Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль воды в жизни человека




Организация питьевого режима в учреждениях для детей и

Подростков

 

Методические рекомендации

 

Содержание

1. Область применения

 

2. Нормативно-правовое обеспечение

 

 

3. Общие положения

 

3.1. Роль воды в жизни человека

3.2. О необходимости коррекции качества питьевой воды по содержанию

биогенных элементов

 

4. Формы организации питьевого режима

4.1. Использование кипяченой воды

4.2. Использование бутилированной воды

4.2.1. О маркировке бутилированной воды

4.2.2. Требования к поставщикам бутилированной воды

4.2.3. Правила пользования бутилированной водой с использованием

помпы

4.2.4. Рекомендуемая инструкция по санитарной обработке ручных

помп при пользовании бутилированной водой

4.2.5. Эксплуатация кулеров

4.2.6. Инструкция по мойке кулера

4.2.7. Инструкция по санитарной обработке кулера

4.3. Организация питьевого режима с помощью стационарного

питьевого фонтанчика

5. Организация контроля за питьевым режимом в учреждениях для детей и

подростков.

ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Организация питьевого режима в учреждениях для детей и подростков

Республики Мордовия

Методические рекомендации

  1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ.

Методические рекомендации определяют формы, порядок и условия организации питьевого режима в учреждениях для детей и подростков области(дошкольные образовательные учреждения, школы, школы –интернаты, интернатные учреждения, оздоровительные лагеря всех типов, учреждения дополнительного образования детей, учреждения социальной реабилитации несовершеннолетних, учреждений начального и среднего профессионального образования).

Методические рекомендации предназначены для:

-медицинских работников, осуществляющих медицинский контроль за организацией питьевого режима детей;

-специалистов органов управления образованием, руководителей, педагогического и вспомогательного персонала учреждений для детей и подростков;

- должностных лиц, специалистов, экспертов органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также организаций, проводящих санитарно-эпидемиологические экспертизы.

 

  1. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

 

1. Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.4.1116-02 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества».

3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников».

5. Санитарные правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02».

6. Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.,3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней».

7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 11 июля 2000 года №5 «О коррекции качества питьевой воды по содержанию биогенных элементов».

8. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».

9. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».

10. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1204-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей».

11. Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.4.4.969-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул».

12. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребления. Общие требования» (утв. постановлением Госстандарта РФ от 29 декабря 2003г. № 401-ст).

 

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Термины и определения

 

Пищевые продукты – продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу (ВТО числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция(втом числе пиво), безалкогольные напитки, жевательная резинка. А также продовольственное сырье, пищевые добавки и биологически активные добавки;

Питьевая вода - вода, по качеству в естественном состоянии или после подготовки отвечающая гигиеническим нормативам и предназначенная для удовлетворения питьевых и бытовых потребностей человека либо для производства продукции, потребляемой человеком.

Источник питьевого водоснабжения – водный объект (или его часть) который содержит воду, отвечающую установленным гигиеническим нормативам для источников питьевого водоснабжения, и используется или может быть использован для забора воды в системы питьевого водоснабжения.

Нормативные требования к качеству питьевой воды- это совокупность установленных научно-исследовательскими методами и регламентированных санитарными правилами допустимых показателей радиологического, микробиологического и химического состава и органолептических свойств воды, определяющих её безвредность для здоровья.

Доброкачественная питьевая вода - вода, соответствующая нормативным требованиям по всем четырем критериям ее оценки(эпидемическая и радиационная безопасность, безвредность химического состава, благоприятные органолептические свойства).

Условно доброкачественная питьевая вода - вода, не соответствующая нормативным требованиям по показателям, нормированным по органолептическому признаку вредности (до 3 ПДК), не влияющим на здоровье населения, но ухудшающая условия водопользования (запах и привкус до 3 баллов), мутность до 2 мг/л, а также по санитарно-индикаторным показателям(превышение по ОМЧ – больше 5% нестандартных проб в течение 12 месяцев при количестве использованных проб не менее 100 за год).

Недоброкачественная питьевая вода - вода, не соответствующая требованиям по содержанию химических веществ, нормированных по санитарно-токсикологическому признаку вредности на уровне более 1 ПДК, содержанию веществ, нормируемых по органолептическому признаку вредности более 3 ПДК, мутности более 2 мг/л, содержанию радиоактивных компонентов, а также выделению из водопроводной воды патогенных микроорганизмов и паразитарных агентов.

Кипяченая вода - вода, подвергнутая кипячению, но уже остывшая.

Вода считается бутилированной, если она соответствует государственным стандартам, гигиеническим требованиям к питьевой воде, помещена в гигиенический контейнер и продается для потребления человеком. При этом она не должна содержать подсластителей или добавок искусственного происхождения; ароматизаторы, экстракты и эссенции естественного происхождения могут быть добавлены к бутилированной воде в количестве, не превышающем одного весового процента.

Бутыль для питьевой воды многоразового использования - емкость из полиэтилентерефталата, относящаяся к потребительской многооборотной таре, имеющая гигиенический сертификат, подлежащая санитарной обработке в условиях производства.

Кулер (вододиспенсер) – современный компактный двухрежимный аппарат для розлива, подогрева и охлаждения питьевой воды, предназначенный только для использования бутилированной воды.

Помпа ручная - насос для выкачивания воды из бутылей путем нажатия на клавишу или рычаг.

Питьевой фонтанчик – сантехническая конструкция, оборудованная насадкой для питья и чашей для приема изливаемой воды и отвода в канализацию, включающая регулятор давления, благодаря которому водная струя поддерживается на постоянной высоте и не зависит от колебаний давления воды в сети.

Вода первой категории - вода питьевого качества (независимо от источника ее получения) безопасная для здоровья, полностью соответствующая критериям благополучия органолептических свойств, безопасности в эпидемическом и радиационном отношении, безвредности химического состава и стабиль сохраняющая свои высокие питьевые свойства.

Вода высшей категории - вода безопасная для здоровья и оптимальная по качестве(из самостоятельных, как правило, подземных, предпочтительно родниковых или артезианских, водосточников, надежно защищенных от биологического и химического загрязнения). Должна соответствовать также критерию физиологической полноценности по содержанию основных биологически необходимых макро-и микроэлементов и более жестким нормативам по ряду органолептических и санитарно-токсикологических показателей.

Дата изготовления: Дата, проставляемая изготовителем и/или упаковщиком и информирующая о моменте окончания технологического процесса изготовления пищевого продукта.

Дата упаковывания (дата розлива для жидких продуктов): Дата размещения пищевого продукта в потребительскую тару.

Срок хранения: Период, в течение которого пищевой продукт при соблюдении установленных условий хранения сохраняет свойства, указанные в нормативном или техническом документе.

Срок годности: Период, по истечении которого пищевой продукт считается непригодным для использования по назначению.

Срок реализации: Период, в течение которого пищевой продукт быть реализован потребителем.

 

Роль воды в жизни человека

Вода – самый большой по объему потребления «продукт питания» в рационе человека, универсальное вещество, без которого невозможна жизнь и непременная составляющая часть всего живого.

В целом организм человека состоит на 86-50% из воды(86% у новорожденного, около 70% у взрослого человека и 50% у старика).

Значение воды в жизни человека определяется теми функциями и той огромной долей, которую она занимает в общей массе тела человека и его органов.

Достаточное поступление воды в организм является одним из основных условий здорового образа жизни. Вода активно участвует в химических реакциях, проходящих в нашем теле, доставляет питательные вещества в каждую клетку, выводит токсины, излишки солей.

Определенное и постоянное содержание воды – одно из необходимых условий существования живого организма. Человек чрезвычайно остро ощущает изменение содержания воды в организме и может прожить без нее всего несколько суток.

При потере воды до 2% массы тела(1-1,5 л) появляется жажда, при утрате 6-8% наступает полуобморочное состояние, при нехватке 10% появляются галлюцинации, нарушается глотание, при потере воды в объеме 12% от массы тела, человек погибает.

Недостаточное потребление воды нарушает нормальную жизнедеятельность организма: появляется усталость и снижается работоспособность, нарушаются процессе пищеварения и усвоения пищи, замедляется течение биохимических реакций, увеличивается вязкость крови, что создает условия образования тромбов, нарушается процесс кроветворения. Без воды невозможна регуляция теплообмена организма с окружающей средой и поддержание постоянной температуры тела. Поскольку мозг на 75% состоит из воды, относительно его обезвоживание вызывает у клеток мозга сильнейший стресс. Обезвоживание негативно влияет на важнейшие функции организма, ослабляя его и делая уязвимым для болезней.

Человек нуждается в постоянном выполнении затрат и потерь воды.

Потребность в воде зависит от характера питания, трудовой деятельности, состояния здоровья, возраста, климата и других факторов. Потребность в воде взрослого человека, проживающего в средней полосе 2,5-3 л. в сутки. Часть воды(1,5-2л) мы потребляем с пищей и напитками, около 3% (0,3 л) воды образуется в результате биохимических процессов в самом организме.

Потребность в воде увеличивается в среднем:

· на 10% при повышении температуры тела на каждый градус выше 37°С;

· при физической работе средней тяжести потребность повышается до 4-5л;

· при тяжелой работе на свежем воздухе до 6 л, а при работе в горячих цехах может

увеличиваться до15л.

Ориентировочные размеры потребления воды ребенком зависят от времени года, двигательной активности ребенка, и, в среднем, составляют 80 мл на 1 кг его веса. Например, при нахождении ребенка в дошкольном образовательном учреждении полный день ребенок должен получить не менее 70 5 суточной потребности в воде.

Организация питьевого режима безопасной и качественной водой в образовательных учреждениях является одним из обязательных требований санитарного законодательства РФ. В настоящее время допускается использование различных форм раздачи питьевой воды, основанных на единых принципах:

· безопасности

· качества

· доступности

· систематического контроля.

Однако, практическая деятельность по осуществлению санитарно-эпидемиологического надзора за организацией питьевого режима в организованных детских коллективах показала, что у медицинских работников и педагогического персонала недостаточно санитарно-эпидемиологических знаний и навыков по данному вопросу.

В последние годы распространена организация питьевого режима водой, расфасованной в емкости (бутилированной), которая при условии обеспечения качества и безопасности воды является наиболее целесообразной.

Однако, важное значение при этом имеет правильная эксплуатация оборудования для раздачи воды, его санитарная обработка и дезинфекция, условия хранения и сроки реализации воды.

Актуальность данного вопроса, отсутствие методического документа включающего все требования к организации питьевого режима в организованных детских коллективах, обусловила необходимость разработки документа обеспечивающего единый подход к организации и контролю качественного и безопасного питьевого режима.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...