Тема4: Государство и право Древней Греции (4 ч.)
5. Государственный строй в Спарте (аристократическая республика). Система управления в Спарте
1. Во II тыс. до н.э. греческие племена заселили юг Балканского полуострова. На протяжении истории Древнего мира Эллада представляла собой множество городов-полисов. Конечно, с течением исторического времени один доминирующий полис сменял другой, но Древняя Греция никогда не была единым государством. Характерным отличием древнегреческого (и вообще античного) рабовладения был его частный характер. Рабы принадлежали их конкретному владельцу и никогда - государству в целом. Земельные ресурсы также находились в частной собственности. В Греции были все благоприятные условия для развития ремесла, в частности металлообработки. Широкое развитие обменных, а затем и торговых отношений, особенно морской торговли, способствовало быстрому становлению рыночного хозяйства и росту частной собственности. При родные условия повлияли на организацию государственной власти в Греции. Горные хребты и заливы, которые рассекали морское побережье, оказались существенным препятствием для политического объединения страны и делали невозможным и ненужным централизованное управление. Каждый полис имел свои естественные границы, которые в случае начала боевых действий имели стратегическое значение. Так, естественные барьеры предопределили возникновение многочисленных, сравнительно небольших по размеру и достаточно изолированных друг от друга городов-государств - полисов. Население полиса включало от нескольких сотен до двух тысяч человек. Сначала это была родовая община, но со временем она становилась соседской.
Географическая и политическая замкнутость полиса при дальнейшем разделении труда делала его зависимым от общегреческой и международной морской торговли. Море играло огромную роль в жизни античного (прежде всего - греческого) полиса. Оно обеспечивало его связь с внешним миром, с другими полисами, с колониями, с восточными странами и т. д. Море и морская торговля связывали в единую полисную систему все города-государства, создавали открытую общегреческую и средиземноморскую политическую культуру, цивилизацию. Несмотря на то, что в каждом городе были свои правители, всегреческие полисы считали себя эллинами и имели общий пантеон олимпийских богов. Античный полис представлял собой закрытое микро-государство, выросшее на основе одной или нескольких соседских общин. Простой народ уступил бразды правления практически во всех античных полисах родовой аристократии - крупным земельным собственникам. Дальнейший процесс демократизации политической жизни в античных городах-государствах сопровождался обострением борьбы между аристократией и народом (демосом). К VI-V вв. до н.э. на первый план среди нескольких сотен древнегреческих полисов выдвигаются два наиболее крупных и сильных в военном отношении государства-города: Афины и Спарта. Под знаком соперничества в политической сфере этих двух полисов разворачивалась вся последующая история Древней Греции. Для Афин была характерна частная собственность на землю и частное рабовладение. В Спарте земля находилась в государственной собственности и рабы-илоты принадлежали не конкретному частному лицу, а всему государству-полису.
2. Афины были главным городом Аттики - области, расположенной на юге Балканского полуострова. Население Аттики постепенно соединялось вокруг Афин. Эта область была богата природными ископаемыми. Земледелием можно было заниматься лишь на небольших и немногочисленных долинах. Государства еще нет. Племенем управляют народное собрание, совет старейшин, вождь-базилевс. Американский историк л. г. Морган назвал этот строй военной демократией. Главным источником силы и богатства этого полиса были торговля и кораблестроение. Крупный портовый город с удобной гаванью быстро превратился В экономический, торговый и культурный центр. У Афин был самый мощный в Элладе флот, активно вели торговлю с колониями, перепродавали полученные товары другим полисам. Афины - небольшое государство. Это то, что принято называть «полисом» - городом-государством. Граждане полиса представляли собой общину, основанную на. совместном праве пользования и распоряжения землей, совместном управлении общими делами. Важным этапом в длительном процессе образования государства в Афинах были реформы, связываемые по традиции с именем легендарного героя Тесея. Приписываемые ему реформы – результат постепенных изменений, происходивших в течение ряда веков и завершившихся к VIII в. до н.э. Одной из таких реформ было объединение (синойкизм) племен, населявших Аттику, в единый афинский народ. В результате синойкизма в Афинах был создан совет, управлявший делами всех четырех племен. Политическая жизнь полиса развивалась по пути демократизации через острую борьбу с родовой знатью. Знатные образовали сословие эвпатридов («благородных»), мелкие земледельцы получают общее для них название геоморов, ремесленники - демиургов. Замещение всех важных должностей стало привилегией эвпатридов. В результате этого совет старейшин превращается в чисто аристократическое собрание (ареопаг), никем не выбираем и никем не контролируемое. Ареопаг осуществлял высший суд, наблюдал за действиями должностных лиц, первое место среди которых принадлежит коллегии, состоявший из 9 старейшин - архонтов. Они избираются ареопагом сроком на год. Начиная с VI в. до н.э. в политическую жизнь афинского общества все более активно включались общинники. Некоторые из них стали заниматься ремеслом. Относительно высокий уровень производительных сил, достигнутый в районе Средиземного моря в VIII-VI вв. до н.э., и особенно благоприятные при родные условия самой Аттики способствовали появлению значительного ремесленного и торгового населения.
Мелкие собственники в решающий момент могли объединиться и сообща отстоять свои интересы, не подчиняясь давлению аристократов. На рубеже VIIVI вв. до н.э. перед полисом стояла серьезная проблема, которая реально угрожала его дальнейшему существованию. Свободные общинники не всегда справлялись с трудами крестьянина и часто попадали в долговую кабалу к аристократам. Если не получалось отработать долг, то крестьянин становился рабом. Из пут долгового рабства выбраться было практически невозможно. Новый хозяин мог продать своего земляка куда угодно, получив за него деньги. В перспективе наиболее слабой части полиса угрожала перспектива быть проданными. Полис пожирал своих граждан.
3. Афинский аристократ Солон своими реформами запретил долговое рабство для граждан и вернул очень многих на родину. Отныне рабами в Афинах могли стать только пленные. Политическая реформа Солона устанавливала имущественный ценз и была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства. Отныне незнатные, но богатые граждане Афин могли участвовать в управлении государством. Солон закрепил деление граждан на четыре разряда по имущественному признаку. Самые богатые были причислены к первому разряду. Просто богатые - ко второму. Оба эти разряда граждан получали право замещения всех важнейших постов в государственном аппарате, но архонтами и казначеями могли становиться лишь представители первого разряда. Третий разряд составили граждане среднего достатка. Все прочие - феты - были зачислены в один четвертый и последний разряд. По предложению Солона высшим органом власти было афинское Народное собрание. Оно было самым высоким органом власти и получало самые широкие полномочия: принимало законы, решало законы о войне и мире, заключало или расторгало договоры с другими полисами, избирало должностных лиц и проверяло их работу. В Собрании каждый имел право высказаться и каждый вопрос тщательно обсуждался. Были созданы два новых органа: совет четырехсот и так называемая гелиэя - суд присяжных.
Совет четырехсот оказывал сдерживающее влияние, на Народное собрание и прямо ограничивал власть ареопага. Гелиэя была судебным и законодательным органом одновременно. В народном собрании участвовали все разряды свободного населения. В 509 г. до н.э. аристократ Клисфен инициирует реформы, которыми были ликвидированы старые племена. Взамен родоплеменному делению граждан было введено их территориальное разделение. Аттика была разделена на 10 территориальных фил, каждая их которых включала три находящиеся в разных местах территории (тритии) - городскую, прибрежную и земледельческую. Клисфену принадлежит изобретение остракизма (изгнание из государства как мера превентивного наказания к лицам, которых считали опасными в политическом плане). В новых филах граждане были перемешаны таким образом, что преобладание сосредоточилось в руках горожан-ремесленников, купцов. Землевладельческая равнина была оттеснена на второй план. Помимо этого, страна была поделена на наименьшие районы - емы. Их было около ста. Совет четырехсот был ликвидирован. Вместо него стали выбирать совет пятисот - по 50 человек от каждой новой филы. В 462 г. до н.э. афинская демократия, руководимая Эфиальтом, провела наконец закон о лишении ареопага всех политических функций. Ареопа становится чисто судебным органом. К середине V в. до н.э. уходят в прошлое разряды, введенные Солоном. Замещение должностей стало доступно всем гражданам независимо от их имущественного положения. Производилось оно по жребию (за некоторым исключением). Всей совокупностью прав и привилегий пользовались (по закону Перикла) только те лица (мужского пола), у кого и отец, и мать были природными и полноправными гражданами Афин. 4. Политическое устройство Афин выглядело так. Верховный орган Афин - Народное Собрание. Оно созывалось четыре раза в месяц. На Собрание стекались все граждане полиса, которых интересовала (заранее объявленная) повестка дня. Главными с участниками собраний были, конечно, жители самого города. Кворум (не менее 6 тыс. человек) требовался только при решении особых вопросов, например об остракизме. Основной функцией Народного собрания было законотворчество и обсуждение важных вопросов, например о воине и мире.
Теоретически каждый гражданин Афин имел право предложить проект нового закона и свободно участвовать в обсуждении законопроекта, выдвинутого другими. Инициатива эта существенно ограничивалась следующим: 1) автор законопроекта нес уголовную ответственность (вплоть до смертной казни), если оказывалось, что его предложение противоречит существующим законам и об этом не было определенно заявлено; 2) всякий законопроект должен был предварительно рассматриваться советом пятисот. Собрание выслушивало мнение совета; 3) окончательное решение принадлежало Гелиэе, игравшей в таких случаях роль второй палаты. Следующим по значению органом государственной власти была Гелиэя - суд присяжных. Гелиэя решала вопрос о наделении правами гражданства; она наблюдала за законностью замещения должностей и имела право отвода; она утверждала международные договоры. Главным же ее делом было участие в законодательстве, а также суд по политическим, религиозным и многим другим делам. В состав Гелиэи входило 6 тыс. человек, Все они избирались жребием по 600 человек от каждой филы, Из общего числа гелиастов составлялось 10 судебных коллегий по 501 человеку каждая, Состав коллегии определялся жребием в самый день суда так, чтобы никто из гелиастов не мог знать заранее, когда его призовут к деятельности, Этим стремились избежать подкупа судей, В компетенцию совета пятисот входили дела непосредственного управления, внешние сношения, финансы, Действовал он через притании, секции, Совет пятисот обладал исполнительной властью, Ее делили с ним две коллегии - архонтов и стратегов, Раз в месяц в Афинах созывалось особое Народное собрание, считавшееся главным, На нем производилась проверка деятельности властей. Собрание после открытого обсуждения решало, была ли эта деятельность правильной. Все должностные лица избирались сроком на один год без права переизбрания (исключение - коллегия стратегов). Каждый, кто хотел быть избранным, должен был сам выставить свою кандидатуру, Должность стратега не оплачивалась, и потому занимать ее могли состоятельные лица, Специальной компетенцией стратегов считалось командование армией и флотом, но в действительности они ведали и многими другими делами, относящимися к внутренней и внешней политике, Афинский морской союз возник после греко-персидских войн, в которых Афинам выпало на долю сыграть роль политического лидера Греции. Воспользовавшись обстоятельствами, опираясь на свою военную мощь, Афины навязали многим другим полисам и островным республикам греческого мира военный и политический союз, Афины взяли на себя оборону объединившихся государств (их было около 200) с тем, однако, что последние будут оплачивать военные расходы. 5. В XII-XI вв. до н.э. в небольшую область на полуострове Пелопоннес - Лаконику - вторглись дорические племена. Область эта была уже занята ахейцами. После ожесточенной борьбы победили более отсталые в культурно-экономическом отношении, но сплоченные дорийцы. Маленькая Лаконика оказалась тесной для новой общины. Началась война за овладение соседней Мессенией. Она продолжалась целое столетие и окончилась победой Спарты. Возникла классовая дифференциация: спартиаты превратились в господствующий класс рабовладельцев, а покоренные жители - в рабов. Спарта была земледельческой общиной. Ремесла и торговля были делом неполноправных периэков. Свободному спартиату эти профессии были строго запрещены. Его занятием была военная служба. Все свободное время посвящалось военной подготовке и спортивным занятиям. Периэки - жители периферийных горных неплодородных районов Спарты - занимали в правовом отношении промежуточное положение между спартиатами и илотами. Они были лично свободны, обладали имущественной правоспособностью, но не пользовались правами и находились под надзором особых должностных лиц - гармостов. На них распространялась военная обязанность: они должны были участвовать в сражениях в качестве тяжеловооруженных воинов. Земля в Спарте была поделена на 10 тыс. равных участков - по числу полноправных граждан. Число это должно было оставаться неизменным. Не было участка - не было гражданства. Обрабатывали землю илоты. Илотами признавались порабощенные жители Мессении и Лаконии, они являлись собственностью государства. Семья в Спарте оставалась на стадии парного брака, а в некоторых отношениях напоминала еще раннюю ступень - брак групповой. По своему государственному строю, Спарта была аристократической республикой, от первобытнообщинной эпохи здесь уцелели Народное собрание, совет старейшин и два царя (точнее, два вождя). Первый из этих органов - Народное собрание - сохранил старинное демократическое устройство, нос течением времени утратил реальную власть. В Народном собрании участвовали все спартиаты, достигшие 30-летнего возраста. Когда Собрание выходило из подчинения властей, оно рас пускалось, а его решения считались не имевшими силы. Совет Старейшин состоял из 28 членов-геронтов, избиравшихся в собрании. Они занимали места пожизненно и не были ответственны за свои действия. Геронты избирались из числа знатных спартиатов, достигших 60-летнего возраста. Герусия рассматривала и подготавливала законопроекты, осуществляла суд по уголовным делам. Цари были членами герусии. Функции царей ограничивались военными, религиознымии некоторыми судебными делами. Причем один командовал ополчением, а второй был хранителем традиций древнего царства. С течением времени в Спарте появилась и приобрела решающее влияние на дела государства Коллегия эфоров, состоявшая из пяти человек, избиравшихся Народным собранием сроком на год. Первоначально эфоры считались как бы помощниками архагетов. С середины VI в. до н.э. они поставили под свой контроль архагетов, отчитывались они только перед своими преемниками, их деятельность практически не контролировалась Народным собранием. Литература: 1. История государства и права зарубежных стран: учеб. / Под ред. К.И. Батыра. - 5-е изд., перераб. И доп. М.: ТК - Велби, 2006. – 496 с. 2. Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов. М.: Норма, 2006. – 464 с. 3. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Учебник в 2т. Изд.-4-е. М,2005 4. Дарест Р. Исследования по истории права. СП б., 2001. 5. Дождев Д.В. Римское частное право. М., 1996. 6. Римское частное право / Науч. Ред. И.Б. Новицкий и И.С. Перетерский. М., 1984 (и последующие издания). 7. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учебное пособие / Сост. В.Н. Садиков; Под ред. Проф. З.М. Черниловского. – М: Фира Гардарика, 2006. – 413 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|