Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 6: Пути развития средневековых цивилизаций Запада и Востока. Роль христианства и католической церкви.

1.Становление нового, состояния права — рецепция римского права

в средневековой Европе

2.Каноническое право как неотъемлемая часть феодального общества

 

1.Тенденция к унификации средневекового права получила яркое подтверждение в рецепции римского права. Рецепция, будучи наиболее выразительным проявлением действующих в праве закономерностей (преемственности, повторяемости, ва­риативности, развития, относительной самостоятельности пра­ва), занимает особое место в истории.

Рецепция римского права как крупное и сложное явле­ние общественной жизни, как связующее звено правового развития Древнего мира, Средневековья и Нового времени неизменно привлекает и еще долго время будет привлекать внимание тех, кто интересуется правом и его историей. Ре­цепция была результатом конкретной жизненной потребнос­ти, на удовлетворение которой она и направлена. Она не ан­титеза автономному развитию правовых систем, а фактор, сти­мулирующий, ускоряющий их развитие.

Рецепция трактуется как восстановление действия (от­бор, заимствование, переработка и усвоение) того норматив­ного, идейно-теоретического содержания римского права, которое оказалось пригодным для регулирования новых отно­шений более высокой ступени общественного развития. Ре­цепция римского права — не единичное событие, нечто одноактовое, а сложный, многоступенчатый процесс. Первые ее шаги — изучение римского права, основное содержание — использование опыта прошлого в создании нового права.

Пониманию рецепции помогает ее соотнесение с Возрож­дением (Ренессансом). Передовые люди видели выход из сред­невекового варварства в восстановлении сохранившихся ос­татков культуры Древней Греции и Рима, и поэтому они уде­ляли пристальное внимание изучению античных источников. Возрождение не следует понимать как новое только в облас­ти искусства и архитектуры. Оно привело к коренным преоб­разованиям в мировоззрении, в духовной жизни; это было поистине открытие нового мира, сопровождавшееся актив­ным поиском во всех областях человеческой деятельности. Еще русские дореволюционные авторы отмечали живую неразрыв­ную связь между рецепцией и "возрождением Запада к новой умственной жизни"1(1 Стоянов А. Методы разработки положительного права. Харьков, 1862. С. 2.). Сложность, однако, обнаруживается в их хронологическом несовпадении. Возрождение обычно от­носят к XIII—XIV вв., тогда как изучение римского права началось в XI—XII вв. Столь раннее, начало рецепции может быть объяснено не только более тесной связью гражданско­го права с товарным производством, развитием товарно-де­нежных отношений, но и с относительной самостоятельнос­тью права, его принадлежностью к духовной жизни народа. Конечно, следует учитывать и то, что в XI—XII вв. имело место лишь начало рецепции — изучение римского права, а широкое усвоение вместе с переработкой и приспособлением римского права к феодальным условиям — дело более позд­него времени. Имеются различия и в верхних рубежах Воз­рождения (XVI в.) и рецепции, проявления которой мы на­блюдаем и в Кодексе Наполеона 1804 г., и в Германском граж­данском уложении 1900 г. Однако восприятие достижений. римского права в первых конституциях буржуазных государств или в Кодексе Наполеона, Германском гражданском уложе­нии, а через их посредство и во многих государствах мира неотъемлемо от "Второго возрождения античности".

В историко-юридической литературе рецепция римского права не была обойдена вниманием. После длительного пери­ода исследований ее отдельных сторон в XIX в. появляются работы, преследующие цель обобщенной характеристики дан­ного явления. Это труды Р. Иеринга, Ф. Савиньи, В. Моддермана, О. Штоббе, а также русских авторов — П. Г. Виногра­дова, Г. Ф. Шершеневича, С. А. Муромцева — историка рим­ского права и Председателя Первой Государственной Думы в России. Вопросы рецепции излагаются в учебной литературе по истории государства и права зарубежных стран, а также в работах о преемственности в праве.

Причины и истоки рецепции, значение рецепции в исто­рии права. Как и прежде, акцент делается не на хронологии событий, а на раскрытии движения, выделении существен­ных черт процесса. Так, первый этап рецепции характеризуется преимущественно изучением римского права в отдель­ных городских центрах Италии. Для второго этапа типично распространение рецепции на территории ряда государств и практическое применение римского права в деятельности су­дей-практиков. Наконец, третий этап — это наиболее полная переработка и усвоение достижений римского права. Важней­шим каналом рецепции становится закон. Следует, однако, учитывать, что приспособление римского права к нуждам практики отчасти имело место и на первом этапе (постглос­саторы), а его изучение — и на втором (филологическая шко­ла). Упрощение в выделении этапов позволяет лучше рас­смотреть движение целого, в частности закономерности пре­емственности и повторяемости.

Начало рецепции римского права связано с жизнедеятельностью городов севера Италии в XI—XII вв. Здесь рецеп­ция делает свои первые шаги. Это объясняется прежде всего социально-экономическими процессами, протекавшими на се­вере Италии, где в конце XI в., а затем в XII—XIII вв. на­блюдался экономический подъем, быстро развивались товар­но-денежные отношения. Тогда в Италии не было единого государства, но на севере возникли города-государства с рес­публиканской формой правления. Эти города в средневековой Европе приобретают выдающееся значение. Милан становит­ся крупнейшим центром ремесленного производства; Вене­ция, Генуя, Пиза начинают играть роль мировых торговых центров, а Флоренция выдвигается как центр ростовщичес­кого капитала. Почти одновременно или несколько позже по­являются центры ремесленного производства во Франции. Развитие частной собственности, интенсивные торговые свя­зи требовали соответствующих правовых средств. Римское же право уже содержало в себе готовое юридическое оформле­ние развивавшихся экономических отношений. Преподавание римского права в первых университетах, связанное с эконо­мическим и культурным подъемом в отдельных городских цен­трах, на многие годы опередило потребность европейских государств в овладении правовыми средствами регулирования развивающихся буржуазных отношений.

Если бюргерство выступало за возможно более широ­кое, полное и точное восстановление действия римского права, то позиция феодальных сословий, светской и церковной власти в вопросе о рецепции была значительно сложнее. Во многом эта позиция сходна с их отношением к развитию про­изводства и торговли — она была либо нейтральной, либо выражала стремление извлечь выгоду для себя. Феодалы ис­пользовали римское право, в частности, для закрепощения крестьян и захвата их земель. Рецепция ряда постановлений римского права осуществлялась подчас по прямому указанию пап, императоров, князей. Но порой они проявляли и откры­тую враждебность римскому праву.

Церковь была наиболее ранним проводником знания о римском праве в феодальном мире. Возникнув еще в недрах Римской империи, христианство восприняло элементы антич­ной культуры. Так, церковное (на Западе каноническое) пра­во складывалось под непосредственным воздействием более высокой римской правовой культуры. Поскольку в церковных школах преподавание велось на латинском языке, то уцелели и некоторые рукописи с текстами римских законов — та пред­посылка, которая позже сделала возможной рецепцию. Духо­венство сохранило часть римской образованности, а затем передало ее Средневековью. Христианство заимствовало у Рима и некоторые правовые воззрения и правовые институты. Разумеется, они были изменены и приспособлены к специфи­ческим условиям средневекового мира, интересам церкви и особенностям христианской морали. Иногда каноническое пра­во называют мостом, по которому римская правовая культу­ра перешла в Средневековье.

По мере укрепления своих позиций церковь устанавли­вает контроль над университетами. Теперь в светском обра­зовании церковь видит опасность своему господству. В 1220 и 1259 гг. издаются папские буллы, направленные против пре­подавания римского права. В Парижском университете такое преподавание на долгое время прекращается. Развитие кано­нического права все же шло в тесной связи с изучением римского права, идеи и ряд исходных положений которого использовались для обоснования норм канонического права. Римское право в церковной оболочке регулировало различ­ные области внутрицерковных отношений. В своих интересах католическая церковь насаждала римский институт наследования по завещанию, поощряя завещания в свою пользу. Цер­ковь способствовала и развитию торговых сделок. С помощью римского права она устраняла те ограничения в распоряже­нии недвижимостью, которые мешали переходу собственнос­ти в ее руки. Церковь считала справедливым и отстаивала то положение римского права, что сделка недействительна, если вещь продана дешевле половины ее стоимости.

С развитием экономической жизни и просвещения влия­ние католической церкви и сфера действия ее права посте­пенно ограничиваются. Реформация и влияние гуманизма ос­вобождают университеты от опеки богословия. Римское право становится главным предметом- на юридических факультетах Германии, восстанавливается преподавание римского права в Парижском университете.

Содействие рецепции оказывало и феодальное государ­ство, его судебные органы. Правда, первоначально изучение римского права было частным делом отдельных лиц, универ­ситетов, но уже вскоре феодальные государи поняли важ­ность его использования для достижения своих целей. Рим­ская правовая концепция была прочно соединена с идеей силь­ной государственной власти, стоящей над индивидами и социальными группами. Римское правопонимание было чуж­до идеям политической раздробленности и смешению част­ных и публичных интересов. Поэтому те, кто выступал за усиление центральной власти, нашли опору в построениях римского государственного права периода империи.

В XV—XVI вв. на более широкой основе развивающихся товарно-денежных отношений, роста экономической и поли­тической силы городов рецепция римского права получает но­вый импульс. При абсолютизме помощь государства рецепции выражалась в том, что оно поощряло изучение римского права, в частности способствовало открытию университетов. Юристы, знакомые с римским правом, назначались на выс­шие государственные должности, входили в состав ближай­шего окружения императоров. Доктора права (doctores juris) приравнивались к низшему дворянству, получали щедрое воз­награждение.

Рецепция имела идеологические и юридические предпо­сылки. Так, в раннем Средневековье внимание к римскому праву в определенной степени поддерживалось убеждением, что государство, образовавшееся на территории Германии и Италии, является наследником Римской империи. Формаль­ное основание рецепции видели в преемственности власти от римских императоров. (И на Руси политические воззрения "Москва — Третий Рим" способствовали восприятию рим­ских правовых установлений.)

В рецепции находили отражение все крупные движения общественной мысли — идеи Возрождения и гуманизма, раз­личного рода богословские течения, позже культ разума ес­тественно-правовой теории, а также учение о "народном духе" исторической школы права. В Реформации и создании "фило­логической школы", в отстаивании знания и применении "чи­стого" римского права следует видеть выступления против феодализма, а значит, и против феодального и феодализированного римского права.

У рецепции были и чисто юридические основания. Во-пер­вых, это высокий уровень римского права — наличие в готовом виде ряда институтов, регулировавших отношения развитого товарооборота, четкость и ясность правовых норм. Римское классическое право во многом было свободно от националь­ной ограниченности, приобрело черты универсальности и по­читалось как "общее, высшее, научное право". Во-вторых, рецепция обусловливалась недостатками местного, в основ­ном, обычного права, которое было архаично, страдало партикуляризмом, содержало многочисленные пробелы, не­ясности, противоречия и в целом не давало надлежащих средств для регулирования новых отношений. Правда, в силу экономической необходимости такие средства могли быть со­зданы и на местной правовой основе. Например, там, где дей­ствовало "Саксонское зерцало" — сборник переработанных судебной практикой и систематизированных обычаев, потреб­ность в римском праве была меньше, а его рецепция затрудне­на. Регулированию новых отношений с помощью постепенно развивающегося местного права противостояло использование измененного римского права. Второй путь на континенте ока­зался более простым и экономным в смысле затраты сил.

Не следует думать, что у рецепции римского права были только сторонники. Наоборот, рецепция осуществлялась в остром противоречии с жизнью феодального общества. Исполь­зование римского права серьезно тормозилось тем, что оно было порождено идеями и представлениями иной историчес­кой эпохи. То право, которое содержалось в Кодексе Юсти­ниана как основном материале рецепции, оказалось слишком сложным и потому малопригодным для регулирования про­стых, слабо развитых отношений раннего феодализма. Пре­обладание натурального хозяйства, политическая раздроблен­ность, упадок культуры — все это обусловливало существо­вание римского права первоначально в виде абстрактного знания; если же оно применялось на практике, то в "неузна­ваемом виде", как "неправильно понятое". Ростки рецепции пробивались сквозь толщу феодальной отсталости, набирали силу так же трудно, как экономические и культурные достижения.

Римское право, находясь в явном противоречии с господ­ством натурального хозяйства, было чуждо и непонятно широким массам крестьян. Оно способствовало разложению общины и изъятию у крестьян земель. Монополия на знание права в руках узкого круга юристов оборачивалась многочис­ленными злоупотреблениями. Все это вызывало ненависть народных масс и к римскому праву, и к докторам права. Неда­ром в народной сатире говорилось о трех видах грабителей разбойниках, купцах и юристах. На борьбу против злоупот­реблений правом не раз поднималось и городское население. Например, во время восстания в германском городе Вормсе (1513 г.) горожане требовали, чтобы доктора права были из­гнаны из суда и совета. Когда искаженное римское право ста­ло вполне феодализированным, выступления против него и юристов стали частью борьбы против феодализма. С этих по­зиций критиковали римское право деятели Просвещения и Реформации, а также юристы филологической школы. В пе­риод Крестьянской войны 1525 г. в одном из проектов Рефор­мации требовалось, чтобы "доктора права не допускались ни в какой суд, ни в какие княжеские или иные советы. Впредь эти доктора права никогда не должны ни говорить перед су­дом, ни писать, ни давать советов... Народу должно быть воз­вращено его старое отечественное естественное право".

Для этапа ранней рецепции характерно интенсивное ов­ладение знанием римского права. Оно рассматривалось профессорами университетов преимущественно как культурное достижение, а не как средство регулирования складываю­щихся новых отношений. Затем знание римского права выхо­дит за пределы отдельных экономических и культурных цент­ров, распространяется вширь и одновременно приспосаблива­ется к феодальным условиям, соответственно, оно упрощается, вульгаризуется.

В раннем Средневековье практическая потребность в рим­ском праве была невелика. Оно не требовалось для регламен­тации простых отношений общества, в котором господствова­ло натуральное хозяйство. Искры знания римского права все же не затухали и в период упадка товарно-денежных отно­шений. В Византии применялись сборники упрощенного рим­ского права (Эклога, Прохирон, Василики). О том, что рим­ское право не было вовсе забыто, свидетельствовали и появ­лявшиеся сборники варваризированного римского права, например "Бревиарий Алариха" (506 г.). В варваризированном, сильно упрощенном виде римское право действовало на севере Италии и юге Франции. Этот факт находит, в частно­сти, отражение в делении Франции в первые века феодализ­ма на "страну обычного права" — север, здесь действовали нормы обычного права (кутюмы), и "страну писаного права" — юг, где применялось упрощенное римское право. Оно, как уже отмечалось, продолжало свое существование и в нормах церковного права. Кое-где имело место и преподавание от­дельных частей измененного римского права. Но в целом для раннего Средневековья характерным было не сохранение не­которых остаточных проявлений римского права, а его отри­цание и забвение.

Одним из первых шагов рецепции было изучение рим­ского права по Своду законов императора Юстиниана в Болонской школе искусств и связано с именем Ирнерия. Наибо­лее видные профессора университетов, способствовавшие ре­цепции римского права, образовали школу глоссаторов, получившую такое название по характеру деятельности: изу­чение римского права первоначально выражалось в кратких замечаниях и разъяснениях (глоссах), которые делали между строками и на полях рукописей римских законов.

Изучение римского права становится популярным, даже модным. Болонская школа приобретает общеевропейскую из­вестность, становится главным европейским университетом, уже в начале XIII в. в нем обучалось около 10 тыс. студентов, съехавшихся из разных стран Европы.

Яркий представитель глоссаторов — Ирнерий (1055—ИЗО гг.), которому был присущ чисто академический подход к матери­алу. Главное внимание он уделял выяснению первоначально­го и подлинного смысла римских законов. Он стремился дать точное и полное знание римского права. Примечательно, что он изучал именно классическое римское право по Дигестам, а не по Институциям или Кодексу, отразившим упадок рим­ской юриспруденции. В вопросе о соотношении права и спра­ведливости Ирнерий настаивал на сохранении общего смысла закона при толковании, выступал против права судей изме­нять закон. Вместе с тем (как и позднейшие гуманисты) он считал, что законы должны толковаться гуманно, их смысл не должен расходиться со справедливостью. В изложении Ирнерия римское право обладало интеллектуальной ценнос­тью, позволяло наиболее полно ознакомиться с достижения­ми и опытом римской классической юриспруденции. В Италию ехали прежде всего для того, чтобы познать римское право из "единственного чистого источника". Отсюда проистекали и слабые стороны работы глоссаторов. Например, о рабстве они говорили как о современном им институте, они превраща­ли римского претора в средневекового судью, римского всад­ника — в рыцаря и т. п. В отклонениях от точного смысла римских законов Ирнерий и отчасти его последователи виде­ли не настоятельную необходимость приспособления римско­го права к новым условиям, а лишь ошибки, проистекающие из незнания источников. Глоссаторы недоучитывали истори­ческое происхождение римского права, тот очевидный факт, что в нем содержались нормы, принятые в совсем иную исто­рическую эпоху.

Изучение римского права предвосхищало требования феодального производства. В факте опережающего развития рецепции проявилась относительная самостоятельность права.

Положения об опережающем характере начального эта­па рецепции и ограниченности ее практического значения не следует понимать в абсолютном смысле. Действительно, рим­ское гражданское право имело весьма узкую сферу приме­нения. Но отдельные стороны государственного права исполь­зовались уже при образовании Священной Римской империи. Также и в ранних памятниках рецепции во Франции — в "Из­влечениях Петра" (XI в.) и "Брахилогусе" пробивалось стрем­ление приспособить римское право к практическим нуждам. Предусматривалась, например, возможность отступления от точного смысла римских законов ("если окажутся в праве нормы, вышедшие из употребления или противоречащие спра­ведливости", то "да будет позволено нам попрать их нога­ми"); воспроизводились некоторые черты доклассического, раннеримского права, например стимуляция с участием сви­детелей. Более определенно практическое направление вы­ражено в "Кутюмах Бовези" (конец XIII в.). Будучи хорошо знакомым с римским правом, составитель этого труда Бомануар, излагая кутюмы севера Франции, систематизировал их, объяснял сложные места с помощью римских правовых поня­тий, используя римскую правовую терминологию.

На первом же этапе рецепции складывается школа постглоссаторов, для деятельности которой типично приспособ­ление римского права к использованию в судах. Уже в тру­дах поздних глоссаторов начинает преобладать компиляторская и систематизирующая работа с римским правом. Аккурсий в середине XIII в. соединяет существовавшие при нем ком­ментарии римского права и создает сводную глоссу (Clossa Ordinaria). Co временем этот труд Аккурсия вытесняет глос­сы его предшественников, римское право становится извест­ным не в переводах, а в комментариях Аккурсия. Сам же он приобретает славу первого юриста Средневековья. Однако даже в "глоссированном" виде рядовым юристам того време­ни римское право все же представлялось чрезвычайно слож­ным и малопригодным для практических нужд. Поэтому с XIV в. широко осуществлялось комментирование глоссы. Среди наи­более видных юристов этого направления были Бартола, ком­ментарии которого в Испании и Португалии были приравнены к закону, а также Бальда. В их сочинениях институты рим­ского права подвергаются формально-логическим приемам тол­кования, пронизываются средневековой схоластикой, все более и более существенными становятся искажения точного смысла римских правовых норм. В этой связи можно привести пример римского института эмфитевзиса, который в феодаль­ной Европе начинает использоваться для регулирования отно­шений "расчлененной" феодальной собственности. Другой при­мер: римское классическое право имело преимущественно процессуальный характер — основным его делением были вещные и личные иски, в интерпретациях же глоссаторов и позднейших комментаторов речь идет уже о вещных и лич­ных правах — материальном праве.

В Германии уже первые германские императоры, стре­мясь повысить авторитет своей власти, стали развивать тео­рию ее преемственности от римских монархов.

Возникшее на территории Германии и Северной Италии государственное образование они повелели именовать Священ­ной Римской империей (962 г.). В XII в. Фридрих I Барбаросса провозглашает римское право всемирным правом. В особенной степени германским императорам импонировало признание римскими юристами высшей юридической силы за император­скими постановлениями ("что угодно императору, имеет силу закона"). В борьбе с папами настаивая на неограниченности своей власти, они выступали также за восстановление римс­кого права "в первоначальном и подлинном смысле". Однако сравнительной отсталостью этой части Европы объясняется замедленное протекание в Германии рецепции римского част­ного права. Даже в XIII в. практическое его применение было весьма ограниченным.

В Англии рецепция права также имела свои особенности. Но на фазе изучения римского права значительных отклоне­ний не наблюдалось. И в Англии в XII в. тоже имело место увлечение римским правом. Некто Вакарий -— один из луч­ших представителей ранних глоссаторов — в 1144 г. по при­глашению архиепископа переехал в Англию и начал читать лекции по римскому праву сначала в Кентербери, а затем в Оксфорде. С этим фактом нередко и связывают образование Оксфордского университета. Появляются и первые работы с изложением основ римского права — "Книга для бедных сту­дентов" Вакария.

Характерный пример своеобразия рецепции в Англии — работа Брайтона "О законах и обычаях Англии" (XIII в.)1(1 См.: Bracton Я. Bracton on the Laws and Customs of England. V. 1—4.. Camb. (Mass.), 1968, 1977.). Ее основное содержание состояло в описании общего права (common law), излагались те нормы, содержание и примене­ние которых было установлено- решениями королевских су­дов. Лишь в обширном введении приводились те общие поло­жения римского права, которые могли содействовать более точной формулировке правовых норм, развитию юридической мысли, а отчасти использовались с целью "подправить" нор­мы английского материального права.

Несмотря на то, что римское право было хорошо знако­мо английским юристам, учитывалось ими в практике своей работы, все же не оно определяло своеобразие правового развития в Англии.

Особое отношение к римскому праву в Англии связано с долгодействующими факторами: своеобразием психо-эмоционального облика складывающейся английской нации, относи­тельной географической изолированностью страны, истори­ческими традициями, которые формировались всей ее соци­ально-экономической историей, политическим, культурным развитием. Вот почему ограниченность рецепции в Англии луч­ше объясняется такими непосредственно действующими на. право факторами, как национализм, приверженность к ста­ринным, "исконно английским" правовым установлениям, их осторожное отношение к абстрактным построениям и нормам общего характера, значительный эмпиризм в подходе к пра­ву, использование метода частичных, постепенных измене­ний и доминирующая роль судебной практики в правотворче­стве. Названные факторы оказывали сильное воздействие на английское право и объясняли его своеобразие не только в XII—XIII вв., но и в Новое время.

Становится очевидным, что не все в праве определяется экономическими причинами, что один и тот же экономичес­кий базис может породить различные формы права. Здесь мож­но говорить о вариативности правового развития как резуль­тате действия конкретных исторических условий и относительной самостоятельности надстроечных явлений. Именно это мы наблюдаем в различиях рецепции и развития права в Анг­лии и на континенте.

В странах Восточной Европы поступательное движение права было тесно связано с взаимообогащением правовых си­стем, усвоением опыта прошлого. Здесь рецепции подверга­лось не чистое римское право, а право, обработанное и ис­правленное соответственно феодальным условиям глоссато­рами и позднейшими комментаторами. Но и в таком виде оно осваивалось не механически, а приспосабливалось к местным условия. В судебной практике писаное (рецепированное рим­ское) право применялось на Балканах ограниченно и коррек­тировалось принципами местного обычного права.

К более позднему времени (XIII в.) относится знакомство с римским правом в Польше. Во многом оно шло через Герма­нию. Агрессивная политика германских феодалов затрудняла рецепцию, ее следствием стало отрицательное отношение в Польше к римскому праву. Лишь со времени образования в 1364 г. в Кракове университета это отношение стало меняться.

Второй этап и более высокий уровень рецепции при разложении феодальных и становлении буржуазных отноше­ний, широкое практическое освоение римского права связа­ны с крупными социально-экономическими и культурными сдвигами XVI—XVII вв.

Отчасти под влиянием позднеримских представлений на Европейском континенте укореняется понимание закона как важнейшего источника права. Больше внимания стало уде­ляться разрабатывавшимся римскими юристами концепциям "естественного права", "справедливости" и т.д. Значитель­ные достижения рецепции непосредственно были связаны с созданием филологической школы права и усвоением идей Вы­сокого Возрождения, а также судебной деятельностью госу­дарственных органов.

Приспособленное к общим условиям сравнительно низ­кого уровня раннего феодализма римское право оказалось оторванным от быстро развивавшихся буржуазных отноше­ний. Успехи Возрождения показали слабую пригодность феодализированного римского права к требованиям более высо­кого состояния общества- и товарного производства. Гуманисты, отстаивая идею естественного равенства людей, достоин­ства и свободы личности, требовали справедливости и закон­ности, а право, не отвечавшее этим условиям, отказывались признавать таковым. Выступая против средневековой схолас­тики, сословного неравноправия, гуманисты обрушивались и на их проявления в праве. Представители филологической школы права подвергали резкой критике искажения римско­го права, допускаемые в судебной практике и комментариях поздних глоссаторов. Высмеивалось и бичевалось крючкотвор­ство "образованных юристов", основанное на хитростях казу­истики и средневековой схоластики, прикрываемых авторите­том римского права. Об этих юристах Цазий (1461—1535 гг.) — один из видных деятелей филологической школы — писал: "Эти крючкотворы напитывают своим ядом суды, поднимают на смех судей, тревожат покой честных людей, смущают го­сударственную жизнь; они одинаково ненавистны богу и лю­дям". "Если бы юристы не следовали так слепо за глоссой и Бартолом, то смысл права предстал бы нам яснее и чище, и исчезла бы добрая часть комментариев, переполненных заб­луждениями". Критике и развенчанию подвергаются прежние авторитеты. "Ни Аккурсий, ни Бартол, — писал Цазий, — не помешают мне отвергнуть мнение, которое я не мог основать на источниках".

Учеными-юристами нового направления проводится боль­шая работа по восстановлению точного смысла римских зако­нов, их знания как целостного явления. Были устранены ис­кажения текста древних рукописей и восстановлены те мес­та, которые ранее вовсе не приводились и были забыты. Предметом изучения снова становится римское право, как оно выглядит в Кодексе Юстиниана и сочинениях виднейших рим­ских юристов, а не те или иные их интерпретации и коммен­тарии к ним.

Во Франции выдающуюся роль в изучении римского права сыграл Яков Куяций (1522—1590 гг.). Он порывает со схолас­тикой и казуистикой старой школы и изучает чистое римское право, рассматривает его в связи с развитием общественной жизни и культуры Древнего Рима. Ему, в частности, принад­лежит восстановление знаний о сочинениях таких выдающихся римских юристов, как Папиниан, Ульпиан, Павел. Куяций проводит верную мысль о невозможности практического ис­пользования римского права без учета тех условий, в кото­рых оно возникло и развивалось.

Куяций был прекрасным лектором. Огромные познания и новизна подхода привлекали массу слушателей на его лекции в Тулузском университете, создали ему славу одного из луч­ших знатоков римского права. Однако вопреки его очевид­ным заслугам сторонники старой школы — приверженцы Аккурсия отказывают Куяцию в назначении на освободившуюся кафедру римского права. По выражению одного из историков права, ученые-юристы Тулузы "предпочли человеку обезья­ну". Кафедра была передана какой-то бездарности. Куяций покидает Тулузу. В последующее время он занимает кафедры и с огромным успехом читает лекции в Бурже, Валенсе, Ту­рине, Гренобле, Париже. Блестящий лекторский талант, мно­гочисленные труды о римском праве создают Куяцию миро­вую известность.

В интерпретации юристов филологической школы рим­ское право соединяется с гуманистическими идеями, совер­шенствуется метод исторического анализа, римское право рассматривается и изучается все целиком, в его развитии. Широкой разработке подвергаются отдельные институты рим­ского права, вопросы его применения, исследуются содер­жавшиеся в нем противоречия.

Однако, как и прежде, необходимость регулирования в не­драх феодального строя складывающихся капиталистических отношений обусловила широкое использование упрощенных или модернизированных институтов римского права. Представители практического направления изучение чистого римского права провозглашают бесцельным времяпрепровождением, "лишь украшением настоящего знания", а лиц, занимающихся ис­торией римского права, не без иронии именуют "элегантными юристами".

Хотя на втором этапе продолжалась научная обработка римского права, все же решающее значение имела практи­ческая деятельность юристов. Во Франции легисты, получив образование в университетах и вполне уверовав в римское право как "единственный источник правды и справедливос­ти", поддерживали короля в его борьбе против духовных и светских феодалов. Легисты выступали за политическую цен­трализацию, за расширение апелляционных полномочий су­дебного парламента в Париже; легисты были противниками сепаратизма мест, особых привилегий дворянства и городов. Они же, опираясь на римское право, укрепляли право част­ной собственности.

В то же время в Германии юристами создавались право­вые сборники, содержавшие в более или менее систематизи­рованном виде действующие нормы местного и римского права. Таким сборником было "Саксонское зерцало" (XIII в.). В нем, в частности, для регулирования земельных отношений фео­дально зависимого населения с помещиками использовался римский институт эмфитевзиса. Появляется значительное чис­ло сочинений, более или менее полно и точно излагающих римское право. Эти произведения именовались пандектами, а переработанное римское право — пандектным правом, или "современным римским правом" (usus modernus pandectarum). Резко возрастает и значение юристов в судах. Занимая долж­ности писцов, секретарей, нотариусов, адвокатов, они начи­нают оказывать существенное влияние на ход судебного про­цесса и формирование решений. В судебной деятельности все более частым становится направление сложных дел на зак­лючение юридических факультетов. В XVII в. в Германии уже большинство гражданских дел проходит через юридические факультеты, их начинают рассматривать как особого рода судебную инстанцию. Подчас им поручалось и решение воп­росов государственного права.

В 1495 г. учреждается имперский суд в качестве высшей судебной инстанции Германской империи.

Вскоре после создания имперского суда было признано, что в его состав по возможности следует включать рыцарей, сведущих в римском праве. Имперский суд выносил решения на основе "общего", т. е. прежде всего римского права. Отны­не суды низших инстанций, если не желали отмены своих решений, были обязаны руководствоваться римским правом. В имперском суде формировались и кадры низших судов — молодые юристы определенное время должны были прохо­дить при нем практику. Имперский суд становится основным каналом рецепции римского права в Германии. Правда, он не приобрел того значения, которое имел, например, Парижс­кий судебный парламент, но князья, выступавшие против распространения на их земли апелляционных прав имперско­го суда, создавали собственные апелляционные инстанции, которые в своей деятельности руководствовались тем же рим­ским правом. В период абсолютизма в Германии римское част­ное право стало действовать уже не в виде отдельных норм, а все целиком. Было установлено, "чего не знает глосса, того не знает и суд". Местное право здесь применялось толь­ко в случаях, не урегулированных римским правом. Причем стороны, ссылавшиеся на местное право, должны были дока­зать его существование. Такое положение в основном сохра­нялось в Германии вплоть до конца XIX в., когда вступило в силу Германское гражданское уложение 1900 г.

Особенность рецепции — восприятие опыта римского пра­ва через посредство западного права — была характерна для стран Восточной Европы.

В Польше XV—XVI вв. влияние римского права ощуща­лось прежде всего в области гражданского права. Рецепция способствовала здесь расширению сферы частной собственно­сти (освобождение недвижимой собственности от платежей в пользу третьих лиц; развитие права завещаний; рост кредита; предоставление права заниматься коммерческой деятельнос­тью женщинам). В области уголовного права рецепция оказала влияние на конструирование понятия вины, исключающих вину обстоятельств (ошибка,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...