Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Евгений Базаров и Анна Одинцова: трагизм любви




 

Наиболее яркая история любви случилась в романе у Евгения Базарова. Он - ярый нигилист, отрицающий все, включая любовь, - сам попадает в сети страсти. В обществе Одинцовой он резок, насмешлив, а наедине с собой открывает в себе романтика. Его раздражают собственные чувства. И когда они, наконец, выливаются, то приносят только страдания. Избранница отвергла Базарова, испугавшись его животной страсти и безкультурия чувств. Тургенев подаёт жестокий урок своему герою.

Тургеневым был создан образ Анны Сергеевны Одинцовой, молодой красавицы-вдовы и богатой аристократки, женщины праздной, холодной, но умной и любопытной. Она на мгновение увлеклась Базаровым как человеком сильным и оригинальным, таких она ещё не встречала. Верно заметил об Одинцовой наблюдательный Набоков: "Сквозь грубую наружность ей удаётся разглядеть очарование Базарова". Она им интересуется, спрашивает о его главной цели: "Куда вы идете?" Это именно женское любопытство, а не любовь.

Базаров же, гордый и самоуверенный разночинец, смеявшийся над любовью как над недостойным мужчины и борца романтизмом, испытывает перед уверенной в себе красавицей внутреннее волнение и смущение, сконфужен и, наконец, страстно влюбляется в аристократку Одинцову. Вслушайтесь в слова его вынужденного признания: "Я люблю вас глупо, безумно".

Так никогда бы не сказал культурный дворянин, умевший ценить красоту возвышенного любовного чувства, и здесь печальный рыцарь несчастной любви Павел Кирсанов выше и благороднее Базарова, стыдящегося своей любви. Романтизм вернулся и ещё раз доказал свою силу. Базаров признаёт теперь, что человек - загадка, его самоуверенность поколеблена.

Сначала Базаров гонит от себя это романтическое чувство, прикрываясь грубым цинизмом. В разговоре с Аркадием он спрашивает об Одинцовой: “Это что за фигура? На остальных баб не похожа”. Из высказывания видно, что она заинтересовала Базарова, но он всячески пытается опорочить ее в своих глазах, сравнивая с Кукшиной, вульгарной особой.

Одинцова приглашает обоих друзей к себе в гости, они соглашаются. Базаров замечает, что Аркадию нравится Анна Сергеевна, но пытаемся быть равнодушным. Он ведет себя очень развязно в ее присутствии, потом смущается, краснеет, и Одинцова замечает это. Аркадий в течение всего пребывания в гостях удивляется неестественному поведению Базарова, потому что тот не говорит с Анной Сергеевной “о своих убеждениях и воззрениях”, а толкует о медицине, о ботанике и т. п.

Во второй приезд в имение Одинцовой Базаров очень волнуется, но пытается сдержаться. Он все больше понимает, что испытывает какое-то чувство к Анне Сергеевне, но это не сходится с его убеждениями, ведь любовь для него - это “белиберда, непростительная дурь”, болезнь. В душе Базарова бушуют сомнения и злость, чувство к Одинцовой мучает и бесит его, но все-таки он мечтает об ответной любви. Герой с негодованием сознает романтика в самом себе. Анна Сергеевна пытается вызвать его на разговор о чувствах, и он с еще большими презрением и равнодушием высказывается обо всем романтическом.

Перед отъездом Одинцова приглашает Базарова к себе в комнату, говорит о том, что у нее нет цели и смысла в жизни, и хитростью вытягивает из него признание. Главный герой говорит, что любит ее “глупо, безумно”, по его виду понятно, что он готов на все ради нее и ничего не боится. Но для Одинцовой это лишь игра, ей нравится Базаров, но она не любит его. Главный герой в спешке покидает имение Одинцовой и едет к родителям. Там, помогая отцу в медицинских исследованиях, Базаров заражается тяжелой болезнью. Осознавая, что скоро умрет, он откидывает все сомнения и убеждения и посылает за Одинцовой. Перед смертью Базаров прощает Анну Сергеевну и просит позаботиться о его родителях.

Его предсмертного прощания с Одинцовой, исповедь Базарова - одна из самых сильных в тургеневском романе.

Итак, в жизни братьев Кирсановых, и в жизни нигилиста Базарова любовь играет трагическую роль. И все же сила и глубина чувств Базарова не исчезают бесследно. В финале романа Тургенев рисует могилу героя и "двух уже дряхлых старичков", родителей Базарова, которые приходят к ней. Но ведь это тоже любовь!"Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна?".

Так в романе "Отцы и дети" автор раскрывает понятие "любовь" с разных, а иногда даже противоположных, сторон. Страницы романа буквально пронизаны духом любви.


Заключение

 

Роман И.С. Тургенева "Дворянское гнездо" отличается простотой сюжета и в то же время глубокой разработкой характеров.

Лаврецкий и Паншин, Лаврецкий и Михалевич. Но наряду с этим в романе получила освещение проблема столкновения любви и долга. Она раскрывается через взаимоотношения Лаврецкого и Лизы.

Образ Лизы Калитиной - огромное достижение Тургенева. Она обладает природным умом, тонким чувством. Это воплощение чистоты и доброжелательности. Лиза требовательна к себе, привыкла содержать себя в строгости. Ее комнату Марфа Тимофеевна называет "келейкой" - до такой степени она похожа на монастырскую келью.

Воспитанная с детства в религиозных традициях, Лиза глубоко верует в Бога. Ее привлекают требования религии: справедливость, любовь к людям, готовность пострадать за других. Для нее характерны сердечность, любовь к прекрасному.

Лиза Капитина объединяет в себе все то, о чем мечтает автор для своих героинь: скромность, душевную красоту, способность глубоко чувствовать и переживать, а главное - способность любить, любить самоотверженно и безгранично, не страшась самопожертвования. Именно это мы видим в образе Лизы. Она "уходит" от Лаврецкого, узнав, что его законная жена жива. Она не позволяет себе сказать ни слова ему в церкви, куда он пришел повидаться с нею. И даже спустя восемь лет при встрече в монастыре она проходит мимо: "Перебираясь с клироса на клирос, она прошла близко мимо него, прошла ровной, торопливо-смиренной походкой монахини - и не взглянула на него; только ресницы обращенного к нему глаза чуть-чуть дрогнули, только еще ниже наклонила она свое исхудалое лицо - и пальцы сжатых рук, перевитые четками, еще крепче прижались друг к другу".

Ни слова, ни взгляда. Да и зачем? Былого не вернешь, а будущего нет, так к чему же тревожить старые раны?

В Асе можно увидеть много общего с Лизой из "Дворянского гнезда". Обе девушки нравственно чисты, правдолюбивы, способны к сильным страстям. По признанию Тургенева, он писал повесть "очень горячо, чуть не со слезами".

Ася - воплощение молодости, здоровья, красоты, натура гордая, прямая. Ее любви ничто не препятствует, кроме сомнения в том, за что ее могут любить. В повести раздумья автора о судьбе дочери, о своей несчастной любви. Зинаида Засекина - один из самых противоречивых женских типов, созданных Тургеневым.

Автор показывает трагизм любви, которая сжигает человека, но не дает ему нравственного удовлетворения.

Героиня повести - открытая, самолюбивая, пылкая девушка, с первого взгляда поражающая своей необычной внешностью, непосредственностью и благородством. Трагизм жизни Аси в ее происхождении: она дочь крепостной крестьянки и помещика. Этим объясняется ее поведение: она застенчива, не умеет вести себя в обществе.

Ася близка к другим женским образам в произведениях Тургенева. С ними ее роднит нравственная чистота, искренность, способность к сильным страстям, мечта о подвиге.

В "Отцы и дети" - раскрыто размежевание основных общественных сил, своеобразие конфликтов духовной жизни тревожного времени конца 50-х и начала 60-х годов.

В романе Тургенева образом "нежной традиционности", "женской обычности" можно назвать Фенечку. Ласковая и тихая, она ведет хозяйство, нянчится с ребенком, ее не волнует проблема бытия, вопросы мировой значимости. С детства она видела свое счастье в семье и доме, муже и ребенке. Ее покой и опять же счастье находятся около нее, рядом с ее семейным очагом. Она по-своему красива, способна заинтересовать любого из окружающих ее мужчин, но ненадолго. Вспомним эпизод в беседке с Базаровым разве не интересна была ему Фенечка? Но он ни на минуту нс сомневался, что это не тот человек, с которым он способен связать свою жизнь.

Другая героиня романа Анна Сергеевна Одинцова - самостоятельная, властная, независимая и умная женщина. Впечатление на окружающих она производила не "красивостью", а внутренней силой и покоем. Это и понравилось Базарову, так как он считал, что "красивая женщина не может свободно мыслить". Базаров - нигилист, для него любое теплое отношение к женщине - это"романтизм, чепуха", поэтому внезапно возникшая любовь к Одинцовой расколола его душу на две половины: "убежденный противник романтических чувств" и "страстно любящий человек". Возможно, это начало трагического возмездия за его заносчивость. Естественно, что этот внутренний конфликт Базарова отражается на его поведении. Когда его представили Анне Сергеевне, Базаров удивил даже своего друга, так как он заметно сконфузился ("…приятель его покраснел") Правда, Евгению самому было досадно" Вот тебе раз, бабы испугался!" Свою неловкость он прикрыл преувеличенной развязностью. На Анну Сергеевну Базаров произвел впечатление, хотя его "ломания в первые минуты посещения неприятно подействовали на нее".

Евгений не мог управлять своим чувством, не понимал, как себя вести, и его защитная реакция - цинизм. ("Этакое богатое тело - первый сорт") Такое поведение удивляет и сердит Аркадия, который тоже к тому времени успел влюбиться в Одинцову. Но Анна Сергеевна "обращалась с Аркадием, как с младшим братом, она ценила в нем доброту и простодушие молодости".

Для Базарова же, на наш взгляд, начался самый тяжелый период: сплошные споры, ссоры и разлады с Аркадием, да еще и новое непонятное чувство. В дни, проведенные в имении Одинцовых, Базаров очень много думал, оценивал собственные поступки, но не мог осознать полностью того, что в нем происходило. А тут еще и Одинцова кокетничала и дразнила его, что “сердце у него… рвалось”, и “кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней…”. Но когда Базаров решается признаться Анне Сергеевне в любви, то, увы, не находит взаимности и в ответ слышит только: “Вы меня не поняли”.

Тут-то и “расклеилась машина”, а ответная реакция нигилиста - опять-таки грубость”. Что такое Анна Сергеевна? Я у ней не нанимался! … Сам себя не сломал, так и бабенка меня не сломает. ” Его пытается поддержать его же “ученик”, Аркадий, но Базаров знает, что пути их разошлись и между ними давно установилось “лжеразвязное подтрунивание… - признак тайного неудовольствия и подозрения. ” Он со злой иронией говорит: ”Ты слишком возвышен для моего понимания,…и кончим тем…, для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан…”

В прощальной сцене с Аркадием Базаров хоть и сдерживал свое чувство, но все же, неожиданно для себя, расчувствовался. Предположение же Базарова, что Одинцова не приняла его любовь только из-за того, что она аристократка, не подтвердились, так как и простушка Фенечка не приняла его “любовной интрижки”.


Список использованной литературы

 

1. Батюто А.И. И.С. Тургенев - романист. - Л.: 1999. - 122 с.

2. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: 2000. - 485 с.

.   Билинкис Н.С., Горелик Т.П. "Дворянское гнездо Тургенева и 60-е годы ХIХ века в России" // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. - М.: 2001. - № 2, С.29-37.

.   Григорьев А. И.С. Тургенев и его деятельность. По поводу романа "Дворянское гнездо" // Григорьев А. Литературная критика. - М.: 2002.

.   Курляндская Г.Б. Тургенев и русская литература. - М., 1999.

.   Лебедев Ю.В. Тургенев. Серия ЖЗЛ. - М.: 1990.

.   Лотман Ю.М. Учебник по русской литературе для средней школы. - М.: "Языки русской культуры", 2000. - 256 с.

.   Маркович В.М. Между эпосом и трагедией / "Дворянское гнездо"/ // Под ред.В.М. Марковича И.С. Тургенев и русский реалистический роман XIX века. - Л.: 1990, С.134-166.

.   Одиноков В.Г. Проблемы поэтики и типологии русского романа XIX века. - Новосибирск: 2003. - 216 с.

.   Пумпянский Л.В. Романы Тургенева. Классическая традиция // Собрание трудов по истории русской литературы. - М.: 2000.

.   Тургенев в воспоминаниях современников. - М., 1983. Т.1-2.

.   Тургенев в современном мире. - М., 1997.

13. Тургенев И.С. <http://booksshop.ru/author/?book=205227> Дворянское гнездо <http://booksshop.ru/book/?book=205227>. - М.: Издательство: Детская литература, 2002. - 237 с.

14. Тургенев И.С. <http://booksshop.ru/author/?book=336552> Отцы и дети <http://booksshop.ru/book/?book=336552>. - М.: Издательство: АСТ, 2005. - 363 с.

15. Шаталов С.Е. Художественный мир И.С. Тургенева. - М.: 2003. - 212 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...