Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема4: Государство и право Древней Греции (4 ч.)

  1. Характерные черты Древней Греции как государства. Внутренняя организация Древней Греции (античный полис)
  2. Рабовладельческая демократия в Афинах
  3. Реформы основных мыслителей древней Греции: Солона, Клисфена, Эфиальта, Перикла
  4. Система управления в Афинах

5. Государственный строй в Спарте (аристократическая республика). Система управления в Спарте

 

1. Во II тыс. до н.э. греческие племена заселили юг Балканского полуострова.

На протяжении истории Древнего мира Эллада представляла собой множество городов-полисов. Конечно, с течением исторического времени один доминирующий полис сменял другой, но Древняя Греция никогда не была единым государством.

Характерным отличием древнегреческого (и вооб­ще античного) рабовладения был его частный харак­тер. Рабы принадлежали их конкретному владельцу и никогда - государству в целом. Земельные ресурсы также находились в частной собственности.

В Греции были все благоприятные условия для развития ремесла, в частности металлообработки. Широкое развитие обменных, а затем и торговых отношений, особенно морской торговли, способствовало быстрому становлению рыночного хозяйства и росту частной собственности.

При родные условия повлияли на организацию государственной власти в Греции. Горные хребты и заливы, которые рассекали морское побережье, оказались существенным препятствием для политического объединения страны и делали невозможным и ненужным централизованное управление. Каждый полис имел свои естественные границы, которые в случае начала боевых действий имели стратегическое значение.

Так, естественные барьеры предопределили возникновение многочисленных, сравнительно неболь­ших по размеру и достаточно изолированных друг от друга городов-государств - полисов. Насе­ление полиса включало от нескольких сотен до двух тысяч человек. Сначала это была родовая община, но со временем она становилась соседской.

Географическая и политическая замкнутость поли­са при дальнейшем разделении труда делала его за­висимым от общегреческой и международной мор­ской торговли. Море играло огромную роль в жизни античного (прежде всего - греческого) полиса. Оно обеспечивало его связь с внешним миром, с други­ми полисами, с колониями, с восточными странами и т. д. Море и морская торговля связывали в единую полисную систему все города-государства, создава­ли открытую общегреческую и средиземноморскую политическую культуру, цивилизацию. Несмотря на то, что в каждом городе были свои правители, всегреческие полисы считали себя эллинами и имели общий пантеон олимпийских богов.

Античный полис представлял собой закрытое микро-государство, выросшее на основе одной или нескольких соседских общин.

Простой народ уступил бразды правления прак­тически во всех античных полисах родовой аристок­ратии - крупным земельным собственникам.

Дальнейший процесс демократизации политиче­ской жизни в античных городах-государствах сопро­вождался обострением борьбы между аристократи­ей и народом (демосом).

К VI-V вв. до н.э. на первый план среди несколь­ких сотен древнегреческих полисов выдвигаются два наиболее крупных и сильных в военном отношении государства-города: Афины и Спарта. Под знаком соперничества в политической сфере этих двух по­лисов разворачивалась вся последующая история Древней Греции. Для Афин была характерна частная собственность на землю и частное рабовладение. В Спарте земля находилась в государственной соб­ственности и рабы-илоты принадлежали не конкрет­ному частному лицу, а всему государству-полису.

 

2. Афины были главным городом Аттики - области, расположенной на юге Балканского полуострова. Население Аттики постепенно соединялось вокруг Афин. Эта область была богата природными ископаемыми. Земледелием можно было заниматься лишь на небольших и немногочисленных долинах.

Государства еще нет. Племенем управляют народное собрание, совет старейшин, вождь-базилевс. Американский историк л. г. Морган назвал этот строй военной демократией.

Главным источником силы и богатства этого полиса были торговля и кораблестроение. Крупный портовый город с удобной гаванью быстро превратился В экономический, торговый и культурный центр. У Афин был самый мощный в Элладе флот, активно вели торговлю с колониями, перепродавали полученные товары другим полисам.

Афины - небольшое государство. Это то, что принято называть «полисом» - городом-государством. Граждане полиса представляли собой общину, основанную на. совместном праве пользования и распоряжения землей, совместном управлении общими делами.

Важным этапом в длительном процессе образования государства в Афинах были реформы, связывае­мые по традиции с именем легендарного героя Тесея. Приписываемые ему реформы – результат постепенных изменений, происходивших в течение ряда веков и завершившихся к VIII в. до н.э. Одной из таких реформ было объединение (синойкизм) племен, населявших Аттику, в единый афинский народ. В результате синойкизма в Афинах был создан совет, управлявший делами всех четырех племен.

Политическая жизнь полиса развивалась по пути демократизации через острую борьбу с родовой знатью. Знатные образовали сословие эвпатридов («благородных»), мелкие земледельцы получают общее для них название геоморов, ремесленни­ки - демиургов. Замещение всех важных должно­стей стало привилегией эвпатридов. В результате этого совет старейшин превращается в чисто аристократическое собрание (ареопаг), никем не выбираем и никем не контролируемое.

Ареопаг осуществлял высший суд, наблюдал за действиями должностных лиц, первое место среди которых принадлежит коллегии, состоявший из 9 старейшин - архонтов. Они избираются ареопа­гом сроком на год.

Начиная с VI в. до н.э. в политическую жизнь афинского общества все более активно включались общинники. Некоторые из них стали заниматься ре­меслом. Относительно высокий уровень производи­тельных сил, достигнутый в районе Средиземного моря в VIII-VI вв. до н.э., и особенно благоприят­ные при родные условия самой Аттики способство­вали появлению значительного ремесленного и тор­гового населения.

Мелкие собственники в решающий момент могли объединиться и сообща отстоять свои интересы, не подчиняясь давлению аристократов. На рубеже VII­VI вв. до н.э. перед полисом стояла серьезная проб­лема, которая реально угрожала его дальнейшему существованию. Свободные общинники не всегда справлялись с трудами крестьянина и часто попа­дали в долговую кабалу к аристократам. Если не получалось отработать долг, то крестьянин стано­вился рабом. Из пут долгового рабства выбраться было практически невозможно. Новый хозяин мог продать своего земляка куда угодно, получив за него деньги. В перспективе наиболее слабой части по­лиса угрожала перспектива быть проданными. По­лис пожирал своих граждан.

 

3. Афинский аристократ Солон своими реформами запретил долговое рабство для граждан и вернул очень многих на родину. Отныне рабами в Афинах могли стать только пленные.

Политическая реформа Солона устанавливала имущественный ценз и была направлена на уничто­жение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богат­ства. Отныне незнатные, но богатые граждане Афин могли участвовать в управлении государством.

Солон закрепил деление граждан на четыре разряда по имущественному признаку. Самые бо­гатые были причислены к первому разряду. Просто богатые - ко второму. Оба эти разряда граждан получали право замещения всех важнейших постов в государственном аппарате, но архонтами и каз­начеями могли становиться лишь представители первого разряда. Третий разряд составили гражда­не среднего достатка. Все прочие - феты - были зачислены в один четвертый и последний разряд.

По предложению Солона высшим органом власти было афинское Народное собрание. Оно было самым высоким органом власти и получало самые широкие полномочия: принимало законы, решало законы о войне и мире, заключало или расторгало договоры с другими полисами, избирало должност­ных лиц и проверяло их работу. В Собрании каж­дый имел право высказаться и каждый вопрос тща­тельно обсуждался. Были созданы два новых органа: совет четырехсот и так называемая гелиэя - суд присяжных.

Совет четырехсот оказывал сдерживающее влияние, на Народное собрание и прямо ограничивал власть ареопага. Гелиэя была судебным и законодательным органом одновременно. В народном собрании участ­вовали все разряды свободного населения.

В 509 г. до н.э. аристократ Клисфен иниции­рует реформы, которыми были ликвидированы старые племена. Взамен родоплеменному делению граждан было введено их территориальное разделе­ние. Аттика была разделена на 10 территориальных фил, каждая их которых включала три находящиеся в разных местах территории (тритии) - городскую, прибрежную и земледельческую.

Клисфену принадлежит изобретение остракизма (изгнание из государства как мера превентивного наказания к лицам, которых считали опасными в политическом плане).

В новых филах граждане были перемешаны таким образом, что преобладание сосредоточилось в ру­ках горожан-ремесленников, купцов. Землевладель­ческая равнина была оттеснена на второй план. Помимо этого, страна была поделена на наимень­шие районы - емы. Их было около ста.

Совет четырехсот был ликвидирован. Вместо него стали выбирать совет пятисот - по 50 человек от каждой новой филы. ­

В 462 г. до н.э. афинская демократия, руково­димая Эфиальтом, провела наконец закон о лише­нии ареопага всех политических функций. Ареопа становится чисто судебным органом.

К середине V в. до н.э. уходят в прошлое разря­ды, введенные Солоном. Замещение должностей стало доступно всем гражданам независимо от их имущественного положения. Производилось оно по жребию (за некоторым исключением).

Всей совокупностью прав и привилегий пользо­вались (по закону Перикла) только те лица (муж­ского пола), у кого и отец, и мать были природны­ми и полноправными гражданами Афин.

4. Политическое устройство Афин выглядело так. Верховный орган Афин - Народное Собрание. Оно созывалось четыре раза в месяц. На Собрание сте­кались все граждане полиса, которых интересовала (заранее объявленная) повестка дня. Главными с участниками собраний были, конечно, жители самого города. Кворум (не менее 6 тыс. человек) требо­вался только при решении особых вопросов, например об остракизме. Основной функцией Народного собрания было законотворчество и обсуждение важных вопросов, например о воине и мире.

Теоретически каждый гражданин Афин имел право предложить проект нового закона и свободно участвовать в обсуждении законопроекта, выдвинутого другими. Инициатива эта существенно ограничивалась следующим:

1) автор законопроекта нес уголовную ответственность (вплоть до смертной казни), если оказывалось, что его предложение противоречит существующим законам и об этом не было определенно заявлено;

2) всякий законопроект должен был предваритель­но рассматриваться советом пятисот. Собрание выслушивало мнение совета;

3) окончательное решение принадлежало Гелиэе, игравшей в таких случаях роль второй палаты.

Следующим по значению органом государственной власти была Гелиэя - суд присяжных. Гелиэя решала вопрос о наделении правами гражданства; она наблюдала за законностью замещения должностей и имела право отвода; она утверждала международ­ные договоры. Главным же ее делом было участие в законодательстве, а также суд по политическим, религиозным и многим другим делам. В состав Гелиэи входило 6 тыс. человек, Все они избирались жреби­ем по 600 человек от каждой филы, Из общего числа гелиастов составлялось 10 судебных коллегий по 501 человеку каждая, Состав коллегии определялся жре­бием в самый день суда так, чтобы никто из гелиас­тов не мог знать заранее, когда его призовут к дея­тельности, Этим стремились избежать подкупа судей,

В компетенцию совета пятисот входили дела не­посредственного управления, внешние сношения, финансы, Действовал он через притании, секции, Совет пятисот обладал исполнительной властью, Ее делили с ним две коллегии - архонтов и стратегов,

Раз в месяц в Афинах созывалось особое Народное собрание, считавшееся главным, На нем производи­лась проверка деятельности властей. Собрание после открытого обсуждения решало, была ли эта деятель­ность правильной. Все должностные лица избирались сроком на один год без права переизбрания (исклю­чение - коллегия стратегов). Каждый, кто хотел быть избранным, должен был сам выставить свою канди­датуру, Должность стратега не оплачивалась, и пото­му занимать ее могли состоятельные лица, Специаль­ной компетенцией стратегов считалось командование армией и флотом, но в действительности они ведали и многими другими делами, относящимися к внутрен­ней и внешней политике, Афинский морской союз возник после греко-персидских войн, в которых Афи­нам выпало на долю сыграть роль политического ли­дера Греции. Воспользовавшись обстоятельствами, опираясь на свою военную мощь, Афины навязали мно­гим другим полисам и островным республикам гре­ческого мира военный и политический союз, Афины взяли на себя оборону объединившихся государств (их было около 200) с тем, однако, что последние будут оплачивать военные расходы.

5. В XII-XI вв. до н.э. в небольшую область на полуострове Пелопоннес - Лаконику - вторглись дорические племена. Область эта была уже занята ахейцами.

После ожесточенной борьбы победили более от­сталые в культурно-экономическом отношении, но сплоченные дорийцы. Маленькая Лаконика оказа­лась тесной для новой общины. Началась война за овладение соседней Мессенией. Она продолжалась целое столетие и окончилась победой Спарты.

Возникла классовая дифференциация: спартиаты превратились в господствующий класс рабовладельцев, а покоренные жители - в рабов.

Спарта была земледельческой общиной. Ре­месла и торговля были делом неполноправных пе­риэков. Свободному спартиату эти профессии были строго запрещены. Его занятием была воен­ная служба. Все свободное время посвящалось военной подготовке и спортивным занятиям.

Периэки - жители периферийных горных неплодородных районов Спарты - занимали в правовом отношении промежуточное положение между спартиатами и илотами. Они были лично свободны, обладали имущественной правоспособностью, но не пользовались правами и находились под надзором особых должност­ных лиц - гармостов. На них распространялась военная обязанность: они должны были участвовать в сражениях в качестве тяжеловооруженных воинов.

Земля в Спарте была поделена на 10 тыс. равных участков - по числу полноправных граждан. Число это должно было оставаться неизменным. Не было участка - не было гражданства. Обрабатывали землю илоты. Илотами признавались порабощенные жители Мессении и Лаконии, они являлись собствен­ностью государства. Семья в Спарте оставалась на стадии парного брака, а в некоторых отношениях на­поминала еще раннюю ступень - брак групповой.

По своему государственному строю, Спарта была аристократической республикой, от первобытно­общинной эпохи здесь уцелели Народное собрание, совет старейшин и два царя (точнее, два вождя). Пер­вый из этих органов - Народное собрание - со­хранил старинное демократическое устройство, нос течением времени утратил реальную власть.

В Народном собрании участвовали все спартиа­ты, достигшие 30-летнего возраста. Когда Собра­ние выходило из подчинения властей, оно рас пуска­лось, а его решения считались не имевшими силы.

Совет Старейшин состоял из 28 членов-геронтов, избиравшихся в собрании. Они занимали места пожиз­ненно и не были ответственны за свои действия. Ге­ронты избирались из числа знатных спартиатов, до­стигших 60-летнего возраста. Герусия рассматривала и подготавливала законопроекты, осуществляла суд по уголовным делам. Цари были членами герусии. Функ­ции царей ограничивались военными, религиознымии некоторыми судебными делами. Причем один коман­довал ополчением, а второй был хранителем традиций древнего царства. С течением времени в Спарте по­явилась и приобрела решающее влияние на дела госу­дарства Коллегия эфоров, состоявшая из пяти чело­век, избиравшихся Народным собранием сроком на год. Первоначально эфоры считались как бы помощниками архагетов. С середины VI в. до н.э. они поставили под свой контроль архагетов, отчитывались они только пе­ред своими преемниками, их деятельность практиче­ски не контролировалась Народным собранием.

Литература:

1. История государства и права зарубежных стран: учеб. / Под ред. К.И. Батыра. - 5-е изд., перераб. И доп. М.: ТК - Велби, 2006. – 496 с.

2. Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов. М.: Норма, 2006. – 464 с.

3. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Учебник в 2т. Изд.-4-е. М,2005

4. Дарест Р. Исследования по истории права. СП б., 2001.

5. Дождев Д.В. Римское частное право. М., 1996.

6. Римское частное право / Науч. Ред. И.Б. Новицкий и И.С. Перетерский. М., 1984 (и последующие издания).

7. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учебное пособие / Сост. В.Н. Садиков; Под ред. Проф. З.М. Черниловского. – М: Фира Гардарика, 2006. – 413 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...