IV тысячелетия до н.э. в египетском обществе начинают происходить дифференцированные процессы. Постепенно в связи с интенсивным развитием ирригационного земледелия происходит социальное расслоение, из общей массы выделяется управленческая верхушка во главе с первосвященниками-жрецами. Ко второй половине IV тысячелетия до н.э. происходит постепенное складывание первых государственных образований, получивших название «номы». Такие протогосударственные объединения возникали в процессе сосредоточения вокруг храмов сельских общин с целью совместного ведения ирригационных работ. География расположения номов, растянувшихся вдоль единой водной магистрали, способствовала их объединению под эгидой наиболее сильного нома во главе с номархом. Так, в Верхнем (Южном) Египте появляется новый политический институт единовластного монарха - царя со всеми атрибутами деспотической власти над остальными номами. Цари Верхнего Египта к концу IV тысячелетия до н.э. завоевывают весь Египет. Такая ранняя централизация Древнеегипетского государства была предопределена материальными предпосылками общества, а именно – характером ведения хозяйства. Хозяйственная жизнь была связана с постоянной зависимостью населения от периодических разливов Нила, а необходимость преодоления их последствий требовала жесткой централизованной системы управления.
В исторической науке историю Древнего Египта принято разделять на четыре основных периода. 1. Период Раннего царства (с 3100 по 800 г. до н.э.). Иначе этот период называют эпохой царствования первых трех династий египетских фараонов. 2. Период Древнего, или Старого, царства, который начался около 2800 г. до н.э. и закончился в 2250 г. до н.э. Этот период включает в себя время царствования III и IV династий. З. Период Среднего царства (около 2250-1700 гг. до н.э.), эпоха царствования XI-XII династий египетских фараонов. 4. Период Нового царства (около 1575-1087 гг. до н.э. время царствования XVIII-XX династий фараонов. Периоды между Древним, Средним и Новым царствами были отмечены постепенным спадом в хозяйственной и политической жизни Египта. Египет Нового царства явился прообразом первой в мировой истории империи. Это было огромное разноплеменное государство, которое было создано путем завоеваний соседних территорий. В результате военных походов египетских фараонов Нового царства в состав Египетского государства вошли Нубия, Ливия, Палестина, Сирия и другие богатые природными ресурсами области. Но к концу эпохи Нового царства Египет приходит в упадок из-за оскудения политического и экономического могущества правящей династии. Со временем некогда столь сильный в экономическом и военном плане конгломерат номов сам становится добычей завоевателей. Первыми его территорию начали завоевывать персы, затем - римские войска. В результате военных предприятий последних Египет в 30 г. до н.э. был включен в состав Римской империи, т. е. Египет развился от протогосударства до империи с Африкой и частью Азии. В период Нового царства начали происходить изменения в государственном строе государства. В это время для Египта было характерно создание сложного и весьма разветвленного аппарата государственного управления. Государство становится более строго централизованным, так как прежние не относительно самостоятельные правители номов теряют последнюю долю своей самостоятельности, полностью подчинившись единому правителю - фараону.
В этот период страна была разделена на два больших округа - северный и южный. Главой каждого из этих округов являлся особый наместник фараона. Все управление номами переходит в руки царских ставленников-чиновников. Институт власти фараона сложился в Египте еще в период объединения Верхнего и Нижнего Египта под властью самого первого фараона Мина (Менеса) в IV тысячелетии до н.э. Люди всегда считали самого фараона сыном Бога на земле и всегда придавали сакральный характер его власти. Религия в значительной мере своими священными законами и предписаниями помогла утвердиться государственному институту власти фараона со всеми ее атрибутами. Фараон считался верховным собственником на землю, которую он жаловал своим чиновникам и управленцам, храмам и лично жрецам. В древнеегипетской практике почти всегда жалование землей сопровождалось наделением титулом и определенной властью. Институт фараонской власти был наследственным. Однако, как известно, часто в истории Древнего Египта одна династия сменялась другой, что было связано с династическими кризисами в царском доме. Но личная власть фараона не была столь совершенна и непререкаема. Даже при всем спектре полномочий фараона успешное достижение политической стабильности в Египетском государстве зависело оттого, насколько он сможет умело балансировать между выгодами господствующего класса общества, в основном представленного военной и жреческой элитой, и своими собственными интересами. С другой стороны, находившийся у власти фараон был обязан постоянно соблюдать некий кодекс, или набор религиозно-этических норм и предписаний. Иначе этот кодекс можно совершенно точно обозначить как кодекс справедливости, носящий древнеегипетское название «маат». После объединения Египта под эгидой фараона Менеса и создания централизованного государства начинается быстрый рост бюрократического аппарата, вместе с чем, значительно возвышается роль чиновников и фараоновских наместников в государственной системе управления.
С достижением наибольшего могущества власти фараона в эпоху Нового царства начинает окончательно утверждаться основанная на военной силе и мощи бюрократического аппарата всеимперская власть единого для всей территории государства центра. Сохранился обширный пласт письменных памятников, дающих обширную информацию о системе функционирования института власти и в целом о государственной, социальной и религиозной структурах бщества Древнего Египта. В их числе можно назвать Книгу мертвых», «Речение Ипувера», «Пророчество Нефертити» и др. Все эти произведения позволяют воссоздать относительно целостную картину египетского общества, и все они были составлены и письменно зафиксированы в эпоху Нового царства.Вся древнеегипетская система управления была подчинена строгой иерархии. Главным помощником фараона изначально был джати. Термин «джати» первое время обозначал главного жреца города, управляющего царским двором и хозяйством, но со временем полномочия джати были значительно расширены. Постепенно он становится главным управляющим всеми делами государства. Обычно эта должность возлагалась на одного из самых близких родственников фараона или пост джати занимал кто-либо из наиболее титулованных сановников-вельмож, чьи семьи были приближены к трону. По прошествии времени этот термин был заменен на арабское слово «визирь». В письменных источниках сохранились сведения о должностных обязанностях визиря: издавать законы, повышать в чинах, устанавливать пограничные знаки (размежевывать владения), вершить суд, осуществлять высшие полицейские функции. Визирь являлся и председателем шести судебных палат. Вторым главным сановником государства являлся главный казначей. В его обязанности входило управление всем материальным движимым и недвижимым имуществом, он осуществлял надзор за строгим соблюдением всех экономических указов фараона, контроль за налоговым сбором и т. д. Следующими равносильными по статусу и рангу были «начальник работ» и сановник, управляющий «домом оружия». Должность первого предполагала наблюдение за оросительной и ирригационной системами. В обязанности управляющего домом оружия, или главы военного ведомства, входило комплектование и обеспечение армии фараона.
Характерной чертой для практики управления был сбор всевозможных советов и совещаний для управления определенными сферами деятельности в государстве и для разрешения наиболее спорных вопросов в политической, экономической и социальной сферах жизнедеятельности общества. Для чиновничьего аппарата управления царскими писцами составлялись специальные инструкции, содержащие правила обращения с секретными документами, правила приложения печатей. Кроме того, эти инструкции содержали в себе установки по наказанию и перечисляли степени ответственности за разглашение государственной тайны, определяли сроки прохождения жалоб в специальные судебные инстанции. Вся полнота власти в египетских провинциях была сосредоточена в руках номарха и находящегося под его управлением аппарата чиновников. Еще в период Древнего царства ном представлял собой объединение небольших сельских общин или сельских поселений, во главе которых стояли общинные старосты и советы (джаджаты). Первоначально полицейские функции в государстве были возложены на армию, но постепенно к началу Нового царства начинает создаваться специальный аппарат управления, который был поставлен во главе созданных полицейских отрядов. В основном эти отряды выполняли охранно-сторожевые функции в государстве. Спецификой государственного устройства Египетского государства было то, что во все периоды не существовало четкого разграничения между судебными органами и самим административным аппаратом управления.
2. Вавилонское государство располагалось в Азиатском Междуречье (между реками Тигр и Евфрат). Первые государства на этой территории возникли в начале 3-го тыс. до н. э. Это были не большие города-государства, в общественном и государственном строе которых длительное время сохранялись пережитки родоплеменной организации. Древнейшим населением страны, заложившим основы цивилизации в Междуречье, были шумеры. От этого народа получило свое название государство Шумер, история которого насчитывает семь веков. К северу от шумеров в Междуречье проживали аккадцы, которые постепенно захватили всю территорию Шумера и создали мощное Шумеро-Аккацское царство, просуществовавшее почти 100 лет. Около 2000 г. до н. э. Междуречье было захвачено кочевниками амореями, победившими Шумеро-Аккадское царство и широко расселившимися на его территории. Одним из их опорных пунктов стал Вавилон, бывший крупным поселением уже в последние века существования Шумера. Удобное географическое положение обеспечивало возвышение Вавилона. Он становится столицей небольшого царства. Первые пять вавилонских царей значительно расширили свои владения; При шестом царе, Хаммурапи, Вавилон стал столицей огромного государства, включавшего большую часть Междуречья. Созданное Хаммурапи государство, получившее название Вавилония по имени его столицы, было большим, но не сильным. После смерти Хаммурапи Вавилония потерпела ряд тяжелых поражений от своих соседей, и в 1595 г. до н. э. Старо-Вавилонское царство было уничтожено хеттами и касситами, правившими Междуречьем около 400 лет.
Новый подъем Вавилон переживает в VII—VI вв. до н. э. Период с 626 по 539 г. до н. э. определяется как время существования Ново-Вавилонского, или Халдейского, царства. При Навуходоносоре II Ново-Вавилонское царство превратилось в могущественную державу. Это было время роста крупного землевладения, расцвета рабовладельческих отношений. Большое развитие получили ремесло и торговля, осуществлялось строительство грандиозных храмовых, оборонительных и ирригационных сооружений. Опорой сильной царской власти служило бывшее выразителем интересов торгово-рабовладельческой верхушки общества. После смерти Навуходоносора Вавилоном завладел персидский царь Кир. Общественный и государственный строй древнего Шумера характеризуется сохранением пережитков родоплеменной организации. Особенности ведения сельского хозяйства, связанные с необходимостью организованного орошения, обусловили существование территориальных общин. Огромную роль в жизни Шумера играло жречество, составлявшее высшие слои шумерского общества. Храмы были центрами управления сельским хозяйством. Сначала они не имели собственной земли, и каждая деревня выделяла участок земли, который обрабатывался крестьянами-общинниками, а собранный с него урожай отдавали храму. Постепенно храмы присвоили эти земли и стали вести на них самостоятельное хозяйство. В Шумере довольно рано была разрешена купля-продажа земли, и это стало основой увеличения храмовых земель. Часть земель сдавалась в аренду. Широко применялся на храмовых землях наемный труд безземельны крестьян. Храмы организовывали прокладку каналов, собирали налоги, управляли жизнью соседних городов и деревень. Более половины населения составляли родовые общинники. Общинные земли являлись исходной точкой дня развития частного землевладения и купли- продажи земли. Рабов в Шумере было мало — в основном пленные либо купленные чужеземцы. Различались рабы храма и рабы частных лиц. Общинники, потерявшие связь с общиной, имели правовой статус клиента и, обладая личной свободой, находились в экономической зависимости от храмов и частных лиц. Шумер не был единым государством. На его территории находилось несколько десятков самостоятельных городов и областей. Наиболее известными были города Эриду, Ур, Лаганш, Умма, Урук, Киш. Во главе города и области стоял правитель, носивший титул «энси» («патеси»). Это был верховный жрец главного городского храма. В случае если власть правителя выходила за рамки города, правителю присваивался титул «лугаля». Функции их были одинаковы и сводились к управлению общественным строительством и ирригацией, храмовым хозяйством; они возглавляли общинный культ, предводительствовали войском, председательствовали в совете старейшин и народном собрании. Совет старейшин и народное собрание избирали правителя, давали ему рекомендации во всех важнейших делах, проводили общий контроль за его деятельностью, осуществляли суд и управление общинным имуществом. Таким образом, это были органы, ограничивавшие власть правителя. Как всякое рабовладельческое государство, древний Вавилон знал деление общества прежде всего на свободных и рабов. Рабы («вардум») составляли низший общественный слой. Рабами становились военнопленные, а также порабощенные и ставшие бесправными свободные (например, преступники и несостоятельные должники) Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина. Право собственности на рабов переходило в семье из поколения в поколение. Рабов продавали, закладывали. Повреждение их здоровья или лишение их жизни считалось не более как повреждением имущества их господина, которому виновный обязан возместить ущерб. Например, за лишение жизни раба-вольноотпущенника по неосторожности, виновный был обязан от дать раба за раба; за смерть раба в доме кредитора по вине последнего, за умерщвление его бодливым быком господину уплачивалась треть мины; за повреждение глаза рабу или неудачную операцию, по влекшую его смерть,— половина его стоимости. Раб не имел права самостоятельно распоряжаться чем бы то ни было из имущества господина, даже если пользовался большим доверием со стороны последнего купля-продажа, совершенная с рабом, наказывалась смертной казнью для покупателя. За содействие бегству и укрывательстве раба или отказ его выдать виновный подлежал смертной казни. На оборот поймавший раба и доставивший его господину получал за услугу награду. Для обозначения рабского состояния на рабов налагались особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле. Но такое клеймение ограничивало владельческие права господина, который лишался возможности продать раба или отдать его в обмен на другого. Рабы были царские, храмовые, частновладельческие. Они не могли быть собственниками. Имущество, которое имели рабы, наживалось с разрешения господина, но считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба. Законы Хаммурапи не ограничивали власть господина над рабом. Лишь некоторые категории рабов, составлявшие меньшинство, пользовались защитой закона. Это рабыни, имевшие детей от своих владельцев. Такие дети считались свободными. Закабаленные за долги не могли находиться в рабском состоянии более трех лет. Казенному рабу или рабу-вольноотпущеннику позволялось жениться на свободной, дети от такого брака были свободны. Свободное население Вавилона, в свою очередь, делилось на полноправных и неполноправных Полноправные свободные граждане «авилум» (человек, муж) Составляли основную массу населения. В большинстве своем они владели землей, несли имущественные и личные повинности в пользу государства. Однако полноправные граждане не были однородным сословием. В царствование Хаммурапи процесс расслоения сельской общины зашел довольно далеко. Отдельные зажиточные общинники становились все более самостоятельными. Наряду с ними появились обедневшие общинники, попадавшие в долговую кабалу. Ряд статей законов Хаммурапи свидетельствует о стремлении законодателя облегчить положение этих лиц. Так, должник объявлялся правомочным владельцем всего своего имущества, без его разрешения и разрешения суда заимодатель не имел права отчуждать это имущество. «Муж» не мог стать рабом-должником. Законы называют члена семьи должника, отрабатывающего долг в хозяйстве заимодателя, не рабом, а заложником. Через три года работы заложника долг считался погашенным независимо от его суммы. Ограничение произвола кредиторов над попавшими в долговую кабалу беднейшими слоями свободного на селения объясняется стремлением царской власти сохранить могущество войска, основу которого составляли свободные. Множество статей законов Хаммурапи посвящено правам и обязанностям воинов, бывших основной опорой государственной власти. Земельные наделы и скот, пожалованные воинам, не могли отбираться у них за долги. Кредитор мог отобрать лишь купленные воином поле, сад, дом. Взрослый сын воина становился законным наследником его надела. Если после смерти воина оставался малолетний сын, то вдова получала одну треть надела, что бы иметь возможность вырастить будущего воина. В случае пленения воина его можно было выкупить, и он сохранял свое право на земельный надел. Воины, обеспеченные земельным наделом, были обязаны за это по приказу царя в любое время выступить в поход. За отказ следовала смертная казнь, а человек, выступивший вместо воина, получал его земельный надел. Полноправным гражданам противостояли «мушкену» («покорные»). Вопрос о «мушкену» в сословной структуре вавилонского общества не решен однозначно. Происхождение этой социальной группы с достоверностью не установлено. На неравноправное положение «мушкену» указывают статьи закона, определяющие наказание за преступление против него. Членовредительство, нанесенное «мужу», каралось соответствующим членовредительством виновного, но если членовредительство было совершено по отношению к «мушкену», то виновный платил лишь штраф. За украденную у «мушке- ну» вещь нор платил 20-кратный штраф, а за украденную вещь, на холившуюся в собственности царя или храма,— 3О-кратный штраф. По одной из версий «мушкену» — это жители покоренных Хаммурапи городов и областей, по другой — вольноотпущенники. Наряду с сословиями законы Хаммурапи указывают также профессиональные занятия населения. Первое место занимают придворные служащие, из которых законы называют царского телохранителя и высшее жречество, стоявших в непосредственной близости к царю. Из других государственных служащих законы упоминают «редум», «баирум», «декум», Функции этих лиц не совсем ясны, вероятно, это различного роди военнослужащие. В соответствии с важным государственным значением религии и храмов в Вавилонии почетное положение среди представителей других профессий занимают храмовые служащие. Из них законы Хаммурапи отмечают только лиц женского пола: «божья жена», «божья сестра», храмовая дева, храмовая блудница. Довольно высокое положение в обществе занимало чиновничество, к нему предъявлялись большие требования, но власть наделяла их землей, которая могла переходить по наследству или обращаться в пенсию. Низшие ступени профессионально-служебной лестницы занимали крупные купцы и предприниматели, ремесленники, поденщики. Низко ценился труд врачей, ветеринаров — они получали плату, в отличие, например, от архитекторов и корабельщиков, получавших за свой труд гонорар (подарок). Древневавилонское царство представляло собой централизованное государство. В руках царя была сосредоточена законодательная, исполнительная и судебная власть. Вместе с тем царская власть не была сильной. Царь рассматривался как наместник и служитель бога на земле. Таким образом, глава государства не был самостоятельным, его деятельность направлялась свыше, богом. Снизу царская власть ограничивалась сильным духовенством и богатыми городами. Три священных города Вавилонии — Ниппур, Сиппар и Вавилон — имели льготные грамоты, ставившие их в привилегированное положение. Царь не имел права сажать в тюрьму граждан этих городов, требовать с них солдат, заставлять работать в храмовых хозяйствах. Блюстителями неприкосновенности прав городов выступали жрецы. Древневавилонские правители создали отлаженный механизм управления, достигнуто это было путем личного Внимания ко всем, даже мельчайшим делам своего государства. Поэтому в государстве ценились умелые и опытные чиновники. Служилая знать вытеснила родовую. Все управление было сосредоточено в царском дворце. Дворцовая система управления отличалась тем, что лица, управлявшие царским хозяйством, занимали высшие должности в государстве; четкого разграничения функций между ними не было. Среди Высших Сановников государства — визирь, дворецкий, Начальник финансов кравчий, главный военачальник. Очень высоко ценились писцы. В системе государственных органов управления различались Центральные и местные. Большими городами управляли наместники царя. На местах, хотя и со значительно ограниченными функциями, сохранялись органы общинного Самоуправления, осуществлявшие некоторую административную, финансовую, судебную власть. Судебные функции выполняли чиновники, назначаемые царем: Наместники и правители местности. Высшей судебной инстанцией был Царь. Общинные и Храмовые суды все больше теряли свое значение. 3. Правление царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.) ознаменовано созданием сборников законов. Хаммурапи, придавая большое значение законодательной деятельности, притупил к ней в самом начале своего правления. Первая Кодификация была создана на втором году правления; это был год, когда царь установил право стране». Данная кодификация, к сожалению, не сохранилась, а известные сегодня законы Хаммурапи относятся к концу его царствования. Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. Наверху, на лицевой стороне столба изображен царь, стоящий перед богом Солнца Шамашшем — покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба. Текст распадется на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги Пере дали ему царство для того, чтобы сильный не притеснял слабого. Затем следует перечисление Благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения размещены статьи законов, которые в свою очередь заканчиваются обстоятельным заключением. Всего памятник насчитывает 282 статьи. При составлении сборника в его основу были положены старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство. Законы несовершенны с точки зрения их полноты и по своей категоричности, они не предусматривают разнообразных явлений жизни. Тексты составлены в основном в казуистической форме. Нет общих принципов, системы в изложений, хотя известная логика присутствует. Но все представленные случаи разбираются с большой обстоятельностью. Законы Хаммурапи, в отличие от других восточных кодификаций, не содержат религиозного и морализующего элементов. Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были стать мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй, частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя, что проявляется в суровости наказания, сохранении принципа талиона, применении ордалия. Право собственности. Во времена - правления Хаммурапи частная собственность достигла высокого уровня развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были, земли царские, храмовые, общинные, частные. Храмовым и царским хозяйством управлял Царь, И это был важнейший источник дохода. Царская земля раздавалась в пользование издольщикам. Значение царского хозяйства было велико в области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю, чему в немалой степени способствовало расширение сети каналов. Частное землевладение было различным по своему объему. Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие — сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на Ь землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают. Особый правовой режим существовал в отношении имущества воинов (имущество «илку»), о. чем говорилось выше. Обязательства. В законах Хаммурапи имеется ряд статей, регулировавших аренду земли, которая играла, очевидно, большую роль в земельных отношениях того времени. Плата за арендованное поле равнялась обычно 1/3 урожая. При аренде на условиях отдачи половины урожая арендодатель обязывался участвовать в расходах или в работе по обработке поля. Сад, который давал больше дохода, сдавали за 2/ урожая. Аренда была краткосрочной (на один или два года). На более длительный срок в аренду сдавалась еще не освоенная земля. Законодательство, определяющее отношения между хозяином земли и арендатором, способствовало развитию хозяйства. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то он должен был уплатить хозяину поля исходя из' объема урожая, выращенного соседями. Кроме аренды поля, сада, законы Хаммурапи упоминают о различных видах имущественного найма помещения, домашних животных, судов, повозок, рабов. Законы устанавливали не только плату за наем вещей, но и ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества. Был широко распространен договор личного найма. Кроме сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Законы определяли порядок оплаты труда этих лиц, а также ответственность за результаты труда (например, врача в случае смерти больного). довольно подробно законы Хаммурапи регулировали договор займа. Характерной чертой законодательства в этом вопросе является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют положения о максимальном сроке отработки долга (три года), ограничении процентов, взимаемых ростовщиком, как с денежного, так и с натурального займа, ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним. В условиях существования частной собственности, как на движимое, так и на недвижимое имущество большое развитие получил договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа имущества, изъятого из оборота (например, имущество "илку"), считалась недействительной. Кроме названных законодательство Хаммурапи знает договоры хранения (поклажи), товарищества, мены, поручения. Законы Хаммурапи предусматривают обязательства из причинения вреда. Ответственность несет тот, кто причинит смерть рабу (хозяину следует отдать раба за раба); корабельщик, потопивший корабль вместе с вверенным ему для перевозки имуществом, обязан возместить стоимость всего погибшего. Брачно-семейные отношения. Брак был действительным только при наличии письменного договора, заключенного между будущим мужем и отцом невесты. Семейные отношения строились на главенстве мужа. Жена за неверность подвергалась суровому наказанию. Бели жена была бесплодна, муж мог иметь побочную жену. Однако замужняя женщина не была бесправна: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на приданое, имела право на развод, могла вместе с детьми наследовать имущество после мужа. Довольно сильная власть отца над детьми проявлялась в возможности продавать их, отдавать в качестве заложников за долги, отрезать язык за злословие на родителей. Тем не менее, закон ограничивал эту власть. Так, отец не имел права. Лишить наследства сына, не совершившего преступления. Законы Хаммурапи признают усыновление детей. Наследование по завещанию уже имеет силу, но с известными ограничениями. Преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве наследников выступали: дети, усыновленные дети, внуки, дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими. Уголовное право и процесс. Как и другие древние кодификации, законы Хаммурапи не дают общего понятия преступления и перечня всех тех деяний, которые признаются таковыми. Ничего не говорится в законах о государственных и религиозных преступлениях, всегда караемых смертью. Из содержания кодификации можно выделить лишь три вида преступлений: против личности, имущественные и против семьи. Среди преступлений против личности законы называют неосторожное убийство (об умышленном ничего не говорится). К таким преступлениям относятся, например, действия строителя, построившего дом, который обвалился и причинил смерть хозяину, врача, причинившего смерть человеку в результате операции. Довольно подробно в законах говорится о различного рода членовредительствах: о повреждении глаза, зуба, кости. Во всех случаях при определении наказания действовал принцип талиона: виновного постигала та же участь, что и потерпевшего. В случае причинения побоев с преступника взимался определенный штраф. К имущественным преступлениям, указанным в законах, следует отнести кражу скота, рабов. Укрывательство рабов, снятие с них клейма законы определяли как преступные действия. Отличным от кражи преступлением, законы называли грабеж. Все имущественные преступления наказывались очень сурово. Это была либо смертная казнь, либо членовредительство (отрубание руки, например), либо огромный штраф, многократно превышающий стоимость украденного, заплатить который мог далеко не каждый. В случае неуплаты такого штрафа должника казнили. Среди преступлений, подрывающих устои семьи, законы называют прелюбодеяние (причем только со стороны жены), кровосмешение (например, связь матери с сыном, отца с дочерью и между другими близкими родственниками). Названы преступлениями действия, подрывающие отцовскую власть (сын, ударивший своего отца, лишался руки). Виды наказаний, предусмотренные законами Хаммурапи, определялись их целью. Такой целью было возмездие. Поэтому при определении наказания законодатель довольно часто руководствовался принципом талиона. Основным видом наказаний являлась смертная казнь в самых различных вариантах: сожжение, утопление, поражение на кол; членовредительские наказания: отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т. п.; штрафы, изгнание. Процесс был одинаков как по уголовным, так и по гражданским делам. Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны. В качестве средств доказывания служили свидетельские показания, клятвы, ордалии (законы упоминают испытание водой). Нормы процессуального права требовали от судей лично «исследовать дело». Судья не мог изменить свое решение. Если он это делал, то платил штраф в 10 размере суммы иска и лишался своего места без права судить когда-либо.
Литература: 1. История государства и права зарубежных стран: учеб. / Под ред. К.И. Батыра. - 5-е изд., перераб. И доп. М.: ТК - Велби, 2006. – 496 с. 2. Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов. М.: Норма, 2006. – 464 с. 3. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Учебник в 2т. Изд.-4-е. М,2005 4. Дарест Р. Исследования по истории права. СП б., 2001. 5. Дождев Д.В. Римское частное право. М., 1996. 6. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учебное пособие / Сост. В.Н. Садиков; Под ред. Проф. З.М. Черниловского. – М: Фира Гардарика, 2006. – 413 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|