Социальная помощь Русской Православной Церкви детям и молодежи
Последние десятилетия были отмечены бурным развитием различных направлений социального служения Церкви. При многих храмах и монастырях возникли и успешно развивают свою деятельность благотворительные столовые, детские приюты, богадельни, патронажные службы. Созданы десятки сестричеств и братств, основной целью которых является оказание продовольственной, медицинской и другой помощи наименее социально защищенным категориям населения. 24-29 июня 2008 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» были приняты Определения Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, касающиеся работы с детьми и молодежью. В документе отмечается необходимсть уделять первостепенное внимание созданию новых и поддержке епархиями воскресных школ, православных учебных заведений, предоставляющих среднее образование (лицеев, гимназий), а также дошкольных воспитательных заведений (яслей и детских садов). Среди приоритетов работы с молодежью Собор назвал создание православных молодежных центров, которые, наряду с непосредственным попечением о молодых людях, могли бы заниматься разработкой и реализацией миссионерских, духовно-просветительных и воспитательных программ. Было признано целесообразным усилить координацию деятельности епархиальных и общецерковных структур, занятых работой с молодежью. Собор счел важным дальнейшее развитие молодежного паломничества, а также православных молодежных и детских организаций, включая спортивные и скаутские. Организации такого рода призываются к поддержанию тесной связи с Церковью, с тем, чтобы быть более действенным инструментом воцерковления детей и молодежи.
Основные направления деятельности Церкви с подрастающим поколением в наше время намечены патриархом Московским и всея Руси Кириллом в его речи 23 декабря 2009 на епархиальном собрании г. Москвы. Одним из первых направлений им названа работа священников по противодействию экстремизму и антисоциальному поведению в молодежной среде. Особое внимание, по мнению патриарха, следует уделить развитию молодежных организаций и поддержке их инициатив. В работе с детьми и юношеством, особый акцент следует делать на волонтерских проектах, привлечении молодых людей к социальной деятельности. Причем, работа с молодежью должна включать не только проведение разовых мероприятий, но и строиться на постоянной системной основе. Патриарх призвал также учитывать в работе индивидуальные особенности молодых людей, несхожесть молодежных аудиторий. Важно подходить к вопросам работы с юношеством в зависимости от степени их воцерковленности, жизненных приоритетов, возрастных интересов, готовности участвовать в социально значимых проектах. Для каждой молодежных групп необходимо продумывать свой план работы. При разработке такого подхода патриарх посоветовал учесть опыт московских молодежных православных организаций, обобщением которого занимается Комиссия по делам молодежи Московской Епархии. Именно она призвана помогать приходам и благочиниям решать задачи как теоретического, так и практического характера в сфере молодежного служения. По мнению патриарха помимо вовлечения молодежи в богослужебную, или социальную работу прихода полезным является организация кружков по интересам, занятий спортом, участие в приходских паломничествах. В этом же Докладе патриарха Московского и всея Руси Кирилла говорилось о необходимости введения института приходских молодежных лидеров.
О необходимости организации и усиления молодежной работы в Церкви говорилось на встрече Святейшего Патриарха Кирилла с духовенством Днепропетровской епархии 24 июля 2010 года: «Я думаю, что еще очень важно сейчас обращать внимание на подрастающее поколение…Самое главное - чтобы слово Церкви достигло молодого человека и производило на него впечатление более сильное, чем все то, что он слышит с улицы. Вот почему важна работа с молодежью. Нужно находить особый язык в разговоре с молодыми людьми, особенно с теми, кто не воспитан в православных семьях, кто приходит со стороны, кто приходит иногда уже искушенным какими-то соблазнами и создавшим себе в голове какие-то схемы, иллюзии. Необходимо говорить с этими людьми так, чтобы в их душе оставался след яркий и сильный. Вот почему я все время говорю о необходимости организации и усиления молодежной работы в нашей Церкви». (Слово Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с духовенством Днепропетровской епархии www.patriarchia.ru) Одним из важнейших направлений работы Русской Православной Церкви с детьми и молодежью является деятельность Воскресных школ. Воскресная школа — это место занятий детей прихода, где им в доступной форме преподаются основы христианской веры и библейские сюжеты. Главное место в работе этих школ занимает воспитание детей в христианских традициях. Воскресные школы создаются при приходах, монастырях, православных учебных заведениях. Их деятельность курирует Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, на местном уровне - епархиальный отдел религиозного образования. Руководителями Воскресных школ могут быть как настоятель или другой клирик данного прихода, так и мирянин. Однако ответственность за их деятельность несет настоятель прихода. Для создания условий эффективной воспитательной работы с детьми и молодежью на основе православных традиций в стране открываются Молодежные православные центры. Примером деятельности такого учреждения является Центр «Ковчег» в г. Костроме, который был создан ещё в конце 1995 года при Свято-Серафимовском братстве. Его целью стало создание условий для полноценной и планомерной воспитательной работы с детьми и молодежью на основе православных традиций. В центре работают студии: музыкальная, глиняной игрушки, плетения из лозы, аппликации на ткани, кукольная, православной кухни и другие. Их посещают более 250 детей в возрасте от 5 до 18 лет. При центре существует домовой храм в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского.
В последние годы в России создаются Православные группы в детском саду и православные детские сады. Целью их создания является духовно-нравственное воспитание детей, которое осуществляется путем ознакомления в доступной форме с христианским вероучением, библейской историей и богослужением, через участие в таинствах (еженедельное причащение по пятницам всей группой и по воскресеньям с родителями), посещение святых мест, чтение соответствующей художественной литературы, в посильном труде в группе, храме. Детские учреждения являются, по сути, начальной ступенью православного воспитания детей. Примером активной деятельности подобных учреждений служит Церковный детский сад N1 в Смоленской епархии, Православные группы в государственном детском саду N633 г. Москвы и др. В последние годы активно возникают Православные гимназии, школы и лицеи. Это средние учебные заведения, сочетающие общеобразовательные дисциплины с православными. Их основная цель - получение детьми полноценного среднего образования и воспитание их на основе духовно-нравственных традиций Православия. Одним из учреждений, активно работающих с детьми и молодежью является, Патриарший Центр Духовного Развития Детей и Молодежи. Еще в 1999 году Служба катехизации Московского Данилова ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви была преобразована в Центр духовного развития молодежи, руководителем которого был назначен насельник Московского Данилова монастыря игумен Иоасаф (Полуянов). В марте 2004 года Указом Святейшего Патриарха Алексия II Центру духовного развития молодежи Данилова монастыря был присвоен статус Патриаршего. Целью деятельности Центра является содействие формированию духовно развитой личности человека на основании христианских (православных) ценностей.
Приоритетными категориями граждан, охваченных деятельностью Центра, являются дети, подростки, молодежь в возрасте до 30 лет и молодые семьи. Центр ставит перед собой следующие задачи: 1. Содействие человеку в его всестороннем развитии на основании христианских (православных) ценностей, через освоение им русской православной и европейской христианской культур, в частности, национальных традиций семейного, общественного и церковного уклада жизни. 2. Помощь детям и молодежи в обретении ими самостоятельного опыта по построению христианской жизни человека как гражданина и семьянина. 3. Воспитание церковного и гражданского самосознания указанных категорий граждан, которое проявляется в: а) активном участии в церковной жизни и готовности работать над выполнением стоящих перед современной Русской Православной Церковью задач; б) активном участии в общественной жизни и в функционировании институтов гражданского общества; в) заботе об экономическом, культурном и духовном процветании страны. Основным содержанием работы Центра являются: - Образовательная и просветительская деятельность, направленная на решение задач духовного, культурного и гражданского развития человека. Она может осуществляться в рамках сотрудничества с государственными и негосударственными образовательными и иными учреждениями. - Формирование православной детско-юношеской и молодежной среды через: а) организацию многогранной работы в творческих мастерских, студиях военно-патриотических, спортивных, туристических клубах; б) приобщение молодежи к созидательному труду, творчеству и социальному служению; в) организацию духовно-ориентированного всесторонне наполненного досуга и отдыха для детей и молодежи. - Социально-психологическая помощь и поддержка семьи, детей и молодежи реализуется по следующим направлениям: а) подготовка молодежи к созданию здоровой семьи, рождению и воспитанию детей; б) помощь в преодолении трудностей развития, воспитания и образования, в том числе через сотрудничество с организациями социальной защиты, здравоохранения и иными организациями; в) помощь в преодолении последствий алкоголизма, наркомании, психологического травматизма и вовлечения в секты, в том числе через сотрудничество с организациями социальной защиты, здравоохранения и иными организациями. В рамках этого Центра создан Клуб детского и молодежного отдыха «Звезда Вифлеема». Главная цель его деятельности – разработка и создание инновационных методов воспитания детей, подводящих ребенка к свободному и ответственному выбору христианской веры и вступлению в Христианскую Традицию. Основная форма работы – детский лагерь в период школьных каникул и выездные тренинги на выходные дни.
Особое внимание Русская православная Церковь уделяет детям, оставшимся без попечения родителей. Современная картина внимания к этим детям неутешительна. Существующие государственные учреждения, в которых находятся такие дети, переполнены и испытывают серьезные финансовые затруднения. Кроме того они нуждаются в квалифицированных кадрах. К существующим проблемам добавляются трудности в общении, которые испытывают дети, оставшиеся без попечения родителей: социальный инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы. Дает о себе знать перегруженность этих детей отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения. К сожалению, растет и количество преступлений и правонарушений, совершенных несовершеннолетними. Проблема безнадзорности и беспризорности детей, оставаясь одной из острейших, решается, однако, крайне медленно. Поэтому внимание Церкви к данной категории детей неоценимо. В современных условиях статус православных приютов определён Типовым уставом, в котором подчеркивается, что они являются некоммерческими организациями, предназначенными для временного проживания, социальной реабилитации и духовно-пастырского окормления несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации. Приюты осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, традициями Русской Православной Церкви и Уставом. Учредителями Приютов являетсются религиозные организации. Несовершеннолетние, лишенные родительского попечения, принимаются в них независимо от их вероисповедания и от вероисповедания их родителей. Основными задачами православных приютов являются: - во-первых, создание благоприятных условий для общего и социального развития, духовного становления каждого ребенка, оказавшегося вне семьи; - во-вторых, налаживание религиозного образования, которое делится на две части – просвещение и воспитание. В настоящее время начинается по существу новый этап в милосердно-благотворительной деятельности Русской православной Церкви, который выражается в посильной заботе о детях, оставшихся без попечения родных, их воспитании и обучении через разветвленную сеть православных детских домов (приютов). Примером эффективной работы православного приюта является опыт Ковалевского Детского Дома в Нерехтском районе Костромской области. Цель данного учреждения - воспитание гармоничной, свободной и творческой личности гражданина и патриота, которое возможно лишь в лоне православной традиции, свидетельством чего является тысячелетняя история России. В настоящее время в детском доме более 40 детей, из них 8 воспитываются в православных семьях, проживающих в городе и районе. Основными задачами деятельности Дома являются: 1. Воспитание гармоничной личности на основе принципов православной педагогики 2. Создание благоприятных (комфортных) условий, приближенных к домашним, способствующих медико-педагогической и социальной адаптации детей-сирот. 3. Способствовать сохранению и укреплению соматического здоровья детей. 4. Обеспечение социальной защиты детей, оказание помощи в трудоустройстве и решении жилищно-материальных проблем выпускников. 5. Развитие индивидуальных особенностей детей, формирование навыков культуры и адекватных форм поведения. 6. Способствовать развитию социально-бытовых и коммуникативных навыков, формирование потребностей к саморазвитию и самореализации. 7. Создание условий для осознанного выбора и профессионального самоопределения воспитанников. Концепция воспитания Ковалёвского детского дома базируется на принципах: семья, Церковь, учеба, работа, трудовое воспитание спорт и экстремальный туризм и альпинизм. Все воспитанники разделены, на семейно-воспитательные группы-семьи, по 7 человек разного возраста. Каждая такая семья проживает в отдельной квартире на полном самообслуживании под руководством педагога - "мамы" и "папы", постоянно проживающими с детьми. Из спортивных достижений можно назвать следующие: в августе 2001 г на Восточную и Западную вершины г. Эльбрус (5642 м) воспитанники подняли флаг детского дома, феврале 2005 в Деском доме года открылся скалодром, на котором дети отрабатывают навыки спортивного скалолазания и промышленного альпинизма. Зимой постоянно действует лыжная секция, июле - августе 2005 г. группа детей вместе с о. Андреем поднялись на высочайшую гору Сибири - Белуху по Восточному скально-ледовому гребню. Последнее восхождение совершено в июле-августе 2006 г. на Памире. Группа воспитанников в сложнейших погодных условиях поднялась на высоту 6200 м, штурмуя пик Ленина. 23-24 февраля 2009 года в Детском доме были проведены первые открытые детско-юношеские соревнования по скалолазанию на базе крупнейшего в Центральной России скалодрома, посвящённые Дню Защитников Отечества. В соревнованиях принимали участие более пятидесяти юных спортсменов из Костромы, Иванова, Владимира и Нерехты. Соревнования проводились в четырех возрастных группах: до 12 лет включительно, до 14 лет включительно, до 16 лет включительно, старше 16 лет, в следующих видах: в боулдеринге, на трудность и на скорость. Таким образом, основными направлениями работы Ковалевского Детского Дома является духовное просвещение, оказание помощи в преодолении трудностей, образование. В целом, обобщая опыт Русской Православной Церкви в работе с детьми и молодежью, можно отметить многообразие форм и методов такой деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|