Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема3: Государство и право Древней Индии и Китая (4 ч.)

 

1. Возникновение Древней Индии и формирование сословно-варнового деления

2. Организация государственной власти в Древней Индии. Судебная власть и армия Древней Индии.

3. Становление и основные этапы развития государства в Древнем Китае. Социальные слои Древнего Китая

9. Аппарат государственной власти в Древнем Китае. Судебное устройство и армия

 

1. Самые первые центры с явными чертами урбанисти­ческой культуры и ранние протогосударственные обра­зования в Северной Индии, в первую очередь в долине реки Инд, возникли в III тысячелетии до н.э.

Первые памятники развитой городской культуры датируются археологами XXIV в. до н.э. по раскоп­кам в Хараппе и Maxeнджo-Дapo.

Благодаря историко-религиозному памятнику куль­туры - Ведам - можно понять, что племенам, ре­шившим переселиться на территорию Древней Ин­дии, пришлось вести борьбу с коренным населением.

Устройство городских поселений говорит о высо­коразвитой материальной культуре, о высокой сте­пени организации административного управления. Появившись на территории Индии, индоарии постепенно осваивали малозаселенные долины реки Ганг. Будучи изначально по характеру своей деятельности кочевниками-скотоводами, расселившись по это и территории, они постепенно перенимают и совершенствуют технику земледелия.

Племена индоариев в ранних ведических текстах предстают коллективами, с одной стороны, единым целым, но с другой - уже знакомыми с имуществен­ным и социальным расслоением. Завоевательная политика этих племен привела к тому, что весьма быстро начинает происходить обогащение и усиле­ние роли в обществе родовой и военной знати. Из среды рядовых общинников выделялись две влиятельные прослойки. Первая - жрецы-брахма­ны (они были хранителями ритуально-культовой практики племени), вторая - правители-воена­чальники, как их еще можно назвать, аристо­краты-кшатрии. Со временем должность раджи ста­новится наследственным институтом власти.

Правитель являлся главой аппарата админист­рации, функционирование которого обеспечивалось за счет распределения избыточного продукта в виде ренты-налога, собираемого с простого населения.

Остальная (большая) часть общества была пред­ставлена свободным, но незнатным населением. В основной своей массе это были ремесленники и крестьяне, рабы и представители завоеванного и практически бесправного населения. Значение в обществе советов и собраний старейшин и пред­ставителей знати было весьма велико. Так, постепенно возникает троичное противостояние элементов общества. Первый элемент был представлен жpeцa­ми-брахманами, власть которых состояла в монопо­лии на ритуально-культовую практику общества и ее хранение. Вторыми являлись аристократы-кшатрии, непосредственные руководители общества. Третьим элементом становятся общинники-производители. Все это приводит к формированию кастового обществен­ного устройства. Постепенно начинает окончательно оформляться такое понятие, как «варна», что можно трактовать как «вид» или «разряд». Благодаря Ригведе, основному источнику для изучения первичных государств индоариев, известно, что на тот момент в Индии офор­мились четыре основные варны.

Из уст Пуруши-первочеловека, по преданию, воз­никла варна жрецов-брахманов, из его рук - вар­на кшатриев, из бедер - варна простых земледельцев и скотоводов, или рядовых членов общины вайшья, и, наконец из ступней первочело­века возникает четвертая варна неимущих к непол­ноценных членов общества - варна шудр.

2. Царские земельные владения находились под непосредственным управлением царя и его двора. Самой крупной административной единицей была провинция. Среди них выделялись пять наиболее крупных провинций, наследуемых сыновьями царя, и погранич­ные провинции, управляемые другими членами царст­вующего дома. В функции правителя провинции входила защита ее территорий, охрана порядка, сбор налогов, обеспечение строительных работ при помо­щи собственной дружины, используемой в качестве аппарата принуждения. Менее крупной административ­ной единицей был округ, возглавляемый царским чиновником, в его обязанности входил контроль над сельской администрацией. Он получал доход с города. Существовало четыре вида сельских областей, состоящих из 800, 400,200, 10 селений и соответствующих им в органах местного управления управителей. В обязанности старост входили сбор налогов, наблюдение за порядком в общине. Деревенские старосты вели крапу, летопись событий, выполняли обязанности судей. Для делопроизводства применялись нормы обычного права, которое представляло собой систему религиозно-правовых воззрений с их мифологическим обоснованием. Цивилизация Древней Индии относится к так называемым речным цивилизациям. Для строения жизненно важных ирригационных систем необходимо было организовать членов всей общины, используя по мере надобности право на легитимное применение силы. Данный тип государственного устройства получил название восточной деспотии. Он характеризовался отсутствием частной собственности на землю, земля принадлежала государству, как и рабы. Основную массу производителей составляли свобод­ные общинники. Наиболее важные вопросы внутри­общинной жизни решались на общинных сходках.

Высшей судебной инстанцией был суд, в кото­ром участвовал сам царь или замещающая его судеб­ная коллегия - (сабха), состоящая из назначенного царем брахмана, окруженного тремя судьями. Специальные судьи разбирали уголовные дела, осуществляли надзор за ворами. Обычное право носило наказательный характер, сами же наказания носили черты архаического общества, отличаясь крайней жестокостью.

Армия как инструмент правящих кругов играла ог­ромную роль в государствах Древней Индии. Армия комплектовалась из наследственных воинов, наемни­ков, воинов, поставляемых отдельными объединени­ями, в частности торговыми гильдиями, зависимыми союзниками, вассалами. Служба в армии была обус­ловлена кастовой системой индийского общества. Только кшатрии могли носить оружие. Другим «дважды рожденным», брахманам, надлежало молиться.

Итак, спецификой древнеиндийского строя был кастовый характер. Первой и высшей кастой были брахманы (жрецы). Второй кастой - кшатрии, чьим долгом было воевать. Царь принадлежал к касте кшат­риев. Третьей кастой были вайшьи - торговцы. И по­следней кастой были шудры - земледельцы.

В систему индийского общества не включались так называемые неприкасаемые. Это были изгои без роду и племени. Они жили отдельно от всех осталь­ных каст и выполняли самую грязную работу. Система каст была застывшей: переход из одной касты в другую запрещался.

 

3. История Древнего Китая обычно делится на ряд периодов, обозначаемых в исторической литерату­ре по имени царствующих династии:

1) период Шань (Инь) (ХV-Х вв. до н.э.);

2) период Чжоу (XI-III вв. до н.э.); в котором выделяются особые периоды:

а) Чуньцю (VIII-V вв. до н.э.);

б) Чжаньго - Борющихся царств. (V-III вв. до н.э.);

в) последний период завершился созданием цент­рализованных империй в периоды Цинь и Хань (III в. до н.э. -III в. н.э.).

Первые очаги цивилизации городского типа в Древнем Китае возникли во II тысячелетии до н.э. в долине реки Хуанхэ на базе перешедших к оседлому земледелию родовых групп иньских племен. В иньском Китае вследствие разложения родопле­менных связей, прогрессирующего разделения труда выделяется управляющий слой родовой аристократии: правитель - ван - и его приближенные, родственники, сановники.

Создание государственного образования в Шан (Инь) было связано с необходимостью организации производства, орошения земель, предотвращения губных последствии разлива рек, защиты территории.

Это выразилось в превращении племенного вождя в обожествляемого правителя иньского царства - вана.

В истории Древнего Китая V в. до н.э. был во многих отношениях переломным. В это время зарождается действие тех факторов, которые приводят к объединению царств в единую империю, где господствующей политической идеологией стало конфуцианство.

Со временем происходит разложение общинной и утверждение частной собственности на землю, создание крупного частного землевладения. В 221 г. до н.э. царство Цинь победоносно закончило борьбу за объединение страны. В шаньско-иньском (ХV-­XII вв. до н.э.) и раннечжоусском (XI-X вв. до н.э.) переходном от общинно-родового к классово­му обществу, Китае складывающиеся сословно-клас­совые границы проходили между двумя социальными слоями: родовой аристократией и свободными крестьянами-общинниками. Бесправные рабы, ко­торых было явное меньшинство, вообще не входили в социальную лестницу.

Позднее формируется еще одно привилегированное сословие - сословие чиновников различных ран­гов, существующих за счет той же ренты-налога, полу­чаемой в форме «кормления» с определенных общин, территорий. Разложение общинной собственности на землю, присвоение общинной земли знатью, верхуш­кой чиновничества приводит в VI, V в. до н. э. К росту частного землевладения, а вместе с тем и к увеличе­нию числа безземельных и малоземельных крестьян, которые становились, как правило, арендаторами-из­дольщиками на частновладельческих и государствен­ных землях, а потом пополняли ряды попавших в долговое рабство.

Высший социальный слой был также неоднороден. Он состоял из титулованной знати, из ранжированно­го чиновничества и из незнатных крупных землевла­дельцев и купцов. На раннем историческом этапе был возможен переход из одной партии власти в дру­гую. Выделялся еще один социальный слой неприви­легированных свободных мелких производителей, соб­ственников средств производства - ремесленники.

В середине IV в. до н.э. по инициативе сановни­ка Шана Яна была проведена реформа, которой была узаконена свободная продажа и покупка земли.

4. Аппарат государственной власти включал в себя массу подразделений. Центральная горизон­таль власти- империи включала в себя ряд ве­домств: финансовое, военное, судебное, обрядовое, сельского хозяйства, ведомство императорского двора, дворцовой стражи. Главы ведущих ведомств приглашались на совещания к императору.

Во главе финансового ведомства стоял канц­лер (чзнсян), выполнявший обязанности первого министра, главного помощника правителя. Он раз­рабатывал финансовую политику. Ведомство им­ператорского двора выполняло и некоторые функции организатора общественных работ.

Военное ведомство возглавлялось тайвеем, к ведению которого относились комплектование армии, назначение военных чинов, награждение за доблесть, проявленную в боях. В империи существовало особое ведомство обрядов, которым руководил верховный жрец. За разветвленным аппаратом было трудно усмотреть: на местах процветало взяточничество. За подобным лихоимством наблюдали особые цензорские органы. Цензорские органы возглавлялись верховным цензором.

Чтобы не допустить потерь при сборе налогов с податного крестьянства, вся страна была поделе­на на округа, являющиеся налоговыми и военными единицами. Уездная территориальная адми­нистрация в Китае начала складываться еще в начале VII в. до н.э. В каждый уезд направлялся чиновник, ответственный перед правителем царства или крупного удела.

Армия играла огромную роль в Древнем Китае. Это определялось междоусобными войнами и крестьян­скими восстаниями. Китайская история дает нам при­меры грандиозных по своим масштабам крестьянских революционных войн. Основу военной силы чжоус­цев составляли воины-профессионалы, входившие в армейские группы и размещавшиеся в военных по­селениях и лагерях. Должность командующего пере­давалась по наследству. Со временем служба в ар­мии тоже становилась наследственной.

На охрану государственных границ без указания сроков службы направлялись прежде всего провинившиеся чиновники, преступники, потерявшие сво­боду за долги заложники, бродячие торговцы. Дан­ная тенденция вела к тому, что границы китайского государства оставались без нормальной охраны.

Постепенно формировалась и постоянная ар­мия, которая находилась на содержании казны. На нее возлагались и полицейские функции. Начальник императорской гвардии, телохранитель вана, зани­мал важное место при дворе. Император назначал на этот пост преданного ему человека.

Наличие специального судебного ведомства в им­перии Цинь во главе с тай веем и провинциальных судей свидетельствует об определенном выделении судебных функций из общих административных. Су­дили на основании обычая. Провинциальный судья был одновременно и начальником тюрем в округе.

Судебное ведомство строго следило за приме­нением уголовных законов. Все дела о наиболее тяжких преступлениях проходили через его руки, особенно дела, связанные с превышением власти чиновниками и пр. Низшим судом по гражданским делам была уездная администрация. В качестве по­следней инстанции выступал сам император, кото­рый мог непосредственно разбирать судебные дела. Родовая знать Древнего Китая была неподсудна обычным органам правосудия, их судил сам импе­ратор.

Литература:

1. История государства и права зарубежных стран: учеб. / Под ред. К.И. Батыра. - 5-е изд., перераб. И доп. М.: ТК - Велби, 2006. – 496 с.

2. Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов. М.: Норма, 2006. – 464 с.

3. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Учебник в 2т. Изд.-4-е. М,2005

4. Дарест Р. Исследования по истории права. СП б., 2001.

5. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учебное пособие / Сост. В.Н. Садиков; Под ред. Проф. З.М. Черниловского. – М: Фира Гардарика, 2006. – 413 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...