Инновационное проектирование в социальной работе с молодежью
Использование социального проектирования в работе с молодежью позволяет, с одной стороны, адресно решать социальные проблемы в молодежной сфере, а, с другой стороны, развивать социальную активность молодого человека, способность осознанно и целенаправленно преобразовывать собственную жизнь и окружающий микросоциум. Проектирование - это конструктивная, творческая деятельность, сущность которой заключается в опережающем отражении действительности с целью преобразования личностью себя, собственной жизненной ситуации и окружающего мира. Проектирование относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо оно предполагает изменение реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. С точки зрения результата, проектирование является процессом создания проекта. До недавнего времени термин «проект» преимущественно использовался в технической сфере, и с ним связывалось представление о разработках сложной документации, проектирование было выделено в ранг прикладной науки. В настоящее время практически любая научно – исследовательская деятельность связана с разработкой и реализацией проектов. Они разрабатываются практически во всех сферах деятельности – общественной, политической, международной, технической, театральной, литературной и другой. В дословном переводе с латинского языка «проект» (projectus) означает «брошенный вперед». В энциклопедических словарях и справочниках, в обыденном повседневном употреблении слово «проект» употребляется в нескольких значениях, таких как: совокупность документов (расчетов, чертежей) для создания какого- либо сооружения или изделия; предварительный текст какого – либо документа; замысел, план.
В научной литературе «проект» понимается как ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией. Основными чертами проекта являются: отнесенность проекта к будущему; ориентация проекта на желаемое состояние будущего; представление проекта как системы средств достижения будущего; определенность начала и окончания проектной работы; четко и ясно сформулированные критерии эффективности. Социальное проектирование — это процесс создания социальных объектов, качеств, процессов и отношений. Это конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам. В отличие от проектирования таких объектов, при изменении которых не берется во внимание субъективный фактор, при проектировании социальных объектов этот фактор должен учитываться. Это во многом предопределяет специфику социального проектирования, когда в его основание закладываются следующие параметры: противоречивость и многовекторность развития социального объекта; невозможность его описания конечным числом терминов; многофакторность бытия; субъективные факторы и так далее. Социальный проект – это сконструированное инициатором социальное нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и воздействие которого на людей признается положительным по своему социальному значению (В.А. Луков, 2009). Таким образом, под проектом в социальной работе понимается система сформулированных проектных целей, созданных для этих целей социальных учреждений, физических объектов, разработанных документов-планов, смет, а так же комплекс управленческих решений, мероприятий по достижению поставленных целей.
В зависимости от различных оснований существуют несколько типологий проектов: по типу (классификация осуществляется по основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект): технический, организационный, экономический, социальный, смешанный; по классу проекта (по составу и структуре проекта и его предметной области): монопроект, мультипроект, мегапроект. Монопроект – это отдельный проект различного типа, вида, масштаба. Мультипроект – это комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий многопроектного управления. Мегапроект – целевые программы развития регионов, отраслей и других образований, включающий в состав ряд моно- и мультипроектов; по длительности проекта (по продолжительности периода осуществления проекта): краткосрочные (до трех лет), среднесрочные (от трех до пяти лет), долгосрочные (более пяти лет); по виду проекта (по характеру предметной области проекта): инвестиционный, инновационный, научно-исследовательский, учебно-образовательный; по масштабу проекта (по размерам самого проекта, количеству участников и степени влияния на окружающий мир): межгосударственные, международные, национальные, межрегиональные, региональные, межотраслевые, отраслевые, корпоративные, ведомственные, проекты отдельной организации. В поле проектирования попадают объекты самой различной природы: поддающиеся организованному воздействию элементы, подсистемы и системы материального и духовного производств (средства и предметы труда, социальная технология, техника - как совокупность орудий труда, духовная культура, социальная деятельность и тому подобное); человек - как общественный индивид и субъект исторического процесса и социальных отношений с его потребностями, интересами, ценностями, установками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений; элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и тому подобное); различные общественные отношения (политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные); элементы образа жизни (жизненные позиции, способы жизнедеятельности, качество и стиль жизни и тому подобное) (В.И. Курбатов, 2004).
Назначение любого социального проекта – изменение социальной среды, осуществление инноваций, которые предполагают не просто обновление, а сознательную деятельность по созданию нового и его внедрению в жизнь на основе переосмысления предыдущего опыта. Эти изменения задумываются, получают обоснование, планируются. Иначе говоря, социальное проектирование представляет собой разновидность инновационной деятельности. Инновационная деятельность выступает как одна из современных тенденций развития общества. Низкая удовлетворенность качеством и результатами социально-экономических процессов, осознание настоятельной необходимости нововведений в социальной практике, обусловили массовый характер инновационных процессов. Материалы опубликованных исследований свидетельствуют о том, что до 90% организаций в социальной сфере в России охвачено поиском новых подходов, средств и форм деятельности. В научной литературе имеется немало определений термина «инновация», однако все они сходятся в одном: «инновация» - это введение, внедрение нового. Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Понятие «инновация» трактуется как нововведение, под которым понимают целенаправленный процесс внесения изменений в определенную социальную единицу, приводящий к появлению новых стабильных элементов. Принято считать, что понятие «нововведение» является русским вариантом английского слова «innovation». Буквальный перевод с английского означает «введение новаций» или в нашем понимании этого слова «введение новшеств». Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание «нововведение» в буквальном смысле «введение нового» означает процесс использования новшества.
С момента принятия к распространению новшества, оно приобретает новое качество – становится нововведением (инновацией). В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие новшество, новация, нововведение, инновация. Инновациям присущи определенные свойства, которые рассматриваются как их основные характеристики. Первая характеристика инновации – это его новизна: наличие в сущности инновации новых концептуальных идей, подходов к развитию процессов, а также форм и методов их организации. Новизна - непременное свойство и самостоятельная ценность любого нововведения, отличающего его от других явлений. Оценить степень новизны дело весьма сложное и требует определенной гибкости мышления. Новизна в принципе всегда относительна. Появление абсолютной новизны - явление редкое. Выделяют несколько видов новизны: абсолютная новизна: фиксируется при отсутствии аналогов данному нововведению; относительная новизна, в которой выделяют: местную новизну, т.е. нововведение применялось в других социальных организациях, но в данной социальной единице используется впервые; частную новизну, которая предполагает обновление одного из элементов деятельности; условную новизну, то есть нововведение не новое само по себе, но при освоении его другим человеком, в других условиях дает положительные результаты. Другая характеристика инноваций – ее совместимость с традиционным (существующим) состоянием. Нововведение легче принимается и реализуется, если оно совместимо с существующими в определенной системе ценностями, традициями, творческим опытом, а так же с имеющимися условиями работы (материальными, кадровыми, организационными и др.). Кроме указанных есть и другие характеристики инноваций. К ним относят простоту апробации и коммуникативность инновации. Простота апробации - это возможность апробировать нововведение, (попробовать в практике и оценить результативность) по частям, элементам для более глубокого понимания сущности инновации. Коммуникативность инновации - это возможность ее пропаганды, распространения по различным каналам общения, в том числе, и неформального (устная, наглядная информация). Исследователи определяют различные типы инноваций. Основаниями для классификации инноваций могут быть: масштаб преобразований, инновационный потенциал нововведения, отношение инноваций их к предшественникам и так далее.
Существует подход, согласно которому социальные нововведения делятся на экономические (новые материальные стимулы, показатели, системы оплаты труда); организационно-управленческие (новые организационные структуры, формы организации труда, выработки решений, контроля за их выполнением); социально-управленческие, т.е. целенаправленные изменения внутриколлективных отношений (выборы руководителей, новые формы гласности, создание новых общественных органов); правовые (главным образом выступающие как изменение в трудовом и хозяйственном законодательстве). Другие исследователи рассматривают типы инноваций по масштабу преобразований. Среди них выделяют: частные (единичные), не связанные между собой, модульные, комплекс частных, относящихся, например, к одной группе предметов, одной возрастной группе; системные, охватывающие все социальные учреждения в целом. К системным инновациям следует относить те, которые предполагают переосмысление основного предназначения определенного типа социального учреждения, принципов социальной деятельности, выдвижения новых идей и приоритетных направлений в развитии. Основанием для другой классификации является инновационный потенциал нововведения. Инновационный потенциал нововведения - это возможности (внутренние ресурсы) самого нововведения, которые определяют степень совершенствования, качественный рост объекта инновации (формы работы, какой-либо вид деятельности). По данному признаку (наличие и степень выраженности инновационного потенциала) выделяют модификационные, комбинаторные и радикальные инновации. Модификационные инновации предполагают усовершенствование, видоизменение, модернизацию того, что имеет аналог и прототип (программы, методики, структуры и т.п.). Комбинаторные инновации предполагают новое, конструктивное соединение ранее известных приемов, которые в данном сочетании прежде не использовались. Речь идет не о механическом соединении фрагментов любых технологий, а именно о конструктивном соединении, т.е. таком, при котором появляются новые, ранее не проявлявшиеся системные свойства, дающие эффективный положительный результат. Радикальные инновации содержат мощный инновационный потенциал для развития коллектива, однако и создать их, как и все принципиально новое, чрезвычайно сложно, встречаются они редко. Одним из оснований для классификации инноваций является отношение их к предшественникам. При таком подходе инновации относят либо к замещающим, либо к отменяющим, а также к открывающим и ретронововведениям. Замещающая инновация вводится вместо какого-либо конкретного, возможно, устаревшего средства, организационной формы, технологии. Отменяющая инновация – это прекращение какой-либо деятельности, отмена чего-либо. Открывающая инновация несопоставима со своими функциональными предшественниками ни по назначению, ни по способу использования, ни по имеющейся социальной ситуации. Такое нововведение предполагает освоение новой программы, нового вида социальных услуг, технологии и т.д. Компьютеризация, новые профили деятельности - это открывающие, создающие новую сферу деятельности инновации. Ретронововведения - это освоение чего-либо нового в данный момент, но когда-то уже использовавшегося в социальной практике. Это «старое», «забытое», которое вновь становится актуальным. Основания для классификации инноваций могут быть самые разные, а их типов - великое множество. В практике одни встречаются чаще, другие - реже, некоторые типы могут сочетаться, комбинироваться в различных вариантах. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс. Инновационный проект может рассматриваться как: форма целевого управления инновационной деятельностью; процесс осуществления инноваций; комплект документов. Как форма целевого управления инновационной деятельностью инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей (задач) на приоритетных направлениях развития науки и техники. Осуществление инноваций как процесс характеризуется совокупностью выполняемых в определённой последовательности научных, технологических, производственных, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, приводящих к инновациям. В то же время, инновационный проект – это комплект технической, организационно-плановой и расчётно-финансовой документации, необходимой для реализации целей проекта. Таким образом, инновационный проект в социальной работе - это разработанное инициатором социальное нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание социальных объектов, включающее организацию инновационных процессов в пространстве и времени. Технология инновационного проектирования в социальной работе с молодежью предполагает реализацию нескольких этапов: изучение общественного мнения в молодежной среде; формулирование актуальной социальной проблемы; определение цели и задач инновационного молодежного проекта; составление плана работы; реализация проекта; оценка и контроль выполнения плана; анализ результатов работы. Изучение общественного мнения в молодежной среде. Основные задачи:проанализировать социальную ситуацию; составить отчет о проведенном исследовании; сформулировать выводы. Сбор материалов о той социальной проблеме молодежи, которая является предметом исследования. Первичная информация может быть представлена в разной форме: ответы молодых людей на вопросы интервью, заполненные бланки анкет, записи исследователя в карточках наблюдения, аудио- и видеозаписи и другое. Массив этой информации зависит от масштаба проводимого исследования. После обработки материала, полученные результаты оформляются в виде документов, отчетов, таблиц и т.д. Затем они анализируются и делаются соответствующие выводы. Выводы не должны быть самоцелью, главное — практические действия, которые вытекают из проведенного исследования. Данный этап позволит изучить исходное состояние социальной проблемы в молодежной среде и приступить к ее формулировке, которая должна стать объектом дальнейших практических действий. Формулирование актуальной социальной проблемы. Основные задачи:сформулировать социальную проблему (или проблемы), в решении которых может принять участие молодежь; определить причины существования данной социальной молодежной проблемы. Проблема - осознание молодым человеком невозможности разрешать трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами имеющихся знаний и ранее полученного опыта. Исходя из такого определения проблемы, следует разрабатывать инновационный молодежный проект, с помощью которого возможно решение самой проблемы, устранение ее причин, а не ликвидацию ее внешних проявлений. Для более глубокого понимания сути социальных проблем необходимо собрать и проанализировать молодежную прессу, справочники и так далее. Это поможет составить более полное представление о том, какие вообще социальные проблемы молодежи есть в мире, в стране, регионе и городе. Такой подход поможет избежать ошибки при определении социальной проблемы, которая будет в центре молодежного проекта. Необходимо организовать всестороннее обсуждение тех вариантов социальных проблем, которые могут стать объектом такого проекта. Использовать возможности обсуждения целесообразно для того, чтобы еще раз проверить правильность выводов, которые были сделаны после изучения общественного мнения среди молодежи. Затем необходимо проанализировать социальные проблемы по ряду критериев: важность данной молодежной социальной проблемы для региона (города, поселка, села); ее масштабность; возможность практического решения проблемы силами конкретных молодых людей. Следующим смысловым моментом будет формулировка социальной проблемы, над решением которой предстоит работать. Это необходимо для того, чтобы составить четкую программу подготовки и реализации молодежного инновационного проекта. Данный этап позволит выбрать из нескольких социальных проблем молодежи одну и четко ее сформулировать. Определение цели и задач инновационного молодежного проекта. Основные задачи:определить ту молодежную группу, которая является носителем данной социальной проблемы и на которую будет направлен проект; сформулировать основную цель деятельности; конкретные задачи, раскрывающие содержание работы по решению социальной проблемы молодежи. Важнейший элемент, над которым следует работать на этом этапе ‑ формулировка цели молодежного проекта ‑ осознанного образа предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены действия молодого человека. Не менее важным является вопрос о конкретных задач работы над социальной проблемой, над теми трудностями, которые были выявлены на первом этапе. Задачи помогают детализировать поставленную цель, раскрывают ее объем и указывают (перечисляют) конкретные дела, которые необходимо выполнить, чтобы получить намеченный результат. Данный этап позволяет сформулировать основную цель работы над решением молодежной социальной проблемой, ожидаемый результат, а так же конкретизировать мероприятия по достижению поставленной цели. Составление плана работы. Основные задачи:определить перечень основных мероприятий по осуществлению целей и задач проекта; определить ответственных за каждый пункт плана; указать необходимые ресурсы и источники их получения. План реализации любого социального проекта, включая и молодежный, должен обладать рядом свойств: сформулирован в четких и ясных выражениях, написан конкретно, с указаниями точных цифр и дат; должен быть достижимым, то есть реальным для команды и выполним по срокам; должен быть составлен коллективно и принят всеми членами команды, которые будут нести ответственность за его осуществление; план должен касаться не только конечных результатов (то есть достижения цели), но и путей их выполнения (то есть решения конкретных задач, с помощью которых и достигается указанная цель); по каждому пункту план необходимо указать все, что необходимо для его реализации (материальные, финансовые, людские ресурсы). Данный этап позволяет представить объем предстоящей работы, сроки ее выполнения, назначить ответственных за каждый пункт и составить реально выполнимый план. Реализация молодежного инновационного проекта. На данном этапе авторы молодежного проекта непосредственно приступают к реализации намеченного плана, осуществляют замыслы и, решая одну задачу за другой, постепенно двигаются к достижению намеченной цели. Оценка и контроль выполнения плана. Основная задача: осуществление качественной и количественной оценки проведенных мероприятий. Необходимо отметить, что оценка проведенных мероприятий не должна быть формальной. Очень удобно пользоваться методикой «лист контроля», которая позволяет отслеживать состояние подготовки каждого планового мероприятия и во время корректировать ситуацию, если в этом есть необходимость. Данная работа позволяет подвести промежуточные итоги деятельности, соотнести их с показателями, которые были определены в качестве основы системы оценки работы. Анализ результатов работы над инновационным молодежным проектом. Любая завершенная работа нуждается в анализе ее процесса и итогов. Это нужно для того, чтобы увидеть реальный результат, по возможности, объективно оценив достигнутое. Основой такого анализа является система оценки, которая утверждена заранее. Опираясь на сиcтему критериев и показателей, следует всесторонне обсудить то, что реально получилось, сравнивая с тем, что было запланировано молодежной командой на этапе подготовки инновационного проекта. Сначала анализируется выполнение отдельных задач, качество крупных мероприятий. При этом обращается внимание на степень реализации плановых мероприятий, отдельно обсуждаются те обстоятельства, которые отрицательно повлияли на результаты молодежного проекта. Основным итогом данного этапа является аналитический документ – отчет о работе над молодежным проектом. Любой инновационный проект в социальной работе с молодежью имеет определенную структуру текстового описания. В первом разделе проекта содержится его название, которое должно отражать его основную идею. Например, «Социальный молодежный патруль», «Центр молодежных социальных инициатив», «Молодежный клуб «Выбор» и другие. Второй раздел — актуальность инновационного проекта. Раздел включает, во-первых, характеристику молодежных проблем, решаемых с помощью данного проекта (то есть обозначение противоречий, недостатков, сложностей, проблем в той или иной сфере социальной жизни); во-вторых, определение приоритетных направлений и видов социальной деятельности в данном направлении. В совокупности это и есть обоснование актуальности проекта, то есть ответ на вопрос «почему?». В этом же разделе дается полная характеристика избранной молодежной проблемы, потребностей, интересов, особенностей этой категории (ответ на вопрос «для кого?»). Третий раздел — цель и задачи инновационного молодежного проекта (ответ на вопрос «зачем?”»). Цель, как правило, фиксирует желаемое состояние молодежной проблемы, которое необходимо достичь в результате реализации проекта. Задачи — более конкретные шаги, которые в содержательной части проекта можно обеспечить (решить) соответствующими мероприятиями. Четвертый раздел — форма реализации инновационного молодежного проекта. В зависимости от замысла, содержания деятельности и имеющихся ресурсов, формы его реализации могут быть разнообразными. Молодежи могут быть адресованы такие проекты как «Клуб социальной помощи», «Школа молодежного милосердия «Надежда», «Телефон доверия», «Мы все можем» (фестиваль искусств молодых инвалидов), отдельное мероприятие или цикл мероприятий (диспутов, дискуссий, конференций, аукционов), акций (социальных, политических, экологических и т.д.), конкурсная программа для молодежи и другое. Пятый раздел — содержание инновационного молодежного проекта. Ответ в рамках проекта на вопрос «как» может быть представлен по следующей схеме: направления деятельности, содержание деятельности, база реализации, исполнители и соисполнители, сроки реализации. Направления деятельности — это конкретные шаги по решению основных задач проекта, они зависят как от характера молодежной проблемы и основной идеи проекта, так и от возможностей (потенциала, ресурсов) соответствующей проектной области. Шестой раздел — необходимые ресурсы и источники их получения. Кадровое, финансовое, материально-техническое обеспечение, назначение их расходования. Седьмой раздел — предполагаемые результаты реализации инновационного проекта для молодежи. Таким образом, реализация технологии инновационного проектирования в социальной работе с молодежью предполагает прохождение нескольких последовательных этапов, переходя от одного к другому, обеспечивая строгое логическое следование по цепи развития. На каждом этапе выдвигаются новые задачи и требования, которые, будучи принципиально новыми, в то же время опираются на предшествующий опыт. Кроме того, любой инновационный проект в социальной работе с молодежью имеет определенную структуру текстового описания. Актуальность развития деятельности в сфере инновационного проектирования для молодежи подтверждается многими действующими и разрабатываемыми концептуальными документами, определяющими содержание и направленность социальной работы с молодежь. Примером этому может служить Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. Субъектом инновационного проектирования могут стать и сами молодые люди. В качестве одного из приоритетов в названном документе определяется развитие инновационной активности молодежи. Это должно способствовать формированию инновационного климата, необходимого для развития конкурентноспособности, даст возможность молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание в России. Проектный подход здесь рассматривается в качестве основного в реализации государственной молодежной политики в России и ориентируется на приоритетное участие молодых граждан в разработке и реализации проектов государственной молодежной политики. В рамках обозначенного в Стратегии приоритета по развитию инновационной активности молодежи предполагается реализация проекта «Успех в твоих руках». Его целью является выявление и продвижение талантливой молодежи и продуктов ее инновационной деятельности. Для достижения цели предполагается: развитие молодежного предпринимательства и деловой активности молодежи; поощрение разработки исследования проблем, имеющих значение для развития страны; привлечение молодежи в творческие, научные объединения; внедрение системы развивающих, ролевых игр и конкурсов по профилям деятельности и интересам молодежи; вовлечение российской молодежи в инновационные международные проекты в сфере образования, науки, культуры, технологий; популяризация и пропаганда успехов российской молодежи в мировом сообществе. Данный проект рассматривает в качестве целевого адресата всех молодых россиян, и открыт для участия молодых людей, обладающих мотивацией к достижениям в общественно-политической, социально-экономической и социокультурной жизни. В числе приоритетных видов деятельности в рамках указанного проекта определены: - развитие форм и способов выявления, поддержки и продвижения талантливой молодежи, внедрения результатов ее деятельности в массовую практику на региональном, федеральном, международном уровнях, в том числе, путем защиты авторских прав молодежи на свои изобретения и творческие продукты; - организация взаимодействия российских и международных объединений, ассоциаций, творческих союзов, институтов гражданского общества и государства, реализующих программы содействия талантливой молодежи. Проектирование в области социальной работы с молодежью применяется для разработки социальных программ, социальных предложений и проектов, отработки методики, техники и технологии конкретных форм социальной деятельности в молодежной сфере. Инновационные проекты в социальной работе с молодежью на основании различия субъекта проектирования можно разделить на две большие группы: инновационные проекты, которые разрабатываются специалистами социальных учреждений для решения социальных проблем молодежи и инновационные проекты, инициаторами разработки и реализации которых выступают сами молодые люди. Инновационное проектирование, реализуемое специалистами социальных учреждений для решения социальных проблем молодежи осуществляется по нескольким направлениям: проектируется организация, служба для молодежи; деятельность учреждения по социальной поддержке молодежи; структурная единица уже существующего учреждения; услуга для молодежи, отдельное мероприятие и так далее. Любая форма организации предполагает наличие, по крайней мере, одного человека и цели, направленной на удовлетворение общественных или личных потребностей, а также создание какого-то продукта в различных формах (материальной, духовной, информационной). Эти характеристики показывают, в каком направлении ведется инновационное проектирование организаций в сфере социальной работы с молодежью - общественного объединения, клуба, реабилитационного центра, молодежной студии и т.п. Одной из самых активно внедряемых инноваций становится создание новых видов и форм учреждений для молодежи. Например, после принятия в 1991 г. Закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР», где впервые появилась норма, предусматривающая создание социальных служб для молодежи, в стране появились службы трудоустройства и профоринтации молодежи (молодежные биржи труда), социальные службы органов по делам молодежи, информационные центры для молодежи, центры содействия малому предпринимательству молодежи, молодежные клубы по месту жительства и т.д. Все они создавались как инновационные организации, учреждения. Например, в рамках реализации городской программы «Молодежь. Кадровый потенциал Самары» проведен первый конкурс социальных проектов, организованный Комитетом по делам молодежи Администрации города Самары. Один из победителей - проект «Виртуальный информационный центр», разработанный организацией «Молодежь Самары», главная цель которого - решение проблемы свободного и неограниченного доступа молодежи к текущей информации о конференциях, грантах, конкурсах и других мероприятиях, проводимых на территории Самарской области. Благодаря проекту, 120 из числа отличившихся в учебе студентов, членов студсовета Самарского государственного технического университета и Самарского муниципального института управления прошли бесплатное обучение поиску информации о конференциях, конкурсах и грантах в сети интернет. Также был создан доступный, регулярно обновляемый сайт «Виртуальный информационный центр» в Интернете. На сайте размещается информация о конференциях, грантах и конкурсах проводимых на территории Самарской области, а также реестр молодежных организаций. Источниками информации являются отделы научно-технической инвентаризации ВУЗов, научные центры, общественные организации, средства массовой информации, органы государственной и муниципальной власти. В Новгородской области одной из задач стало создание инновационного проекта единого информационного пространства для работников сферы молодежной политики. На решение этой задачи были направлены работы по разработке и наполнению областного банка данных по основным направлениям государственной молодежной политики области. Этот банк данных, формируемый на базе ОГУ «Дом молодежи», за минувший период значительно пополнился сведениями, характеризующими систему органов исполнительной власти, учреждений и организаций, работающих с молодежью на территории области, а также осуществляемую ими деятельность по реализации приоритетных направлений молодежной политики. Предметом инновационного проектирования может стать и услуга для молодежи. Примером этого является создание в России телефонов доверия для молодежи. Цель настоящего проекта - предоставление нового вида социальных услуг для молодежи (в данном случае не предполагает организацию специального социального учреждения). Телефон доверия - это психологическая «скорая помощь» и поддержка молодого человека в режиме круглосуточной работы. В Российской Федерации насчитывается около трехсот «телефонов доверия», работает Российская ассоциация телефонов экстренной психологической помощи, большое внимание развитию служб телефонного консультирования уделяет Департамент по молодежной политике, более 100 «телефонов доверия» созданы и работают в системе органов по делам молодежи. Для своевременного выявления и оказания помощи молодым людям, находящимся в социально опасном положении, комитетом по делам молодежи администрации г. Мурманска разработан и в течение двух лет успешно реализуется проект «Мобильная работа с детьми и молодежью», в рамках которого создана социальная служба по профилактике безнадзорности и правонарушений молодежи, включающая уличную социальную работу и круглосуточный молодежный «телефон доверия». Данный проект позволяет проводить активную профилактическую работу по выявлению подростков и молодежи «группы риска» в местах их концентрации. В г. Туле по инициативе молодежных общественных объединений и Геронтологического образовательного центра при Тульском государственном педагогическом университете им. Л.Н. Толстого разработан социальный межпоколенный проект «Алло, бабуля». Участники проекта – учащиеся школ и пожилые люди – взаимодействуют через телефонную связь. В процессе такого общения молодые люди получают советы опытных пожилых людей: учителей, врачей, юристов, которые не могут выходить из своих квартир по состоянию здоровья, но хотели бы быть полезными другим людям, молодежи. Таким образом решается важная социальная задача – пожилые люди превращаются из объекта социальной работы в ее, обретают второе дыхание субъекта, интерес к жизни. С применением подходов, характерных для инновационного социального проектирования, может вестись подготовка мероприятий для молодежи. Это, прежде всего, относится к массовым праздникам. В последние годы все чаще они стали приобретать комплексный характер, что значительно расширяет зону их воздействия на молодого человека. Например, в Санкт-Петербурге сложилась система молодежных городских праздников. Ежегодно при поддержке Комитета отмечается День молодежи, День санкт-петербургского первокурсника, Международный день студента и другие. Эти праздники проводятся на самых больших концертных площадках города или под открытым небом. Здесь можно познакомиться с участниками студенческих городских программ и лучших молодежных творчески
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|